Cочинение «Образ Мастера. Cочинение «Образ Мастера Какая тема связана с образом мастера

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" является одним из самых загадочных произведений во всем мире.

Мастер - удивительный персонаж, понять которого тяжело. Его возраст около тридцати восьми лет. Удивительно, что имя и фамилия его так и остаются загадкой на протяжении всего повествования. Естественно "Мастер" - это своеобразный псевдоним героя. Именно так Маргарита называла его за писательский талант и творческие способности.

Автор описывает его, как темноволосого человека с острым носом и встревоженным взглядом. Седая нитка у висков и одиноко спадающая прядь на лоб указывали на его постоянную занятость и далеко не юношеский возраст.

Мастер был очен прост и беден. Он одинок в Москве, без родных и друзей. По образованию он был историком, который несколько лет назад работал в музее, отлично знал пять языков и занимался переводами. Как и любой писатель, он не любил шума и суматохи. Дома он хранил множество книг.

Читатель узнает, что Мастер был женат раннее, но даже не помнит ее имени. Значит, вероятно, не любил ее вовсе. А может сказывается его творческая натура.

Мастер бросает работу и начинает писать роман о Понтии Пилате, он много страдает из-за своего романа. Есть мнение, что роман Булгакова автобиографичен. Мастер несчастен, а его судьба трагична также, как и судьба писателя.

Лишь Маргарита до последнего восхищалась Мастером и его романом. Разрушение мечты, связанной с романом, катастрофически сказались на состоянии Мастера.

Лишь настоящая любовь стала подарком для одинокого писателя. Но даже любовные узы, которые связали его с Марго, не могли дать ему сил бороться дальше. Он сдается. Оказавшись в психиатрической больнице, живёт с тоской и унынием. За покорность и смирение Вселенная дарует ему ещё один бесценный подарок - вечный покой, разделенный с возлюбленной. Хочется верить, что на примере Мастера показано, что когда-нибудь вознаградится каждый труд. Ведь если вспомнить - сам роман "Мастер и Маргарита" тоже далеко не сразу появился на виду.

Вот таким образом заканчивается известная история о настоящей любви Мастера и Маргариты. Как известно, настоящая любовь вознаграждается вечным покоем.

Сочинение про Мастера

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” отличается своеобразием характеристики своих героев, но одним из самых главных и ярких персонажей является Мастер.

Автор не приводит ни имени, ни фамилии автора, но Маргарита все время называет его Мастером, оправдывая это тем, что у него необыкновенные писательские способности. Его описание приводится в 13-й главе. О нем известно, что ему коло 38 лет, у него темные волосы, острый нос и вечно встревоженные глаза. На момент знакомства Мастера и Бездомного на нем была черная шапочка с вышитой буквой “М”, он был бледным, с больным видом, в больничном халате.

В отличии от Маргариты, Мастер был нищим человеком. Живя в Москве, у него почти не было знакомых, совсем не имел родственником и был совершенно один в этом городе. Ему было трудно общаться и находить подход к людям. Несмотря на свою бедноту, Мастер достаточно образованный человек, по образованию он - историк, знает пять иностранных языков: английский, французский, немецкий, латинский и греческий, и раньше также работал переводчиком. Из-за своего заболевания он превратился в нервного и беспокойного, подозрительного человека. Мастер - писатель, он хранит у себя много книг и пишет свою, роман “О Понтии Пилате”.

Работу над своим произведением он начинает после того, как выиграл большую сумму, 100 тысяч рублей, в лотерею. Он переезжает в другую квартиру и начинает писать, бросив работу в музее. По окончанию своей работы он пытается напечатать роман, но это у него не выходит, и Мастер думает сдаться, но Маргарита настояла на печати. После выхода произведения Мастер подвергся огромному шквалу критики, что сломало его. Он постепенно начал сходить с ума, у него начались галлюцинации, появляется боязнь многих простых повседневных вещей. За все то, что причинил ему роман, Мастер решает сжечь его. В результате он попадает в психиатрическую клинику профессора Стравинского, где лежит 4 месяца до встречи с Воландом и Маргаритой. В итоге, Сатана восстанавливает сожженную рукопись романа “О Понтии Пилате” и переносит души влюбленных в иной мир, где они обретут спокойствие и будут наедине друг с другом.

Перед читателями Мастер предстает как бессильный, нецелеустремленный и слабый персонаж, но в то же время добрым, честным, любящим и любимым. За все это ему предназначена награда: вечный покой и вечная любовь.

Вариант 3

В романе М.Булгакова два главных действующих лица, если судить по названию, – Мастер и Маргарита. Тем не менее в первых главах романа ни о Мастере, ни о его возлюбленной нет ни слова. Первый раз Мастер появляется перед читателем только в самом конце 11 главы, а в главе 13, практически в монологической форме, он представляет Ивану Бездомному сразу всю свою историю.

Из этого рассказа соседа по сумасшедшему дому поэт узнает об обстоятельствах, которые привели того на больничную койку. Мастер отказывается называть свое имя и сразу говорит, что он уже ничего не ждет от жизни: после этого его исповедь получает особое трагическое звучание.

Мастер относится к людям, интересы которых далеки от материальной жизни. К написанию романа он пришел, пройдя уже довольно солидный жизненный путь – на момент рассказа он выглядит лет на 38, по мнению Ивана Бездомного. И до этого он занимался тоже работой интеллектуального характера – работал в музее. О прошлой жизни Мастер говорит неохотно. Выиграв сто тысяч по облигации, Мастер начал новую жизнь. Историк по образованию, а также переводчик, благодаря счастливому, как ему тогда казалось, случаю, получил возможность уйти со службы и отдать все свои силы и время написанию романа о Понтии Пилате. Главной ценностью для Мастера было творчество: дни, проведенные за написанием романа, стали счастливейшими днями его жизни.

При том, что выглядит Мастер человеком не от мира сего, из его рассказа становится понятно, что ничто человеческое ему все-таки не чуждо: он упоминает и «прекрасный серый костюм», в котором он ходил на прогулку, и ресторан, где обедал, и уютную обстановку, которую создал в своем подвальчике. Мастер не был замкнут в себе, хотя и жил до встречи с Маргаритой одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. Общение ему заменяли книги и окружающий мир, который он воспринимал во всех звуках, запахах и красках: он любил розы, необыкновенный запах сирени и зелень ее кустов, липу и клен у дома.

Чувство прекрасного, которое было ему свойственно, давало ему возможность получать от жизни много радости и приятных минут. И это чувство не позволило пройти мимо Маргариты, хотя, как он признается, его поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. Встреча с Маргаритой стала для Мастера подарком судьбы: она изменила его жизнь и, можно сказать, его смерть. Именно благодаря Маргарите Мастер получил покой в вечности, который так жаждала его душа, истерзанная земными страданиями последних месяцев жизни. Тайная жена Мастера отомстила за него и критикам, которые за «пилатчину» стали его преследовать после публикации глав романа: превратившись в ведьму, она разгромила квартиру критика Латунского.

Сам Мастер не очень хорошо разбирается в людях. В мире литературы он не ждет подвоха и, написав роман, выходит в жизнь, не ожидая ничего плохого. Он даже не догадывается о том, что Алоизий Могарыч, с которым он подружился незадолго до ареста, стал причиной его удаления из подвальчика. Не верит он и в силу любви к нему Маргариты: он признается Ивану в том, что надеется, что она забыла его. Как человек гениальный, Мастер простодушен и доверчив, его легко напугать, вывести из состояния равновесия. Он не способен бороться за свои права.

История Мастера во многом автобиографична: Булгакова также преследовали советские критики, заставляя писать в стол и уничтожать свои произведения. Ставшая крылатой фраза «Рукописи не горят», сказанная Воландом при возвращении Мастеру романа, который он в приступе отчаяния сжег в печке, может быть отнесена и к судьбе «Мастера и Маргариты». Роман, при жизни Булгакова неопубликованный, после его смерти пришел к читателю и стал одной из самых читаемых книг современности.

Тема искусства в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» //Зар. лыт. в навч. закл. - 2001. - №4. - С. 56-60.

Тема творчества волновала Михаила Афанасьевича Булгакова на протяжении всей его жизни. Глубокие раздумья о судьбе художника и его предназначении, стремление осмыслить полноту ответственности писателя перед народом и человечеством никогда не оставляли Михаила Афанасьевича, а в последние годы жизни становились особенно мучительными.

Булгакову выпало жить и творить в необычайно суровое время. Революция и гражданская война, принесшие смерть и физические страдания, попытки построить новое государство, обернувшиеся хаосом, разрухой и жестокими репрессиями, - с невероятной болью отзывались в душе художника-гуманиста и находили отражение в его бессмертных творениях. Однако самое страшное, что несла эпоха террора, - это духовное разложение личности, которое, по мнению писателя, могла приостановить только великая сила искусства, потому что творец подобен Богу: он Словом творит мир и человека в нем.

Трудно читать скрижали будущего, однако лучшие писатели-мыслители первой трети XX века, не равнодушные к судьбам Отчизны, предчувствовали грядущие несчастья. Михаил Булгаков мечтал о гуманном и гармоничном обществе, в котором область художественного творчества будет лишена идеологического давления.

«Отвратительный мир» лжеискусства

С первых страниц романа «Мастер и Маргарита» читатель попадает в современный автору «мир литературы» и встречает великое множество действующих лиц: Ивана Николаевича Понырева, Михаила Александровича Берлиоза, Желдыбина, Бескудникова, Двубратского, Непременову, Поприхина, Абабкова, Глухарева, Денискина, Лавровича, Аримана, Латунского, Рюхина и других. Первыми в галерее персонажей стоят Берлиоз, редактор московского журнала, председатель МАССОЛИТа, и Понырев, молодой поэт. Михаил Александрович, упитанный аккуратный гражданин в огромных очках, жарким весенним днем на Патриарших прудах вел с Иваном Николаевичем беседу об Иисусе Христе. Как большинство литераторов своего времени, Иван Бездомный получил заказ редактора на создание антирелигиозной поэмы. Заказ Бездомный выполнил, однако Берлиоз остался весьма не. доволен сочинением своего ученика. Иван должен был убедить массового читателя, что Иисус - плод человеческой фантазии, сказка для невежд, а из-под пера поэта явился «совершенно живой» Иисус, хотя и наделенный всеми негативными качествами.

История создания «горе-поэмы» наталкивает читателя на громадную нравственную проблему XX века - массовый нигилизм, всеобщее неверие ни в Бога, ни в черта.

Председатель МАССОЛИТа в споре с Иваном мобилизовал все свои знания «очень образованного человека». Ссылаясь на Филона Александрийского, Иосифа Флавия, Берлиоз пытался доказать поэту, что Иисус Христос никогда не существовал. Даже рассказ Тацита в «Анналах» о казни Иисуса является, по мнению редактора, грубой подделкой. «Мы - атеисты» - с гордостью заявляет Берлиоз внезапно появившемуся Воланду. «Нету никакого дьявола!» - подхватывает Иван Бездомный. «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!», подытоживает Воланд. Литераторы с завидным упорством доказывают сатане, что «...жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле» управляет человек. Для них не существует чуда, такого события, где непредвиденные условия сходятся так, что производят внезапные - счастливые или несчастливые - последствия. («Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык»), Берлиоз и ему подобные превратили искусство в служанку идеологии. Творческий процесс в понимании Михаила Александровича - не удивительное открытие, идущее из глубины души и на которое вдохновляют долг и совесть, а рационалистический акт, подчиненный определенной идеологии. Председатель МАССОЛИТа превратился в «инженера человеческих душ».

Чудовищное изобретение идеологов от искусства - соцреализм - породил план-заказ, в котором строго оговаривается характер будущего произведения.

Отвергая религию как совокупность недоказуемых постулатов и вредных чувствований, берлиозы удивительно быстро вытравили из народа веру в высшую силу, которая все держит в своей власти, «благотворно» влияющую на нравственность. Народ трансформируется в безликую массу - «население». М.Булгаков показывает, что грубость, безнравственность, циничность и развращенность становятся следствием утраты веры.

Следует отметить, что редактор Берлиоз как порождение эпохи лжи и нигилизма только внешне является уверенным и неуязвимым. Где-то в глубинах его сознания живет догадка, что Бог и черт все же существуют. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1. На словах не веря ни во что, Берлиоз мысленно поминает черта: «Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск...» .

2. Непонятный страх, внезапно охвативший литератора.

3. «Живые, полные мысли и страдания глаза» на мертвом лице Берлиоза.

Если бы не было ни Бога, ни черта, а следовательно, и возмездия за ложь, если бы человек сам управлял своей жизнью, - откуда тогда взяться страху? Гипотетически Берлиоз мог размышлять так: возможно, где-то в запредельном мире и существует царство Света и Тьмы, но здесь, на земле, этому нет доказательств. Вслух же апологет атеизма упрямо твердил: «...в области разума никакого доказательства существования бога быть не может».

Вина Берлиоза и ему подобных перед народом огромна, и неудивительно, что редактор был так жестоко наказан. Естественно, что из яблочного зернышка вырастает яблоня, из ореха появится росток орехового дерева, а из лжи (то есть душевной пустоты) - пустота. Эта простая истина подтверждается словами Воланда. В финале Великого бала сатана выносит вердикт: «... каждому будет дано по его вере». Берлиоз, главный идеолог пустоты, за духовное растление народа, за паутину лжи получает достойную награду - небытие, он превращается в ничто.

Недалеко ушли от Берлиоза и многочисленные литераторы, рядовые члены МАССОЛИТа. Муза давно не посещала обитель МАССОЛИТа - Дом Грибоедова. Иерархия Дома литераторов исключала всякие мысли о творчестве. «Рыбно-дачная секция», «Квартирный вопрос», «Перелыгино», ресторан - все эти пестрые уголки манили к себе с необыкновенной силой. Распределение дач в поселке Перелыгино приобретало характер неистовых боев, порождая ненависть и зависть. Дом Грибоедова становится символов корыстолюбия: «Я вчера два часа протолкался у Грибоедова». - «Ну и как?» - «В Ялту на месяц добился». - «Молодец!».

Челночная пляска литераторов в ресторане Грибоедова напоминает бал сатаны: «Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда».

Презрение вызывают эти лжелитераторы, забывшие свое предназначение, в погоне за порционными судачками растерявшие (если таковой вообще был) свой талант.

Страшные сны Ивана Бездомного

Из безликой массы ремесленников от искусства выделяется поэт Иван Понырев. О происхождении героя известно лишь то, что его дядя живет в российской глубинке. Мастер при знакомстве с Иваном спросил: «А как ваша фамилия?» - «Бездомный» - последовал ответ. И это не случайный псевдоним, не дань литературной моде тех лет. Это трагичное мироощущение героя, у которого нет ни материального дома с теплым очагом и семейным уютом, ни духовного пристанища. Иван ни во что не верит, ему некого любить и не к кому приклонить голову. Иван - плод эпохи безверия. Его сознательные годы прошли в обществе, где разрушались храмы, где религия была объявлена «опиумом для народа», где все вокруг было отравлено ядом лжи и подозрительности (Воланда Иван принимает за шпиона; «Здорово, вредитель!» - так приветствует поэт доктора Стравинского).

Читателю предстоит решить самому, как Иван попадает в МАССОЛИТ. В этой организации он считается талантливым поэтом, его портрет и стихи напечатаны в «Литературной газете». Однако произведения Бездомного далеки от истинного творчества. М.Булгаков неоднократно подчеркивает неразвитость ума Ивана (мастер называет его «девственным», «невежественным» человеком), его привычку плыть по течению. Но, несмотря на это, душа литератора - живая, открытая и доверчивая. Он слепо отдается во власть догматика Берлиоза и становится его послушным учеником. Но автор «Мастера и Маргариты» ничуть не оправдывает Бездомного, он - не глупый ребенок, которого обманывают бессовестные взрослые. Иван Бездомный носит высокое звание поэта, а в действительности оказывается лишь удачливым сочинителем, не задумывающимся над серьезными проблемами. Иван не имеет твердой почвы под ногами, он не ведущее звено, а ведомое.

Но несмотря на это, Иван Бездомный - один из любимых героев М.Булгакова, его надежда на возрождение человеческого духа. Иван молод - ему двадцать три года, и у него есть шанс на возрождение. Встреча с Волан-дом и смерть Берлиоза под колесами трамвая послужили могучим импульсом к поиску правды. Бег Ивана Бездомного за свитой Воланда становится символичным: это путь от интуитивного предчувствия истины (ведь Христос у него получился живой!) к познанию настоящей истины, добра и красоты.

Самое первое, от чего избавляется Иван, - это ложь. Очутившись в психиатрической клинике, он начинает говорить правду. Бездомный так характеризует своего собрата по перу, поэта Александра Рюхина: «Типичный кулачок по своей психологии,., и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу!.. «Взвейтесь!» да «развейтесь!»... а вы загляните к нему внутрь - что он там думает... вы ахнете!».

По дороге из клиники, где Рюхин оставляет Ивана, Александр думает о своей жизни. Ему тридцать два года, он никому не известен, но беда поэта не в этом. Трагедия Рюхина в том, что он знает, какого сорта его стихи. Но мысли о творчестве как высшей цели, ведущей к истине, никогда не занимали Александра. Поэзия для него - наиболее доступный способ достижения славы. Ненависть и зависть овладевают Рюхиным при виде памятника Пушкину. Слава Пушкина, заключает сочинитель, есть не что иное, как удачливость и простое везение. Невежественный Рюхин не может понять глубину творений народного поэта, оценить его гражданскую позицию: «Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...». Тщеславный Рюхин видит лишь внешнюю сторону славы, у него нет желания служить своему народу, и поэтому его удел - одиночество и безвестность.

Отринув ложь, Иван Бездомный идет до конца - он отказывается от сочинительства (решает не писать больше «чудовищных» стихов). Встреча Ивана с мастером только укрепляет это решение и становится своеобразным посвящением в тайны творчества, животворный дух истины явленной мастеру, проникает в душу Ивана, и Иван преображается. За негативными внешними изменениями (Иван побледнел и осунулся) стоят глубокие внутренние перемены: глаза, которые смотрят то «куда-то вдаль, поверх окружающего мира, то внутрь самого молодого человека».

Бездомного стали посещать видения: «...он видел город странный непонятный, несуществующий...» - древний Ершалаим. Герой лицезрел Понтия Пилата, Лысую Гору... Трагедия на Патриарших прудах уже не интересовала его. «Меня другое теперь интересует... - я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял», - произносит Иван на прощание мастеру. «Вы о нем продолжение напишите», - завещал Ивану учитель.

Для того, чтобы написать продолжение, нужны знания, мужество и внутренняя свобода. Знания Иван получил - он стал сотрудником Института истории и философии, профессором. Но Иван Николаевич Понырев так и не обрел духовную свободу и бесстрашие, без которых немыслимо истинное творчество. Жизненная драма профессора состоит в том, что «он все знает и понимает», но он не в силах изолировать себя от общества (как ушел в подвальчик на Арбате мастер).

И лишь во время весеннего полнолуния Ивану Николаевичу «...бороться...с собою...не приходится». «Исколотая память» заставляет его в который раз проделывать один и тот же путь в надежде обрести свободу и бесстрашие. Профессору снится один и тот же сон: ужасный палач «колет копьем в сердце привязанного к столбу и потерявшего разум Гестаса». Судьба Понырева в чем-то схожа с горькой участью разбойника Гестаса. Тоталитарная система не знает регалий и рангов, она одинаково расправляется с неугодными. А палач - символ жестокости общества. Система не отпускает на свободу Ивана, у нее всегда наготове «шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета» .

После укола сон Ивана Николаевича меняется. Он видит Иешуа и Пилата, мастера и Маргариту. Понтий Пилат умоляет Иешуа: «...скажи ведь ее (казни) не было!.. - Клянусь, - отвечает спутник». Мастера Иван Николаевича «жадно спрашивает:

Так, стало быть, этим и кончилось?

Этим и кончилось, мой ученик, - отвечает номер сто восемнадцатый, а женщина подходит к Ивану и говорит:

Конечно, этим. Все кончилось и все кончается... И я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо».

Так оканчивается великий роман Милосердия, Веры и Добра. Учитель и его подруга пришли к Ивану Николаевичу, даруя ему свободу, и теперь он спит спокойно, несмотря на «неистовство» луны, олицетворяющей больное общество.

Михаил Афанасьевич Булгаков верил в победу человеческого духа, поэтому читатель закрывает книгу с надеждой, что Иван Николаевич Понырев допишет и опубликует роман мастера.

Загадка мастера

Миру литературной конъюнктуры, прикрывающему свое внутреннее убожество высоким словом «искусство», Михаил Булгаков противопоставил образ мастера, главного героя романа «Мастер и Маргарита». Но мастер выходит на сцену лишь в одиннадцатой главе. Автор окутывает образ своего героя ореолом тайны: в палате клиники Стравинского, куда был доставлен Иван Бездомный, под покровом ночи появляется загадочный посетитель. Он «погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тссс!». Ко всему прочему гость вошел не через входную дверь, а через балкон. Появление таинственного героя побуждает читательскую мысль к интенсивной работе, к сотворчеству.

Писатель вначале намечает канву образа мастера. Больничная обстановка, окружающая героя, призвана подчеркнуть трагедию личности, вычеркнутой из общества. Клиника Стравинского становится для мастера единственным пристанищем среди сумасшедшего мира с его жестокими законами.

Образ мастера породил в литературоведении многочисленные версии о прототипах героя. Некоторые исследователи считают, что прообразом мастера послужила судьба самого автора «Мастера и Маргариты», другие в число прототипов героя включают Иисуса Христа, Н.В.Гоголя, Г.С.Сковороду, М.Горького, С.С.Топленинова.

Литературный герой может иметь несколько прототипов, поэтому совершенно справедливо проводить параллели судеб мастера и вышеперечисленных творцов. Однако, прежде всего, образ мастера - это обобщенный образ художника, который призван жить и творить в сложных условиях тоталитарного общества.

М.Булгаков рисует образ художника при помощи различных средств, среди которых выделяются портрет, описание обстановки, природы.

П.Г.Пустовойт в книге «И.С.Тургенев - художник слова» отмечает, что «литературный портрет - понятие объемное. В него входят не только внутренние черты героя, составляющие суть характера человека, но и внешние, дополняющие, воплощающие в себе и типичное, и характерное, индивидуальное. Во внешности, в чертах лица, в одежде манере поведения и речи героев обычно проступают особенности характеров».

Портрет главного героя «Мастера и Маргариты» складывается из прямой характеристики (речь автора) и косвенной (самораскрытие героя, диалоги, описание окружающей обстановки, образа жизни). М.Булгаков дает очень краткое, всего в несколько строк, описание внешнего облика мастера. Прежде всего, автор рисует лицо мастера, затем - его одежду: «...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми... пришедший был одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат» (I, с. 459-460). Такие повторяющиеся психологические детали портрета героя, как «очень беспокойные», «осторожно глядящие глаза», вкрапленные в повествование, несут огромную смысловую нагрузку. Внешний облик главного героя романа М.Булгакова подводит читателей к мысли, что его обладатель - творческий человек, волею судьбы, оказавшийся в доме скорби.

Богатый внутренний мир образа раскрывается с помощью различных форм психологизма. Из всего богатства средств психологизма М.Булгаков выделяет формы диалога и исповеди, позволяющие наиболее полно осветить грани характера мастера.

Ядро характера героя Булгакова составляет вера во внутренние силы человека, ведь не случайно Иван Бездомный «испытывал доверие» к своему гостю. Мастер близко к сердцу принимает исповедь поэта. Главный герой «Мастера и Маргариты» оказывается единственным человеком, который от начала до конца выслушал признание Ивана. «Благодарный слушатель» «не рядил Ивана в сумасшедшие», побуждал его к более подробному рассказу. Мастер открывает молодому человеку глаза на происшедшие события, помогает разобраться в сложнейшей ситуации. Общение с мастером становится для Бездомного залогом духовного возрождения и дальнейшего внутреннего развития.

Откровенностью платит мастер за искренний рассказ Ивана. Художник поведал товарищу по несчастью историю своей жизни, размеренная речь мастера, плавно переходящая в несобственно-прямую речь, дает возможность свободного самовыражения героя, полного раскрытия внутренних черт образа.

Мастер - талантливый, интеллигентный человек, полиглот. Он ведет одинокий образ жизни, «не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве». Эту черту характера мастера писатель выделяет не случайно. Она призвана подчеркнуть философский склад ума героя.

Мастер работал в московском музее, делал переводы с иностранных языков. Но такая жизнь тяготила героя. По образованию он - историк, а по призванию - творец. Выиграв сто тысяч рублей, мастер получает возможность изменить свою жизнь. Он бросает службу, меняет место жительства и целиком отдается любимому делу.

Из «проклятой дыры» - комнаты на Мясницкой улице - герой переезжает в переулок близ Арбата, где снимает две подвальные комнаты. С благоговением, переходящим в восторг, художник описывает Ивану незамысловатый интерьер своего нового жилища: «совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой». Из окон квартиры мастер мог любоваться сиренью, липой и кленом. Подобное сочетание деталей интерьера и пейзажа помогает М.Булгакову подчеркнуть приоритет духовных ценностей в жизни героя, который готов потратить все свои сбережения на книги.

В один прекрасный момент мастер оказывается перед нравственным выбором: служить настоящему или будущему. Избрав первое, он должен будет подчиниться законам своего общества. Но герой Булгакова как истинный творец выбирает второе. Поэтому в подвальчике на Арбате, вдали от суеты, рождается великая истина, а. мастер становится творцом, художником. В уединении мысли героя развиваются, созревают и облекаются в образы Иешуа Га-Ноцри, Понтия Пилата, Левия Матвея, Иуды, Афрания, Марка Крысобоя. Мастер «восстанавливает правду об учении, жизни и смерти Иешуа» и мечтает донести свои открытия до больного сознания человечества.

«Став на стезю творчества, мастер вступает на путь духовной эволюции, который приведет героя к нравственной и творческой свободе. Слово художника призвано с великим трудом прокладывать дорогу истине в глухом лесу жизни человечества. Могучему слову творца надлежит заряжать духовной энергией сердца и души слабых, подпитывать сильных.

В романе «Мастер и Маргарита» М.Булгаков развивает сформулированный ранее принцип творчества: «что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует». По мысли писателя, творец должен быть наделен даром духовного, нравственного видения. Отрешаясь от суетного, главный герой романа Булгакова погружается в философские размышления. Его душа видит людей, жизненные обстоятельства, предметы в их настоящем свете. В душе художника раздается беспристрастный голос совести, прокладывающий спасительный мост между творцом и человечеством. Душа творца, побуждаемая совестью и долгом, творит удивительный роман, а слово истины, увиденное ею, должно стать купелью возрождения для человеческих душ.

Забегая вперед, следует отметить, что история с романом мастера показывает, что слово творца нетленно: Его не в силах заглушить клевета низких людей, оно не погибает в огне и над ним не властно время.

Искусство, творчество становятся смыслом жизни мастера. Он ощущает себя творцом, пришедшим в мир для высокой цели, подобно тому, как приходит весна, пробуждая природу от зимнего сна.

Весна, вступившая в свои права, принесла с собой яркие краски и удивительный запах сирени. Чуткая душа художника отвечала на обновление природы - роман, словно птица, «летел к концу».

В один из чудесных весенних дней мастер отправился на прогулку и - встретил свою судьбу.

Герои не смогли пройти мимо друг друга. Маргарита (так звали незнакомку) была необыкновенно красива, но художника привлекло не это. Ее глаза, в которых таилась бездна одиночества, заставили героя осознать, что незнакомка - это та единственная, которая способна понять его самые сокровенные мысли и чувства, ведь она - часть его души. Мастер «совершенно неожиданно» для себя рассудил, что «всю жизнь любил именно эту женщину!»

Гениальный мастер находился на вершине счастья: он обрел родственную душу и окончил свое творение. Шиллер говорил: «Гений должен быть наивным, иначе это не гений». И булгаковский герой на крыльях счастья вылетел к людям со своим романом, наивно полагая, что они нуждаются в его открытиях. Люди отвергли роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, и это сделало мастера глубоко несчастным.

Однако художник не терял веру в силу искусства, в то, что его плоды способны сделать жизнь людей чище и добрее. Он боролся за свой роман, он сделал все возможное для его публикации. Но старания мастера разбивались о стену ненависти, которую воздвигли между романом и миром идеологи лжеискусства. Они не способны создавать духовные ценности и оценить вклад других в сокровищницу культуры. На мастера, вступившего в трагический конфликте приспособленцами из МАССОЛИТа, набросились критики Латунский, Ариман, Лаврович с рядом грязных статей. Они не простили герою отказа творить по законам лжеискусства, согласно которым вдохновение подменяется заказом, фантазия - ложью. Мастер творит свои гуманистические законы, основанные на любви к человеку, вере и милосердии.

«Золотой век» жизни мастера сменили «безрадостные осенние дни». Ощущение счастья вытеснили тоска и мрачныё предчувствия. М.Булгаков с медицинской точностью воспроизводит процесс духовных переживаний героя. Вначале клевета вызывала у мастера смех. Затем, по мере увеличения потока лжи, изменялось отношение героя: появилось удивление, а после пришел страх. Над мастером нависла угроза физического уничтожения. Это дало герою возможность осознать истинные масштабы тотальной системы насилия, то есть, как пишет М.Булгаков, понять другие, совершенно не относящиеся к статьям и роману, вещи. Но не физическая гибель пугала мастера. Его охватил страх за человечество, оказавшееся на краю бездны. Наступает психическое заболевание - следствие абсолютного непонимания, неприятия творчества художника.

Природа уже не радует глаз мастера. Его воспаленный мозг отождествляет природу и систему насилия: герою кажется, «что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату», а «холодный» спрут, олицетворяющий тоталитарное государство, подступит к самому сердцу. Но страшнее всего было то, что рядом с мастером не оказалось подруги. От одиночества он порывается «бежать к кому-то, хотя бы к... застройщику наверх».

В таком состоянии мастер предает рукопись огню. Если роман не нужен обществу, то, по мнению создателя, его следует уничтожить. Но тут происходит чудо. Появляется Маргарита - надежда мастера, его мечта, его звезда. Она вырывает у огня остатки рукописи и убеждает автора, что произведение написано не зря.

В свою очередь роман спасает Маргариту - помогает ей отринуть ложь. «Больше я не хочу лгать», - говорит героиня. Энергия романа наполняет подругу мастера решимостью. Она готова идти с мастером до конца, ведь «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Героиня уходит в ночь, обещая вернуться утром. Ее образ оставляет в памяти возлюбленного негасимую полосу света, символизирующую начало новой жизни.

Но судьба распорядилась иначе. Мастера арестовали. Выпустили его через три месяца, приняв за умалишенного. Художник возвратился к своему дому, но в нем уже поселился Алоизий Могарыч, написавший на мастера донос. Мрак и холод становятся основными мотивами исповеди художника. Позади у него были тяжелые месяцы заключения, о чем свидетельствуют яркие детали костюма мастера - оторванные пуговицы. Метельный снег, словно пособник системы, засыпал кусты сирени, скрывая следы счастливого мига жизни героя. Впереди же мастер не видел ничего, кроме тусклых огней, зажженных Могарычем в его комнатах. Поэтому главный герой «Мастера и Маргариты» отправляется в клинику профессора Стравинского, где происходит его знакомство с Иваном Бездомным. Так интригующе оканчивается исповедь мастера, приоткрывающая тайну пациента номер сто восемнадцать.

Следующая встреча читателя с мастером происходит в главе двадцать четвертой - «Извлечение мастера». Маргарита, согласившаяся в надежде на спасение возлюбленного играть роль королевы на балу у сатаны, получает в награду своего возлюбленного. Воланд «извлекает» героя из клиники, и он предстает перед подругой «в своем больничном одеянии»: халат, туфли и неизменная черная шапочка. «Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток кипел вокруг него».

Дьявол предлагает Маргарите выполнить любое их желание. Воланд дорого бы заплатил за самую малую просьбу мастера. Однако художник ничего не просит. Он сохраняет свою духовную свободу, и сатана вынужден вернуть героев в подвал на Арбате. Но, как сказал мастер, «не бывает так, чтобы все стало, как было». Иешуа, прочитав роман мастера, через Левия Матвея просит дьявола забрать автора с собой, наградив покоем.

Герои, пройдя путь духовной эволюции, становятся абсолютно свободными. В финале романа М.Булгакова мастер и его подруга летят к своему вечному дому. Они изменяются внешне. Облик мастера создатель романа уподобил древним мудрецам. «Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру».

На страницах романа "Мастер и Маргарита" автор показывает нравственные изъяны общества в современную эпоху и в далеком прошлом. Извечно человек задавался вопросами "что есть истина" и "каковы нравственные критерии". Великие мыслители и философы не пришли к однозначному ответу, но эту проблему Михаил Булгаков постарался развить в своем произведении.

Главные герои романа

Автор вводит в повествование две сюжетные линии: действия происходят в Москве 30-х годов и в Ершалаиме две тысячи лет назад. В книге является центральным: он пишет роман о Понтии Пилате, сжигает его, а потом оказывается в психиатрической больнице. Позже туда помещают автора антирелигиозной повести об Иисусе Христе. Второй уверяет медиков, что в Москве появился Воланд - сам Сатана, однако они ему не верят и выносят диагноз. Мастера ждет Маргарита, которая ради его спасения подписывает контракт с темными силами. Воланд предлагает ей стать королевой на балу, на что женщина соглашается.

В Ершалаиме прокуратор иудейский повинуясь воле кесаря, казнит невиновного Иешуа Га-Ноцри. Впоследствии игемон сожалеет о своем поступке и долго мучается. В последних главах романа "Мастер и Маргарита" образ Мастера играет важную роль в судьбе Понтия Пилата: он освобождает его, а сам вновь обретает счастье с возлюбленной.

В российскую столицу наведывается черный маг Воланд с котом Бегемотом, демоном Азазелло, старшим подчиненным Коровьевым и ведьмой Геллой. Роковая цепь событий начинается на Воланд беседует с Михаилом Берлиозом и Иваном Бездомным, которые напрочь отрицают существование Иисуса Христа. Сатана предсказывает Берлиозу смерть - его переедет трамвай, и уже вечером происходит это страшное событие. Воланд селится в его квартире и начинает готовиться к темному балу, а перед этим устраивает сеанс темной магии для москвичей. Маргарита подписывает контракт с Сатаной и соглашается стать королевой торжества.

В Ершалаиме по приказу кесаря казнят Иешуа Га-Ноцри, и остановить это в силах только прокуратор иудейский. Из трусости он этого не делает, за что обрекается на вечные муки: в течение многих тысяч лун он сидит с псом Бангой и размышляет о своих поступках, и только Мастеру суждено его освободить в конце романа.

Проблема в книге

На протяжении многих столетий люди совершали поступки против нравственности или во имя нее. Образ Маргариты в романе "Мастер и Маргарита" демонстрирует второй вид деяний. Эта готова отказаться от всего ради правды и любви.

Часто люди получают для себя блага путем обмана, лицемерия, насилия, предательства, лжи, а потом, боясь их потерять, снова идут на подлые поступки. Понтий Пилат не хотел жертвовать своим местом и статусом, за что и был обречен на вечные мучения.

Михаил Булгаков противопоставляет положительные и отрицательные образы романа "Мастер и Маргарита", желая показать, что без нравственного чувства человек не может быть счастливым. Нет на свете людей без грехов, но раскаявшийся может искупить свою вину. Для Понтия Пилата его прощение состояло в свободе, которую даровал ему Мастер.

Образ Иешуа

Мастер и Маргарита являются положительными героями романа, к которым примыкает прототип Иисуса Христа. В ершалаимских главах Булгаков противопоставляет образ игемона и нищего проповедника Га-Ноцри. Иешуа отказывается отрекаться от истины, за что его приговаривают к смертной казни. Вместе с жителями Рима он верил, что настанет время, когда не будет никакой власти и насилия. Неужели в этих словах есть составляющая преступления, за которую следует лишать жизни?

Понтию Пилату Иешуа был симпатичен, и он хочет спасти его, однако боится рисковать своей размеренной жизнью. Перед ним возникает дилемма: казнить, но пойти против совести, или помиловать, но лишиться власти? Игемон выбирает первое: он только с виду грозен, как лев; на самом же деле в нем бьется трусливое заячье сердце.

Образ Понтия Пилата

Судьба жителей Рима находится в руках прокуратора иудейского. В одном историческом источнике говорится, что Пилат несет ответственность за бесчисленные казни, совершенные без суда. Такая жестокость проявлялась из-за боязни потери своего статуса. Его приближенные ведут себя аналогичным образом. На страницах ершалаимских глав Михаилом Булгаковым великолепно демонстрируется эта типичная характеристика образов.

"Мастер и Маргарита" - роман глубокого философского содержания. Автор доказывает, что даже самый страшный злодей может стать праведником. Понтий Пилат осознает свою чудовищную ошибку: такой честный человек, как Иешуа, не должен лишаться жизни. Игемон приходит к умозаключению о трусости: "Это самый страшный порок". Автор вводит образ Мастера и Маргариты, чтобы показать, что не все люди настолько трусливы - многие не страшатся наказания и идут на отчаянные поступки во имя нравственности. За свою ошибку прокуратор обречен на бессмертие, и это, пожалуй, самое мучительное наказание.

Мастер и Маргарита: образ мастера

Автор не дает имени главному герою своего романа, поскольку таких, как он, в советской России было много. Писателей этой эпохи можно сравнить с живыми мумиями: они пишут только то, чего ожидает публика, и не пытаются выделиться оригинальными идеями. Роман о Понтии Пилате отказываются печатать потому, что в антирелигиозной России эта тематика утратила свою актуальность. Великая идея, ради которой Мастер пожертвовал своим благосостоянием, остается неосвещенной, и автор в отчаянии сжигает свое детище.

Воланд решает возвратить писателю его роман и произносит известную фразу: "Рукописи не горят!" В книге "Мастер и Маргарита" образ Мастера перекликается с жизнью самого Михаила Булгакова. Молодой писатель сжег черновик своего романа на христианскую тематику, при жизни не заслужил признания у критиков и только спустя несколько десятилетий начал интересовать публику.

Образ Маргариты

Нравственный человек много делает ради родных и близких, не страшась смерти. Человечество знает женщин, которые по своим поступкам храбрее мужчин. Такой была главная героиня. Образ Маргариты в романе "Мастер и Маргарита" отличается от всех других: молодая, красивая, она была женой очень крупного специалиста, но отреклась от роскоши. Она не знала счастья до встречи с Мастером.

Во имя любви Маргарита соглашается сотрудничать с самим Сатаной. Воланд появляется в Москве, чтобы испытать главных героев романа, наградить их за верность и любовь и покарать лжецов и предателей. Он неоднократно посещает Москву, и за время его отсутствия изменилось многое: архитектура, одежда, стиль жизни, но только не сами люди. В романе "Мастер и Маргарита" образы героев-москвичей представлены алчными и жестокими. Неудивительно, что королевой своего темного бала Воланд выбирает Маргариту - честную женщину с большим любящим сердцем. За все положительные качества Маргариты он ее награждает - вновь соединяет с Мастером. Ради любви женщина готова идти на самые тяжелые испытания, выдержав которые, обретает свое счастье.

Темная свита

В романе "Мастер и Маргарита" образ Воланда далек от подлинного Сатаны, о котором на протяжении многих лет слагались страшные легенды. Он выглядит как человек, который действует по совести и выполняет свои обещания. Воланд воссоединил Маргариту с ее возлюбленным Мастером, наказал безнравственных москвичей, подсказал, как освободить Понтия Пилата, и под конец тихо испарился. Всемогущий Сатана обладает лучшими из человеческих качеств, чего нельзя сказать о прокураторе иудейском. Автор противопоставляет Воланду и игемону образ Мастера и Маргариты: дорога на небеса им закрыта, но именно они в романе являются самыми честными, добродетельными, а главное - они остались верными друг другу, пройдя множество нравственных испытаний.

Роман «Мастер и Маргарита» поднимает множество проблем, актуальных и для современного общества. В чих числе есть темы добра и зла, любви и ненависти и, конечно, творчества. Через все страницы произведения проходит тема искусства, раскрывающаяся на примере трех персонажей: редактора Берлиоза, поэта Бездомного и самого Мастера.

Следует начать анализ темы с незначительного, на первый взгляд, персонажа – критика и редактора журнала Берлиоза. Читатель может сделать вывод о том, что Берлиоз – маловажная фигура в романе, ведь он гибнет в самом начале произведения. Однако это предположение неверно. Редактор художественного журнала Берлиоз является образом воплощения бюрократизма. Этот человек не достоин называться настоящим творцом и деятелем искусства, ведь творчество для Берлиоза – один лишь из способов самовыражения.

На первый взгляд, Берлиоз производит вид человека умного, с широким простором познаний. Однако все его знания утыкаются в цитаты и афоризмы из книг, суть которых для него осталась нераскрытой.

Творчество для Берлиоза – возможность удовлетворить свои потребности. Персонаж далек от подлинного искусства, и вся его работа состоит в том, чтобы принижать ценность и величие произведений настоящих деятелей искусства. До тех пор, пока Берлиоз будет редактором журнала, в этом журнале не появится ни одно подлинное произведение искусства, достойное назваться шедевром.

Образ же поэта Ивана Бездомного является собирательным. Автор воплотил в персонаже всю молодежь булкаковского времени. Он полон жизненных сил, амбиций и рвения к настоящему творчеству. Бездомный владеет многими удивительными идеями, но такие редакторы, как Берлиоз, превращают его в «раба». Поэт пишет по критериям и требованиям, выдвигаемым Берлиозом, и все дальше отдаляется от свободного творчества и грандиозных и уникальных идей.

Однако Бездомный вскоре понимает, что совершает ошибку. Произведения, написанные по четким правилам и требованиям, становятся «чудовищными» в его глазах. Стоит поэту осознать это, как тут же он меняется. Ивану приходит осознание всей глубины творчества и духовности. И пусть даже он не способен стать великим поэтом, но он может прочувствовать суть, скрытую в творчестве и искусстве.

Разумеется, со всей полнотой тема творчества раскрывается на примере жизни главного героя романа – Мастера. Для этого героя творчество – гораздо большее, чем самоутверждение или слава. Мастер пишет роман так, будто живет им. Он полностью погружается в работу, забывая об окружающем мире. Герою настолько дорого произведение, что жестокая его критика и отторжение вызывают жгучую обиду и оставляют тяжелую рану на сердце. Мастер не выдерживает боли, потому готов бросить рукописи в огонь, что и делает. Но «рукописи не горят». Произведения великих Мастеров живут вечной жизнью.

Только творчество Мастера в романе может считаться истинным. За это он и получает вечный покой. Подлинный деятель искусства не нуждается так сильно ни в чем другом, как в свободе. В свободе слова, идей и миропонимания.

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них – это тема дьявола, с этого собственно и начинается роман.
Еще с эпиграфа:

«… так кто ж ты, наконец?
- Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.»
Гёте. Фауст

Определяется скрытая интрига романа, которая завлекает нас в мир трех измерений: прошлого, настоящего и потустороннего.… Эта сюжетная линия пересекает судьбы многих героев романа. Рассмотрим литературную элиту Москвы. Именно из этой элиты и выделяется главные герои: Мастер и его будущий ученик Иван Бездомный. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту – главную героиню романа, которая тоже как муза, явилась к Мастеру и способствовала написанию романа. Все, так же как и у Булгакова явилась на свет «главная книга» Мастера – произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце. Этой Главной книгой для Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита», который он писал в течение 12 лет! С 1928-го по 1940-й год. Причем жизнь этой Главной книги не была такой гладкой, как это кажется. Условия, в которых она создавалась, были, отнюдь, ни, благополучными, но, по выражениям многих, стало важно то, что предназначение художника состоит вовсе не в борьбе за судьбу и благополучии, а в творчестве! Значит, Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же принципу:
«Дописать раньше, чем умереть…».

То есть Булгаков не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в жизнь….

Но вернемся от Булгакова к его роману и рассмотрим литературное общество Москвы, описанное Булгаковым. Впервые с многочисленными представителями этого общества в «доме Грибоедова», где проходило собрание их главенствующего состава, решая вопросы, ни коим образом, не относящимся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту и как впоследствии выразился Воланд: «…их испортил квартирный вопрос…». Когда же в этом «логове» литераторов начинается бал, то всё больше и больше это напоминает «ад», в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами. Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, они могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное за безверие расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества, ему отрезало голову трамваем! Вы, может быть, думаете, что это жестоко, но нет …. За такие грехи можно было наказать и еще более ужасно, ведь эти литераторы не просто ничего не делали, так они ещё и препятствовали настоящим творцам искусства и сбивали с пути истинного молодых литературных деятелей. Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать «светом в конце тоннеля» для непросвещенных слоев населения, а оно просто бездействовало и набивало себе карманы.

Но на фоне этого выделяется еще один положительный персонаж, который не смог влиться в МАССОЛИТ, им стал Мастер. Обо всей его жизни мы узнаем из его собственных рассказов и, как уже было написано, сравниваем его с Булгаковым, но тут писатель действительно оказался на высоте. Мы не можем просто, поверив критическим работам, причислить Мастера к лику творцов и остановиться на этом, мы должны вглядываться глубже и тогда, как мы можем заметить, можно найти еще множество сходств, помимо судьбы и жизни. Такими сходствами будут: сходство имен – начинаются с буквы «М», они оба были отвергнуты обществом, но все же есть еще характерная черта – это противопоставление Воланду. Это можно заметить, когда мы запишем Воланд по-английски, то есть «Woland». Именно эта первая буква «дубль вэ» считается перевернутой буквой М=W, то есть обратной стороной монеты!

Сравнивая Михаила Булгакова и Мастера, можно еще рассмотреть и такой факт, как продолжатели их дел и их ученики. Из романа Булгакова мы узнаем, что у Мастера, в конце концов, появился ученик: им стал Иван Бездомный или впоследствии сотрудник Института философии, профессор Иван Николаевич Понырев. Он был воспитан Мастером в настоящего человека нашедшего себе место в обществе, в психиатрической лечебнице, где они оказались вместе лишь по той причине, что там оказываются все, кому нет места в обществе лжи и обмана. Иван Николаевич перенял от Мастера те основные принципы жизни, которых ему так не хватало и которых не могли дать ему ненастоящие литераторы! Но обратимся к самому Михаилу Булгакову, был ли у него ученик? Опираясь на свои скудные сведения из его биографии, я могу сказать лишь, то, что он не был признан своим обществом и поэтому он не мог встретить такого человека, который бы стал наследником его литературной деятельности. То есть Булгаков воплотил в своего героя ещё и те черты, которые он хотел бы иметь сам, но не мог иметь сам.

Но не надо забывать еще о том, что настоящая деятельность творца требует жертв и не может проходить бесследно. Основные идеи Булгакова, как классика, воплотились в романе «Мастер и Маргарита», но еще в ранних «Записках на манжетах», которые Булгаков писал в 1921 году, есть ростки идеи: «… вдруг, с необычайной чудесной ясностью, сообразил, что правы говорившие: написанное нельзя уничтожить! Порвать, сжечь.… От людей скрыть. Но от самого себя – никогда! ... », которая затем воплотилась в мысль «рукописи не горят!». Это говорит о том, что творцы настоящих достояний искусства никогда не забывают своих произведений, как говорится: «они помнят их наизусть». Так же как Маяковский помнил свои произведения, как Мастер сохранил весь роман в своей памяти, так и Булгаков писал свою главную книгу и помнил её до мельчайших деталей. Вот так показывается нам настоящее творчество литераторов и поэтому никогда из памяти не исчезнет пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.