Дональд Олдинг Хебб: биография. Максимизируйте функции мышц, минимизируя функции жировых тканей

Теория Д. Хебба. Первые исследования физиологических основ памяти связаны с именемД. Хебба . В 40-е гг. он ввел понятия кратковременной и долговременной памяти и предложил теорию, объясняющую их нейрофизиологическую природу. По Хеббу,кратковременная память - это процесс, обусловленный повторным возбуждением импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, не сопровождающийся морфологическими изменениями.Долговременная память , напротив, базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации межклеточных контактов - синапсов. Хебб полагал, что эти структурные изменения связаны с повторной активацией (по его определению - "повторяющейсяреверберацией возбуждения") замкнутых нейронных цепей, например, путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре. Повторное возбуждение нейронов, образующих такую цепь, приводит к тому, что в них возникают долговременные изменения, связанные с ростом синаптических соединений и увеличением площади их контакта между пресинаптическимаксоном ипостсинаптической клеточной мембраной . После установления таких связей эти нейроны образуют клеточныйансамбль , и любое возбуждение хотя бы одного относящегося к нему нейрона, приводит в возбуждение весь ансамбль. Это и есть нейрональный механизм хранения и извлечения информации из памяти. Непосредственно же основные структурные изменения, согласно Хеббу, происходят в синапсах в результате процессов их роста или метаболических изменений, усиливающих воздействие каждого нейрона на следующий нейрон. Достоинство этой теории в том, что она толкует память не как статическую запись или продукт изменений в одной или нескольких нервных клетках, а как процесс взаимодействия многих нейронов на основе соответствующих структурных изменений. Современные подходы к изучению физиологических механизмов памяти в значительной степени связаны с развитием изложенных выше идей Д. Хебба.

Активационная теория Линдсея - Хебба

Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса - Ланге и Кеннона - Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с деятельностью ретикулярной формации.

2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

– выдающийся канадский физиолог и нейропсихолог. В области нейроинформатики он известен своими работами, приведшими к пониманию влияния нейронов на процесс обучения. Его по праву считают одним из создателей теории искусственных нейронных сетей . Хебб предложил один из первых работающих алгоритмов их обучения.

Хебб, Дональд Олдинг (Hebb, Donald Olding)
22.07.1904 — 20.08.1985

– выдающийся канадский физиолог и нейропсихолог. В области нейроинформатики он известен своими работами, приведшими к пониманию влияния нейронов на процесс обучения. Его по праву считают одним из создателей теории искусственных нейронных сетей. Хебб предложил один из первых работающих алгоритмов их обучения.

Дональд Хебб родился в городке Честер в Новой Шотландии и был старшим из четырёх детей Артура и Клары (Олдинг) Хебб. Когда Дональду исполнилось 16 лет, его семья переехала в город Дартмут в Новой Шотландии

Оба родителя Дональда были врачами. Его мать находилась под сильным влиянием идей Марии Монтессори и занималась обучением своего ребёнка дома до достижения им возраста 8 лет. Зато, пойдя в школу, Дональд сразу поступил в класс на три года старше своего возраста.

В юности Хебб не имел склонности к медицине и психологии и хотел стать писателем. Он поступил в Университет Далхауси для подготовки к писательской карьере. Дональд не был прилежным студентом, а лучшие оценки имел по математике и естественно-научным дисциплинам.

В 1925 году он получил диплом бакалавра Искусств. После этого Дональд стал учителем и преподавал в своей старой школе в Честере. Позднее он занимался фермерством в штате Альберта, а ещё позже путешествовал по штату Квебек, подрабатывая вольнонаёмным рабочим. Во время своих путешествий он познакомился с работами Зигмунда Фрейда, Уильяма Джемса и Джона Уотсона.

В возрасте 23 лет, он решил профессионально заняться психологией и по совету возглавлявшего факультет психологии в Университете Макгилла Уильяма Данлопа Тайта приступил к изучению специальной литературы в этой области. Одновременно Хебб снова работает учителем.

В 1928 году Дональд Хебб поступил в заочную аспирантуру в Университет Макгилла. Одновременно он стал директором одной из неблагополучных школ Монреаля. Там он работал с двумя своими коллегами из Университета Макгилла: Келлогом и Кларком. Вместе они ввели новые методы в образовательный процесс и воспитательную работу. Фактически Хебб проработал преподавателем большую часть своей жизни. Преподавание было его призванием и основной профессией в монреальской школе, Университете Макгилла, Королевском университете и Университете Далхауси. Он был успешным лектором и педагогом и оказал огромное влияние на умы своих учеников и студентов. Хебб верил, что невозможно научить мотивации, но необходимо создавать соответствующие условия, необходимые для студентов, в которых они будут учиться и заниматься исследованиями. Студентов можно научить писать, помочь выбрать хорошую научную проблему и даже помочь не отвлекаться от проблемы, но мотивация и желание заниматься исследованиями и решать проблему должны исходить от самого человека. Хебб верил, что студентов надо оценивать по их способности думать и создавать что-то новое, чем по способности к запоминанию и воспроизведению старых идей.

В начале 1934 года, будучи разочарован обязательной учебной программой, принятых для квебекских протестантских школ, он решает переключиться на научную работу и писать диссертацию.

Научные исследования Хебба, которые он проводил в Чикагском университете и в Гарварде, были посвящены влиянию процессов, протекающих в головном мозге, на пространственную ориентацию и обучение. По мнению учёного, в результате частой стимуляции нервной системы формируются скоординированные нейронные структуры – ансамбли клеток. Эти ансамбли развиваются в результате стимуляции связей нейронов друг с другом. Мысленная репрезентация внешних событий отражается в иерархической структуре различных нейронных ансамблей.

Также Хебб исследует влияние последствий хирургического вмешательства и черепно-мозговых травм на функции головного мозга у детей и взрослых. Им было установлено, что одни и те же повреждения у детей и взрослых могут иметь разные последствия. Если мозг ребёнка может значительной частью или полностью восстановить свои функции, то для взрослого они могут привести к катастрофе.

Дональд Хебб был трижды женат и пережил всех своих жён. 22 июля 1933 года, в 29-й день рождения Хебба в автомобильной аварии погибла его первая жена. Они прожили в браке всего лишь 18 месяцев. В 1937 году Хебб женился во второй раз и прожил со второй женой 25 лет. От этого союза у него было две дочери: Джейн и Мэри Эллен. В 1966 году он женился в третий раз на вдовствующей женщине и умер всего через два года после её смерти.

Хебб верил в возможность объективного изучения разума как объекта биологического исследования. Такое отношение его к психологии и успешность как преподавателя, сделали Университет Макгилла одним из признанных центров исследований в области психологии.

Дональд Хебб – обладатель множества наград и лауреат премий, занимал много руководящих должностей. Он был членом Королевского общества Канады и Королевского общества в Лондоне; занимал пост президента канадской и американской психологических ассоциаций. Его научный вклад и влияние неоспоримы и признаны единодушно мировым научным сообществом.

Основные публикации Хебба

– The Innate Organization of Visual Activity: I. Perception of Figures by Rats Reared in Total Darkness/ Journal of Genetic Psychology, 51 (1937). – p. 101–126;

– The Innate Organization of Visual Activity. II. Transfer of Response in the Discrimination of Brightness and Size by Rats Reared in Total Darkness/ Journal of Comparative Psychology, 24 (1937). – p. 277–299;

– The Innate Organization of Visual Activity. III. Discrimination of Brightness after Removal of the Striate Cortex in the Rat/ Journal of Comparative Psychology 25 (1938). – p. 427–437;

– Studies of the Organization of Behavior. I. Behavior of the Rat in a Field Orientation/ Journal of Comparative Psychology, 25 (1938). – p. 333–353;

– Studies of the Organization of Behavior. II. Changes in the Field Orientation of the Rat after Cortical Destruction/ Journal of Comparative Psychology, 26 (1938). – p. 427–441;

– On the Nature of Fear/ Psychological Review, 53 (1946). – p. 259–276;

– The Organization of Behavior: A Neuropsychological Theory. – New York: Wiley, 1949;

– A Textbook of Psychology. – Philadelphia: Saunders, 1958;

– A Neuropsychological Theory. In Psychology: A Study of a Science. Vol. 1. Edited by Sigmund Koch. – New York: McGraw-Hill, 1959;

– D. O. Hebb. In A History of Psychology in Autobiography. Vol. 7. Edited by Gardner Lindzey. – San Francisco: W.H. Freeman, 1980.

Награды и премии Фелло Лондонского королевского общества * (1966)
Введён в Канадский зал медицинской славы (2003)

Дональд Олдинг Хебб - канадский физиолог и нейропсихолог. Известен работами, приведшими к пониманию значения нейронов для процесса обучения. Его также называют одним из создателей теории искусственных нейронных сетей , так как он предложил первый работающий алгоритм обучения искусственных нейронных сетей.

Биография

Дональд Хебб родился в городке Честер в Новой Шотландии и был старшим из четырёх детей Артура и Клары (Олдинг) Хебб. Когда Дональду исполнилось 16 лет, семья перебирается в город Дартмут в Новой Шотландии.

Оба родителя Дональда были врачами. Мать Дональда находилась под сильным влиянием идей Марии Монтессори и занималась его обучением дома до 8 лет. При поступлении в школу Дональд поступил в класс на три года старше своего возраста.

В юности Дональд не имел склонности к медицине и психологии и хотел стать писателем. Он поступил в Университет Далхауси для подготовки к писательской карьере. Он не был прилежным студентом, и лучшие оценки имел по математике и естественным наукам. В 1925 году он получил диплом бакалавра Искусств. После этого Дональд становится учителем и преподает в своей старой школе в Честере. Позднее он занимался фермерством в штате Альберта , затем скитался и был рабочим в штате Квебек . Во время своих путешествий он прочитал работы Зигмунда Фрейда (которые он называл «не слишком строгими»), Уильяма Джемса и Джона Уотсона , которые привели его к мысли заняться психологией.

В возрасте 23 лет он решает профессионально заняться психологией и просит Уильяма Данлопа Тайта, главу факультета психологии в Университет Макгилла (впоследствии Хебб сам займёт эту должность) посоветовать ему, что делать, и получает список книг для чтения. В течение этого года он снова зарабатывает учительством.

В честь Дональда Хебба названа премия Канадской психологической ассоциации, ежегодно вручаемая за значительный вклад в психологию .

Работа

Организация поведения: нейропсихологическая теория ()

Книга «Организация поведения: нейропсихологическая теория» считается самой важной в творчестве Дональда Хебба.

Хебб одним из первых приступил к разработке теории взаимосвязи головного мозга и мыслительных процессов . Ученый исследовал отношение процессов обучения с процессами, происходящими в структуре нейронных связей мозга. По мнению Хебба, в результате частой стимуляции нервной системы формируются скоординированные нейронные структуры - ансамбли клеток (cell assemblies). Ансамбли клеток развиваются в результате стимуляции связей нейронов друг с другом. Эти процессы, происходящие в головном мозге, являются биологической основой процесса обучения. Мысленная репрезентация внешних событий отражается в иерархической структуре различных нейронных ансамблей.

Хебб как учитель

Практически всю свою жизнь Хебб занимался преподаванием, сначала как школьный учитель и директор школы в Монреале, а позднее в университете МакГилла. Он был успешным лектором и педагогом и оказал огромное влияние на умы своих учеников и студентов. Во времена профессорства в МакГилле он верил, что невозможно научить мотивации, но необходимо создавать соответствующие условия, необходимые для студентов, в которых они будут учиться и заниматься исследованиями. Студентов можно научить писать, помочь выбрать хорошую научную проблему и даже помочь не отвлекаться от проблемы, но мотивация и желание заниматься исследованиями и решать проблему должны исходить от самого человека. Хебб верил, что студентов надо оценивать по их способности думать и создавать что-то новое, чем по способности к запоминанию и воспроизведению старых идей.

Хебб верил в возможность объективного изучения разума, в смысле биологического исследования. Такое отношение к психологии и успешность Хебба как преподавателя, сделали Университет МакГилла одним из признанных центров психологических исследований.

Сенсорная депривация, военные исследования, пытки

Имя Хебба часто всплывает в дискуссиях об участии исследоватей-психологов в допросах, использующих техники сенсорной депривации из-за его исследований в этой области. В докладе на симпозиуме по сенсорной депривации в июне 1958 г. в Гарварде Хебб замечает:

Работа, которую мы провели в Университете МакГилла, на самом деле началась с проблемы промывания мозгов. Нам не разрешили сказать это в первой публикации… Главным импульсом, конечно, была обеспокоенность «признаниями» на российских коммунистических процессах. Термин «промывание мозгов» появился немного позже, в применении к китайским технологиям. Мы не знали, какими были русские технологии, но, кажется, они приводили к некоторым специфическим изменениям отношения. Как? Одним из возможных факторов была сенсорная депривация, и мы сконцентрировались на этом вопросе.

Оригинальный текст (англ.)

The work that we have done at McGill University began, actually, with the problem of brainwashing. We were not permitted to say so in the first publishing.... The chief impetus, of course, was the dismay at the kind of “confessions” being produced at the Russian Communist trials. “Brainwashing” was a term that came a little later, applied to Chinese procedures. We did not know what the Russian procedures were, but it seemed that they were producing some peculiar changes of attitude. How? One possible factor was perceptual isolation and we concentrated on that.

Недавние исторические исследования показали, что работы Хебба по сенсорной депривации финансировались ЦРУ (McCoy, 2007), частично были засекречены и первоначально использовались только госагентствами США. В некоторых его исследованиях люди подвергались многочасовой сенсорной депривации, что по сегодняшним стандартам могло бы рассматриваться как пытки, если бы опыты проводились не с добровольцами.

(1985-08-20 ) (81 год) Место смерти: Страна:

Канада

Научная сфера: Место работы: Известен как:

Синапс Хебба, обучение Хебба

Дональд Олдинг Хебб - канадский физиолог и нейропсихолог. Известен работами, приведшими к пониманию значения нейронов для процесса обучения. Его также называют одним из создателей теории искусственных нейронных сетей , так как он предложил первый работающий алгоритм обучения искусственных нейронных сетей.

Биография

Дональд Хебб родился в городке Честер в Новой Шотландии и был старшим из четырёх детей Артура и Клары (Олдинг) Хебб. Когда Дональду исполнилось 16 лет, семья перебирается в город Дартмут в Новой Шотландии.

Оба родителя Дональда были врачами. Мать Дональда находилась под сильным влиянием идей Марии Монтессори и занималась его обучением дома до 8 лет. При поступлении в школу Дональд поступил в класс на три года старше своего возраста. В юности Дональд не имел склонности к медицине и психологии и хотел стать писателем. Он поступил в Университет Далхауси для подготовки к писательской карьере. Он не был прилежным студентом и имел лучшие оценки по математике и естественным наукам. В 1925 г. он получил диплом бакалавра Искусств. После этого Дональд становится учителем и преподает в своей старой школе в Честере. Позднее он занимался фермерством в штате Альберта и, потом, скитался и работал рабочим в штате Квебек . Во время своих путешествий он прочитал работы Зигмунда Фрейда (которые он называл «не слишком строгими»), Уильяма Джемса и Джона Уотсона , которые привели его к мысли заняться психологией.

В возрасте 23 лет, он решает профессионально заняться психологией и просит Уильяма Данлопа Тайта, главу факультета психологии в Университет Макгилла (a post Hebb would one day hold) посоветовать ему, что делать, и получает список книг для чтения. В течение этого года он снова зарабатывает учительством.

Работа

Организация поведения: нейропсихологическая теория ()

Книга «Организация поведения: нейропсихологическая теория» считается самой важной в творчестве Дональда Хебба.

Хебб одним из первых приступил к разработке теории взаимосвязи головного мозга и мыслительных процессов . Ученый исследовал отношение процессов обучения с процессами происходящими в структуре нейронных связей мозга. По мнению Хебба в результате частой стимуляции нервной системы формируются скоординированные нейронные структуры - ансамбли клеток (cell assemblies). Ансамбли клеток развиваются в результате стимуляции связей нейронов друг с другом Эти процессы, происходящие в головном мозге являются биологической основой процесса обучения. Мысленная репрезентация внешних событий отражается в иерархической структуре различных нейронных ансамблей.

Хебб как учитель

Практически всю свою жизнь Хебб занимался преподаванием, сначала как школьный учитель и директор школы в Монреале, а позднее в университете МакГилла. Он был успешным лектором и педагогом и оказал огромное влияние на умы своих учеников и студентов. Во времена профессорства в МакГилле он верил, что невозможно научить мотивации, но необходимо создавать соответствующие условия, необходимые для студентов, в которых они будут учиться и заниматься исследованиями. Студентов можно научить писать, помочь выбрать хорошую научную проблему и даже помочь не отвлекаться от проблемы, но мотивация и желание заниматься исследованиями и решать проблему должны исходить от самого человека. Хебб верил, что студентов надо оценивать по их способности думать и создавать что-то новое, чем по способности к запоминанию и воспроизведению старых идей.

Хебб верил в возможность объективного изучения разума, в смысле биологического исследования. Такое отношение к психологии и успешность Хебба как преподавателя, сделали Университет МакГилла одним из признанных центров психологических исследований.

Сенсорная депривация, военные исследования, пытки

Имя Хебба часто всплывает в дискуссиях об участии исследоватей-психологов в допросах, используюших техники сенсорной депривации из-за его исследований в этой области. В докладе на симпозиуме по сенсорной депривации в июне 1958 г. в Гарварде Хебб замечает:

Работа, которую мы провели в Университете МакГилла, на самом деле началась с проблемы промывания мозгов. Нам не разрешили сказать это в первой публикации… Главным импульсом, конечно, была обеспокоенность «признаниями» на российских коммунистических процессах. Термин «промывание мозгов» появился немного позже, в применении к китайским технологиям. Мы не знали, какими были русские технологии, но, кажется, они приводили к некоторым специфическим изменениям отношения. Как? Одним из возможных факторов была сенсорная депривация, и мы сконцентрировались на этом вопросе.

Оригинальный текст (англ.)

The work that we have done at McGill University began, actually, with the problem of brainwashing. We were not permitted to say so in the first publishing.... The chief impetus, of course, was the dismay at the kind of “confessions” being produced at the Russian Communist trials. “Brainwashing” was a term that came a little later, applied to Chinese procedures. We did not know what the Russian procedures were, but it seemed that they were producing some peculiar changes of attitude. How? One possible factor was perceptual isolation and we concentrated on that.

Недавние исторические исследования показали, что работы Хебба по сенсорной депривации финансировались ЦРУ (McCoy, 2007), частично были засекречены и первоначально использовались только госагентствами США. В некоторых его исследованиях люди подвергались многочасовой сенсорной депривации, что по сегодняшним стандартам могло бы рассматриваться как пытки, если бы опыты проводились не с добровольцами.

Примечания

Ссылки

  • Hebb, Donald O. (1904-1985) // Gale Encyclopedia of Psychology . - 2001.
  • Donald Hebb Biography . Great Canadian Psychology Website . Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 9 марта 2006.
  • Richard E. Brown & Peter M. Milner (December 2003). «The Legacy Of Donald O. Hebb: More Than The Hebb Synapse ». Nature 4 : 1013–1019.
  • Donald Hebb (1904 - 1985) . Harnad E-Print Archive and Psycoloquy and BBS Journal Archives . Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 18 марта 2006.
  • Alfred W. McCoy (2007). «Science in Dachau"s Shadow: Hebb, Beecher, and the Development of CIA Psychological Torture and Modern Medical Ethics». Journal of the History of the Behavioral Sciences (Wiley Interscience) 43 (4): 401-417.

– выдающийся канадский физиолог и нейропсихолог. В области нейроинформатики он известен своими работами, приведшими к пониманию влияния нейронов на процесс обучения. Его по праву считают одним из создателей теории искусственных нейронных сетей . Хебб предложил один из первых работающих алгоритмов их обучения.

Хебб, Дональд Олдинг (Hebb, Donald Olding)
22.07.1904 — 20.08.1985

– выдающийся канадский физиолог и нейропсихолог. В области нейроинформатики он известен своими работами, приведшими к пониманию влияния нейронов на процесс обучения. Его по праву считают одним из создателей теории искусственных нейронных сетей. Хебб предложил один из первых работающих алгоритмов их обучения.

Дональд Хебб родился в городке Честер в Новой Шотландии и был старшим из четырёх детей Артура и Клары (Олдинг) Хебб. Когда Дональду исполнилось 16 лет, его семья переехала в город Дартмут в Новой Шотландии

Оба родителя Дональда были врачами. Его мать находилась под сильным влиянием идей Марии Монтессори и занималась обучением своего ребёнка дома до достижения им возраста 8 лет. Зато, пойдя в школу, Дональд сразу поступил в класс на три года старше своего возраста.

В юности Хебб не имел склонности к медицине и психологии и хотел стать писателем. Он поступил в Университет Далхауси для подготовки к писательской карьере. Дональд не был прилежным студентом, а лучшие оценки имел по математике и естественно-научным дисциплинам.

В 1925 году он получил диплом бакалавра Искусств. После этого Дональд стал учителем и преподавал в своей старой школе в Честере. Позднее он занимался фермерством в штате Альберта, а ещё позже путешествовал по штату Квебек, подрабатывая вольнонаёмным рабочим. Во время своих путешествий он познакомился с работами Зигмунда Фрейда, Уильяма Джемса и Джона Уотсона.

В возрасте 23 лет, он решил профессионально заняться психологией и по совету возглавлявшего факультет психологии в Университете Макгилла Уильяма Данлопа Тайта приступил к изучению специальной литературы в этой области. Одновременно Хебб снова работает учителем.

В 1928 году Дональд Хебб поступил в заочную аспирантуру в Университет Макгилла. Одновременно он стал директором одной из неблагополучных школ Монреаля. Там он работал с двумя своими коллегами из Университета Макгилла: Келлогом и Кларком. Вместе они ввели новые методы в образовательный процесс и воспитательную работу. Фактически Хебб проработал преподавателем большую часть своей жизни. Преподавание было его призванием и основной профессией в монреальской школе, Университете Макгилла, Королевском университете и Университете Далхауси. Он был успешным лектором и педагогом и оказал огромное влияние на умы своих учеников и студентов. Хебб верил, что невозможно научить мотивации, но необходимо создавать соответствующие условия, необходимые для студентов, в которых они будут учиться и заниматься исследованиями. Студентов можно научить писать, помочь выбрать хорошую научную проблему и даже помочь не отвлекаться от проблемы, но мотивация и желание заниматься исследованиями и решать проблему должны исходить от самого человека. Хебб верил, что студентов надо оценивать по их способности думать и создавать что-то новое, чем по способности к запоминанию и воспроизведению старых идей.

В начале 1934 года, будучи разочарован обязательной учебной программой, принятых для квебекских протестантских школ, он решает переключиться на научную работу и писать диссертацию.

Научные исследования Хебба, которые он проводил в Чикагском университете и в Гарварде, были посвящены влиянию процессов, протекающих в головном мозге, на пространственную ориентацию и обучение. По мнению учёного, в результате частой стимуляции нервной системы формируются скоординированные нейронные структуры – ансамбли клеток. Эти ансамбли развиваются в результате стимуляции связей нейронов друг с другом. Мысленная репрезентация внешних событий отражается в иерархической структуре различных нейронных ансамблей.

Также Хебб исследует влияние последствий хирургического вмешательства и черепно-мозговых травм на функции головного мозга у детей и взрослых. Им было установлено, что одни и те же повреждения у детей и взрослых могут иметь разные последствия. Если мозг ребёнка может значительной частью или полностью восстановить свои функции, то для взрослого они могут привести к катастрофе.

Дональд Хебб был трижды женат и пережил всех своих жён. 22 июля 1933 года, в 29-й день рождения Хебба в автомобильной аварии погибла его первая жена. Они прожили в браке всего лишь 18 месяцев. В 1937 году Хебб женился во второй раз и прожил со второй женой 25 лет. От этого союза у него было две дочери: Джейн и Мэри Эллен. В 1966 году он женился в третий раз на вдовствующей женщине и умер всего через два года после её смерти.

Хебб верил в возможность объективного изучения разума как объекта биологического исследования. Такое отношение его к психологии и успешность как преподавателя, сделали Университет Макгилла одним из признанных центров исследований в области психологии.

Дональд Хебб – обладатель множества наград и лауреат премий, занимал много руководящих должностей. Он был членом Королевского общества Канады и Королевского общества в Лондоне; занимал пост президента канадской и американской психологических ассоциаций. Его научный вклад и влияние неоспоримы и признаны единодушно мировым научным сообществом.

Основные публикации Хебба

– The Innate Organization of Visual Activity: I. Perception of Figures by Rats Reared in Total Darkness/ Journal of Genetic Psychology, 51 (1937). – p. 101–126;

– The Innate Organization of Visual Activity. II. Transfer of Response in the Discrimination of Brightness and Size by Rats Reared in Total Darkness/ Journal of Comparative Psychology, 24 (1937). – p. 277–299;

– The Innate Organization of Visual Activity. III. Discrimination of Brightness after Removal of the Striate Cortex in the Rat/ Journal of Comparative Psychology 25 (1938). – p. 427–437;

– Studies of the Organization of Behavior. I. Behavior of the Rat in a Field Orientation/ Journal of Comparative Psychology, 25 (1938). – p. 333–353;

– Studies of the Organization of Behavior. II. Changes in the Field Orientation of the Rat after Cortical Destruction/ Journal of Comparative Psychology, 26 (1938). – p. 427–441;

– On the Nature of Fear/ Psychological Review, 53 (1946). – p. 259–276;

– The Organization of Behavior: A Neuropsychological Theory. – New York: Wiley, 1949;

– A Textbook of Psychology. – Philadelphia: Saunders, 1958;

– A Neuropsychological Theory. In Psychology: A Study of a Science. Vol. 1. Edited by Sigmund Koch. – New York: McGraw-Hill, 1959;

– D. O. Hebb. In A History of Psychology in Autobiography. Vol. 7. Edited by Gardner Lindzey. – San Francisco: W.H. Freeman, 1980.