Художественный мир произведения: структура и проблемы изучения. Понятия «мир произведения», «художественный мир Художественный мир литературного произведения сложен

Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 Коллектив авторов

О том, что такое художественный мир

Что происходит с человеком, когда он открывает книгу, чтобы прочитать сказку? Он сразу же попадает в совершенно другую страну, в другие времена, населенные иными людьми и животными. Я думаю, ты немало удивился бы, увидев Змея Горыныча даже не на улице твоего города, а в клетке зоопарка. Представляю, что было бы с тобой, если во время прогулки по лесу перед тобой появилась выскочившая из болота лягушка и обратилась к тебе с вопросом: «Который час?» А вот в сказке появление драконов и говорящих земноводных тебя совсем не смущает. «Конечно, – скажешь ты, – это ведь сказка». Да, ты прав, в сказке может произойти все что угодно. Но задумывался ли ты над вопросом, почему сказочникам доступна такая вольность, а писатель, рассказывающий, например, о жизни школьников, стремится построить повествование, чтобы многое было узнаваемо? Есть ли правила, от которых зависит возможность использования писателем жизнеподобия и фантастики (надеюсь, ты помнишь, что означают эти слова, ведь я знакомил тебя с ними еще в пятом классе)?

Прежде чем ответить на этот вопрос, предложу тебе простенькую задачу. Скажи, пожалуйста, придет ли тебе в голову громко запеть на уроке математики? Затеять игру в жмурки на станции метро? Устроить футбольный матч в классе? Конечно же нет. А почему? Причины, если подумать, совсем разные. Петь нельзя потому, что ты мешаешь работать другим. Играть в жмурки в метро или на железнодорожной станции опасно. А в футбол в классе играть просто неудобно. Точно так же и в литературном произведении, там есть свои правила: свое пространство, свои временны?е границы и многое другое, присущее только этому произведению.

Открыв книгу, ты попадаешь в художественный мир произведения. Этот мир подчиняется воле его создателя – автора, который творит его, давая волю своей фантазии, но соблюдая законы словесного искусства. Автору подвластно многое. Он создает особое художественное пространство, которым ограничивает произведение. Вспомни, в «Механике Салерно» Б. Житкова художественное пространство – это один пароход. Это пространство может быть очень похожим на какую-то конкретную географическую местность, или обладать самыми общими признаками какого-нибудь места (такой лес, как в «Лесном царе» В. Жуковского, может быть и в Германии, и в России, и в Америке), или представлять собой полностью вымышленный город в вымышленной стране («Город мастеров» Т. Габбе).

Художественный мир произведения и похож, и не похож на реальный. В нем существует свое, особое время. Например, Кощей в сказках может быть Бессмертным. Время в художественном мире то летит с удивительной быстротой, то как бы останавливается и замирает. Героиня сказки о Финисте – Ясном Соколе успевает истоптать семь пар железных башмаков за время своих странствий, пока ты читаешь одну страницу этого произведения. А все содержание знакомой тебе новеллы «Лягушонок» Э. По укладывается в несколько часов. Это происходит потому, что в придуманном мире идут совсем особые часы, стрелки которых могут, например, начать вращаться в обратную сторону, когда герой или автор вспоминают о том, что было прежде. Время художественного произведения подчинено не законам природы, а замыслу автора.

Дело в том, что при чтении произведения человек становится как бы участником описываемых событий, поэтому он и воспринимает их так, словно они касаются его лично.

Писатель помогает читателю проникнуть в художественный мир произведения, создавая художественные образы, которые воздействуют не на разум, а на чувства читателя, активизируют его воображение. Для того чтобы при чтении возникли зримые картины художественного мира, используются изобразительные средства литературы, а чтобы читатель ощутил себя участником происходящих событий, используются выразительные средства, пробуждающие личное отношение читающего к происходящему.

В распоряжении писателя множество изобразительно-выразительных средств, с некоторыми из них я познакомлю тебя в этой книге. Средства эти автор черпает из родного языка, причем русский язык обладает редкостными поэтическими возможностями.

Лексические возможности языка позволяют автору и нарисовать яркую картину, и передать характер персонажа, и выразить свое отношение к этому персонажу. Подумай сам, обычную лошадь можно назвать «скакуном», «конем» или «клячей». Услышав каждое из этих значений, ты представишь себе различных животных, хотя все они будут лошадьми. Если персонажа называют «героем» – это одно, а если «недотепой» – это совсем другое. Понятно теперь, что я имел в виду, когда говорил, что слово в литературе не только называет какой-то предмет, но и характеризует его, выражает отношение автора к нему?

Иногда автор не довольствуется названием предмета или персонажа, но дает ему определение. Определение может быть логическим, то есть просто указывать на какой-то признак предмета или явления. Например, когда лошадь называют «хромой», то просто указывают на ее физический недостаток, а вот если коня называют «богатырским», то речь идет не только о его силе и выносливости. Ты представляешь красивое животное, хотя тебе и не дали его описания. Такое художественное определение называется эпитетом – это очень распространенное изобразительно-выразительное средство. Часто в словесном искусстве используется и многозначность слов. Все слова, употребляемые в переносном значении, называются тропами. Ты сам частенько используешь в своей речи тропы, хотя не задумываешься над этим. Знаешь ли ты, что художественное сравнение – один из самых распространенных тропов? Помнишь, в балладе М. Ю. Лермонтова есть слова: «Французы двинулись, как тучи». Обратил ли ты внимание, как точно и образно передает поэт восприятие накатывающегося вражеского войска?

Другой не менее распространенный троп называется метафорой. Метафора – это скрытое сравнение. Посмотри на первую строчку уже знакомого тебе стихотворения А. А. Фета:

Облаком волнистым

Пыль встает вдали…

Здесь пыль сравнивается с плывущим по небу облаком, но слово, указывающее на сравнение, опущено. В балладе «Бородино» написано: «Мы пойдем ломить стеною». Теперь ты понимаешь, что это тоже метафора.

Ветер, Ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…

Аль откажешь мне в ответе?..

Олицетворение очень часто используется в сказках. В сказках можно встретить и гиперболу. Гипербола – это художественное преувеличение. Так, богатырский конь нередко летит «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». А Гвидон из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина рос «не по дням, а по часам».

Существуют и другие тропы, с которыми ты со временем тоже познакомишься, а пока я лишь хочу попросить тебя: читая книги, внимательно вслушивайся в речь повествователя, старайся почувствовать смысл каждого слова.

К следующему уроку попробуй самостоятельно подобрать примеры использования эпитетов и тропов в прочитанных тобой литературных произведениях.

Из книги Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности автора Маяковский Владимир Владимирович

В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ ГОСИЗДАТА [Москва, 30 мая 1926 г.]В Литературно-художественный

Из книги Книга для таких, как я автора Фрай Макс

В литературно-художественный отдел Гиза тов. Бескину.

Из книги Жизнь по понятиям автора Чупринин Сергей Иванович

В литературно-художественный отдел Гиза В ответ на Ваше письмо сообщаю:По моем возвращении из-за границы мною был заключен с Гизом договор на все имевшиеся в работе вещи: "Роман", "Драма", "Мое открытие Америки" и "Испания, Атлантический Океан, Гавана" (стихи). Я сумел сдать

Из книги Том 3. Советский и дореволюционный театр автора Луначарский Анатолий Васильевич

94. Художественный жест Одно из значений слова «жест» - "поступок, рассчитанный на внешний эффект". Любая художественная практика в той или иной мере тоже рассчитана на внешний эффект; закономерно, что произведение художника, который не столько «мастерит», сколько

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

95. Художественный процесс Художественный процесс - это просто совокупность всего, что происходит в искусстве и с искусством.А вы что

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

АКЦИОНИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ от англ. action art – искусство действия.Обобщающее название для ряда форм, возникших в западном авангардистском искусстве 1960-х годов (хеппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации), или, говоря иначе, тип художественной

Из книги Алексей Ремизов: Личность и творческие практики писателя автора Обатнина Елена Рудольфовна

КОНСЕРВАТИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ от лат. conservare – сохранять.Тип художественной практики и художественного восприятия, сориентированый – в противовес инновационным стратегиям и эстетическому релятивизму постмодернистов – на кажущийся незыблемым круг ценностей, идеалов и

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Московский Художественный Театр* Чем определилось появление этого совершенно исключительного по своей значительности не только для России, но и для Европы театра? Конечно, этому были и специфические художественно-театральные причины, но в первую голову и Причины

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Классицизм как художественный метод Проблема классицизма вообще и русского классицизма в частности является одной из наиболее дискуссионных проблем современного литературоведения. Не вдаваясь в подробности этой дискуссии, постараемся остановиться на тех

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Художественный мир Крылова. 2 февраля 1838 года в Петербурге торжественно отмечался юбилей Крылова. Это был, по справедливому замечанию В. А. Жуковского, «праздник национальный; когда можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем самым чувством,

Из книги автора

Художественный феномен Пушкина. Как мы уже отмечали, необходимым условием для вступления новой русской литературы в зрелую фазу ее развития являлось формирование литературного языка. До середины XVII века таким языком в России был церковнославянский. Но с «Жития

Из книги автора

Художественный мир Лермонтова. Преобладающий мотив творчества М. Ю. Лермонтова – это бесстрашный самоанализ и связанное с ним обостренное чувство личности, отрицание любых ограничений, любых посягательств на ее свободу. Именно таким поэтом, с гордо поднятой головой он и

Из книги автора

Из книги автора

Художественный образ В данном параграфе обосновывается понятие «художественный образ» в соотнесении с понятиями «герой», «персонаж» и «характер», показывается, в нем его специфика.В завершение разговора об эпическом и драматическом произведениях попробуем ввести еще

Из книги автора

Что такое хорошо и что такое плохо? Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо? - У меня секретов нет, – слушайте, детишки, - папы этого ответ помещаю в книжке. – Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, - каждый знает – это вот для

Из книги автора

О том, как создается художественный мир стихотворения Теперь я расскажу, как устроено лирическое стихотворение. Художественный мир лирического стихотворения может быть неустойчивым, его границы смутно различимы, как зыбки и трудноуловимы переходы между человеческими

Художественный мир - это условная реальность, созданная воображением писателя с помощью художественных средств по законам словесного искусства.

Художественный образ и язык литературного произведения

Художественный образ в искусстве является средством создания «второй реальности», способом привлечь к творимому художественному миру внимание того, к кому он обращается, ибо без сотворчества читателя (слушателя, зрителя) творимый художником мир никогда не «оживёт», не приобретёт самодостаточности.

Образный строй, образная система литературного произведения создаётся с помощью языкового материала.

Лексические средства языка:

Архаизмы - устаревшие слова и обороты речи, вышедшие из употребления: «указал приходить», «оный», «гласит».

Историзмы - слова, обозначающие предметы и явления, относящиеся к прошлой эпохе и не встречающиеся

в современной жизни: «государь», «подворье», «летописец».

Экзотизмы - слова, обозначающие реалии необычной, малоизвестной национальной культуры, а также называющие предметы и явления экзотической природы. В стихотворении Н. С. Гумилёва «Галла», например, встретим: «седые обезьяны», «сикомора», «Харрар» и «Черчерские горы».

Диалектизмы - это лексика, характерная для отдельных говоров, локализованных в различных областях нашей страны, нередко указывающая на происхождение или жизнь человека в той или иной области, на географическое место действия.

Варваризмы - слова, взятые из иных языков и сохраняющие свой иноязычный облик, но получающие в заимствующем языке более или менее регулярное употребление.

Канцеляризмы - слова, словосочетания и устойчивые грамматические конструкции официально-делового стиля.

Неологизмы - новые слова, вводимые в язык для обозначения вновь появляющихся предметов и явлений.

Сказ - способ организации литературного повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь. Сказовую форму повествования, к примеру, используют Н. С. Лесков в «Левше» и П. П. Бажов в «Уральских сказах».

Изобразительно-выразительные средства художественной речи

К изобразительно-выразительным языковым средствам художественной литературы относятся:

Эпитет - художественно-образное определение какого-либо предмета или явления.

Пример: печаль - «невыразимая», глаза - «огромные», май - «солнечный», пальцы - «тончайшие» (О. Мандельштам. «Невыразимая печаль…»).

Гипербола - художественное преувеличение.

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

(М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)

Литота - художественное преуменьшение («обратная гипербола»).

Пример: «Младший сын был ростом с пальчик…» (А. А. Ахматова. «Колыбельная»).

Тропы - слова или словосочетания, употреблённые не в прямом, а в переносном значении. К тропам относятся аллегория, аллюзия, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, символ, симфора, синекдоха, сравнение, эвфемизм.

Аллегория - иносказание, изображение отвлечённой идеи посредством конкретного, отчётливо представляемого образа. Аллегория однозначна и прямо указывает на строго определённое понятие.

Пример: лиса - хитрость, волк - жестокость, осёл - глупость (в баснях); мрачный Альбион - Англия (А. С. Пушкин. «Когда сожмёшь ты снова руку…»).

Аллюзия - один из тропов, заключающийся в использовании прозрачного намёка на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого этого факта.

Пример: упоминание А. С. Пушкиным об Отечественной войне 1812 года:

За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

(«Клеветникам России»)

Метафора - это скрытое сравнение на основе каких- то признаков, общих для сравниваемых, сопоставляемых предметов или явлений.

Пример: Горит восток зарёю новой (А. С. Пушкин. «Полтава»).

Симфора - усложнённая метафора, в которой опущено связывающее звено, сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чисто художественное представление, совпадающее с понятием о предмете (метафоризация другой метафоры).

Пример: Над озером лебедь в тростник протянул, // В воде опрокинулся лес (А. А. Фет. «Над озером лебедь в тростник протянул…»).

Олицетворение - наделение предметов и явлений неживой природы чертами живого существа (чаще всего - человека).

Пример: «Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы (М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»).

Метонимия - поэтический троп, состоящий в замене одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную связь.

Есть Музей этнографии в городе этом

Над широкой, как Нил, многоводной Невой.

(Н. С. Гумилёв. «Абиссиния»)

Синекдоха - один из тропов, который строится на отношениях количества; большее вместо меньшего или наоборот.

Скажите: скоро ль нам Варшава

Предпишет гордый свой закон?

(А. С. Пушкин. «Бородинская годовщина»)

Перифраз - троп, который строится на принципе развёрнутой метонимии и заключается в замене слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки не названного прямо предмета.

Пример: в стихотворении А. А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…» с помощью перифраза изображается сам А. С. Пушкин:

Здесь лежала его треуголка И растрёпанный том Парни.

Эвфемизм - замена грубого, неприличного или интимного слова или высказывания другими, прозрачно намекающими на подлинное значение (по стилистической организации близкий к перифразу).

Пример: женщина в интересном положении вместо беременная, поправился вместо растолстел, позаимствовал вместо украл и т. п.

Символ - скрытое сравнение, при котором сравниваемый предмет не называется, а подразумевается с известной долей вариативности (многозначности). Символ лишь указывает на какую-то действительность, но не сравнивается с ней однозначно и непосредственно, в этом содержится принципиальное отличие символа от метафоры, с которой его часто путают.

Пример: Я ведь только облачко, полное огня (К. Д. Бальмонт. «Я не знаю мудрости»). Единственной точкой соприкосновения между поэтом и облачком оказывается «мимолётность».

Анафора (единоначатие) - это повторение сходных звуков, слов, синтаксических и ритмических повторений в начале смежных стихов, строф (в стихотворных произведениях) или близко расположенных фраз в абзаце или в начале смежных абзацев (в прозе).

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

(А. К. Толстой. «Коль любить, так без рассудку…»)

Многосоюзие - такое построение строфы, эпизода, стиха, абзаца, когда все основные входящие в него логически значимые фразы (отрезки) связаны одинаковым союзом:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

(И. А. Бунин. «Одиночество»)

Градация - постепенное, последовательное усиление или ослабление образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности.

Никто не даст нам избавленья,

Ни Бог, ни царь и ни герой…

(Э. Потье. «Интернационал»)

Оксиморон (или оксюморон) - контрастное сочетание противоположных по значению слов с целью создания поэтического эффекта.

«…Люблю я пышное природы увяданье…»

(А. С. Пушкин. «Осень»).

Аллитерация - приём звукописи, придающий строкам стиха или частям прозы особое звучание с помощью повторения определённых согласных звуков.

Пример: «Катя, Катя, - высекают мне подковы скакуна…» В стихотворении И. Сельвинского «Черноглазая казачка» повторение звука «к» имитирует цокот копыт.

Антифразис - употребление слова или выражения в противоположном их семантике смысле, чаще всего - ироническом.

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Стилизация - это приём, заключающийся в том, что автор сознательно подражает стилю, манере, поэтике какого-то другого известного произведения или группе произведений.

Пример: в стихотворении «Царскосельская статуя» А. С. Пушкин прибегает к стилизации античной поэзии:

Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

Дева над вечной струей вечно печальна сидит.

Автология - употребление в произведении слов и выражений в их прямом, непосредственном, обыденном значении. Это нейтральная, «прозаическая» речь.

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?

(А. С. Пушкин. «Зима. Что делать нам в деревне?..»)

Антитеза - художественное противопоставление образов, понятий, положений, ситуаций и т. д.

Пример: вот фрагмент исторической песни «Выбор Ермака атаманом»:

Не ясные соколы слеталися

Собиралися-соезжалися

Добрые молодцы…

Стиль в литературном произведении

Стиль - это система художественных приёмов и средств, свойственных отдельному произведению и выражающих его глубокую оригинальность и неповторимость.

Смысл литературного произведения

Тема художественного произведения - «…объект художественного отражения, те жизненные явления, которые воплощаются в произведении искусства» 1 . Например, темой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является судьба конкретного преступника - вымышленного персонажа, Родиона Раскольникова.

1 Есин А. Б. Литературное произведение: типологический анализ. - М., 1992.

Тематика - художественная взаимосвязь и взаимозависимость нескольких самостоятельных тем.

Основная тема - тема, организующая весь художественный мир произведения (как правило, масштабного).

Проблема - это основной вопрос, поставленный в произведении.

Проблематика - это совокупность и взаимосвязь всех проблем, поставленных в литературном произведении.

Художественная идея - главная обобщающая мысль или система мыслей в литературном произведении.

При определении идеи и идейного звучания очень важно для читателя учитывать авторскую позицию.

Способы выражения авторской позиции: непосредственно прямо в тексте (слова автора), персонаж-резонёр, заглавие, эпиграф; эмоциональные характеристики персонажей, то, как описываются и оцениваются автором изображаемые им события, общая тональность произведения; пейзаж, интерьер, портрет; интонация произведения (сарказм, ирония и т.п.) и др.

Пафос литературного произведения

Пафос - это основной эмоциональный тон, основное эмоциональное настроение произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором.

Героика, или героический пафос, связан с активным, действенным утверждением возвышенных идеалов, во имя достижения которых героям приходится преодолевать очень серьёзные препятствия, рисковать собственным благополучием, а нередко и жизнью. Героическим пафосом пронизана баллада М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Трагизм, или трагический пафос, выражает страдание, невыносимую скорбь. Как правило, он связан с ситуациями, в которых любое решение героя неизбежно приведёт его к несчастью, а его выбор - это выбор «из двух зол». Трагический пафос опирается на конфликт, не имеющий благополучного разрешения (таков конфликт между Данилой Бурульбашем и Колдуном в «Страшной мести» Н. В. Гоголя). Трагическим пафосом характеризуется новелла И. А. Бунина «Лапти».

Романтика, или романтический пафос, по своим проявлениям очень похож на пафос героический, поскольку передаёт сильное эмоциональное переживание, устремлённость к возвышенному и значительному идеалу. Но романтический пафос основан не на деятельном воплощении поставленной цели, а на переживании мечты (часто недостижимой), на поисках средств воплощения этой мечты в действительность. На романтическом пафосе базируется поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Сентиментальность, или сентиментальный пафос, возникает, когда в произведении автор намеренно подчёркивает своё эмоциональное отношение к изображаемому и настойчиво стремится вызвать сходные эмоции у читателя. Пример: стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

Драматизм, или драматический пафос, проявляется в произведениях, где взаимоотношения персонажей или отношения персонажа с окружающим миром характеризуются особой напряжённостью, конфликтностью, но в отличие от трагических ситуаций здесь возможен благоприятный исход, хотя он и требует от персонажей принятия правильных решений и активности, решительных действий. Пример: новелла В. Г. Распутина «Уроки французского».

Юмор, или юмористический пафос, мы ощущаем в произведениях, представляющих нам комические характеры и ситуации. Этот пафос, как правило, сопровождается добродушной улыбкой читателя. Пример: водевиль А. П. Чехова «Медведь».

Сатира, или сатирический пафос, направлена против пороков, которые «бичуются» смехом, вызывающим не столько веселье, сколько возмущение читателя. Пример: новелла А. П. Чехова «Хамелеон».

Инвектива как вид пафоса предполагает откровенное выражение обвинения в адрес людей или событий. Пример: А. С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный», где поэт ясно высказывает своё негодование в адрес людей, наделённых рабской психологией, лишённых понятия чести.

Лирический пафос предполагает создание в произведении особой атмосферы, настраивающей читателя на проявление субъективно-заинтересованного отношения к описываемому автором.

Человек и мир в литературном произведении

Психологизм - подробное, глубокое и жизненно достоверное изображение внутреннего мира персонажа или лирического героя, его чувств, мыслей, переживаний, желаний, настроений в литературе.

Портрет - изображение внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). Пример: портрет «вожатого» (Пугачёва) в романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

Пейзаж - это описание природы и внешнего пространства окружающего человека мира. Пейзаж бывает сельским, городским и естественным (леса, горы, степи без следов человеческого присутствия).

Интерьер - это поэтическое описание внутреннего убранства какого-либо помещения (комнаты, дома, храма, каземата и т. п.).

Художественная деталь - изобразительная или выразительная подробность изображённого мира литературного произведения.

Пример: в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» при характеристике подворья Мелеховых приводится очень простая, но яркая деталь - «железные петухи».

Колорит - использование художественных приёмов и средств для достижения исторической, национальной, бытовой и т. п. достоверности при создании художественного мира литературного произведения. Различают исторический, национальный и местный колорит.

Характер в литературе

Персонаж - это наиболее нейтральное название, указывающее только на одно из действующих в художественном мире произведения лиц. Персонажами могут быть и люди, и животные (Ю-ю из рассказа Куприна), и фантастические существа (Змей Горыныч из русских сказок), и даже предметы (Пружинка из «Городка в табакерке» Одоевского).

Протагонист - основной персонаж литературного произведения, чья судьба в первую очередь интересует автора, на чьей стороне находятся авторские симпатии.

Антагонист - персонаж, противостоящий главному положительному герою (протагонисту), нередко вступающий с ним в борьбу; активный отрицательный персонаж, вызывающий явное неприятие автора.

Резонёр - герой, которому писатель «доверяет» выразить авторскую позицию, оценить происходящее, чтобы помочь читателю понять авторский замысел.

Персонаж-повествователь - образ самого повествующего.

Литературный тип - герой, наделённый общими для большой группы людей чертами, свойственными определённому социальному или имущественному положению, возрасту и прочему.

Характер предполагает отображение в художественном произведении человеческой личности с присущими ей социальными и психологическими чертами.

Время и пространство в литературе

Хронотоп художественного мира произведения строится не по законам науки, но подчиняется лишь непреложным правилам словесного искусства, помогая писателю реализовать свою творческую фантазию, сформировать с помощью своего воображения «вторую реальность».

Сюжет и композиция литературного произведения

Композиция - состав и последовательность расположения частей, эпизодов и элементов литературного произведения, а также взаимосвязи между отдельными художественными образами.

Художественный конфликт - это воплощённое противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для организации художественного мира произведения и раскрытия содержания.

Завязка - момент (эпизод), когда возникает конфликт. (Завязкой комедии «Горе от ума», например, является приезд Чацкого для встречи с Софьей.)

Развитие действия - постепенное оформление и нарастание противоречия, противоборства, препятствий на пути героев. (В комедии «Горе от ума» это попытки Чацкого вернуть себе расположение Софьи.)

Кульминация - момент, когда конфликт требует своего разрешения, не может развиваться дальше. (В «Горе от ума» это момент, когда Чацкий узнаёт, что Софья распустила слух о его сумасшествии.)

Развязка - разрешение основного конфликта. (Развязка комедии «Горе от ума» - это отъезд Чацкого.)

Экспозиция - дополнительная часть повествования, предваряющая завязку: она знакомит читателя с местом, временем и обстоятельствами действия, непосредственно подготавливает возникновение основного конфликта, а также представляет главных героев.

Постпозиция - эпизоды основной части повествования, следующие за развязкой. (Это тоже не обязательный элемент.) В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина постпозицией оказываются последние замечания, написанные якобы от лица издателя записок П. А. Гринёва.

Пролог - дополнительный элемент композиции, отделённый от основного сюжета и предшествующий завязке (или экспозиции) для сообщения каких-либо дополнительных сведений.

Эпилог - дополнительный элемент построения литературного произведения: краткий рассказ о том, что произошло с персонажами после завершения сюжетного действия, или открытое выражение авторской позиции. Например, в эпилоге романа И. С. Тургенева «Ру

дин» на нескольких страницах описывается вся жизнь главного героя, протекшая после событий, показанных в романе.

Ретроспекция - возвращение к прошлому, описанию уже произошедших событий, с помощью воспоминаний, рассказа об этих событиях, обнаружения документов, записей и т. п. Пример: в романе А. С. Пушкина «Дубровский» читатель сначала видит появление в доме То- роекурова Дефоржа и лишь потом узнаёт, каким образом вместо приглашённого учителя в усадьбе оказался Дубровский.

Фабула - расположение основных эпизодов, основных событий повествования в их хронологической последовательности.

Сюжет - художественно мотивированное расположение основных эпизодов в конкретном литературном произведении. Иначе говоря, сюжет - это композиционно оформленная фабула.

Внутренний мир произведения словесного искусства (литературного или фольклорного) обладает известной художественной цельностью. Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве.

Изучая отражение мира действительности в мире художественного произведения, литературоведы ограничиваются по большей части тем, что обращают внимание, верно или неверно изображены в произведении отдельно взятые явления действительности. Литературоведы привлекают себе в помощь историков, чтобы выяснить точность изображения исторических событий, психологов и даже психиатров, чтобы выяснить правильность изображения психической жизни действующих лиц. При изучении древней русской литературы, кроме историков, мы нередко обращаемся к помощи географов, зоологов, астрономов и т.д. И все это, конечно, вполне правильно, но, увы, недостаточно. Обычно изучается внутренний мир художественного произведения как целое, ограничиваясь поисками "прототипов": прототипов того или иного действующего лица, характера, пейзажа, даже "прототипов", событий и прототипов самих типов. Все в "розницу", все по частям! Мир художественного произведения предстает россыпью, и его отношение к действительности дробится и лишено цельности.

При этом ошибка литературоведов, которые отмечают различные "верности" или "неверности" в изображении художником действительности, заключается в том, что, дробя цельную действительность и целостный мир художественного произведения, они делают то и другое несоизмеримым: мерят световыми годами квартирную площадь.

Правда, стало уже трафаретным указывать на различие действительного факта и факта художественного. Такие заявления встречаются при изучении "Войны и мира" или русских былин и исторических песен. Различие мира действительности и мира художественного произведения осознается уже с достаточной остротой. Но дело заключается не в том, чтобы "осознавать" что-то, но и определить это "что-то" как объект изучения.

В самом деле, надо не только констатировать самый факт различий, но и изучать, в чем эти различия состоят, чем они обусловлены и как организуют, внутренний мир произведения. Мы не должны просто устанавливать различия между действительностью и миром художественного произведения и только в этих различиях видеть специфику художественного произведения. Специфика художественного произведения отдельных авторов или литературных направлений может иногда состоять как раз и в обратном, то есть в том, что этих различий в отдельных частях внутреннего мира будет слишком мало, а подражательности и точного воспроизведения действительности слишком многое

В историческом источниковедении когда-то изучение исторического источника ограничивалось вопросом: верно или неверно? После работ А. Шахматова по истории летописания такое изучение источника признано недостаточным. А. Шахматов изучал исторический источник как цельный памятник с точки зрения того, как этот памятник трансформирует действительность: целенаправленность источника, мировоззрение и политические взгляды автора. Благодаря этому стало возможным использовать как историческое свидетельство даже искаженное, трансформированное изображение действительности. Сама эта трансформация стала важным свидетельством по истории идеологии и общественной мысли. Исторические концепции летописца, как бы они ни искажали действительность (а концепций, не искажающих действительность, в летописи нет), всегда интересны для историка, свидетельствуя об исторических идеях летописца, о его представлениях и взглядах на мир. Концепция летописца сама стала историческим свидетельством. А. Шахматов сделал все источники в той или иной мере важными и интересными для современного историка, и ни один источник мы не имеем права отвергать. Важно только понять, о каком времени изучаемый источник может дать свои показания: о времени ли, когда он составлен, или о том времени, о котором он пишет.

Аналогичным образом обстоит дело и в литературоведении. Каждое художественное произведение (если оно только художественное!) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах. И эти ракурсы подлежат всестороннему изучению в связи со спецификой художественного произведения и прежде всего в их художественном целом. Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: "верно или неверно" - и восхищаться только верностью, точностью, правильностью. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система.

Конечно, и это очень важно, внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не для самого себя. Он не автономен. Он зависит от реальности, "отражает" мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер. Преобразование действительности связано с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой. Мир художественного произведения - результат и верного отображения, и активного преобразования действительности. B своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором происходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд стран или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными "географическими" свойствами, быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым, как в сказке. Писатель в своем произведении творит и время, в котором протекает действие произведения. Произведение может охватывать столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться "пустым", редко "населенным" событиями.

Вопросу о художественном времени в литературе посвящено довольно много работ, хотя авторы их часто подменяют изучение художественного времени произведения изучением взглядов автора на проблему времени и составляют простые подборки высказываний писателей о времени, не замечая или не придавая значения тому, что эти высказывания могут находиться в противоречии с тем художественным временем, которое писатель сам творит в своем произведении.

В произведениях может быть и свой психологический мир, не психология отдельных действующих лиц, а общие законы психологии, подчиняющие себе всех действующих лиц, создающие "психологическую среду", в которой развертывается сюжет. Эти законы могут быть отличны от законов психологии, существующих в действительности, и им бесполезно искать точные соответствия в учебниках психологии или учебниках психиатрии. Так, свою психологию имеют герои сказки: люди и звери, а также фантастические существа. Им свойствен особый тип реакции на внешние события, особая аргументация и особые ответные действия на аргументы антагонистов. Одна психология свойственна героям Гончарова, другая - действующим лицам Пруста, еще иная - Кафки, совсем особая - действующим лицам летописи или житий святых. Психология исторических персонажей Карамзина или романтических героев Лермонтова - также особая. Все эти психологические миры должны изучаться как целое.

То же следует сказать об социальном устройстве мира художественных произведений, и это социальное устройство художественного мира произведения следует отличать от взглядов автора по социальным вопросам и не смешивать изучение этого мира с разрозненными сопоставлениями его с миром действительности. Мир социальных отношений в художественном произведении также требует изучения в своей цельности и независимости.

Можно также изучать мир истории в некоторых литературных произведениях: в летописи, в трагедии классицизма, в исторических романах реалистического направлениям и т.д. И в этой сфере обнаружатся не только точные или неточные воспроизведения событий реальной истории, но и свои законы, по которым совершаются исторические события, своя система причинности или "беспричинности" событий, - одним словом, свой внутренний мир истории. Задача изучения этого мира истории произведения так же отлична от изучения писательских воззрений на историю, как отлично изучение художественного времени от изучения воззрений художника на время. Можно изучать исторические воззрения Толстого, как они выражены в известных исторических отступлениях его романа "Война и мир", но можно изучать и то, как протекают события в "Войне и мире". Это две разные задачи, хотя и взаимосвязанные. Впрочем, думаю, что последняя задача важнее, а первая служит лишь пособием (далеко не первостепенным) для второй. Если бы Лев Толстой был историком, а не романистом, может быть, по своему значению эти две задачи и поменялись бы местами. Любопытна, кстати, одна закономерность, которая выступает при изучении различии между взглядами писателей на историю и художественным ее изображением. Как историк (в своих рассуждениях на исторические темы) писатель очень часто подчеркивает закономерность исторического процесса, но в своей художественной практике он невольно выделяет роль случая в судьбе исторических и просто действующих лиц своего произведения.

Нравственная сторона мира художественного произведения тоже очень важна и имеет, как и все остальное в этом мире, непосредственное "конструирующее" значение. Так, например, мир средневековых произведений знает абсолютное добро, но зло в нем относительно. Поэтому святой не может не только стать злодеем, но даже совершить дурного поступка. Если бы он это сделал, тогда бы он и не был святым со средневековой точки зрения, тогда бы он только притворялся, лицемерил, до времени выжидал и пр. и пр. Но любой злодей в мире средневековых произведений может резко перемениться и стать святым. Отсюда своего рода асимметрия и "одно направленность" нравственного мира художественных произведений средневековья. Этим определяется своеобразие действия, построения сюжетов (в частности, житий святых), заинтересованное ожидание читателя средневековых произведений и пр. (психология читательского интереса - читательского "ожидания" продолжения).

В России это понятие обосновано Д.С. Лихачёвым. Важные свойства: участие вымысла в создании, использование писателем не только жизнеподобных, но и условных форм изображения. Худ. мир существует и в воображении автора, и в воображении читателя. Мир произведения – воссозданная посредством речи и при участии вымыла предметность. Т.е можно сказать, что это художественно освоенная и преображённая реальность.

Структура : 1) крупные единицы: персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты; 2) компоненты изобразительности: акты поведения персонажей, черты наружности (портреты), явления психики, факты окружающего людей бытия (вещи, пейзажи); 3) подробности (детали) изображаемого.

1. Вопрос художественного времени и пространства.

Произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, многообразными и значимыми. Образы времени: биографическое (детство, юность, зрелость, старость), историческое (характеристика смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космическое (представление о вечности и вселенской истории), календарное (смена времён года, будни и праздники), суточное (день и ночь, утро и вечер), соотнесённость прошлого, настоящего и будущего. Пространство в произведении: замкнутое и открытое, земное и космическое, реально видимое и воображаемое, представление о предметности близкой и удалённой. Временные и пространственные представления составляют единство, которое называется хронотопом (опр. Бахтина). Существуют типовые хронотопы, например, хронотоп дороги (если герой путешествует, то идёт время) -> хронотоп встречи и испытания; хронотоп замка, провинциального города (отдельное, регламентированное, концентрическое пространство, время движется циклично (от праздника к празднику), и вообще другая логика жизни).

2. Фабула и сюжет.

Фабула – фактическая сторона повествования, те события, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые уже компонуются автором в сюжете на основе закономерностей, которые видит автор в развитии изображаемых явлений.

Сюжет – цепь событий, воссозданная, выстроенная автором в произведении, жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях.

Фабула – события, которые «как бы» произошли в реальности, сюжет – то, как об этом узнал читатель.

Проблема совпадения-несовпадения фабулы и сюжета (фабула практически никогда не совпадает с сюжетом)

3. Мотив.

Мотив – мельчайшая единица темы, простейшая единица фабулы. В художественном мире мотив может разворачиваться в образ, сюжет, конфликт (легко наблюдать в лирике).



Мотив – это упоминание, точка. По Томашевскому : эпизоды распадаются на еще более мелкие части, описывающие отдельные действия, события и вещи. Темы таких мелких частей произведения, которые нельзя больше дробить, называются мотивами. Система мотивов, составляющих тематику данного произведения, должна представлять некоторое художественное единство. Если все части произведения плохо пригнаны одна к другой, произведение "распадается". Поэтому введение каждого отдельного мотива или каждого комплекса мотивов должно быть оправдано (мотивировано). Появление того или иного мотива должно казаться читателю необходимым в данном месте. Система приемов, оправдывающих введение отдельных мотивов и их комплексов, называется мотивировкой .

В лирическом произведении мотив - повторяющийся комплекс чувств и идей, выраженных в художественной речи. Мотивы в лирике более самостоятельны, ибо не подчинены развитию действия, как в эпосе и драме. Иногда творчество поэта в целом может рассматриваться как взаимодействие, соотношение мотивов – мотивная композиция (У Лермонтова: мотивы свободы, воли, памяти, изгнанничества и т.д.). Один и тот же мотив может получать разные символические значения в лирических произведениях разных эпох, подчеркивая близость и оригинальность поэтов (дорога у Пушкина в Бесах и у Гоголя в М.Д., родина Лермонтова и Некрасова, Русь Есенина и Блока и др.)

*«Герой нашего времени» - мотив судьбы, глава «Фаталист» - предмет сюжета.

4. Система персонажей.

Понятие персонажа - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи , образующие определенную систему, и сюжет составляют основу предметного мира . В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете (Гринев у Пушкина). В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное - в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта.



Чаще всего литературный персонаж - человек. Степень конкретности его изображения может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения, но самое главное - от творческого метода писателя. Приемом узнавания персонажа является его "характеристика". Под характеристикой мы подразумеваем систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем. В узком смысле под характеристикой разумеют мотивы, определяющие психологию персонажа, его "характер".

Персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску, именуется героем. Герой - лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сострадание, сочувствие, радость и горе читателя.

Система персонажей - это определенное соотношение характеров. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров в зависимости от избранной темы. Для понимания главного проблемного героя могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера, в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений. (Обломов: Штольц-Обломов-Захар, Ольга-Агафья Матвеевна) Нитью, позволяющей увидеть за персонажами систему характеров, является прежде всего творческая концепция, идея произведения, именно она создает единство самых сложных композиций (Белинский усматривал связь между пятью частями «Героя нашего времени» в одной мысли - в психологической загадке характера Печорина.).

На вопрос что такое художественный мир? заданный автором Ѐыба лучший ответ это " Художественный мир " является одной из центральных категорий литературоведения. Это явление подробно рассматривалось Д. С. Лихачевым, Ф. П. Федоровым и другими литературоведами. Так, например Ф. Федоров дает следующее определение данному термину: " Художественный мир - это система универсальных духовных отношений, заключенных в тексте, имеющем эстетическое значение, та "внутренняя форма", которая построена "внешней формой" - речевой системой, если речь идет о литературе. Художественный мир, как было указано еще Аристотелем, есть "подражание" (сочинения эпоса, трагедий, а также комедий и дифирамбов.. . -все это в целом не что иное, как подражания) , есть отражение объективного мира, отражение опосредованное, если в основу художественного задания была положена нормативная функция (конструирование нормы предполагает знание той реальности, которая ту или иную норму выдвигает) , или отражение непосредственное, если в основу художественного задания кладется познавательная функция (исследование реальности во всех ее формах и закономерностях). " "Однако, - замечает Федоров, - художественный мир - это не только отражение, но и концепция объективного мира, его оценка его версия; отражение реальности в искусстве невозможно без ее оценки, без учета системы сложившихся о ней представлений; художественный мир - это картина мира, сложившаяся в сознании художника... " " Художественный мир произведения отражает не объективный мир в целом, а лишь его локальную, "избранную" часть, это - "сокращенный" мир; но будучи "сокращенным", художественный мир представляет собой модель мира в целом, где часть изоморфна целому: "Каждый отдельный текст одновременно моделирует и некоторые частный и универсальный объект". Отсюда следует, что художественный мир, будучи своеобразной "второй реальностью", по структуре своей отличной от реальности объективной, представляет собой определенную систему; все его компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют, выполняют строго определенные функции. " "То обстоятельство, что художественный мир характеризуется системностью, свидетельствует о нем как о единстве, как о художественном целом, как о мире." И далее автор пишет: " Художественный мир, будучи "бесконечным лабиринтом сцеплений", существующим как система, как "целостность", не есть нечто неподвижное, статичное; это динамическая система, в которой совершается непрерывное изменение, целью своей имеющее построение "целостности". В некотором смысле художественный мир есть система растущего организма. И наконец, последнее: Художественный мир, как и мир объективный, неисчерпаем; реципиент, воспринимая созданный художником мир, одновременно и творит этот мир; художественный мир как система духовных отношений создается не только автором, но и читателем, зрителем, слушателем.Обращаясь к истории восприятия пространства и времени в европейском сознании, Федоров пишет: "С точки зрения, восходящей к Платону и Демокриту и сконцентрированное выражение получившее у Ньютона, пространство есть пустота, вмещающая материю, а время есть нечто, что "протекает равномерно", "без всякого отношения к чему-либо внешнему", то есть как нечто, не зависящее ни от пространства, ни от материи. Не только в науке, но и в европейском сознании в целом вплоть до ХХ века ньютоновская позиция была господствующей, что применительно к художественному миру проявилось в понимании пространства только как места действия, а времени - как длительности действия. Такое понимание не вело к осмыслению сущности и функций пространства и времени в художественном мире, практически исключало их из реестра литературоведческих категорий. " Субъективное пространство-время художника, воплотившееся в созданном им художественном мире, становится формой существования этого художественного мира, определяет его структуру.