Cочинение «Почему Мцыри бежал из монастыря. Сочинение почему мцыри бежал из монастыря? Почему мцыри оставили в монастыре

Лермонтов Михаил Юрьевич - Контрольные вопросы к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Контрольные вопросы с выборочными ответами к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Мцыри

Как был найден беглец?

kontrolnye-voprosy-k-poeme-m.-yu.-lermontova-mcyriконтрольные вопросы с выборочными ответами к поэме м. ю. лермонтова «мцыри»
Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму?

В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха, последнего из упраздненного близлежащего монастыря. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Любопытный рассказ произвел на Лермонтова живое впечатление, и он изложил историю монаха Бэри в поэме. Поэма была опубликована в 1840 году.

Кто такой Мцыри и как он появился в монастыре?

Как вел себя Мцыри в монастыре и что побудило его к побегу?

О чем поведал юноша посетившему его старому монаху?

Мцыри рассказал старому монаху о том, что видел на воле: пышные поля, покрытые деревьями холмы, горные хребты и «в снегах, горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ». Он вспоминает отцовский дом, родной аул, своих молодых сестер, звуки их песен и речей. Юноша рассказал, как спустившись к потоку, увидел молодую, стройную, как тополь, грузинку, и думы его «смутились». «Ты хочешь знать, что делал я на воле? — спрашивает Мцыри монаха и отвечает: — Жил, и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей».

Почему для Мцыри три дня побега были такими счастливыми?

В каком эпизоде поэмы особенно ярко раскрываются черты характера Мцыри — его мужество и неудержимое стремление к воле?

Как был найден беглец?

После сражения с барсом, победив его, Мцыри вышел из леса обессиленным. Он чувствовал близость конца, его томил предсмертный бред. Он находился близ монастыря, видел его сверкающие зубчатые стены. Таким, больным и слабым, его и нашли монахи.

Каково было последнее желание юноши?

Мцыри просил перенести его в сад, откуда были видны горы Кавказа, чтобы он мог попрощаться с ними и получить прощальный привет с родной стороны.

ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, М. Ю. Лермонтов повествует о трагической судьбе мо­лодого послушника, о его побеге из монастырских стен и о его гибели. Перед смертью он исповедуется старо­му монаху, но его речь совсем не похожа на исповедь, потому что он не раскаивается и не сожалеет о том, что совершил. Этот рассказ приоткрывает перед чита­телем загадочную и мятежную душу героя. Так поче­му же Мцыри бежал? Что движет им и к чему он стремится? Мцыри горд и силен. Он дитя гор, сын отважного и свободолюбивого народа. Эти качества проявились у него уже очень рано: плененный в детстве, он тяже­ло заболел и был готов умереть так, как умирают на его родине: без слез и жалоб. Но судьба зло подшути­ла над ним, оставив жить, но лишив того, что дороже жизни, - свободы. Мцыри остался пленником на чужбине. Несмотря на то что Мцыри всю сознательную жизнь провел в монастыре, мрачные стены не стали ему род­ными. Юный кавказец остался таким же чужаком, по­тому что принадлежал совершенно иному миру - миру свободы, необъятным просторам, горам… Он был рож­ден с пылким сердцем, которое жаждало бурной, яркой жизни, и потому он никогда не смог бы приспособиться, смириться со своей участью. Люди, окружавшие Мцыри, не были ему врагами. Напротив, они спасли его от смерти, дали кров, пи­щу - ему не в чем упрекнуть их. Они видели в нем брата, желали ему добра. Но он не мог быть счастлив среди них, потому что отказ от мирской жизни для не­го не результат свободного выбора, как для других обитателей монастыря. Те, кто принял монашество со­знательно и добровольно, имели на то какие-то причи­ны. Они хотели этого, им по душе такая жизнь. А Мцыри был вынужден принять навязанный ему об­раз жизни. Он говорит монаху, спасшему его: Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл: ты слаб, ты сед, И от желаний ты отвык. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, - я также мог бы жить! Он даже не успел узнать, чего его лишили, но чув­ствовал, что не сможет без этого жить. Как бы ни был благороден и достоин путь служения Богу и людям, человек вправе ненавидеть то, что ему навязали без его согласия. Поэтому Мцыри нельзя упрекнуть в том, что он так дерзко отзывается о монастыре, называет его тюрьмой. Для него это действительно так. Скучная, серая, монотонная и безрадостная жизнь в монастыре тяготит Мцыри. Он готов променять Таких две жизни за одну, Но только полную тревог. Он мечтает о жизни, полной событий и пережива­ний. Отказ от всего мирского неприемлем для него, по­тому что как раз то, от чего он готовился раз и навсег­да отречься, и представлялось ему истинным счастьем. Ему опостылел монастырь. Его божество - свобода. Он бежит …От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Безусловно, Мцыри имеет в виду Кавказ, свою ро­дину. Именно туда и устремлены все его помыслы. Об­раз родины для Мцыри свят, светел и прекрасен. Он стремится туда, где осталось все, чего он был лишен на чужбине, в том числе и самое главное - свобода. Ро­дина в поэме - воплощение свободы, символ другого, идеального мира, где обитает счастье. Кроме того, одна из главных причин побега - это желание Мцыри обрести то, что у него отняли еще в детстве, вместе со свободой. Сам Мцыри в самом начале исповеди говорит о своем сиротстве с тоской и сожалением; он вспоминает, что уже давно поклял­ся разыскать свою семью, своих родителей. Этот по­рыв вполне понятен: нельзя не сочувствовать челове­ку, который вырос без материнского тепла и отцов­ской заботы. Одиночество тяготит героя. А жизнь в монастыре обрекает его на вечное одиночество, так как никто из тех, кто его там окружает, не в состоянии понять и разделить его чувства. Он хотел встретить людей, сходных с ним по духу; наконец, хотел любить - это так естественно для молодого человека. Ему хотелось увидеть мир, увидеть красоты приро­ды, о которых он уже потом, на смертном одре, будет так восторженно рассказывать старцу. Разве справед­ливо было бы, если бы он так и не узнал самых про­стых, самых естественных человеческих радостей: ви­деть, слышать, чувствовать природу. Быть одним це­лым с природой, просить у нее убежища, общаться с ней на равных было для Мцыри счастьем. Там, среди необъятных просторов, он чувствовал себя свободным, и это чувство было для него настоящим раем. Счастье в поэме приравнивается к свободе. Выхо­дит, что Мцыри бежал, чтобы познать счастье. А нужно было, если разобраться, не так уж и много. Пусть он и не смог осуществить свою мечту, но он по­лучил, как мне кажется, не меньше: он вкусил немно­го свободы, хоть и поплатился за это жизнью. Он сам сделал выбор и не пожалел об этом. Он сам сказал, что его жизнь была бы убогой «без этих трех блажен­ных дней». Лермонтов композиционно подчеркивает это. Вся жизнь Мцыри, с шести лет и до смертного часа, уместилась в одном стихе; исповедь героя - почти вся поэма - это его рассказ о трех днях, про­веденных на свободе, которые оказались важнее, ве­сомее и памятнее, чем долгие дни, месяцы, годы в угрюмых стенах монастыря. За три дня Мцыри успел испытать столько, сколько не испытал бы за всю жизнь в монастыре. Я утверждаю, что он был счаст­лив. Не каждый способен понять это счастье, но мя­тежный гений Лермонтова именно таким счастьем на­делил своего героя. По духу Мцыри близок поэту, он разделяет все порывы и переживания молодого по­слушника. Мцыри - романтическое воплощение сво­бодолюбия и храбрости.

Тот занемог, не перенёс

Трудов далёкого пути;

Он был, казалось, лет______

а) пяти б) шести в) семи

    Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас....

а) отец б) чернец в) старик

    Кругом меня цвёл ___________сад

а) чудный б) милый в) Божий

    Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Спутанный плющом...

а) терновник б) кустарник в) шиповник

    ...........Я цель одну,

Пройти в __________страну

Имел в душе, - и превозмог

Страданье голода, как мог.

а) любимую б) родимую в) хорошую

    И Божья благодать сошла

На _________! она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов...

а) Россию б) Грузию в) Армению

    .....Угрюм и одинок,

Грозой оторванный _______

Я вырос в сумрачных стенах....

а) цветок б) росток в) листок

    Все поиски по нем

Напрасны были...

а) два дня б) три дня в) четыре дня

    И я был страшен в этот миг;

Как _____ пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он...

а) волк б) тигр в) барс

    И я, как жил, в земле ________

Умру рабом и сиротой.

а) сырой б) родной в) чужой

    В каком году была написана поэма?

а) 1839; б) 1850; в) 1899; г) 1814.

    Эпиграф к поэме «Мцыри» взят из:

а) былин; б) Библии; в) древнерусских летописей; г) стихотворения Горация.

    В какой главе перед нами предстает жизнь послушника?

А) в 1 главе Б) в 3 главе В) во 2 главе Г) в 5 главе

    К какому жанру относится поэма Лермонтова?

А) психологическая поэма Б) героическая поэма В) романтическая поэма Г) эпическая поэма

15.С каким зверем встречается Мцыри в лесу:

а) тигром; б) пантерой; в) барсом; г) львом.

16.Как переводится с грузинского «Мцыри»?

А) «Барс»; Б) «Послушник»; В) «Воин»; Г) Это распространенное грузинское имя.

17.Почему Мцыри оставляют в монастыре?

А) Русский генерал хочет, чтобы мальчика научили языку и окрестили; Б) Мцыри хотел стать монахом и сам об этом попросил; В) Мальчик не вынес трудностей пути и заболел;

Г) Лошадь генерала пала, и он не мог больше везти ребенка.

18. Кого из своих близких вспоминает Мцыри после побега?:

А)Отца и сестер; Б) Старшего брата; В) Маму, поющую над колыбелью;

Г) Дедушку, дремлющего на пороге дома.

19. Кому исповедуется Мцыри?:

А) Случайному встречному; Б) Прекрасной грузинке, которую он повстречал на воле;

В) Воспитавшему его монаху; Г) Кавказской природе - полям, лесам и рекам.

20. Укажите тему произведения:

А) показать прошлое Грузии; Б) рассказать о жизни в монастыре; В) показать красоту человека, готового умереть за свободу; 4) рассказать о жизни молодого человека.

    2 вариант

    Ам, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был _______________

а) дом б) монастырь в) храм

    Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - __________поля.....

а) чудные б) пышные в) шумные

    Я сам, как _________, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

а) зверь б) тигр в) барс

    Однажды _________ генерал

Из гор к Тифлису проезжал...

а) прусский б) русский в) польский

    Я мало жил, и жил в ___________

а) аду б) плену в) тюрьме

    Она мечты мои звала

От ________душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв...

а) комнат б) келий в) залов

    .............и жизнь моя

Без этих ______ блаженных дней

Была б печальней и мрачней....

а) трёх б) двух в) четырёх

    Держа кувшин над головой,

Узкою тропой

Сходила к берегу.

а) армянка б) осетинка в) грузинка

    Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Незыблемый Кавказ.

а) родной б) седой в) большой

    Я никому не мог сказать

Слов «отец» и «мать».

а) понятных б) священных в) любимых

    В чём заключается смысл эпиграфа:

а) восстание против судьбы; б) раскаяние, безнадёжное смирение; в) защита прав человека на свободу.

12. За три дня скитаний Мцыри видит то, что не видел и не испытывал никогда в жизни (исключите лишнее):

А) свободу, Б) страсть, В) тревогу, Г) любовь Д) безумную радость.

13. В какой главе описывается заброшенный монастырь?

А) в 1 главе Б) в 3 главе В) в 5 главе Г) во 2 главе

14. Какой момент в сюжете поэмы является центральным:

а) побег из монастыря; б) встреча с девушкой; в) бой с барсом; г) гибель Мцыри.

15. Мцыри совершает побег из монастыря:

а) во время грозы; б) ночью, когда все спят; в) во время очередного богослужения, когда все находятся в церкви; г) на рассвете.

16. Для создания художественного образа Лермонтов использует в выделенных сочетаниях «Как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник»:

а) эпитет; б) сравнение; в) метафору; г) аллегорию; д) гиперболу.

17. О ком идёт речь: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу»:

а) барс; б) Мцыри; в) монах.

18. Укажите местоположение монастыря, в котором томился Мцыри:

а) при стечении Арагвы и Куры; б) при стечении Риони и Терека; в) при стечении Куры и Терека.

19. Главной философской проблемой поэмы является проблема:

а) добра и зла; б) веры и богоборчества; в) смысла жизни

20. Какое событие поспособствовало написанию поэмы «Мцыри»?

Б)Сюжет для «Мцыри» Лермонтов взял из грузинского эпоса.

В) На Военно-Грузинской дороге Лермонтов познакомился с монахом, рассказавшем ему историю своей жизни.

Г) Сюжет для «Мцыри» рассказала Лермонтову его бабушка.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Тема 6. Поэма «Мцыри»

Задание 1 . Прочитайте в учебнике поэму «Мцыри» и ответьте на вопросы.

    Что означает слов «мцыри»? Есть ли имя у героя поэмы? Почему?

    Какие исторические факты упоминаются в 1-ой главе поэмы?

    Как мальчик-горец попал в монастырь? Сколько лет ему было? Почему ему пришлось остаться в монастыре?

    Какое значение имеет слово исповедь ? Почему Мцыри не сразу стал отвечать на вопросы, но потом решил «словами облегчить» грудь?

    Можно ли по рассказу Мцыри утверждать, что к нему плохо относились в монастыре? Почему он считает свою жизнь здесь пленом? На что готов променять такую жизнь? О чем это говорит читателю?

    О какой «пламенной страсти» говорит Мцыри? С чем он ее сравнивает и почему?

    О ком тосковал Мцыри в стенах монастыря? Какую клятву он себе дал?

    Почему Мцыри спрашивает старого монаха о юности?

    Как Мцыри описывает то, что он видел на воле? Как можно объяснить, что, вспоминая картины кавказской природы, он отмечает: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему»?

    Сколько дней провел Мцыри на воле? Как он объясняет свое стремление попасть за пределы монастыря? Случаен ли выбор момента, когда он совершает побег?

    В чем причина того, что Мцыри не боится грозы и опасностей пути среди гор? С кем он себя сравнивает и почему?

    Как описывается битва Мцыри с барсом? Почему Мцыри называет зверя «бойцом»?

    Что обнаружил Мцыри, когда он вышел из леса? Почему он говорит: «Но тщетно спорил я с судьбой»?

    Почему Мцыри сравнивает себя с «цветком тепличным»?

    Что видит Мцыри в предсмертном бреду?

    Почему в предсмертной исповеди Мцыри говорит, что готов «рай и вечность» променять на несколько минут в родном краю?

    Куда просит Мцыри отнести его перед смертью? О чем его последние мысли?

Задание 2. В тексте поэмы вам встретились слова и выражения, которые требуют комментария. Дайте объяснение этим словам, при затруднении обратитесь к сноскам в учебнике, словарям или ресурсам Интернета.

Инок_

Благодать __

Монашеский обет ________________________________________________

Обитель

Чернец _

Кадильница _____________________________________________________

Келья

Клятва _________________________________________________________

Исповедь ________________________________________________________

Жребий _________________________________________________________

Терновый венец __________________________________________________

Проклинать _____________________________________________________

Ниц

Аул ____________________________________________________________

Чадра __________________________________________________________

Сакля ___________________________________________________________

Задание 3 . Как вы понимаете ответ Мцыри на вопрос монаха: «Ты хочешь знать, что делал я / на воле? Жил…»? Аргументируйте свой ответ, используя цитаты из текста.

Задание 4. Проанализируйте сцену боя с барсом . Какое место занимает она в поэме? Какой основной художественный прием использует в изображении сражения человека и зверя автор? Подтверждает ли эта битва слова Мцыри о том, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов»?

Задание 5. Подготовьте рассказ о Мцыри по плану:

План

    Место, занимаемое персонажем в произведении.

    Возраст, положение в обществе.

    Образование и воспитание

    Основные интересы, идеалы, жизненные цели.

    Внешность, манера держаться.

    Речь персонажа.

    Поступки, особенности поведения.

    Взаимоотношения с другими персонажами.

    Значение в раскрытии идеи произведения.

Задание 6. Обратите внимание на особенности композиции поэмы. Какую сцену можно считать кульминацией поэмы и почему? Сколько главок занимает рассказ о Мцыри и сколько его исповедь? Почему автор так неравномерно распределяет художественный материал? Как в этом выражается идея произведения?

Задание 7. Вспомните, что называется эпиграфом ? Откуда взят эпиграф к поэме «Мцыри»? Выпишите его. Что он означает? Как вы думаете, какую важную для автора мысль призван подчеркнуть этот эпиграф?

Эпиграф к поэме _________________________________________________

Задание 8. Какова роль пейзажа в поэме? Выделите описания природы и расскажите, как они помогают выразить состояние героя? Можно ли сказать, что природа – родная стихия Мцыри?

Задание 9.

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

1)гипербола

4)сравнение

5)метафора

Задание11. Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».

Мир темен был и молчалив;

Лишь серебристой бахромой

Вершины цепи снеговой

Вдали сверкали предо мной,

Да в берега плескал поток.

В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

На небесах в полночный час

Так гаснет яркая звезда!

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в этом фрагменте.

1)гипербола

4)сравнение

5)метафора

Впишите соответствующие номера в таблицу

Задание 12. Докажите, что Мцыри – романтический герой, поэма Лермонтова – романтическое произведение. В качестве аргументов используйте основные положения статьи учебника о романтизме и примеры из текста поэмы.

Задание 13. Напишите сочинение на одну из следующих тем:

    «Одна – но пламенная страсть…»

    Три «блаженных дня» Мцыри.

    «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!...»

    Природа в поэме «Мцыри».