Что нужно знать о джазе, чтобы сойти за своего: гид по стилю. История возникновения джаза Джаз краткое описание

Введение

Однажды главного редактора самого знаменитого американского джазового журнала "Down Beat", распространяющегося в 124 странах мира, какой-то репортер во время интервью спросил: "А что такое джаз?". "Вы никогда не видели, чтобы человек был так быстро пойман на месте столь простым вопросом!", говорил впоследствии этот редактор. В отличие от него, какой-либо другой джазовый деятель в качестве ответа на тот же вопрос мог бы рассказывать вам об этой музыке два часа и более, ничего конкретно не объяснив, так как в действительности до сих пор не существует точного, краткого и в то же время полного и объективного определения слова и самого понятия "джаз".
Зато существует огромная разница между музыкой Кинга Оливера и Майлса Дэйвиса, Бенни Гудмена и "Модерн джаз квартета", Стэна Кентона и Джона Колтрейна, Чарли Паркера и Дэйва Брубека. Многие составные части и само постоянное развитие джаза за 100 лет привели к тому, что даже вчерашний набор его точных характеристик не может быть полностью применен сегодня, а завтрашние формулировки могут быть диаметрально противоположны (например, для диксиленда и бибопа, свингового биг-бэнда и комбо джаз-рока).
Трудности в определении джаза заключаются также и. в том, что эту проблему всегда пытаются разрешить прямо в лоб и говорят о джазе много слов с малым результатом. Очевидно, ее можно было бы решить косвенно, определив все те характеристики, которые окружают этот музыкальный мир в обществе и тогда легче будет понять, что же находится в центре. При этом вопрос "Что есть джаз?" заменяется на "Что подразумевают под джазом?". И тут мы обнаруживаем, что это слово имеет самые различные значения для разных людей. Каждый человек наполняет этот лексический неологизм определенным смыслом по своему собственному усмотрению.
Существуют две категории людей, использующих это слово. Одни любят джаз, а других он не интересует. Для большинства любителей джаза характерно очень широкое применение этого слова, но никто из них не может определить, где начинается и кончается джаз, потому что у каждого на этот счет имеется свое мнение. Они могут найти между собой общий язык, однако каждый убежден в своей правоте и знании того, что есть джаз, не углубляясь в детали. Даже сами профессиональные музыканты, которые живут джазом и регулярно исполняют его, дают весьма различные и расплывчатые определения этой музыки.
Бесконечное разнообразие толкований не дает нам никаких шансов придти к единому и бесспорному заключению о том, что такое есть джаз с чисто музыкальной точки зрения. Тем не менее, здесь возможен иной подход, который во 2-й половине 50-х предложил всемирно известный музыковед, президент и директор Нью-йоркского Института джазовых исследований Маршалл Стернс (1908-1966), неизменно пользовавшийся безграничным уважением в джазовых кругах всех стран Старого и Нового Света. В своей прекрасной хрестоматийной книге "История джаза", впервые опубликованной в 1956 г., он дал свое определение этой музыки с чисто исторической точки зрения.
Стернс писал: "Прежде всего, где бы вы ни услышали джаз, его всегда гораздо легче узнать, чем описать словами. Но в самом первом приближении мы можем определить джаз как полуимпровизационную музыку, возникшую в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций - западноевропейской и западноафриканской,- т.е. фактического слияния белой и черной культуры. И хотя в музыкальном отношении преобладающую роль здесь сыграла европейская традиция, но те ритмические качества, которые сделали джаз столь характерной, необычной и легко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Африки. Поэтому главными составляющими этой музыки являются европейская гармония, евро-африканская мелодия и африканский ритм".
Но почему же джаз возник именно на территории Северной Америки, а не Южной или Центральной, где также было достаточно белых и черных? Ведь когда говорят о родине джаза, его колыбелью всегда называют Америку, но при этом обычно подразумевают как раз современную территорию США. Дело в том, что если северную половину американского континента исторически заселяли, главным образом, протестанты (англичане и французы), среди которых было много религиозных миссионеров, стремящихся обратить негров в христианскую веру, то в южной и центральной части этого огромного материка преобладали католики (испанцы и португальцы), которые смотрели на черных невольников просто как на рабочий скот, не заботясь о спасении их души. Поэтому там не могло возникнуть значительного и достаточно глубокого взаимопроникновения рac и культур, что в свою очередь оказало прямое влияние на степень сохранения родной музыки африканских рабов, преимущественно в области их ритмики. До сих пор в странах Южной и Центральной Америки существуют языческие культы, проводятся тайные ритуалы и безудержные карнавалы под сопровождение афро-кубинских (или латиноамериканских) ритмов. Неудивительно, что именно в этом ритмическом отношении южная часть Нового Света уже в наше время заметно повлияла на всю мировую популярную музыку, тогда как Север дал в сокровищницу современного музыкального искусства нечто иное, например, спиричуэлс и блюз.
Следовательно, продолжает Стернс, в историческом аспекте джаз - это синтез, полученный в оригинале из 6 принципиальных источников. К ним относятся:
1. Ритмы Западной Африки;
2. Рабочие песни (work songs, field hollers);
3. Негритянские религиозные песни (spirituals);
4. Негритянские светские песни (blues);
5. Американская народная музыка прошлых столетий;
6. Музыка менестрелей и уличных духовых оркестров.

Истоки

Первые форты белых людей в Гвинейском заливе на побережье Западной Африки возникли уже в 1482 г. Ровно 10 лет спустя произошло знаменательное событие - открытие Колумбом Америки. В 1620 г. на современной территории США появились первые черные рабы, которых удобно было переправлять на кораблях через Атлантический океан именно из Западной Африки. За последующие сто лет их количество выросло там уже до ста тысяч, а к 1790 г. это число увеличилось в 10 раз.
Если мы говорим "африканский ритм", то надо иметь в виду, разумеется, что западноафриканские черные никогда не играли "джаз" как таковой - речь идет всего лишь о ритме как составной части их бытия на родине, где он был представлен ритуальным "хором барабанов" с его сложной полиритмией и многим другим. Но рабы не могли брать с собой в Новый Свет никаких музыкальных инструментов, и первое время им в Америке даже запрещалось изготавливать самодельные барабаны, образчики которых значительно позднее можно было увидеть только в этнографических музеях. К тому же никто из людей любого цвета кожи не рождается с готовым чувством ритма, все дело в традициях, т.е. в преемственности поколений и окружающей обстановке, поэтому негритянские обычаи и ритуалы сохранялись и передавались на территории США исключительно устно и по памяти от поколения к поколению афро-американских негров. Как говорил Диззи Гиллеспи: "Я не думаю, что Бог может предоставить кому-то нечто большее, чем другим, если они окажутся в таких же условиях. Можно взять любого человека, и, если его поместить в ту же самую окружающую среду, то его жизненный путь будет определенно похож на наш".
Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой. Эти культуры обладали принципиально разными качествами. Африканская музыка по природе своей импровизационна, она характеризуется коллективной формой музицирования с сильно выраженной полиритмией, полиметрией и линеарностью. Важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое многоголосие, из которого возникает эффект перекрестной ритмики. Мелодическое, а тем более гармоническое начало, в африканском музицировании развито в гораздо меньшей степени, чем в европейском. Музыка для африканцев имеет в большей степени, чем для европейца, прикладное значение. Она часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, в том числе с отправлением культа. Синкретизм разных видов искусств сказывается на характере музицирования - оно выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой, декламацией. В возбужденном состоянии африканцев их интонирование гораздо более свободно, чем у закованных в нормированный звукоряд европейцев. В африканской музыке широко развита вопрос-ответная форма пения (call & response).
Со своей стороны, европейская музыка внесла свой богатый вклад в будущий синтез: мелодические построения с ведущим голосом, ладовые мажор-минорные стандарты, гармонические возможности и многое другое. Вообще, условно говоря, африканская эмоциональность, интуитивное начало столкнулось с европейским рационализмом, особенно проявляющемся в музыкальной политике протестантизма.

Соул, свинг?

О том, как звучит композиция в этом стиле, известно, наверное, каждому. Этот жанр возник в начале ХХ века в Соединенных Штатах Америки и представляет собой определенное соединение африканской и европейской культуры. Удивительная музыка практически сразу же привлекла к себе внимание, нашла своих поклонников и быстро распространилась по всему миру.

Джазовый музыкальный коктейль передать достаточно сложно, так как он сочетает в себе:

  • яркую и живую музыку;
  • неповторимый ритм африканских барабанов;
  • церковные песнопения баптистов или протестантов.

Что такое джаз в музыке? Определение этому понятию дать очень сложно, так как в нем звучат на первый взгляд несовместимые мотивы, которые, взаимодействуя между собой, дарят миру неповторимую музыку.

Особенности

Какими характерными чертами обладает джаз? Что такое джазовый ритм? И в чем особенности этой музыки? Отличительными чертами стиля считаются:

  • определенная полиритмия;
  • постоянная пульсация битов;
  • совокупность ритмов;
  • импровизация.

Музыкальный ряд у этого стиля красочный, яркий и гармоничный. В нем четко прослеживается несколько отдельных тембров, которые сливаются воедино. В основе стиля лежит неповторимое сочетание импровизации с заранее продуманной мелодией. Импровизацией может заниматься как один солист, так и несколько музыкантов в ансамбле. Главное, чтобы общее звучание было четким и ритмичным.

История джаза

Это музыкальное направление развивалось и формировалось на протяжении столетия. Джаз возник из самых недр африканской культуры, так как чернокожие невольники, которых привезли из Африки в Америку, чтобы понимать друг друга, научились быть одним целым. И, как следствие, создали единое музыкальное искусство.

Для исполнения африканских мелодий характерны танцевальные движения и применение сложных ритмов. Все они совместно с привычными блюзовыми мелодиями легли в основу создания совершенно нового музыкального искусства.

Весь процесс сочетания африканской и европейской культуры в джазовом искусстве начался с конца XVIII столетия, продолжался весь XIX век и только в конце ХХ столетия привел к возникновению совершенно нового направления в музыке.

Когда появился джаз? Что такое джаз Западного побережья? Вопрос достаточно неоднозначный. Появилось это направление на юге Соединенных Штатов Америки, в Новом Орлеане, ориентировочно в конце девятнадцатого столетия.

Первоначальный этап возникновения джазовой музыки характеризуется своего рода импровизацией и работой над одной и той же музыкальной композицией. Она воспроизводилась главным солистом на трубе, исполнителями на тромбоне и кларнете в совокупности с ударными музыкальными инструментами на фоне маршевой музыки.

Основные стили

История джаза началась достаточно давно, и в результате развития этого музыкального направления появилось множество различных стилей. Например:

  • архаический джаз;
  • блюз;
  • соул;
  • соул-джаз;
  • скэт;
  • нью-орлеанский стиль джаза;
  • саунд;
  • свинг.

Родина джаза наложила большой отпечаток на стиль этого музыкального направления. Самым первым и традиционным видом, создаваемым небольшим ансамблем, стал архаический джаз. Музыка создается в виде импровизации на темы блюза, а также европейских песен и танцев.

Достаточно характерным направлением можно считать блюз, мелодия которого основана на четком такте. Для этой разновидности жанра характерно жалостливое отношение и воспевание утраченной любви. Одновременно в текстах прослеживается легкий юмор. Джазовая музыка подразумевает под собой своего рода инструментальную танцевальную пьесу.

Традиционной негритянской музыкой считается направление соул, связанное напрямую с блюзовыми традициями. Достаточно интересно звучит нью-орлеанский джаз, который отличается очень точным двудольным ритмом, а также наличием нескольких отдельных мелодий. Для этого направления характерно то, что основная тема повторяется несколько раз в различных вариациях.

В России

В тридцатые годы в нашей стране был весьма популярен джаз. Что такое блюз и соул, советские музыканты узали в тридцатые годы. Отношение власти к этому направлению было весьма негативным. Изначально джазовых исполнителей не запрещали. Однако имела место достаточно жесткая критика этого музыкального направления как составляющей всей западной культуры.

В конце 40-х годов джазовые коллективы подверглись гонениям. Со временем репрессии в отношении музыкантов прекратились, однако критика продолжалась.

Интересные и увлекательные факты о джазе

Родина джаза - Америка, где сочетались различные музыкальные стили. Впервые эта музыка появилась среди угнетенный и бесправных представителей африканского народа, которых насильно увезли со своей родины. В редкие часы отдыха рабы пели традиционные песни, аккомпанируя при этом себе хлопками в ладоши, так как у них не было музыкальных инструментов.

В самом начале это была самая настоящая африканская музыка. Однако со временем она видоизменялась, и в ней появились мотивы религиозных христианских гимнов. В конце XIX века появились и другие песни, в которых был протест и жалобы на свою жизнь. Такие песни начали называть блюзом.

Основной особенностью джаза считается свободный ритм, а также полная свобода в мелодическом стиле. Музыканты, играющие джаз, должны были уметь импровизировать индивидуально или коллективно.

Со времен своего возникновения в городе Нью-Орлеане джаз успел пройти достаточно сложный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем уже и по всему миру.

Лучшие джазовые исполнители

Джаз - особая музыка, наполненная необычной изобретательностью и страстью. Она не знает границ и пределов. Известные джазовые исполнители способны буквально вдохнуть в музыку жизнь и наполнить ее энергией.

Самым известным джазовым исполнителем считается Луи Армстронг, который почитается за свой живой стиль, виртуозность, изобретательность. Влияние Армстронга на джазовую музыку неоценимо, так как он является величайшим музыкантом всех времен.

Большой вклад в это направление внес Дюк Эллингтон, так как он использовал свой музыкальный коллектив в качестве музыкальной лаборатории для проведения экспериментов. За все годы своей творческой деятельности он написал множество оригинальных и неповторимых композиций.

В начале 80-х годов самым настоящим открытием стал Уинтон Марсалис, так как он предпочел играть акустический джаз, что произвело настоящий фурор и спровоцировало возникновение нового интереса к этой музыке.

Джаз - вид музыкального искусства, который возник как результат синтеза африканской и европейской культур с участием афроамериканского фольклора. Из африканской музыки позаимствован ритм и импровизация, из европейской - гармония.

Общие сведения об истоках формирования

История возникновения джаза берет начало в 1910 году в США. Он очень быстро получил распространение по всему миру. В течение двадцатого века это направление в музыке претерпевало ряд изменений. Если говорить об истории возникновения джаза кратко, необходимо отметить, что в процессе формирования было пройдено несколько этапов развития. В 30-40-е годы ХХ столетия большое влияние на него оказали свинговое и би-боп-движение. После 1950 года джаз стали рассматривать в качестве музыкального жанра, включавшего в себя все стили, которые он прошел в результате развития.

В настоящее время джаз занял место в сфере высокого искусства. Он считается достаточно престижным, оказывая влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

История появления джаза

Данное направление возникло в США в результате слияния нескольких музыкальных культур. История зарождения джаза начинается в Северной Америке, большую часть которой заселяли английские и французские протестанты. Религиозные мессионеры стремились обратить негров в свою веру, заботясь о спасении их душ.

Результатом синтеза культур является возникновение спиричуэлса и блюза.

Африканскую музыку характеризует импровизационность, полиритмия, полиметрия и линеарность. Огромная роль здесь отводится ритмическому началу. Значение мелодии и гармонии не столь существенное. Это объясняется тем, что музыка у африканцев имеет прикладное значение. Она сопровождает трудовую деятельность, обряды. Африканская музыка не самостоятельна и связана с движением, танцем, декламацией. Интонирование ее достаточно свободное, так как зависит от эмоционального состояния исполнителей.

Из европейской музыки, более рациональной, джаз обогатился ладовой мажорно-минорной системой, мелодическими построениями, гармонией.

Процесс объединения культур начался с восемнадцатого столетия и в двадцатом веке привел к появлению джаза.

Период новоорлеанской школы

В истории джаза первым считается инструментальный стиль, который возник в (штат Луизиана). Впервые эта музыка появилась в исполнении уличных духовых оркестров, очень популярных в то время. Большое значение в истории возникновения джаза в этом портовом городе имел Сторивилл - район города, специально выделенный для увеселительных заведений. Именно здесь, у креольских музыкантов, имевших негритянско-французское происхождение, зарождался джаз. Они знали легкую классическую музыку, были образованны, владели европейской техникой игры, играли на европейских инструментах, читали ноты. Их высокий исполнительский уровень и воспитание на европейских традициях обогатили ранний джаз элементами, не подвергшимися африканским влияниям.

Фортепиано также было распространенным инструментом заведений Сторивилла. Здесь звучала в основном импровизация, а инструмент использовался в большей степени как ударный.

Пример раннего новоорлеанского стиля - оркестр Бадди Болдена (корнет), который существовал в 1895-1907 годах. Музыка этого оркестра была основана на коллективной импровизации полифонической структуры. Поначалу ритм ранних новоорлеанских джазовых композиций был маршеобразным, так как происхождение бэндов шло от военных оркестров. Со временем из стандартного состава духовых оркестров были убраны второстепенные инструменты. Такие ансамбли часто устраивали соревнования. В них принимали участие и «белые» составы, которые отличались техничной игрой, но были менее эмоциональны.

В существовало большое количество оркестров, которые играли марши, блюзы, рэгтаймы и т.д.

Наряду с негритянскими оркестрами появлялись и оркестры, состоящие из белых музыкантов. Поначалу они исполняли такую же музыку, но назывались «диксилендами». Позже эти составы использовали больше элементов европейской техники, у них меняется манера звукоизвлечения.

Пароходные оркестры

В истории происхождения джаза определенную роль сыграли новоорлеанские оркестры, работавшие на пароходах, которые курсировали по реке Миссисипи. Для пассажиров, которые совершали поездки на прогулочных пароходах, одним из самых привлекательных развлечений стало выступление таких оркестров. В их исполнении звучала развлекательная танцевальная музыка. Для исполнителей обязательным требованием было знание музыкальной грамоты и умение читать ноты с листа. Поэтому эти составы обладали достаточно высоким профессиональным уровнем. В таком оркестре начинала свою карьеру джазовой пианистки Лил Хардин, которая впоследствии стала женой Луи Армстронга.

На станциях, где пароходы совершали остановки, оркестрами устраивались концерты для местного населения.

Некоторые из оркестров оставались в городах, находившихся по течению рек Миссисипи и Миссури или вдали от них. Одним из таких городов стал Чикаго, где чернокожие чувствовали себя комфортнее, чем в Южной Америке.

Биг-бэнд

В начале 20-х годов ХХ века в истории музыки джаз сложилась форма биг-бэнда, которая оставалась актуальной до конца 40-х годов. Исполнители таких оркестров играли выученные партии. Оркестровка предполагала яркое звучание насыщенных джазовых гармоний, которые исполнялись медными и Самыми знаменитыми джаз-оркестрами стали оркестры Гленна Миллера, Бенни Гудмена, Каунта Бэйси, Джимми Лансфорда. Ими были записаны подлинные хиты свинговых мелодий, которые стали источником увлечения свингом в широких кругах слушателей. На «сражениях оркестров», которые проводились в то время, солисты-импровизаторы биг-бэндов доводили присутствующую публику до истерики.

После 50-х годов, когда популярность биг-бэндов снизилась, еще несколько десятилетий знаменитые оркестры продолжали гастролировать и записывать пластинки. Исполняемая ими музыка менялась, испытывая влияние новых направлений. На сегодняшний день биг-бэнд - это стандарт джазового образования.

Чикагский джаз

В 1917 году Соединенные Штаты вступают в Первую мировую войну. В связи с этим объявлен городом, имеющим стратегическое значение. В нем закрыли все развлекательные заведения, где работало большое количество музыкантов. Оставшись безработными, они массово мигрировали на Север, в Чикаго. В этот период там находятся все лучшие музыканты как из Нового Орлеана, так и из других городов. Одним из самых ярких исполнителей был Джо Оливер, который прославился еще в Новом Орлеане. В чикагский период в состав его бэнда входили знаменитые музыканты: Луи Армстронг (второй корнет), Джонни Доддс (кларнет), его брат «Бэбби» Доддс (ударные), чикагская молодая и образованная пианистка Лил Хардин. Этот оркестр исполнял импровизационный полнофактурный новоорлеанский джаз.

Анализируя историю развития джаза, необходимо отметить, что в чикагский период стилистически меняется звучание оркестров. Происходит замена некоторого инструментария. Выступления, которые становятся стационарными, могут позволить использование стали обязательными участниками бэндов. Вместо духового баса используется контрабас, вместо банджо - гитара, вместо корнета - труба. Происходят изменения и в группе ударных. Теперь ударник играет на ударной установке, где его возможности становятся более широкими.

В это же время в оркестрах начинает использоваться саксофон.

История джаза в Чикаго пополняется новыми именами молодых исполнителей, музыкально образованных, умеющих читать с листа и делать аранжировку. Эти музыканты (преимущественно белые), не знали настоящего новоорлеанского звучания джаза, но познавали его в исполнении чернокожих исполнителей, мигрировавших в Чикаго. Музыкальная молодежь подражала им, но поскольку это не всегда получалось, возникал новый стиль.

В данный период наивысшего расцвета достигло мастерство Луи Армстронга, обозначившего образец чикагского джаза и закрепившего роль солиста высочайшего класса.

В Чикаго перерождается блюз, выдвигая новых исполнителей.

Происходит слияние джаза с эстрадой, поэтому на первом плане начинают выступать вокалистки. Они создают свои оркестровые составы для джазового сопровождения.

Чикагский период характерен созданием нового стиля, в котром джазовые инструменталисты поют. Луи Армстронг - один из представителей этого стиля.

Свинг

В истории создания джаза используют термин "свинг" (в переводе с английского - «качание») в двух значениях. Во-первых, свинг является выразительным средством в этой музыке. Отличается неустойчивой ритмической пульсацией, создающей иллюзию ускорения темпа. В связи с этим возникает впечатление, что музыка обладает большой внутренней энергетикой. Исполнители и слушатели объединены общим психофизическим состоянием. Этот эффект достигается в процессе использования ритмических, фразировочных, артикуляционных и тембровых приемов. Каждый джазовый музыкант стремится выработать свой оригинальный способ "освинговывания" музыки. Это же относится и к ансамблям, и к оркестрам.

Во-вторых, это один из стилей оркестрового джаза, который появился в конце 20-х годов двадцатого века.

Характерной чертой свингового стиля является сольная импровизация на фоне аккомпанемента, отличающегося достаточной сложностью. В этом стиле могли работать музыканты с хорошей техникой, обладающие знаниями гармонии и владеющие приемами музыкального развития. Для такого музицирования предусматривались большие составы оркестров или биг-бэнды, которые стали популярны в 30-е годы. Стандартный состав оркестра традиционно включал 10-20 музыкантов. Из них - от 3 до 5 труб, столько же тромбонов, саксофоновая группа, куда входил и кларнет, а также ритм-секция, которая состояла из фортепиано, струнного баса, гитары и ударных инструментов.

Бибоп

В середине 40-х годов ХХ века складывается новый джазовый стиль, появление которого ознаменовало начало истории джаз-модерна. Этот стиль возник как противопоставление свингу. Он обладал очень быстрым темпом, который ввели Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер. Это было сделано с определенной целью - ограничить круг исполнителей только профессионалами.

Музыкантами использовались совершенно новые ритмические рисунки и мелодические обороты. Гармонический язык усложнился. Ритмическая основа от большого барабана (в свинге) перешла к тарелкам. В музыке совершенно исчезла какая-либо танцевальность.

В истории стилей джаза бибоп первым ушел из сферы популярной музыки в сторону экспериментального творчества, в сферу искусства в «чистом» виде. Это произошло в связи с интересом представителей этого стиля к академизму.

Боперы отличались эпатажностью во внешнем виде и манере поведения, тем самым подчеркивая свою индивидуальность.

Музыку бибоп исполняли ансамбли малых составов. На первом плане - солист с его индивидуальным стилем, виртуозной техникой, творческим мышлением, владеющий мастерством свободной импровизации.

В сравнении со свингом это направление было более высокохудожественным, интеллектуальным, но менее массовым. Оно имело антикоммерческую направленность. Тем не менее бибоп стал стремительно распространяться, у него появилась своя широкая аудитория слушателей.

Территория джаза

В истории джаза необходимо отметить постоянный интерес музыкантов и слушателей всего мира, независимо от того, в какой стране они живут. Это объясняется тем, что джазовые исполнители, такие как Диззи Гиллеспи, Дейв Брубек, Дюк Эллингтон и многие другие, строили свои композиции на синтезе различных музыкальных культур. Данный факт говорит о том, что джаз - это музыка, понятная во всем мире.

На сегодняшний день история джаза имеет свое продолжение, так как потенциал в развитии этой музыки достаточно велик.

Джазовая музыка в СССР и России

В связи с тем, что джаз в СССР считался проявлением буржуазной культуры, он был подвержен критике и запрещен властями.

Но 1 октября 1922 года ознаменовалось концертом первого в СССР профессионального джазового оркестра. Этим оркестром исполнялись модные танцы чарльстон и фокстрот.

В историю русского джаза вошли имена талантливых музыкантов: пианиста и композитора, а также руководителя первого джазового оркестра Александра Цфасмана, певца Леонида Утесова и трубача Я. Скоморовского.

После 50-х годов начали свою активную творческую деятельность множество больших и малых джазовых составов, среди которых - джазовый оркестр Олега Лундстрема, который сохранился до наших дней.

В настоящее время в Москве каждый год проходит фестиваль джаза, в котором участвуют всемирно известные джаз-бэнды и сольные исполнители.

Считается, что эту музыку способ ен понять далеко не каждый кто-то находит ее скучной, а кто-то безуспешно пытается осознать ее, но боится проникнуть глубже самых популярных композиций.

Было ли так всегда? Как зародился джаз и как менялось отношение к нему на протяжении двадцатого века? Разберем историю этого удивительного музыкального направления и поговорим о его самых характерных чертах.

Эту музыку невозможно не узнать, о каком бы направлении, времени и стране ни шла речь. Что же делает джаз таким узнаваемым и уникальным? В чем заключаются характерные особенности этой музыки?

  • Сложный синкопированный ритм.
  • Импровизация — особенно на духовых и ударных инструментах.
  • Свинг — особый ритм, задающий пульсацию мелодии, подобно сердцебиению. В дальнейшем свинг обретет собственное направление в музыке.

Особое внимание в этом музыкальном стиле отводится духовым и ударным инструментам, а также контрабасу (и во многих случаях — пианино). Именно они задают то самое “фирменное” настроение и предоставляют музыкантам полную свободу для импровизации.

История возникновения

Джаз родился из африканской музыки, сплетенной с блюзом, регтаймом и европейской музыкальной традицией. Говоря об этом направлении, многие люди подразумевают новоорлеанский джаз — музыку начала двадцатого века (1900 — 1917 гг). Тогда же появились первые джаз-бэнды:

  • Bolden Band;
  • Creole Jazz Band;
  • Original Dixieland Jazz Band (их сингл 1917 года “Livery Stable Blues” стал первой изданной джазовой записью в мире).

Именно новоорлеанский джаз дал толчок этому направлению музыки, превратив его из диковинного околоэтнического стиля в популярный и многогранный жанр.

История развития

В 1917 году музыканты из Нового Орлеана привозят новый стиль в Чикаго. Этот визит ознаменовал начало нового направления и новую джазовую столицу. Чикагский стиль во главе с такими музыкантами, как Бикс Бейбердек, Кэррол Диккерсон и Луи Армстронг , просуществовал ровно до начала Великой депрессии (1928 год). Вместе с ним ушел и традиционный новоорлеанский джаз.

В 30-х годах в Нью-Йорке появились первые биг-бэнды, а вместе с ними — и свинг, новое направление, основанное на чикагских и новоорлеанских традициях. С этого времени джазовая музыка начинает активно развиваться и трансформироваться под влиянием моды, других сфер искусства и новой волны талантливых музыкантов. Рассмотрим несколько ключевых направлений.

  • Свинг. Жанр, который произошел из одноименного джазового элемента. Его расцвет пришелся на 30-40-е гг. После окончания Второй Мировой войны свинг ассоциировался у населения с тяжелыми временами, и поэтому свингующие биг-бэнды начали постепенно исчезать. Второе рождение свинга произошло в конце 50-х годов. Представители стиля: Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Гленн Миллер, Луи Армстронг, Фрэнк Синатра, Нэт Кинг Коул.
  • Бибоп. Характерные черты бибопа — динамичный темп, сложная импровизация и обыгрывание гармонии. В начале 40-х, когда бибоп только зарождался, он считался музыкой больше для самих музыкантов, чем для слушателей. Его основоположники: Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Кенни Кларк, Телониус Монк, Макс Роуч.

  • Кул-джаз. Спокойное “холодное” направление, возникшее в 40-е годы на Западном побережье и характеризующееся сдержанным звучанием, противоположным хот-джазу. Происхождение его названия связывают с альбомом Майлза Дэвиса “Birth of the Cool”. Представители: Майлз Дэвис, Дэйв Брубек, Чет Бейкер, Пол Дезмонд.
  • Мейнстрим. Свободный стиль, возникший на джемах 50-х и получивший широкое распространение в 70-80-х гг. Мейнстрим вобрал в себя характерные черты бибопа и кул-джаза.
  • Соул. Симбиоз джазовой импровизации и госпела, возникший в 50-х. Представители: Джеймс Браун, Арета Франклин, Рэй Чарльз, Джо Кокер, Марвин Гэй, Нина Симон.

  • Джаз-фанк. Симбиоз джаза, фанка, соула, ритм-н-блюза и диско. Родственные стили — соул, фьюжн и фри-джаз. Самые известные представители: Jamiroquai, The Crusaders.
  • Эйсид. Стиль, объединяющий джаз, фанк, соул, диско и хип-хоп. Он зародился в 80-х благодаря диджеям, которые активно использовали семплы из джаз-фанка 70-х.

Музыкальный стиль в СССР и России

Власти СССР относились к джазу крайне враждебно. После статьи Максима Горького 1928 года направление стали называть “музыкой толстых”. Эту музыку воспринимали исключительно как проявление чуждой советскому человеку и разлагающей личность буржуазной культуры. Однако в 30-е годы певец Леонид Утесов и музыкант Яков Скоморовский создают первый советский джазовый ансамбль. С западным звучанием он не имел почти ничего общего, и именно это позволило Утесову завоевать любовь публики, не вступая в конфликт с властью.

Но на этом история возникновения и развития джаза в СССР не закончилась. На советском пространстве были настоящие свинг-музыканты: Эдди Рознер, Александр Цфасман, Александр Варламов, Валентин Спориус, Олег Лундстрем.

Современный стиль

В современной музыке можно выделить два лидирующих джазовых направления, которые популярны как среди музыкантов, так и у аудитории.

  • Нью-джаз (джазтроника) — стиль, сочетающий джазовую мелодику с электронной музыкой и другими направлениями. Его можно сравнить с эйсид-джазом, но в отличие от второго, джазтроника больше склоняется к хаусу и импровизации и почти не обращается к хип-хопу и позднему r’n’b. Типичные представители нью-джаза: The Cinematic Orchestra, Jaga Jazzist, Funki Porcini .
  • Дарк-джаз (jazz noir). Это мрачный кинематографичный стиль, чрезвычайно популярный среди молодой аудитории — в первую очередь, благодаря фильмам и играм соответствующей стилистики. Знаковые инструменты этого стиля — бас-гитара, баритон-саксофон, ударные. Яркие представители направления — Morphine, Bohren & der Club of Gore, The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble, Dale Cooper Quartet & The Dictaphones .

Если вы давно мечтали познакомиться с джазом ближе, воспользуйтесь нашим гайдом и найдите направление, которое покорит ваше сердце. Но, изучая новые стили, не забывайте возвращаться к традиции.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… ………………....3
1 Истоки джаза……………………………………………… …………………….4
2 Основные течения…………………………………… …………………...…….6
2.1 Спиричуэл-с………………………………………………… …………..……6
2.2 Рабочие песни………………………………………………………...… ...….8
2.3 Менестрели…………………………………………………… ……….……..9
2.4 Рэгтайм…………………………….…………………………… …………….9
2.5 Буги-вуги……………………………………………………… …………….11
2.6 Традиционный джаз………………………………………………………...11
2.7 Чикагский стиль………………………………………………………….… 12
2.8 Коммерческий джаз………………………………………………………...13
2.9 Кул-джаз………………………………………………………… ………….14
3 джаз в современном мире…………………………………………….………15
Заключение…………………………………………………… …………………17
Список использованной литературы…………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ
Культура - (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К., К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта). В более узком смысле термин "К." относят только к сфере духовной жизни людей.
Так термин «культура» раскрывается в БСЭ. И, следовательно, можно сделать вывод, что джаз – это неотъемлемая часть музыкальной культуры, хотя многие люди, особенно старшего поколения этого не признают, или признают весьма ограниченно. Это довольно примитивный подход, поскольку в джазовой музыке, так же как и в любой музыке и культуре, есть свои гениальные люди и гениальные произведения. Таланты, вошедшие в историю музыки на века.
Данная форма музыкального искусства получает все большее распространение в наше время. В силу актуальности этого стиля в современном мире, я и выбрала именно эту тему для своего реферата, целями которого поставила:

    кратко описать путь, пройденный джазовой музыкой;
    выделить основные направления;
    описать гениальных музыкальных экспериментаторов и кумиров многих поколений данного направления в музыке.

1 ИСТОКИ ДЖАЗА
В самом названии "джаз" по-арабски записано "быть дозволенным". Эта музыка рабов в конце концов сломала тоталитарные режимы, где царствовали классические оркестры, всецело подчинявшиеся воле дирижерской палочки. Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и расширения советского влияния на страны третьего мира. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания (чёрнокожие музыканты с легкостью перебирают пальцами по струнам банджо, отбивают чечетку на тамбурине и кастаньетах, и при этом одновременно выделывают невероятные па ногами). На этой основе в конце XIX века сложился еще один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джазу.
Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие - к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.
Колыбелью джаза был американский Юг и прежде всего Новый Орлеан. 26 февраля 1917 года в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку. Значение этого факта трудно переоценить: до появления в свет этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - в течение нескольких недель ошеломил всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band».
Основополагающую роль в подлинном джазе играет импровизация. Также многие направления джаза отличаются особой техникой исполнения: «раскачиванием» или свингом. Кроме того, джаз отличается синкопированностью (выделение слабых долей и неожиданные акценты) и особым драйвом. Две последние составляющие возникают в рэгтайме, а затем переносятся на игру оркестров (бэндов), после чего для обозначения этого нового стиля музицирования и возникает слово джаз, вошедшее в лексикон американцев 6 октября 1917 года, когда в статье в «Literature Digest» это слово объяснялось как «желание человека трястись, прыгать и кривляться», вначале пишущееся как Jass, затем как Jasz, и только с 1918 года приобретшее свой современный вид.
Ещё одна особенность стиля джаз - неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза - это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой - Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе.
Джаз - это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

2 ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ
В настоящее время существует множество джазовых течений, среди которых можно выделить следующие группы:
- Спиричуэл-с
- Рабочие песни
- Менестрели
- Рэгтайм
- Буги-вуги
- Традиционный джаз
- Чикагский стиль
- Коммерческий джаз
- Свинг
- "Современный джаз" би-боп
- Кул-джаз
- Хард-боп
- Прогрессив
- Современный джаз
- Джаз-рок
Охарактеризуем некоторые из них.
2.1 Спиричуэл-с
Спиричуэл-с возникли в результате приобщения негров к религии белых. В протестантской церкви, наиболее распространенной в Америке, негры впервые познакомились с многоголосными хоровыми гимнами. Данное обстоятельство позволило им быстро усвоить несложную мелодику и гармонию таких гимнов, где с самого начала стали вводить в хоровое пение элементы импровизации.
Спиричуэл-с являются образцами развитого высокохудожественного фольклора, сформировавшегося в Южных штатах в XIX веке. Основным притягательным фактором, такой музыки является высокая культура хорового исполнения, сочетающая экспрессивную мелодию со сложной системой полифонических подголосков, имитаций, острой ритмикой и свежей, необычно звучащей гармонией.
Спиричуэл-с - одно из ответвлений афроамериканского фольклорного стиля, которое во многом определило дальнейшие пути развития джаза. Глубокое взаимопроникновение элементов европейской и африканской музыки синтезировали в себе и тесно переплели англокельтские и негритянские музыкальные гармонии. Это одна из тех первых синтетических афроевропейских культур, которые приобрели в Америке роль национального фольклора, развивающегося на социальной и культурной почве страны. Мелодические и гармонические принципы построения европейских церковных гимнов были усвоены неграми и перенесены в русло их собственных музыкальных традиций. Из этого возникли уже иного рода гимны, которые отличаются наряду с отчетливым окружением европейскими формами также и применением впервые самых простых ступеневых гармоний, восходящих к древним традициям африканского хорового пения (гармоническая линеария, ленточное голосоведение и т.д.) Часто встречаются плагальные обороты, уменьшенные септаккорды или нонаккорды, эллипсис (ожидаемая тоника заменяется пониженной VI ступенью), заменв трезвучия квартсекстаккордом и др.
Значение спиричуэл-с в развитии джаза состоит в разработке принципов мелодического оформления закрытой и открытой позиции, в привнесении гармонического параллелизма, в создании многоголосных форм.
Благодаря сопровождению пения многих спиричуел-с топаньем ног и хлопками в ладоши установилось разделение ансамбля на мелодическую и ритмическую группы. Прочное закрепление в практике получили такие понятия как "бит", а затем "офф бит".
БИТ (Beat) - биение пульса джаза. Это абсолютно регулярное, одинаково сильное, эластичное течение равномерных метрических акцентов, создающих внутреннее движение. В негритянском музицировании традиционны равномерные акценты всех четырех долей такта "four beat", или акцентировка второй и четвертой долей. Напртив, белые склоняются больше к акцентированию первой и третьей долей, тогда как второй и четвертый считаются легкими тактовыми долями "two beat".
ОФФ БИТ (off beat) - выражение экстатического характера джаза. Это более сложное понятие, чем простое синкопирование. Это своеобразная ритмическая атмосфера джаза. Суть этого понятия в том, что мелодические акценты должны падать между акцентами метрическими (между основными ударами - битом). Происхождение (офф бит) ведет от африканской музыки. Вся барабанная музыка африканцев состоит из офф бита. В традиционном джазе, в сольной или групповой импровизации техника офф бита применяется каждым исполнителем по-своему. В свинговом стиле (см. далее), из-за объединения инструментов в группы происходит соединение многообразной офф бит - игры в единый для всей группы вид движения. Офф бит становится главным ритмическим принципом в джазе.
2.2 Рабочие песни
Рабочие песни негров "work songs" в период рабства являлись важной составной частью негритянского фольклора. Исполнялись сольно и в группах без аккомпанемента. С музыкальной стороны рабочие песни представляют собой песенную форму с малоразвитой мелодикой и характеризуются структурой короткого дыхания. Типичная еще для африканцев перекличка между солистом и хором (прием "зова" и " ответа") пронизывает подобные песнопения. Важнейшей стилистической особенностью являются также нетемперированные мелодические звуки, чередование музыкальных интонаций с выкриками, вздохами. Для джаза наиболее важной стороной в рабочих песнях оказалась интонация - Шаут эффект. Шаут (Shout) - крик, кричать - обозначает стиль пения, которое носит "кричащий характер". Этот стиль был непосредственно перенесен из африканского музицирования в афроамериканскую сферу исполнительства. "Шаут - эффекты" можно встретить во всех вокальных и инструментальных формах джаза и по сей день.

2.3 Менестрели
Ведут начало от старинных народных музыкальных спектаклей, в свою очередь происходящих от представлений жонглеров. Возникли в Северной Америке в XVIII веке.
С середины XIX века развиваются под влиянием афроамериканского фольклора. Англокельтские бытовые песни обрабатывались, видоизменялись, импровизировались.
В тридцатые годы позапрошлого века в менестрельной музыке появляется банджо, которое придает ей специфический колорит. Постепенно негритянские элементы в менестрельной музыке начинают преобладать. Синкопирование, остинатная последовательность кратких, часто пентатонических мотивов, нисходящее движение мелодии, характерное аккордовое сопровождение, связанное с аппликатурой банджо (последование параллельных септаккордов), использование разнообразных ударных инструментов - все это сообщает музыке менестрелей яркую оригинальность.
Противопоставление солистов, хора и инструментов даны в более мелких масштабах, как нарочитый эффект, нарушающий плавность мелодии. В недрах менестрельной комедии зародились первые предвестники эстрадного джаза или диксиленда. Это вылилось в инструментальную музыку с быстрым синкопированным маршем. Отделившись впоследствии от менестрельного представления, эти марши превратились в танец "Кэк-уок" (салонный вариант) или рэгтайм (эстрадный вариант), который становится одним из первых составных элементов зрелого джазового стиля.
2.4 Рэгтайм
Rag Time - рваный ритм. Возник в конце XIX века. Получил сенсационный успех и распространение в начале XX века. Известен, главным образом, как стиль игры на фортепиано. Характерен своеобразной синкопированной мелодикой, четким ритмом и "качающимся" басом в левой руке.
Его непосредственные предшественники - "джиг-пиано" и соединение "кэк-уок" - ритмики и "плантэйшн-банджо". Но общие его мелодические, гармонические и формальные качества европейского происхождения.
и т.д.................