Как научиться владеть собой в стрессовых ситуациях. Как научиться управлять собой и своими эмоциями? Быть хозяином эмоций: подавлять или управлять

Трудно дать общие советы всем, кто хочет научиться владеть собой. Нет одинаковых людей, нет одинаковых ситуаций. Кто-то отличается высокой психологической устойчивостью, сравнительно легко переносит физические и психологические стрессы, переживания или невзгоды не выбивают его из седла. А другого даже простые житейские неприятности, небольшие конфликты на работе способны надолго вывести из состояния равновесия, ухудшить настроение и работоспособность.

В зависимости от физического состояния, здоровья, успехов в личной и трудовой жизни психическая устойчивость может существенно меняться. Поэтому в каждом конкретном случае рецепты ее сохранения различные и индивидуальные. Тем не менее, желающим научиться управлять своими эмоциями и настроением, овладеть быстрыми способами снижения излишней внутренней напряженности, можно рекомендовать относительно несложные приемы саморегуляции, самоконтроля и тренировки внимания.

Несмотря на кажущуюся простоту предлагаемых упражнений, овладение ими и успешное их использование зависят от того, насколько серьезно вы отнесетесь к занятиям. Тренировка должна проводиться с такими же систематичностью и упорством, как и физические упражнения. Только в этом случае можно добиться существенного повышения психологической устойчивости.


1. Контроль внешних проявлений эмоций

Приглядитесь к своим движениям, осанке, позе, рукам, ведь внешний вид - это зеркало нашего внутреннего состояния. Корректируя его, можно воздействовать на свое психическое состояние. Чаще всего нам мешает излишняя психическая напряженность, меняющая наш облик не в лучшую сторону. Вот упражнения, которые можно использовать для снятия излишней психической напряженности, для эмоциональной разрядки.

  • Начните с лица. Посмотрите на себя мысленно - как бы со стороны - или загляните в зеркало. Избавьте лицо от ненужных внутренних «зажимов». Сделайте вдох, задержитедыхание на 10-15 секунд. После выдоха проведите по лицу рукой, словно бы убирая остатки напряженности, тревоги, раздражения. Вспомните об улыбке - поднимите уголки губ вверх, «улыбнитесь» глазами. Не забывайте, что ваше лицо выглядит так более привлекательным.
  • Психическая напряженность может проявляться и в нашей речи. Следите за своим голосом, не переходите на очень низкий или высокий тембр. При сильном волнении темп речи обычно убыстряется, мысль опережает словесное ее выражение. Учитывая это, контролируйте темп речи, ее замедление действует успокаивающе.
  • Не позволяйте себе «депрессивную» походку и осанку: сутулиться, опускать вниз голову, втягивать ее в плечи. Проверьте состояние ваших рук, пальцев. Они должны быть спокойными. Нервное движение пальцев не только усугубляет напряженность, но и выдает ваше состояние.

После такого самоконтроля за внешними проявлениями психического состояния следует научиться управлять направленностью сознания , т. е. отвлечению от эмоционально значимых ситуаций, угнетающих мыслей и воспоминаний.


2. Управление нервно-психической напряженностью и настроением

Для ее снижения можно воспользоваться дыхательными упражнениями, предполагающими длительную задержку дыхания. Они выполняются сидя, стоя и лежа.

  • Упражнение 1. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание (5-6 секунд), напрячь мышцы тела, затем медленный выдох и расслабление всех мышц. Повторить 9-10 раз, стараясь с каждым разом увеличить время задержки дыхания, выдоха и расслабления.
  • Упражнение 2. Сделать медленный и глубокий вдох, напрягая мышцы. Пауза - 2-3 секунды, затем быстрый выдох и стремительное расслабление всех мышц. Выполнять 2-3 минуты.
  • Для снятия напряженности можно также использовать сжимание и разжимание пальцев, вращение расслабленными кистями, стопами, плечами, головой, микронапряжение отдельных мышечных групп, всевозможные упражнения на расслабление мышц лица.
  • Если вы испытываете вялость, у вас пониженный мышечный и психический тонус, то для активизации психофизического состояния можно использовать следующий прием: на вдохе максимально расслабить все мышцы, в особенности лица, рук, плечевого пояса, далее сделать «форсированный» (короткий, резкий) выдох с сильным и быстрым напряжением мышц тела, после чего расслабиться.

Для улучшения своего настроения можно воспользоваться приемами активизации приятных воспоминаний - «Репродукцией положительных эмоций». Для этого, находясь в удобном положении и закрыв глаза, расслабиться. Дышать ровно и спокойно. Ярко представить себе пейзаж или ситуацию, которые связаны у вас с положительными эмоциями, ощущением психологического комфорта, например прогулку по тенистому саду, тихую лесную поляну, купание в море, отдых на теплом песке пляжа и т. д. Другими словами, достаньте из «банка положительных воспоминаний» то, что действует на вас успокаивающим образом. На этом фоне произносите любую выбранную вами фразу, которая характеризует аутогенную тренировку.

«Я совершенно спокоен(а)...» (Вспомните чувство приятного покоя, когда-либо вами испытанного.)
«Меня ничто не тревожит...» (Вспомните чувство безмятежного покоя или умиротворения.)
«Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха...» (Почувствуйте это расслабление, удобная поза должна способствовать этому.)
«Все мое тело полностью отдыхает...» (Вспомните чувство приятного отдыха и расслабления, когда вы лежите в теплой ванне.)
«Я совершенно спокоен(а)...» (Думать о покое и отдыхе.)

Этот прием помогает обратиться к своим внутренним психоэнергетическим ресурсам для восстановления психологической «свежести», состояния «обновления». Однако чтобы использовать данные ресурсы, сначала нужно накопить в своей памяти как можно больше «ресурсных» сюжетных представлений, связанных с положительными эмоциями, ощущениями хорошего настроения, высокой работоспособности и комфортности. Поэтому заблаговременно сформируйте для себя личный «банк положительных эмоций», сюжетные образы ситуаций, соотносимые с яркими эмоциями и переживаниями радости, успеха, счастья и душевного благополучия. Бережно храните свои «сокровища» и почаще проверяйте, не потускнели ли они со временем.

Если избавиться от нежелательных эмоций не удается, воспользуйтесь приемом, рекомендованным врачом К. В. Динейкой (1987).

Лежа на спине, расслабьте мышцы, закройте глаза, постарайтесь почувствовать состояние истомы и сосредоточьтесь на нежелательной эмоции. Вдыхая, мысленно скажите: «Я сознательно осваиваю силу этой эмоции». Задержите дыхание и мысленно проговорите: «Сила этой эмоции подчинена мне», при этом 3 раза выпятите и втяните живот. Во время выдоха (через слегка округленный рот) 2-3 раза произнесите мысленно: «Я могу управлять своими эмоциями».

Затем стоя (ноги врозь) сделайте полный вдох, медленно поднимая руки вверх. Оставайтесь в этом положении и не дышите 3-4 секунды (пальцы рук сжаты в кулак). После этого нужно быстро наклониться вперед (ноги прямые), расслабленно опустить руки вниз. Резко выдохнуть, произнеся короткое «ха». Выпрямиться, делая вдох и поднимая руки вверх. Выдох следует делать через нос, опуская руки вниз. Повторить 3-4 раза. Упражнение необходимо выполнять 23 раза в течение дня.

Эффективность данного упражнения К. В. Динейка объясняет тем, что между эмоциями и процессами дыхания имеется рефлекторная взаимосвязь . Медленный, полный вдох способствует охранительному возбуждению, а словесная формула при вдохе играет роль психодинамического раздражителя, направленного на осознание силы нежелательной эмоции, которую следует преобразовать в положительную энергию. Движения диафрагмы массируют солнечное сплетение, что улучшает венозный отток из брюшной полости и питание сердца. На этом фоне произносимая фраза укрепляет волю и уверенность в успехе.

3. Управление психическим состоянием с помощью переключения внимания

Внимание - важнейшее условие успешного выполнения любого вида деятельности. Оно необходимо человеку в его трудовой, учебной и повседневной жизни - в быту, общении, во время отдыха. Без него невозможна интеграция психической деятельности, произвольная и непроизвольная направленность нашего сознания.

Внимание обеспечивает точность и полноту восприятия, способность избирательного извлечения из памяти нужной информации, выделение главного и существенного, принятие правильных решений. Также оно регулирует протекание всех психических процессов и сознательное поведение человека. Именно поэтому тренировка внимания необходима для укрепления памяти, внешнего и внутреннего контроля, для развития способностей психической саморегуляции, в том числе и управления стрессовыми состояниями.

Упражнения на внимание не требуют сложного инвентаря или специального помещения. Их можно выполнять наедине с собой в любое время дня, лишь бы была возможностьнемного помолчать и погрузиться в свои мысли. Объектом внимания выступают ваше тело или предметы, находящиеся на близком или достаточно отдаленном от вас расстоянии.

К. С. Станиславский предложил все пространство внимания условно разделить на четыре круга:

  1. большой - все обозримое и воспринимаемое пространство;
  2. средний - круг непосредственного общения и ориентировки;
  3. малый - это ваше «Я» и ближайшее пространство, в котором оно пребывает и действует;
  4. внутренний - это мир ваших переживаний и ощущений.

Переключение внимания с большого круга на средний, малый и на внутренний - прекрасное упражнение для тренировки самоконтроля. Это один из приемов, который можно использовать для отдыха, восстановления психологической устойчивости и профилактики эмоционального истощения. Переключение внимания позволяет перестраивать ход мыслей, характер ощущений, снижать когнитивную напряженность, тем самым способствуя произвольному изменению и психической напряженности. Рассмотрим некоторые из таких упражнений.

3.1. «Прожектор» . Выбрать какую-либо точку в большом и точку в малом круге внимания. Представить, что вы в состоянии глазами послать пучок света (наподобие луча прожектора), который может осветить что угодно с колоссальной силой и яркостью. Когда «луч» нацелен на что-нибудь, ничего другого уже не существует, все прочее погружается во тьму. Этот «прожектор» - ваше внимание! Теперь совершайте взмахи «прожектором» от первой точки ко второй и обратно. Темпоритм взмахов может варьироваться от 1 секунды до нескольких в зависимости от степени овладения упражнением, т. е. способности поймать каждую точку при предельной концентрации внимания.

3.2. «Непрерывное созерцание» . В удобной, свободной позе в течение 1-5 минут пристально рассматривайте какой-либо не слишком сложный предмет, стремясь найти в нем как можно больше деталей. При этом допускается моргать сколько угодно, но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Повторяйте упражнение, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на нем.

3.3. «Ритмичное созерцание» . Выберите любой объект - предмет. На вдохе пристально вглядывайтесь в него, осветите его внутренним «прожектором»; на выдохе закрывайте глаза и постарайтесь стереть впечатление. Проделайте упражнение 30-50 раз. После усвоения данного ритма выполняйте все наоборот: созерцание - на выдохе, «стирание» - на вдохе. Можно менять не только ритм, но и темп упражнения.

3.4. «Мысленное созерцание» . Не прерываясь или ненадолго отвлекаясь на что-нибудь, созерцайте любой предмет в течение 3-4 минут. Затем, закрыв глаза, постарайтесь вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях. После этого откройте глаза и сличите «оригинал» с «копией». Повторите упражнение 5-10 раз. Цель упражнения - добиться отчетливого внутреннего видения. Далеко не всем удается такая задача.

3.5. «Внутренний прожектор» . Находясь в удобной, расслабленной позе, сфокусируйте внимание на любой части своего тела, «осветите» ее лучом «прожектора», отключитесь от внешних шумов, посторонних мыслей, погрузитесь в ощущение созерцаемого (1-3 минуты). Оставаясь во внутреннем круге внимания, переместите «прожектор» на другую часть тела, «вживитесь» в это телесное ощущение. Помимо тренировки внутреннего внимания данное упражнение способствует контакту со своим физическим «Я».

3.6. «Фокусировка» . Удобно расположитесь в кресле, глаза открыты или закрыты. По команде: «Тихо» сконцентрируйте внимание в течение 10-20 секунд на какой-либо точке или части своего тела. Затем переведите внимание на другую ближайшую к ней часть/точку. Например, последовательно сосредоточивайтесь на руке, пальце и др. Упражнение помогает научиться управлять вниманием и развивает самоконтроль.

3.7. «Зеркало» . Сядьте перед зеркалом прямо, без напряжения. Дышите равномерно. На зеркале мысленно отметьте точку на уровне бровей. Сосредоточьте внимание на ней, смотрите на точку не мигая, прямо, не напрягая мышц лица. При появлении потребности моргать следует отдохнуть, направляя взгляд вдаль. После долгой сосредоточенности на точке изображение лица в зеркале начинает расплываться. Закройте глаза и в мыслях образно воспроизведите картины природы, представьте себя здоровым, жизнерадостным.

Позитивное мышление придает поведению в трудных ситуациях уверенность. Оно создает почву для преодоления жизненных стрессов, потому что человек получает возможность рассматривать затруднительную ситуацию более здраво и оптимистично; настроение и чувства «подпитываются» такими ресурсами, как вера, надежда и оптимизм.

Ничто так не преуменьшает ресурсы стрессоустойчивости, как собственная неуверенность, заниженная самооценка. Вера в собственные возможности способствует мобилизации резервных возможностей человеческой психики. Неуверенность же в себе проявляется в действиях, поступках, чувствах, поэтому очень важно уметь не поддаваться плохому настроению, апатии, бездеятельности, всегда держать себя в руках, верить в свои способности, найти нечто положительное в любых обстоятельствах.

Мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на сценарий жизни человека. Они проявляются не только в поведении, переживаниях, но также в установке и готовности преодолевать жизненные стрессы.

Для начала необходимо:

  1. Выявить иррациональные мысли и убеждения, причиняющие или усиливающие страдание и душевный дискомфорт.
  2. Провести самоанализ внутреннего диалога и устранить из него все деструктивные речевые обороты, обращения к себе (мысли-образы), в которых сквозят обреченность, самобвинения, самоуничижение, отсутствие веры и надежды на успех, которые проникнуты отрицанием ресурсов поддержки и преодоления стрессовых ситуаций. Например, «я ничего не могу изменить в своей жизни», «я всегда совершаю ошибки и не могу простить себе этого», «я не верю, что жизнь моя может измениться к лучшему», «я несчастлив и всегда буду таким...», «мне никто не может помочь, все люди жестокие и эгоистичные», «у меня нет никаких сил...», «я не заслуживаю ничего хорошего», «меня никто не хочет понять, я всегда буду одиноким человеком» и т. д.
  3. Заменить их на конструктивные или позитивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах. Для этого потребуется преобразование не только внутренней речи (диалога с собой), но и внешней, обращенной к другим лицам, социуму, Вселенной (табл. 1).

Таблица 1. Переделка негативного мышления

Негативные, иррациональные мысли, неконструктивные суждения Формулы позитивного мышления, рациональные суждения, установки
Меня раздражают «глупые» клиенты я не могу справиться со своим раздражением Хорошо, что не все клиенты трудные. Мое раздражение это проявление моей большой эмоциональной энергии, и я могу научиться управлять этой силой. Я смогу, если захочу, овладеть приемами эффективного общения с «трудными» клиентами
Бесконечные стрессы - это ужасно! Стрессы - это аромат и вкус жизни (Г. Селье)
От меня слишком много требуют мои руководители Руководители верят в мои силы и возможности
Моя работа отнимает у меня слишком много сил Каждому дается по его силам. Многие люди не имеют ни работы, ни столько силы, сколько есть у меня

Позитивное мышление оптимиста во всем находит положительную сторону и, исходя из этого, составляет план действий, отталкиваясь от настоящего момента. В этом случае жизнь и события неизбежно имеют свой оправданный смысл. Как сказал Питер Лоуренс, «У оптимистов сбываются мечты. У пессимистов - кошмары».

Тот, кто зациклен на прошлых неудачах и предрекает себе такое же в будущем, не сможет переломить ход событий в свою пользу и попадает в «ловушку» ожидаемых разочарований и новых поражений. Осуждающий себя, жизнь и других людей за прошедшие события упускает шанс развить в себе важнейший ресурс стойкости - качество оптимизма.

Умение позитивно мыслить - ваш индивидуальный ресурс, который может поддерживать вас в любых когнитивно сложных и эмоционально напряженных ситуациях.

Об эмоциях говорят разное: кто-то – что «эмоции мешают жить», другие сетуют на свою гиперэмоциональность, третьи, на фоне популярных сейчас книг и статей на тему эмоционального интеллекта , стараются повысить не только IQ (intelligence quotient), но и EQ (emotionality quotient)… Сами по себе эмоции — вещь незаменимая, но иногда они слишком сильны — и это вредит и «владельцу», и окружающим.

Я не очень люблю выражение «держать эмоции под контролем» (мне видится в нем какое-то давление на личность), но ведь факт остается фактом: контролировать эмоции и чувства можно и нужно. Умение держать себя в руках и сохранять ясный и свободный от сиюминутных вспышек эмоций ум — это ценится в любой ситуации и в любом месте: и на работе, и в семье. Предлагаю сегодня поразмышлять на эту тему: как научиться владеть собой?

Держать эмоции под контролем: зачем вообще нужны эмоции?

Как раз в дни, когда была задумана эта статья, я посмотрела фильм «Король говорит» об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания. Сюжет не говорит о том, как научиться владеть собой, прямо, но одна мысль показалась мне созвучной. Когда будущий король приходит на прием к врачу, тот спрашивает о самом раннем воспоминании, чтобы понять причину, по которой герцог заикается. Доктор уверяет, что никто не начинает заикаться просто так.

И ведь правда – ничего не бывает просто так, все имеет причину, ничто не появляется на пустом месте.

Человек, который считает, что ему нужно научиться владеть собой, скорее всего имеет в виду, что случаются моменты, когда он просто не в состоянии контролировать свои эмоции и чувства. Он перестает быть хозяином эмоций. Эмоции (чаще негативные) становятся хозяином его самого, а он — их заложником.

Почему же возникают эти негативные эмоции? Они имеют свою причину (иногда она тоже, как и заикание, уходит корнями в детство), которую нельзя игнорировать. Возникшая негативная эмоция – это красная лампочка, которая сигнализирует: что-то не в порядке, какая-то потребность не удовлетворяется. Какая? Ваша задача ее найти (возможно, вместе со специалистом) – не игнорировать ее, а сесть за стол переговоров с этой эмоцией и обнаружить: что не так?

Мне нравятся слова Юнга: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». Юнг говорит о депрессии, но слова можно отнести и к любой другой тревожащей эмоции.

Быть хозяином эмоций: подавлять или управлять?

Многие путают и считают, что подавлять и управлять своими эмоциями – одно и то же . Подавлять – это значит не считать важными, не уделять внимания, запрещать себе разбираться, что со мной происходит.

Управлять эмоциями – значит к месту их проявлять: ведь иногда они бывают неуместны, могут обидеть других людей, не дают спокойно подумать над ситуацией. Владеть своими эмоциями — это также значит понимать и учитывать, что порой слишком интенсивные эмоции – следствие нехватки отдыха, недосыпа, голода, усталости, болезни…

Научиться владеть собой: 4 упражнения

1. Начните с лица. Если хотите быстро взять негативную эмоцию под контроль, то начните с … изменения лица и мимики. Как это работает? Обычно мы хотим победить какую-то негативную эмоцию – злость, раздражение и др. Чтобы убрать ее – нужно «сменить» лицо, придав ему выражение той эмоции, к которой вы стремитесь. К примеру, улыбнитесь, расправьте морщинки на лбу, расслабьте челюсти, если вы злитесь или очень расстроены. Затем начните дышать ровно, снизьте темп речи, смягчите интонации.

Мозг сначала удивится: что происходит – внутри все кипит, но лицо и тело выражают положительные эмоции? Но потом внутреннее состояние «подтянется» за внешним: улыбкой и правильной расслабленной мимикой можно управлять своими эмоциями. Мне нравится этот способ своей простотой, и несколько раз он меня здорово выручил.

Улыбнитесь — и настроение улучшится, а эмоции придут в норму

2. Чтобы было легче держать неприемлемые эмоции под контролем, осознайте их скрытый смысл или бессмысленность. Страх, злость, сильнейшая обида, жуткое раздражение, расстроенность… Иногда такими состояниями человек преследует свои цели – к примеру, добиться внимания к себе, помощи, получить свое; причем делается это часто неосознанно. Понаблюдайте за собой и ответьте честно: какие скрытые выгоды получаете от собственных эмоций вы? Если их не находится, то задайте себе другой вопрос: а для чего тогда, собственно, так переживать, злиться, обижаться?.. По сути эти эмоции лишь нанесут вред тому, кто их чувствует – и больше ничего.


Созерцание воды успокаивает само по себе. Не зря беспокойным людям советуют иметь дома аквариум или небольшой фонтанчик

3. Визуализируйте эмоцию. Научиться владеть собой поможет простое упражнение: представьте свою бурную эмоцию в виде огня – почувствуйте, насколько большой это костер и как от него жарко. Затем визуально обрушьте на этот костер огромную струю воображаемой воды – потушите его, так, чтобы не осталось ни одного тлеющего уголька.

4. Используйте чувство юмора. Иногда чувство юмора способно снимать напряжение конкретной ситуации, лучше осмысливать ее и, как следствие, помогает держать эмоции под контролем. Не накручивайте себя, а посмейтесь. Иногда бывает трудно пошутить и самому мысленно посмеяться над этой шуткой, особенно если страсти зашкаливают — если не можете прибегнуть к собственному чувству юмора, прибегайте к чувству юмора других: сядьте поудобнее и 20 минут читайте смешные анекдоты или посмотрите до ужаса смешной видео-ролик или фильм.

А можно не только учиться держать эмоции под контролем, но и исключать поводы для появления и проявления негативных переживаний. К примеру, если вы знаете, что каждый поход на рынок выжимает все силы, и вы обязательно будете раздражены медлительностью или настойчивостью продавцов, выберете другой вид покупок – покупайте через интернет с доставкой или перепоручите эту обязанность членам семьи, кому это не составляет такого труда, как вам. Если такие бурные всплески эмоций вызывает работа – то, возможно, это сигнал, чтобы ее сменить ? А может, не только работу, но и сферу деятельности?

А что помогло вам научиться владеть собой? Легко ли держать свои эмоции под контролем?

Можно не сдерживать эмоций, злиться, кричать, хохотать, плакать навзрыд и громко возмущаться. Вы думаете, что такая искренность нравится кому-нибудь? Только вашим врагам приятно наблюдать за этим спектаклем. Учимся управлять эмоциями!

Порой, поддавшись эмоциям или позволив себе пойти на поводу у ложных чувств, мы совершаем поступки, в которых впоследствии раскаиваемся. При этом мы оправдываемся, что утратили над собой контроль, поэтому эмоции взяли верх над разумом. То есть не мы управляли эмоциями, а они нами.

Так ли уж это плохо? Пожалуй, ничего хорошего в отсутствии самоконтроля нет. Люди, не умеющие держать себя в руках, сохранять самообладание и подчинять чувства своей воле, как правило, не добиваются успехов ни в личной жизни, ни в профессиональной сфере.

Они , не задумываясь о завтрашнем дне, и их расходы часто намного превышают доходы.

Несдержанные люди вспыхивают, как спичка, при любой ссоре, не в состоянии вовремя остановиться и пойти на компромисс, чем заслуживают репутацию конфликтного человека. При этом они еще и разрушают свое здоровье: врачи утверждают, что многие болезни имеют прямую связь с такими негативными эмоциями, как злость, и пр. Их предпочитают избегать люди, для которых дороги собственные покой и нервы.

Люди, не привыкшие себя ограничивать, проводят слишком много свободного времени в пустых развлечениях и бесполезных разговорах. Если они дают обещания, то сами не уверены, смогут ли их выполнить. Неудивительно, что в какой бы сфере они ни работали, профессионалами своего дела они бывают редко. И причиной всему ―отсутствие самоконтроля.

Развитое чувство самоконтроля позволяет в любой ситуации сохранять холодную голову, трезвые мысли и понимание, что чувства могут оказаться ложными и привести в тупик.

Случаются и ситуации, когда скрыть свои эмоции нам необходимо в собственных интересах. «Иногда я лиса, иногда ― лев, ― говорил французский полководец . ― Секрет... в том, чтобы понять, когда быть одним, когда ― другим!».

Люди, владеющие собой, заслуживают уважения и пользуются авторитетом. С другой стороны, многим они кажется черствыми, бессердечными, «бесчувственными чурбанами» и …непонятными. Куда понятнее нам те, кто время от времени «пускается во все тяжкие», «срывается», теряет контроль над собой и совершает непредсказуемые поступки! Глядя на них, и мы кажемся себе не такими уж слабыми. Тем более, что стать сдержанным и волевым не так легко. Вот мы себя и успокаиваем себя, что жизнь людей, которые руководствуются разумом, а не чувствами, безрадостна, а значит, несчастна.

О том, что это не так, свидетельствует эксперимент, проведенный психологами, в результате которого они пришли к заключению: люди, которые могут преодолеть себя и устоять от сиюминутного соблазна, более успешны и счастливы, чем те, кто не в состоянии справиться с эмоциями.

Эксперимент носит имя Мишеля Уолтера ― психолога из Стэндфордского университета. Еще он известен как «зефирный тест», потому что один из его главных «героев» – обычный зефир.

В эксперименте, проведенном в 60-х годах прошлого века, участвовали 653 ребенка 4-летнего возраста. Их поочередно заводили в комнату, где на столе в тарелке лежал один зефир. Каждому ребенку говорили, что он может съесть его прямо сейчас, но если он подождет 15 минут, то получит еще один, и тогда сможет съесть оба. Мишель Уолтер оставлял ребенка на несколько минут одного, а затем возвращался. 70% детей съели один зефир до его возвращения и лишь 30 его дождались и получили второй. Любопытно, что такое же процентное соотношение наблюдалось в ходе подобного эксперимента еще в двух странах, где он проводился.

Мишель Уолтер следил за судьбой своих подопечных и через 15 лет пришел к заключению, что те, кто в свое время не поддался искушению получить «все и сейчас», а смог себя контролировать, оказались более обучаемы и успешны в выбранных ими областях знаний и интересов. Таким образом, был сделан вывод, что способность к самоконтролю существенно повышает качество жизни человека.

Ицхак Пинтосевич, которого называют «тренером успеха», утверждает, что тот, кто не властен над собой и своими действиями, должен навсегда забыть об эффективности.

Как научиться управлять собой

1. Вспомним о «зефирном тесте»

30% 4-летних детей уже умели . Эта черта характера досталась им «от природы» или же это умение воспитали в них их родители.

Кто-то сказал: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». И действительно, мы хотим видеть своих детей сдержанными, а сами устраиваем перед их глазами истерики. Говорим им, что они должны воспитывать в себе силу воли, а сами проявляем слабохарактерность. Напоминаем, что они должны быть пунктуальными, и каждое утро опаздываем на работу.

Поэтому начинаем учиться контролировать себя с того, что внимательно анализируем свое поведение и выявляем «слабые места» - где именно мы позволяем себе «распуститься».

2. Составляющие контроля

Вышеупомянутый Ицхак Пинтосевич считает, что для того чтобы контроль был эффективным, он должен включать в себя 3 составляющих:

  1. Быть честным с самим собой и не питать иллюзий в отношении себя;
  2. Контролировать себя следует систематически, а не от случая к случаю;
  3. Контроль должен быть не только внутренний (когда мы контролируем себя сами), но и внешний. Например, мы пообещали решить задачу в такой-то срок. И, чтобы не оставить себе лазейку для отступления, объявляем об этом в кругу коллег. В случае если мы не уложимся в озвученное время, платим им штраф. Опасность лишиться приличной суммы послужит хорошим стимулом для того, чтобы не отвлекаться на посторонние дела.

3. Записываем на листе главные цели, стоящие перед нами, и кладем (или вешаем) его на видное место

Каждый день контролируем, насколько нам удалось продвинуться к их воплощению.

4. Наводим порядок в своих финансовых делах

Держим на контроле кредиты, вспоминаем, нет ли у нас долгов, которые срочно нужно погасить, сводим дебет с кредитом. Наше эмоциональное состояние довольно сильно зависит от состояния наших финансов. Поэтому чем меньше будет неразберихи и проблем в этой области, тем меньше мы будем иметь поводов для того, чтобы «выйти из себя».

5. Наблюдаем за своей реакцией на события, вызывающие в нас сильные эмоции, и анализируем, стоят ли они наших переживаний

Представляем себе худший вариант и понимаем, что он не столь страшен, как последствия нашего неадекватного и необдуманного поведения.

6. Делаем все наоборот

Мы рассердились на коллегу, и нас так и подмывает сказать ему «пару теплых слов». Вместо этого приветливо улыбаемся и говорим комплимент. Если нам стало обидно, что вместо нас на конференцию отправили другого сотрудника, не злимся, а порадуемся за него и пожелаем счастливого пути.

С самого утра нас обуяла лень, и – включаем музыку, и беремся за какое-то дело. Одним словом, поступаем вопреки тому, что подсказывает нам эмоция.

7. Известная фраза гласит: мы не можем изменить обстоятельства, но можем изменить свое отношение к ним

Нас окружают разные люди, и не все они доброжелательны и справедливы к нам. Мы не можем расстраиваться и негодовать каждый раз, когда встречаемся с чужой завистью, злостью, грубостью. Необходимо смириться с тем, на что мы повлиять не в силах.

8. Лучший помощник в овладении наукой самоконтроля – медитация

Как физические упражнения развивают тело, так медитация тренирует ум. Посредством ежедневных медитативных сеансов можно научиться избегать негативных эмоций, не поддаваться страстям, мешающим трезвому взгляду на обстоятельства и способным разрушить жизнь. С помощью медитации человек погружается в состояние спокойствия и достигает гармонии с самим собой.

Умение владеть собой – настоящее искусство. Сегодня ценится человек, настроенный на позитив. Но даже у самых жизнестойких из нас бывают не самые лучшие минуты. Что же делать с чувствами, которые принято называть отрицательными, как научиться владеть собой и своими эмоциями в любых ситуациях?

Считается, что с негативом надо любыми способами бороться, а позитивные эмоции, напротив, взращивать. У психологов иное мнение: без печали не будет и радости. Подавлять, маскировать отрицательные эмоции – путь к серьезным психологическим проблемам. Как быть? Научиться принимать и осознанно управлять «оборотной стороной медали». Секреты освоения этого искусства рассмотрим на конкретных примерах.

Как не обижаться на людей и отпустить ситуацию

Причины для обиды можно найти в каждом дне своей жизни. Вас не позвал в гости старый приятель, подруга в честь дня рождения написала смс, а не позвонила. Коллеги на корпоративе проигнорировали вашу шутку; муж отказал в простой просьбе; знакомый не поблагодарил за оказанную услугу. Это чувство делает объемную, разноцветную и насыщенную картину бытия черно-белой. Все в ваших глазах становится просто и ясно: вот я – белый и пушистый, щедрый и бескорыстный, а вот – гадкие люди и такой же мир вокруг. Чего скрывать, чувствовать себя хорошим среди плохих, испытывать праведный гнев по отношению к обидчику, воспроизводить в голове сцену бурного покаяния, сладко.

Но конечный итог всегда один – внезапно человек обнаруживает, что добровольное состояние жертвы «съело» его душевные силы и время, которое можно было использовать с гораздо большей пользой. К счастью, выйти из этого состояния не так сложно, как может показаться.

Обида и боль в душе

Главная опасность чувства обиды – прокручивание в голове одной и той же ситуации, зацикливание на личности обидчика. Это приводит к тому, что обида разрастается сверх меры, принося все больший и больший вред. Причина «хождения по кругу» кроется в вас самих. Считая, что не имеете права обижаться, что заслужили такое обращение, вы пытаетесь скрыть факт обиды от себя и окружающих. Оставить такой подход! Будучи честным перед собой, разобравшись в собственных чувствах, скажите себе и (пусть даже про себя) виновнику дискомфорта: «Я обиделся». Осознание и признание причины, вызвавшей в вас бурю, ее и остановит.

Понять, простить

Преодоление обиды невозможно без «отпущения грехов» обидчику. А сделать это можно, только встав на его место, поняв его мотивы. Взгляните на ситуацию с другой стороны. Быть может, обида была нанесена случайно, и на самом деле человек не хотел вас задеть? Если это так, стоит ли тратить душевные силы на случайности?

«Я у себя один»

Прежде чем надувать губы, подумайте о последствиях для себя любимого.

  • Во-первых, с теми, кто обижается по любому поводу, не особо жаждут общаться окружающие.
  • Во-вторых, быть может, повод не так уж и серьезен. Тогда зачем вообще тратить на это свои драгоценные нервы?

Дело во мне

А что, если у вас самого «рыльце в пушку»? Вы случайно могли спровоцировать человека на такую реакцию или предъявили слишком высокие требования. Будьте честны с собой. И помните, что признание ошибок и более лояльное отношение к ближнему принесут облегчение и вам.

Как научиться управлять гневом и обидой

На протяжении жизни вы не раз и не два встречались со злостью. Своей. При неумелом обращении это чувство может изрядно наломать дров. Но если научиться управлять гневом, он вполне может стать помощником, а не врагом, позволяя самосовершенствоваться, лучше понимать себя и мотивы собственных поступков, мотивировать на новые свершения. А потому, если что-то выводит вас из себя, воспользуйтесь тактикой приручения, дабы прослыть уравновешенным человеком и получить выгоду даже из самой неприятной ситуации.

Оставить борьбу!

Когда «накатывает», чаще всего человек всеми способами старается успокоиться. Зря. В этом случае гроза должна утихнуть естественным путем. Признайте, что вы вправе и на такое чувство. Принятие негативной реакции перемещает внимание на решение проблемы, экономя силы на тщетную борьбу со стихией.

Выпустите пар

Но так, чтобы не причинить при этом вреда на себе, ни окружающим: пройдитесь, позвоните приятелю, сделайте тройку глубоких вдохов-выдохов, закрыв глаза. Не менее действенно – мысленно представить себя бросающим на смертных гром и молнию. Нравится ли вам это краснеющее, едва ли не взрывающееся существо с искаженным лицом? Затем представьте, как умело подавляете гнев, проявляя чудеса самодисциплины. Визуализация не позволяет злости брать верх, помогая вернуться в обычное состояние.

Расставляйте приоритеты, сосредоточившись на решении, а не на проблеме

Снова и снова возвращаться к тому, что раздражает, либо жаловаться на раздражителя легко и даже приятно. Но на деле это только вредит, мешая развиваться и занимать в собственной жизни активную, взрослую позицию. Вместо этого извлеките из сложившегося уроки, чтобы впредь быть изобретательнее и умнее.

Вспомните, что вы – «человек разумный»

Иными словами, тщательно изучите все пусковые механизмы своего гнева, заранее продумайте все «пути отступления». Например, если вас выводит из себя коллега, громко и долго говорящая по телефону в рабочем кабинете, используйте ее беседы в качестве перерыва в работе. Злость мало кому понравится, а предугадывая взрывоопасные моменты, вполне реально оставаться собранным и спокойным.

Как выйти из уныния и апатии

Уныние, апатия… Оказывается, и от этих эмоций бывает польза. Все это – естественный процесс, который запускается самим организмом в целях самозащиты. Экономный на эмоции и активность режим позволяет пережить тяжелые моменты с минимальным ущербом, чтобы в будущем с удвоенной силой радоваться, мечтать и надеяться. Справиться с тяжелым периодом может тот, кто даже в самые кризисные моменты не забывает: жизнь дается лишь однажды. Напомнить об этом помогут честные ответы на приведенные ниже вопросы. Кстати, брать интервью у себя лучше всего каждый вечер, а не только при приступах меланхолии, в качестве профилактики.

  • Чему я научился сегодня?

Назвать этот вопрос легким могут лишь школьники и самые ответственные студенты. А вот те, кто постарше, наверняка задумаются. Вы перестанете чувствовать вкус к жизни, если изо дня в день будете действовать по отработанному, автоматизированному сценарию. Разнообразить свои впечатления можно, регулярно знакомясь с чем-то новым: ранее незнакомые слова, научные факты… Не забудьте и про новые физические упражнения – в свежих впечатлениях нуждается и ваше тело.

  • Сколько я пережил сегодня?

Душевное здоровье всегда должно находиться на первом месте в списке приоритетов. Меж тем многие относятся к себе хуже, чем к собственному мобильному. Сетуют, увидев на нем царапину. Бегут в магазин и покупают на него прочный чехол. В любой момент бросают дела, чтобы как можно скорее зарядить «помощника». Чтобы найти время на себя, их энергия должна оказаться в лучшем случае на уровне 10%. Не следуйте столь пагубному примеру! Делайте паузы «на подзарядку». Раз перерывы требуются даже самой современной технике, чем вы хуже пусть и совершенного, но не живого устройства?

  • Как из-за меня чувствовали себя другие?

Далеко не каждый задается таким вопросом. Меж тем проявление , простого внимания к ближнему дает ощущение ценности собственной жизни, наделяет смыслом каждый проведенный день.

  • Что заставило меня улыбнуться?

Очень важно для эмоционального здоровья отправляться в мир снов с легким сердцем, без гнетущих мыслей. Для этого возьмите за правило заканчивать свой день на счастливой ноте, даже если он не задался. Помогут простые, но так необходимые любому вещи: прослушивание любимой песни, поцелуй близкого человека, перечисление всего хорошего, что произошло за день, мысленное воспроизведение особо приятных воспоминаний из жизни.

  • Что завтра мне удастся лучше?

Этот вопрос особенно актуален для перфекционистов, которые корят себя за недостатки и просчеты. Все ошибаются. Гораздо важнее реакция не промахи. Ведь, как бы ни печалили неудачи, они в какой-то степени полезны, например привносят ясность. После них человеку удается стать более дальновидным – он вдруг осознает, что действительно требуется для дальнейшего движения в нужном направлении. Так позволяйте себе «прозревать».

Развитие самообладания – изначально неверная формулировка, т. к. самообладание – это нормальное состояние человеческой психики. Но в стрессовой ситуации его можно потерять, так же, как лодка в сильный шторм теряет равновесие и переворачивается. Поэтому ваша задача не развить, а научиться владеть собой, сохранять и поддерживать в равновесие, несмотря на любые внешние раздражители.

Чтобы понять, как этому научиться, давайте разберемся, что такое эмоции, и как они работают. Эмоции – это часть сигнальной системы, которая регулирует поведение человека в зависимости от складывающихся обстоятельств. Их можно сравнить с рефлексами: когда горячо, вы отдергиваете руку, когда страшно – отходите назад и т. д. Разница в том, что рефлексы – это быстрая и бессознательная реакция на некую реальную или потенциальную угрозу, а эмоции – более сложные маркеры, благодаря которым вы не путаетесь во множестве окружающих явлений.

Сильные эмоции, такие как гнев, панический страх и отчаяние, тоже указывают на реальную угрозу, точнее говоря, на угрозу, которую вы считаете таковой.

Например, у человека может возникнуть паника как при пожаре, так и при необходимости выступить на сцене. Пожар – это прямая угроза жизни, выступление – нет, но паника или сильный страх все равно возникают очень часто. Точно так же во время бытовых ссор может возникнуть неконтролируемый гнев, который природой задумывался как реакция на серьезное посягательство. Например, медведица приходит в ярость, когда что-то угрожает медвежатам.

Почему же сильная эмоция возникает там, где отсутствует единственная веская причина для ее появления – реальная угроза? Потому что наше подсознание работает иначе, чем сознание. Его маркеры мало изменились со времен пещерных людей, оно не знает, что такое современный социум, цивилизация, закон и правила поведения. Поэтому публичное выступление воспринимается подсознанием так же, как выступление перед племенем или общиной, и, если оно закончится неудачно, человека могут изгнать. Изгнание в первобытном обществе – это почти верная смерть, т. к. суровые условия существования позволяли людям выживать только в общинах.

Не доверяйте сильным эмоциям

Главная беда с эмоциями – это стремление человека их романтизировать: поступать якобы нужно именно так, как подсказывают чувства. Иногда это в самом деле так, потому что природа предусмотрела за нас многое, и там, где «спит» разум, эмоциональная чуткость может даже спасти вам жизнь. Но это не касается тех случаев, когда мнимая угроза принимается за реальную! Поэтому просто знайте: если эмоции выходят из берегов, они почти наверняка необоснованны. Если объяснить и уяснить себе этот факт, сохранить самообладание в стрессовой ситуации станет легче, т. к. разумных причин доверять эмоциональным состояниям у вас больше не будет.


Определите маркеры потери контроля

Маркер – это некая особенность физиологии или поведения, которая может сыграть роль «тревожной лампочки», просигнализировав о скорой потере выдержки. Все люди разные, поэтому индивидуальные маркеры у каждого свои. Вы определите их, если понаблюдаете за собой в стрессовых ситуациях. Общие признаки же характерны почти для всех:

  • изменение цвета лица – покраснение при гневе и бледность при сильном страхе;
  • дрожь;
  • потливость;
  • сильная жестикуляция;
  • повышение голоса;
  • повышение скорости речи.
Чаще всего признаки из списка означают, что контроль уже потерян, поэтому желательно составить свой список индивидуальных маркеров, чтобы распознавать опасность как можно раньше и развить самообладание.

Определите основные раздражители

То есть ситуации, шаги или вещи, которые больше всего действуют на вас раздражительно. Советуем составить список от руки и периодически его перечитывать. Это тоже разновидность маркеров: когда вы осознаёте, что реагируете на одну и ту же ситуацию всегда одинаково, вам проще морально к ней подготовиться и закрепить умение владеть собой.

Раздражителями могут быть конкретные люди: «бывшие», начальники, родственники, коллеги на работе, кто угодно. В этом случае лучше всего свести контакты к минимуму.

Абстрагируйтесь

Чтобы абстрагироваться, нужно понять, что вы теряете контроль одним из трех предложенных выше способов. Когда этот факт уже не вызывает сомнений, думайте о том, как вы выглядите со стороны. Оценивайте свои жесты, слова, интонации, вдумывайтесь, что вы говорите и как. Суть приема в том, что со стороны проще правильно и качественно оценить поведение. Если вы сможете примерить на себя роль наблюдателя, то сможете определить, где перегибаете палку. Кроме того, сам факт смены объекта внимания сыграет вам на руку, ведь вы перестанете думать о раздражителе и начнете думать о собственной реакции на него.

Дышите глубоко и ровно

Между нервным возбуждением и его физическими проявлениями существует обратная связь. Когда вы нервничаете, дыхание сбивается, становится тяжелым и неровным. Когда вы испытываете панический приступ, дыхание в буквальном смысле сходит с ума. Первое, что нужно сделать, – вернуть его под контроль, это в конечном итоге поможет научиться самообладанию. Контроль над ритмом и глубиной дыхания возвращает способность контролировать себя, по меньшей мере, частично. Вот почему заставляют глубоко дышать тех, кто испытал шок, травму, паническую атаку или другой сильный стресс.

В упражнении нет ничего сложного – сделайте глубокий вдох носом и выдох через рот, повторите несколько раз.

Смените объект внимания

Для этого достаточно сосчитать до десяти. Если заняться счетом невозможно в процессе разговора, возьмите паузу. Ответьте на звонок, попейте воды или заговорите с другим человеком. Умение красиво говорить часто связано с умением «перезаряжаться». Особенно это актуально для изматывающих тяжелых переговоров, длящихся часами: так можно сбросить накопившийся негатив, вернуть мыслям трезвость. Искусство оказывать влияние на людей строится на получении преимущества. В тяжелых переговорах преимущество получает тот, кому удается передохнуть.

Не надо закрывать глаза и пытаться думать о хорошем, это никогда не работает. Реально отвлечься и не нервничать позволяет только занятие, найдите его себе. Поточите карандаш, протрите монитор компьютера, обновите браузер в телефоне. Главное – сделайте что-нибудь.

Ведите себя невозмутимо

Физические признаки невозмутимости подавляют эмоциональную активность, мы разбирали причину этого явления выше на примере контроля дыхания. Но не только дыхание может вернуть в норму ваше самочувствие, есть еще более любопытные психологические хитрости. Например, человек не способен испытывать страх, когда он ест. Прием пищи тесно связан с безопасностью, т. к. на заре человеческой истории одно было невозможно без другого. Можно снизить влияние эмоции почти в любой ситуации, если просто что-нибудь пожевать. Также отличное лекарство против сильных чувств – это смех. Приступ настоящего смеха способен уничтожить все негативные эмоции сразу, да так, что вы о них и не вспомните. Так что, если нужно срочно избавиться от досаждающего беспокойства, уделите пару минут чтению анекдотов или просмотру забавного ролика на ютьюбе.

Уделяйте внимание правильному образу жизни

Невозможно научиться управлять собой и своими эмоциями одними «тактическими» средствами. Для этого нужна база в виде крепкой психики, уверенности в себе, хорошего здоровья. По возможности занимайтесь спортом, высыпайтесь, питайтесь правильно, проводите больше времени на улице и меньше за компьютером. Запишитесь к психологу, если есть проблемы с самооценкой. Это в комплексе сделает вас стрессоустойчивым лучше, чем все «военные хитрости» вместе взятые.

Занимайтесь творчеством

Творческий процесс позволяет совершить любое действие ритуально, посредством созданных образов. То есть, когда очень хочется причинить кому-то вред из злости, зависти или обиды, переносите это чувство на рисунок, стихотворение или актерский этюд. Результат заставит вас удивиться.

Читайте книги

Самые невозмутимые люди – интеллектуалы, потому что книги – источник мудрости. Чем больше книг вы прочтете, тем больше примеров ужасных ошибок, совершенных в состоянии аффекта в конфликтных ситуациях, пройдет через ваш эмоциональный фон. Говоря проще, герой книги вышел из себя и убил человека, а эмоциональные последствия пережили вы. Больше книг, больше прививок, меньше шанс потерять контроль над собой.

Помимо теоретической части обучения в актерской школе, педагоги предлагают практические занятия стендап которые позволят вам выступать более профессионально на сцене или просто научат блестяще шутить на любой вечеринке.