Анализ «Утёс. М

Авторы- составители: Новикова Л.Н
Тема « Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»»
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
Предполагаемые результаты.
Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно-выразительные средства языка, углублять навыки первичного анализа стихотворного текста.
Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с романсом на его стихи.
Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку, оказавшемуся в одиночестве.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Использование ТСО: компьютер, проектор, презентация, аудиозапись.
I.Вступительное слово учителя.
Целеполагание и планирование работы.
Сегодня мы обратимся к творчеству великого поэта, 200-летие со дня рождения которого было 15 октября этого года. Вы помните открытое мероприятие, посвященное этой дате. И вот сегодня вновь будет звучать его поэзия, мы проанализируем его стихотворение.
II. Работа по теме урока.
1.Прослушайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс».
(звучит аудиозапись)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит. Задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
(1841)
О чём это стихотворение?
(О природе, об одиночестве)
2.Слово учителя
Стихотворение написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Библиографы поэта убеждены, что он предчувствовал свою смерть и, более того, искал ее, умышленно затевая ссоры с сослуживцами и провоцируя дуэли. Тем не менее, в стихотворении «Утес» нет ни одного намека на то, что Лермонтов знает о том, что его земной путь подходит к концу. Это произведение наполнено романтикой и одухотворенностью, которыми автор нередко наделял живую природу, справедливо полагая, что люди давно уже разучились испытывать высокие и благородные чувства.
В два коротких четверостишья поэт смог не только уместить очаровательную зарисовку южного пейзажа, но и вложить в свое произведение глубокий жизненный смысл. Тучи во все времена отождествлялись в религии и мифологии с чем-то неземным и божественным, их природа, долгое время остававшаяся для людей загадкой, внушала им благоговейный трепет. Утес же в данном конкретном случае символизирует нечто мирское и обыденное, не вызывающее удивление либо желания преклоняться перед тем, что можно осязать. Таким образом, в стихотворении «Утес» пересекаются духовное и материальное начала. Однако союз тучки и утеса является мимолетным и случайным. В этом Михаил Лермонтов видит нашу повседневность, в которой люди задумываются о собственной душе гораздо реже, чем беспокоятся о теле. Однако автор подчеркивает, что истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по его мнению, может великолепно существовать и, как тучка, которая «утром в путь умчалась рано», возвращается в иной мир, не испытывая боли и страданий. В то же время тело без души обречено если и не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утесу, который «одиноко стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет в пустыне
Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова придерживаются иной трактовки стихотворения «Утес», считая, что оно посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Так, «тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом.
Не исключено, что в образе пожилого господина-утеса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость (на момент гибели поэту было всего 27 лет), в душе он чувствовал себя глубоким стариком. Страдания, связанные с невозможностью реализовать себя в мире, который соткан из противоречий, заставили Михаила Лермонтова фактически поставить крест на собственной жизни. И, наблюдая за тем, как другие люди, немногим моложе его, могут позволить себе роскошь быть по-настоящему счастливыми, поэту лишь оставалось смириться с собственной участью и признать, что он обречен на вечное одиночество и непонимание.
3. Анализ стихотворения.
Итак, назовите главных "действующих лиц" стихотворения.
(конечно же, это "тучка" и "утёс")
Правильно, в стихотворении два образа, символизирующие непрочность человеческих отношений.
О чём говорится в стихотворении?
Какое в нём настроение?
Каким представляется лирический герой? Что означает это понятие?
Какие мысли и чувства хочет передать автор читателю?
5.Какие ассоциации вызывают у вас образы Тучки и Утёса?
На слайде вы видите утес. Что же по-вашему это такое?
Попробуем составить лексические цепочки и к каждому образу подберем ассоциации.
Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке как о живых людях?
(Олицетворение)
Вспомним, что это такое?
а)Олицетворение-это перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Сколько частей в стихотворении?
Кому посвящена 1 часть? (Тучке)
2 часть-утесу.
Одинаковые ли эти картины по описанию?
Нет, они противопоставляются друг другу. Здесь автор использует еще один прием, б) этот прием- контраст.
Найдите примеры контраста в тексте.
(Тучка- великан)
(Весело играя- тихонько плачет)
(Играет в лазури- стоит в пустыне)
Как соотносятся образы? (противопоставляются)
Тучка и утес- две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, одиночество старого утеса. Это еще один прием-антитеза.
в) Антитеза- противопоставление образов, картин, понятий.
С помощью антитезы подчеркивается, выделяется основной мотив стихотворения- мотив одиночества.
Обратите внимание на выражение: задумался глубоко. Мы видим здесь необычный порядок слов, который придает фразе особую выразительность.
Этот прием называется инверсией.
г) Инверсия- перестановка, необычный порядок слов.
Какой мы увидели тучку? (золотой)
Какое средство выразительности помогло нам увидеть тучку? (эпитет)
Что такое эпитет?
д) Эпитет- образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Найдите еще эпитеты. (старый утес, утес-великан)
Эпитеты, которыми автор награждает главных героев стихотворения, призваны подчеркнуть контраст между миром духовного и материального. Легкую и невесомую тучку Михаил Лермонтов именует «золотой». Утес же предстает перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни, которая давно перестала приносить ему радость.
Какую роль играют средства выразительности в стихотворении?
(Помогают оживить героев произведения, показать чувства, которые переживают герои)
Какие действия совершала тучка? Прочти.
Что это за средство выразительности? (олицетворение- тихонько плачет, ночевала тучка, она умчалась)
Только ли тучка могла совершать подобные действия?
Действительно, их могла совершать и легкомысленная девушка, молодая, игривая, веселая, жизнерадостная.
Почему тучка ночевала на груди утеса? (Возможно, ей было плохо, хотелось быть поближе к сердцу)
Почему на груди утеса? Какой утес? (Сильный, крепкий, большой, может защитить)
Почему он стоит одиноко?
(Недвижим, т.к. прикован к месту, никого нет рядом, и тучка его покинула.)
Почему остался влажный след в морщине утеса?
Может быть это слезы, а кого? (слезы тучки, слезы утеса)
Встреча оставила след в душе утеса.
Почему он задумался глубоко??
После встречи особенно остро переживает чувство одиночества, он опять одинок.
Почему плачет глубоко?
Он вполне годится на роль отца таинственной незнакомки или же ее случайного знакомого, для которого общение с девушкой неожиданно оказывается весьма приятным. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури» или, попросту говоря, своих подружек. И пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни. Осознание этого вызывает у него чувство жалости к самому себе, глубокую печаль и ощущение беспомощности.
Тяжело, когда тебя покидают. Утес остается один со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства…какие?
(Тоски, печали, тревоги, одиночества)
Кто поведал нам об этом?
Лирический герой стихотворения Лермонтова- одинокий человек.
4.Рефлексия
Небольшое стихотворение так вдохновляет читателей, что более 60 композиторов написали музыку, появились прекрасные мелодии.
Сейчас вы услышите романс на данное стихотворение.
(звучит романс)
Стихотворение и романс навеяли на вас какие- то чувства. Перед вами краски и листы бумаги. Нарисуйте, что вы чувствуете.
Теперь давайте поделимся своим творчеством и озвучим нарисованное.
III. Итог урока
О чем данное стихотворение? (об одиночестве)
Помните, ребята, что одиночество- страшный «недуг» в душе человека, которому порой необходимо ваше сопереживание, поддержка или просто общение, и душа человека оттает, оживет.
IV. Домашнее задание: для всех- выучить стихотворение наизусть;
для группы учащихся- составить синквейн к образам

Художественное своеобразие миниатюры «Утес» Лермонтова, анализ которой мы проведем, определяется использованием параллелизма. Любовная встреча ассоциируется с игрой облаков, задевающих вершину горы. В стихотворении два четверостишия, противоположные по эмоциональному впечатлению. В первом из них создается образ играющей в серьезные чувства, легко мчащейся по жизни красавицы, напоминающей «тучку золотую», выделяющуюся на фоне небесной лазури. Мотив радостных скитаний напоминает об образах «вечных странников» в стихотворении «Тучи» (1840). Облака лирическому герою Лермонтова кажутся воплощением свободы, но при этом связываются с мыслью о бесчувственности:

Тучки небесные, вечные странники!

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

(«Тучи»)

Столь же холодна к ощущениям своего мимолетного спутника и тучка в стихотворении «Утес», легко покидающая его, чтобы продолжить веселую игру. Сравнение выявляет, что только люди в природе глубоко чувствуют привязанность к «милой» стороне, зависть, злобу, клевету, раскаяние, переживают ослепление страстями и разочарование, страдания (образы из стихотворения «Тучи», перечисление причин, которые могут гнать «С милого севера в сторону южную»).

К человеческим эмоциям ближе оказываются переживания «старого утеса», которым посвящено второе четверостишие стихотворения. Встреча оставила след в его душе («влажный след», напоминающий об облаке), он плачет (метафора, предметным планом которой является роса), оказавшись наедине с воспоминаниями «в пустыне». В совокупности характеристик создается образ печального влюбленного, покинутого стремящейся к веселой жизни спутницей. В связи с тем что реальный план не прояснен, смысл стихотворения «Утес» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, может трактоваться и более обобщенно. В этом произведении метафора близка символу. Два эти тропа родственны, в обоих образ возникает при наложении предметного и переносного значений. Однако если в метафоре в них присутствует определенность, то символ понимается по-своему каждым из воспринимающих его в зависимости от субъективных ассоциаций. Так, на первый план в этом произведении можно выдвинуть разные мотивы, углубив их трактовку путем детального рассмотрения, которое по кажет, что каждая подробность является осколком зеркала, отражающим и пейзажную картинку, и раздумья лирического героя о закономерностях жизни.

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Несмотря на противоположность в эмоциональной окраске, оба четверостишия предстают частями единого целого. В стихотворении сохраняется единство размера (пятистопный хорей с опоясывающей рифмой в каждой строфе); в нем создается цельный образ встречи тучки и старого утеса, красоты и одинокого размышления.

Создатели русского символизма считали, что символ является художественной вершиной в поэзии, находя в творчестве писателей прошлого редкие блестки совершенства. В этом маленьком стихотворении Лермонтова перед читателем предстает один из таких образцов. Присмотритесь к нему внимательнее, попытавшись сформулировать, какая сторона образа оказалась вам понятней и ближе. Только в совокупности оценок символ предстает всеобъемлющим, каждая его грань должна отразить своеобразие индивидуального восприятия. Попытайтесь внести вклад в его характеристику, найдя личностный отзвук лирическому излиянию.

В этом фрагменте важны и фонические особенности: угрюмый по эмоциональной окраске ассонанс на «у» уже в первой строфе, где обрисована веселая игра тучки, предвещает печальную развязку (на слабых местах — «на гру ди у теса», у мчалась; на сильных — ту чка, у тром, пу ть, лазу ри). Аллитерация на «л», сочетающаяся в первом четверостишии с повтором раскатистого, веселого «р» (особенно заметно такое сочетание в выражениях: «умчал ась р ано», «по л азур и весел о игр ая»), во второй строфе выглядит как напоминание о встрече («остал ся вл ажный сл ед»). Эмоциональные отличия двух частей стихотворения подчеркнуты и ассонансами — в первой это «а» (формы глаголов, относящихся к «тучке золотой»,— ночева ла, умча лась; обе рифмы: золота я — игра я, велика на — ра но), во второй — «о» и «у». Звук «о» содержится в значимом для обрисовки состояния лирического героя слове «одиноко», выделенном, благодаря переносу. «У» звучит в выражении, передающем, благодаря использованию всех фонических особенностей стихотворения, эмоциональную и смысловую тонику: «заду мал ся глу боко».

Звуковые средства выразительности в произведении Лермонтова имеют системный характер. Такая фоническая система называется звуковым символизмом. В ней, в отличие от ономатопеи, незначимо звукоподражание, важнее оказываются связи фоники с эмоциональным настроем. Она помогает передать мрачность глубоких раздумий о недостижимости счастья, тихую скорбь («тихонько плачет») обреченного на одиночество «в пустыне», но и открытость золотым, веселым впечатлениям, представление о незавершенности пути в земной жизни. На этом завершим анализ стихотворения «Утес» Лермонтова.

Стихотворение «Утес».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Утес» было написано М.Ю. Лермонтовым в

1841году. Напечатано оно было через два года после гибели по­эта. В.Г. Белинский считал его одним из лучших стихотворений Лермонтова.

Жанр «Утеса» — лирическая миниатюра, стиль — романти­ческий. Пейзаж здесь философски осмысливается поэтом, рождает в душе его мысли об одиночестве, кратковременности счастья.

Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. М.Ю. Лер­монтов использует прием олицетворения, изображая отноше­ния тучки и утеса. Утес-великан — символ бесконечного одино­чества. Поэтому так дорого ему редкое посещение тучки:

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

Однако тучка юна и беспечна, она не задумывается о его чув­ствах. И покинутый ею утес «тихонько плачет… в пустыне». «Оди­ночество… так велико и тягостно, что камень может заплакать… Этот ведущий мотив «прочитывается одновременно в двух пла­нах: как неразделенность любви и как непрочность человечес­ких связей вообще. В «Утесе» кратковременность чувства не нуж­дается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена не­сходством самих жизненных судеб, неизбежной разнороднос­тью духовного опыта», — замечает С.И. Кормилов.

Композиционно мы можем выделить в произведении две ча­сти (построфно). Первая часть — описание самого события, вто­рая часть — размышление о последствиях события, описание чувств утеса, вновь оставшегося в одиночестве.

Стихотворение написано пятистопным хореем. Поэт исполь­зует скромные тропы: эпитет («тучка золотая»), олицетворение («И тихонько плачет он в пустыне»).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте лири­ческих размышлений поэта-романтика о недолговечности и не­прочности счастья, об одиночестве — таких стихотворений, как «На севере диком стоит одиноко», «Листок», «И скучно и груст­но…», «Парус», «Выхожуодиня надорогу…».

Образ тучки из стихотворения Лермонтова «Утес».

На уроке литературы мы читали стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Утес». М.Ю. Лермонтов — известный русский поэт, который жил в XIX веке. Лермонтов прожил всего 27 лет. Поэт погиб на дуэли в Пятигорске. В стихотворении «Утес» два лиричсских героя. Это сам утес и тучка, которая ночевала на нем. В первых строчках стихотворения образ тучки вызывает положительные эмоции. Об этом говорит само слово «тучка». Это не большая черная туча, а маленькая тучка. Эпитет «золотая» подчеркивает светлый и радостный характер тучки. Создавая образ тучки в первом четверостишии, поэт использует краски. Это цвет золота и цвет лазури. Мне кажется, что тучка золотая, потому что утреннее солнце окрасило ее в золотистый цвет. Золотистый цвет яркий и насыщенный. Цвет лазури — это цвет неба. Синий цвет часто используется поэтами. Мне кажется, что цвет лазури — это цвет свободы. Ведь небо огромное, маленькая тучка может свободно «бежать» по нему в любую сторону. Мне кажется, что первое четверостишие свободное и радостное именно из-за образа тучки, нарисованного поэтом. Второе четверостишие начинается со слова «но». это слово убирает радость, молодость, жизнь. Тучка умчалась. Утес-великан превращается в старый утес. Я думаю, что веселая золотая тучка унесла с собой все, оставив старому утесу только воспоминания. На груди у утеса остался «влажный след». Такое ощущение, что утес плакал, прощаясь с тучкой. Я сочувствую утесу. Ведь тучка может встретить в небе своих сестер, она может «ночевать» на любой горе. А старый утес будет долго ждать и вспоминать только одну золотую ТУЧКУ, которая запомнилась ему до конца его жизни. Но я думаю, что не стоит осуждать тучку. Она маленькая, молодая. Она хочет жить свободно. А утес старый. Он уже много повидал в своей жизни. Тучка должна увидеть большой мир, а утес может вспоминать те мгновения, которые подарила ему жизнь.

«Утес» - последнее "прости " Лермонтова читателям, написанное незадолго до гибели в 1841 году.
Перед нами - описание природы (пейзаж), в котором есть глубокий смысл.

Тема – одиночество личности в живом мире. Прием - олицетворение (приписывание свойств человека неодушевленным предметам. Фразы разорваны по строфам. Выделяются слова ОДИНОКО и ПУСТЫНЯ. Сие подчеркивает основную мысль лирической миниатюры.
Страдания человека описываются через образ утеса и тучки. Они не похожи друг на друга. Тучка - женского рода, утес - мужского, тучка ИГРАЕТ, а у утеса - капают слезы (антитеза).
Олицетворения также контрастируют (противоположны) : туча мчится, а утес стоит, думает, переживает. Тучка весела, беззаботна, утес - серьезен, непоколебим. Они психологически разные типы.
Даже строфы передают разное настроения: поэт наблюдает с хорошим настроением за тучкой, а вот утес для него - место для раздумий.
Некоторые ученые считают, что в " Утесе " говорится о различии в восприятии мира мужчины и женщины (мужчина - серьезный немолодой человек, женщина - легкокрылая красавица, которая оставляет в его душе лишь грусть).
Иные исследователи думат, что стих о противостоянии высокого духовного и приземленного материального и о вечном поиске гармонии между ними. Туча - странница - это невесомое, стихийное начало, абсолютно бестелесное, а потому страдающее.. Утес же - уверен в себе, крепко уцепился за землю и помогает эфирному существу обрести уголок. Счастье же обретается в единстве...
Стихотворный размер - хорей (пятистопный). , стопа двусложная, ударение в ней на 1 слоге, рифмовка опоясывающая.
Художественные средства на первом месте - олицетворения: утес плачет, задумался, стоит (как человек), тучка ночевала и умчалась (как живая), эпитеты (красочные постоянные прилагательные) - тучка ЗОЛОТАЯ, утес СТАРЫЙ, метафоры - утес -ВЕЛИКАН, по лазури), аллитерация (" р, л, в "), перифраз - слеза - влажный след, "плавный, тягучий " ассонанс (чередование о- а).
Миниатюра - о душе лирика. Она зовет к гармонии, учит жить спокойно, ровно, раскрывая перед миром лучшие свои человеческие качества.