Исаак ильич левитан певец русской природы. Левитан - певец русской природы

Исаак Ильич Левитан был одним из крупнейших российских художников конца XIX века, непревзойдённым мастером русского "пейзажа настроения". Недаром его называли "певцом русской природы". Менее чем за 25 лет Левитан написал около тысячи картин, этюдов и рисунков. К концу жизни к нему пришла европейская известность.

Неполученная медаль

Родился он 18 (30) августа 1860 года в небольшом литовском местечке Кибарты Ковенской губернии, ныне Кибартай (Литва), в интеллигентной, образованной, но бедной еврейской семье железнодорожного служащего.

Его отец, занимаясь самообразованием, овладел французским и немецким языками. Затем, в Ковно, он преподавал эти языки, работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания. Дед же Левитана при всей бедности семьи был уважаемым раввином селения Кибарты. В доме Левитанов царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей.

Маленький Исаак не любил суеты, не любил посада с его частыми и громкими скандалами. Он часто бродил по окраинам городка, любовался закатами и ждал появления первой звезды. Мальчик был нелюдим и общению с людьми предпочитал общение с луной, далью полей, пением птиц и шумом ветра. Дома сидеть не любил, и в семье его считали ребёнком со странностями.

В начале семидесятых годов XIX столетия Исаак вместе с семьёй переехал в Москву. В выборе жизненного пути для него решающую роль сыграл его старший брат - художник, который часто брал мальчика с собой на этюды и художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества, где учился у Василия Дмитриевича Поленова и Алексея Кондратьевича Саврасова.

Отец и мать Исаака недолго прожили в Москве, оба умерли, оставив Левитана с братом и двумя сёстрами "на улице". В Училище живописи, ваяния и зодчества Саврасов пророчил Левитану славу француза Коро, а товарищи Исаака - братья Коровины и Николай Чехов - часто затевали над его картинами споры о прелести подлинно русского пейзажа.

Но, несмотря на всё это жить в Москве юному художнику было трудно и одиноко. Ночевал он в холодных классах художественного училища на Мясницкой, прячась от сторожа по прозвищу "Нечистая сила".

Случалось, он не обедал по три дня подряд. Сестра, живя по чужим людям, изредка подкармливала его. Неоднократно помощь ему оказывали и однокурсники, признававшие его необычайную одарённость.

В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку - вышел царский указ, запрещавший евреям жить в русской столице. В ту пору художнику было 18 лет. Той же осенью Левитан пишет картину "Осенний день. Сокольники".

Это была его первая профессиональная картина и единственный его пейзаж, где присутствует человек, да и то женскую фигуру написал Николай Чехов. Больше на полотнах Левитана люди почти и не появлялись.

Надо сказать, что Левитан, также как Пушкин и Тютчев, был буквально влюблён в осень. Он всегда ждал её как самого дорогого времени года. Даже весна на его полотнах своим настроением часто напоминала осенний день. В общей сложности Левитан создал около ста "осенних" картин, не считая этюдов. "Осенний день. Сокольники" экспонировалась на одной из московских выставок и была куплена известным коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым для его галереи за 100 рублей - немалые по тому времени деньги. Начинающему художнику в ту пору было всего 19 лет.

Годы учёбы в Училище живописи, ваяния и зодчества подходили к концу. В 1885 году Левитан написал дипломную работу: облачный день, поле, копны сжатого хлеба. Картина удостоилась самой высокой оценки Саврасова, который написал мелом на изнанке: "Большая серебряная медаль". Однако коллеги сочли её недостойной медали, более того, Левитан даже не получил звания художника.

Ему дали диплом учителя рисования, что, впрочем, не помешало ему внести существенный вклад не только в российскую, но и в мировую художественную культуру.

Дружба с Чеховыми

Как отмечают знатоки, Левитан в своём творчестве совершенно преодолел условности классицистко-романтического пейзажа, отчасти ещё сохранившиеся у его современников - художников-"передвижников". Левитановский "пейзаж настроения" при всей его натурной достоверности обрёл беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая в пейзаже не что иное, как жизнь человеческой души, которая словно вглядывается в природу, а в той природе заключены неизъяснимые тайны бытия.

И эти тайны отчётливо видны в левитановских картинах, но словами они невыразимы. Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист. На его картинах всё кажется погружённым в нечто спокойное, синеющее и блестящее. Левитан называл это "нечто" воздухом. Созерцая его картины, мы дышим им, чувствуем его запах, холод, теплоту. Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое и придавало такую пленительную мягкость его полотнам.

Среди друзей Левитана был Антон Павлович Чехов. Чехов и Левитан были ровесниками, во многом были схожи и их судьбы. Оба приехали в Москву из провинции. Сдружившись с художником Николаем Чеховым, братом писателя, Левитан затем подружился и с Антоном Павловичем, умевшим лечить донимавшие его неврозы, и со всей чеховской семьёй, прожив три лета рядом с ней в бывшем курятнике. С Чеховым у него установились довольно своеобразные отношения, так как они любили поддразнивать друг друга, но те немногие высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою душу только Чехову.

В те годы Чеховы каждое лето проводили в селе Бабкине около Нового Иерусалима. Семья их была шумной и наделённой разнообразными талантами. Шуткам и насмешкам не было конца. С раннего утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот, который не затихал до самого вечера.

Больше всего шутили над Левитаном. Его постоянно обвиняли во всяческих смехотворных преступлениях и, наконец, устроили над ним суд. Антон Чехов, загримированный прокурором, произнёс обвинительную речь, Николай Чехов изображал придурковатого свидетеля, Александр Чехов - защитник - пропел высокопарную актёрскую речь.

Антон Павлович придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко. "Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из писем. Даже картины самого Левитана в этом плане отличались, - одни были более левитанистыми, чем другие. Черты личности художника были выписаны в чеховском рассказе "Попрыгунья", где отражён роман Левитана с художницей Кувшинниковой. Левитан очень сильно обиделся на этот рассказ. Ведь Кувшинникова - наивная и непосредственная - трогательно любила Левитана. Дружба с Чеховым была прекращена, а примирение шло долго и мучительно. До конца жизни Левитан так и не смог до конца простить Чехову этого рассказа.

Левитан не был женат, у него не было детей. Слишком часто он бывал чрезвычайно безрадостен. Во время хандры он бежал от людей. Они все начинали казаться ему врагами.

Левитан становился груб, дерзок, нетерпим. Он с озлоблением соскабливал краски со своих картин, прятался, уходил с собакой Вестой на охоту, но не охотился, а без цели бродил по лесам.

В такие дни одна лишь природа заменяла ему родного человека. Дважды во время таких приступов депрессии Левитан стрелялся, но остался жив. Оба раза его спасал Чехов. Но хандра проходила, и Левитан возвращался к людям, снова писал, любил, верил, запутывался в сложности человеческих отношений, пока не настигал его новый удар депрессии.

Жизнь Левитана была относительно небогата событиями; путешествовать за границей он не любил, хоть и побывал в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии. Однако граниты Финляндии, её чёрная речная вода и мрачное море нагоняли на Левитана тоску. В Швейцарии его поразили Альпы, но вид этих гор для художника ничем не отличался от видов крикливо размалёванных картонных макетов. В Италии ему понравилась только Венеция, где воздух полон серебристых оттенков, рождённых тусклыми лагунами. В Париже Левитан увидел картины Монэ, но не запомнил их. Только перед смертью он оценил живопись импрессионистов и понял, что он сам отчасти был их русским предшественником.

Последние годы жизни Левитан проводил много времени около Вышнего Волочка, на берегах озера Удомли. Там, в семье помещиков Панафидиных, он опять попал в путаницу человеческих отношений, стрелялся, но остался жив. Тяжёлая сердечная болезнь художника из года в год всё прогрессировала, но ни он, ни близкие ему люди не знали об этом, пока она не дала первой бурной вспышки. Левитан не хотел лечиться, боялся идти к врачам, чтобы не услышать смертный приговор.

Незадолго до смерти он тосковал ещё больше, чем в молодые годы. Он знал, что ни врачи, ни спокойная жизнь, ни исступлённо любимая им природа уже не могли отдалить приближающийся конец. Однако лет за пять до смерти у Левитана произошёл всплеск радостного мироощущения. В дневнике Антона Павловича Чехова есть запись, помеченная декабрём 1896 года: "У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни". В эти годы, нося на груди лечебную глину, Левитан написал свои самые жизнеутверждающие вещи: "Март", "Весна, большая вода", "Золотая осень".

В 1898 году Исаак Ильич был избран академиком живописи, его пригласили руководить пейзажным классом в училище, в котором он и сам когда-то учился. Художник никогда не забывал свою бедную юность, не забывал, как доброта товарищей помогала ему выжить и выучиться. Если профессор Левитан видел, что кто-то из его учеников пишет дешёвыми малярными красками, тихонько давал деньги на покупку художественных масляных. Если замечал бледный, истощённый вид того или иного студента - находил возможность подкормить, помочь юноше так, чтоб об этом не судачили.

Болезнь всё прогрессировала. Художник падал в обмороки в мастерской, на выставках, просто на улице. Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту. Там в то время жил и Чехов. Старые друзья встретились постаревшими и отчуждёнными, но всё-таки обменялись памятными подарками.

Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всем говорил о своей близкой смерти. Он её откровенно боялся и не скрывал этого. Сердце болело уже почти непрерывно. Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трёхсвятительном переулке. 22 июля (4 августа) 1900 года Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 неоконченных этюдов.

Незадолго до кончины Исаак Ильич попросил своего брата сжечь письма, которые он получил от разных лиц: любимых женщин, друзей, приятелей-художников, меценатов, поклонников, родных. На глазах умирающего огонь пожрал все эти эпистолярные сокровища.

Левитан хотел, чтобы его запомнили прежде всего как художника. Зачем миру знать о его мучениях, слезах, тоске, неудавшихся романах? О том, что почти никогда у него не было своего угла - только и делал, что гостил, снимал квартиры, путешествовал? Зачем потомкам знать, что и он, Левитан, мог быть гневлив, нетерпелив, а порою и робок? Пусть все эти мелочи исчезнут. Пусть останется главное: Россия, Волга, Плёс, вода, небо, деревья, цветы на его полотнах.

Виктор БУМАГИН

НА ГЛАВНУЮ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по теме:

Исаак Ильич Левитан как певец русской природы

У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в стране свои любимые места и были свои пристрастия. Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним своим современникам и потомкам.

Но ни у кого из художников природа средней России не была выражена с такой полнотой, как у Исаака Ильича Левитана. Почти никто из художников до Левитана не показал глубокого очарования, таящегося в простоте русского пейзажа. Почти никто до Левитана не показал величия наших просторов, скрытую силу наших мягких, подчас как бы затушеванных красок, всю живописность самых обычных вещей - от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе. Вглядываясь в картины Левитана, мы ловим себя на том, что написанное этим превосходным художником мы много раз видели вокруг себя, но не запомнили. Все это проскользнуло мимо нас, как пейзаж за окнами вагона.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет вглядеться в природу и передает нам свою любовь к родине. Большинство из нас умеет просто смотреть, тогда, как мы должны учиться вглядываться, пристально наблюдать и запоминать. Только тогда мы откроем в окружающей нас природе такое разнообразие форм и красок, о каком раньше и не подозревали. Вот такому углублённому наблюдению природы учат нас художники и в первую очередь Левитан.

При жизни Левитана было принято искать и находить в его картинах различные оттенки грусти, печали и даже уныния. Время было унылое. Оно пыталось окрасить все окружающее в свой цвет. Левитановское уныние - это, конечно, глубочайшая неправда. Как можно назвать печальным художника, раскрывшего все богатство красок русской природы во всей их непрерывной изменчивости?! Как можно говорить о грусти художника, картины которого пропитаны до последней нитки на холсте любовью к своей стране?!

Грусти не было и нет. Но иногда при виде картин Левитана у нас появляется вполне законное сожаление, что мы не можем вот сейчас, в эту минуту, немедленно перенестись в те места, которые изображены на полотне. Это вовсе не грусть, это совсем иное - действенное, живое, плодотворное, всем знакомое чувство, которое мы называем грустью только потому, что не можем его точнее определить.

Всю жизнь Левитан отдал тому, чтобы воспеть нашу родную страну. Поэтому так велика наша благодарность художнику.

Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку, на которой рукой Левитана было написано: “Сжечь, не читая”. Воля умершего была исполнена. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты его жизни.

Он родился в небогатой еврейской семье железнодорожного служащего. Рано потеряв отца и мать, остался без всяких средств к существованию. Его детство и юность были полны лишений, унижения. Как еврей он не раз подвергался различным гонениям. Даже будучи всеми признанным, знаменитым художником, он был вынужден оставить Москву, и только упорные хлопоты его друзей позволили ему вернуться и получить право жительства в ее окрестностях. В 1873 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа - сначала А.К. Саврвсов, затем В.Д. Поленов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», «Мостик. Саввинская слободка») словно говорят: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование ее пейзажей в другом. Здесь все требует неторопливого, вдумчивого взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворенная.

Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается еще простор - и так без конца («После дождя. Плес»). Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист». В картине «У омута» Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут - место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место отчаяния - здесь сводят счеты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец К.А. Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе…Я бы хотел выразить грусть».

Подобные чувства вызывает и знаменитое полотно «Владимирка». Пустынная, бескрайняя дорога - путь осужденных на каторгу - рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой» - слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо - символ бессмертия) скрыты в этом произведении.

Одна из самых лирических картин Левитана - «Вечерний звон». Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворенности, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На картине изображен летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещенный последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушенные, спокойные. Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего дня.

В 1894-1895 гг. в душе художника произошел перелом. После печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ - «Золотая осень». Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту.

Все русские художники рубежа XIX - XX вв., изображавшие природу, так или иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана - признавая или отвергая его живописную манеру.

Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей конца XIX в. Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, еще не заявились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней - все предвещает весну: вся природа, все предметы - все пронизано ожиданием. Это состояние по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

Левитан давно уже отказался в своих пейзажах от развлекательно-бытовых фигурок. Но лошадка его в «Марте» составляет средоточие всего пейзажа: убрать ее из картины нельзя, как нельзя вытащить сердце из живого тела. Здесь ничего и не происходит, да и не может произойти; мы всего лишь стоим вместе с этой деревенской лошадкой, стоим и ждем, и в состоянии часами любоваться этой первой улыбкой пробуждающейся весны.

Недосказанность повышает поэтическую прелесть этого пейзажа: пустая скворечня на высоких еще голых ветвях тополя напоминает, что скоро должны вернуться ее обитатели, незакрытая дверь служит приметой того, что здесь только что был человек. Построение «Марта» отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают жителя в картину, помогают ему мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана «Март» отличается более замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. Горизонтальный край снежного поля делит картину на две разные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простые соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность, и завершенность. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять. В отличие от более ранних пейзажистов, которые стремились показать весь предмет, уместить в пределах картины все дерево, весь дом, Левитан складывает свою картину как бы из отдельных отрывков, срезанных рамой, но все эти части, фрагменты образуют законченное целое, составляют своеобразное единство. Никогда еще прежде он не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого деревенского дома, на опушке леса.

Левитан сумел по-новому, свежо, проникновенно передать красоту деревенской улицы, трогательную околицу села, загадочность омута, осенний листопад, дрожащие обнаженные осины и рощи белоствольных берез, мартовскую оттепель и голубые тени на рыхлом ноздреватом снегу. Все сияло, пело и совершенно покоряло зрителей, узнавших в левитановских пейзажах свое, сокровенное, родное, чему название - Русь.

Критики окрестили Левитана «певцом закатов и осенней скорби». Но он не любил этого прозвища.

Левитан умер за несколько лет до первых вспышек народных восстаний 1905 г. Он ждал их, в них верил. Но старый недруг бедняков - туберкулез - свалил мастера в период наибольшего расцвета его таланта.

Сейчас многие работы Левитана находятся в Третьяковской Галерее. С их появлением, появлением работ Репина, Сурикова и многих других современников этих живописцев настает блистательный период русского искусства.

левитан картина март

Рис. 2 - «Осенний день. Сокольники» 1879 г. Государственная Третьяковская Галерея

Список используемой литературы

1. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев, М.Г. Неклюдова, энциклопедия «Искусство», изд.: «Просвещение», Москва, 1969 г., с. 440-442.

2. М. Аксенова «Энциклопедия для детей», том 7.

3. «Искусство», часть вторая, изд.: «Аванта плюс», Москва, 1999г., с. 392-395.

4. «Государственная Третьяковская Галерея», изд.: «Искусство», Москва, 1988 г., с. 187.

5. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», том 1, изд.: «Просвещение», Москва, 1968г., с. 400-401.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография Левитана Исаака Ильича (1860 - 1900) - художника-живописца, пейзажиста, мастера лирического пейзажа. Импрессионистическая трактовка видимого мира в живописи художника. Колорит и артистическая свобода фактуры. Лирический русский реализм.

    презентация , добавлен 20.03.2014

    Годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Творчество раннего периода Левитана. Знакомство с русским писателем А. Чеховым. Работа над волжскими пейзажами. Посмертная выставка произведений в Петербурге и Москве. Последние годы жизни.

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Составление цели и задачи урока по обучению навыкам анализа живописного произведения на примере картин Исаака Левитана "Тихая обитель", "У омута", "После дождя. Плёс", "Вечер. Золотой Плёс", "Золотая осень", "Березовая роща", "Март", "Первая зелень".

    презентация , добавлен 29.11.2010

    Левитан И.И. - русский живописец-передвижник, крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна, создатель "пейзажа настроения". Подобно своему другу Чехову, Левитан вносит в пейзаж мечту о прекрасном.

    реферат , добавлен 04.05.2008

    Творческий поиск пейзажистов-передвижников. Мастер камерного лирического этюда Исаак Левитан. Импрессионистическая трактовка видимого мира в живописи художника. Колорит и артистическая свобода фактуры в картинах К. Коровина. Поэтический реализм В. Серова.

    реферат , добавлен 29.07.2009

    Основные достижения культуры в духовной и общественной жизни, образовании и литературе Тверской губернии. Проведения реформ системы образования, развитие гимназий и ремесленных школ. Деятельность и творчество Исаака Ильича Левитана - мастера пейзажа.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    Краткая биографическая справка из жизни А.А. Пластова, начало творческого пути. Жанровые картины художника. Крестьянская тема в работах. Картина "Жатва": сюжет, значимость подвига народа в будничном, повседневном труде военных лет. Работа над этюдами.

    реферат , добавлен 28.12.2016

    Краткая биографическая справка из жизни Бориса Кустодиева. Роль художника в истории искусства. Творчество: живопись, театральные работы. Краткий анализ картин: "Масленичное гуляние (Масленица)", "Праздник в деревне", "Троицын день", "Гуляние на Волге".

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Склонность Левитана к пейзажной живописи. Трепет и игра солнечных лучей на белых стволах и ярко-зеленых листьях берез и сочной траве. Переливы и модуляции зеленого цвета покрова земли и листвы деревьев на картине И.И. Левитана "Березовая роща".

    эссе , добавлен 30.01.2016

    Дружба и общие темы для творчества И.И. Левитана с А.П. Чеховым: восторг перед красотой природы и чувство любви к Родине. Олицетворение человека в рассказах Чехова и картинах Левитана, импрессионизм в их творчестве как отказ от фабулы и повествования.

Исаак Левитан - величайший русский пейзажист 19 века, который на протяжении всей своей жизни страдал от своей национальности. Тем не менее, он не обижался на антисемитов и воспевал красоты русской природы, которые считал родными. Оставив далеко позади всех своих именитых учителей, он не смог побороть свою натуру, склонную к меланхолии и тоске. Многолетняя дружба, связывавшая его с семейством Чеховых, была отражена впоследствии в произведениях Антона Павловича. Возможно, читатель и не задумывался, что на страницах его произведений отражена судьба великого художника, который стал певцом русского пейзажа.

Левитан родился в семье бедного еврея, в деревне Кибарты, которая находится сейчас на территории Литвы. Отец всю жизнь работал на железной дороге, дед был уважаемым раввином в местной иудейской общине. Но все равно семья нуждалась в деньгах. Поэтому в 1870 году маленький Исаак вместе со своей большой семьей переехал в Москву.
Старший брат его уже тогда занимался живописью и часто брал младшего с собой на лекции известных художников, вместе они посещали выставки. Мальчик мог часами наблюдать за тем, как работает его брат. В 13 лет он и сам смог проявить свой талант, и сразу же был зачислен в Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали в то время великие Саврасов и Поленов.
К сожалению, родители рано ушли из жизни, и Исаак остался круглым сиротой, посреди негостеприимных московских улиц. Две сестры жили у знакомых. Брат скитался по друзьям, а юный гений коротал холодные ночи в классах родного училища, скрываясь от местного сторожа по кличке "Нечистая сила". Иногда родственники подкармливали его. Огромную поддержку в то время оказали ему товарищи - братья Коровины и Николай Чехов, брат Антона Павловича.
В 1979 году, после покушения на Александра II, был издан указ, который запрещал всем евреям жить в русских столицах. Начались облавы, полиция зверствовала и не щадила никого. Левитану было всего 18 лет, он был беден и зол на общество. У него не было любимой, и вся его жизнь казалась тогда одним черным пятном. Он погрузился в пучину черной меланхолии, которая нагнеталась недовольством собственными холстами. В такие моменты он бежал от людей.
Даже спустя годы его накрывали долгие периоды хандры. В такие моменты он уезжал куда-нибудь в деревню, брал с собой ружье и удалялся в лес. После общения с милой его сердцу природой, он возвращался назад, для того, чтобы творить новые картины. Его совсем не вдохновляли заморские красоты, хотя за границу он все же съездил. Побывал в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии.
Финляндия моментально вернула его в состояние меланхолии. Ему совершенно не нравился вид черных вод Финского залива и суровые, заснеженные леса. Для него природы там не было. Швейцарские Альпы его впечатлили. Однако он считал их картонными и слишком постановочными, чтобы они заслуживали внимания. В Венеции он впервые оцени прелесть заграницы. Там ему понравился воздух, плеск воды и романтическое очарование каналов на закате.
В Париже его познакомили с творчеством Моне. Но Левитан довольно рассеяно и пренебрежительно отнесся к холстам импрессионистов, хотя накануне своей смерти все же вынужден был признать, что сам в определенной степени был их сторонником.
Вернувшись на родину, он вновь отправился в лес, для того, что бы насладиться тем, что было дорого его сердцу - русской природой. Вскоре Чеховы пригласили его к себе в имение. Максим Павлович вспоминал потом в своих письмах: «В верстах трех от нас, по ту сторону реки, на большой Клинской дороге, находилась деревня Максимовка. В ней жил горшечник Василий, горький пьяница, пропивавший буквально все, что имел, и не было времени, когда жена его, Пелагея, не ходила брюхатой. Художник Левитан, приехавший на этюды, поселился у этого горшечника».

Там Левитан написал свои лучшие работы. В Максимовке он был признан чудаком. Однажды он очень обидел местных крестьян бранными словами. Но вскоре уже сожалел о содеянном. Тогда он попросил всех жителей села прийти к нему во двор. Когда люди пришли к дому Левитана, он вышел к ним и, встав на колени, начал просить прощения. Его посчитали странным, но зла на него никто не держал.
Левитан так и не женился, детей у него не было. Зато была история любви, которая закончилась плачевно, но была увековечена в рассказе Чехова "Попрыгунья". Исаак повстречал в доме Чеховых Софью Кувшинникову, с которой у Левитана были сложные отношения. В итоге художник чуть не застрелился. В последний момент его спасли друзья.
Тогда огромную поддержку оказал своему другу Михаил Чехов. Он же рассказал своему брату о том, что происходило с его другом в тот период: «Что было там, я не знаю, но по возвращении оттуда он сообщил мне, что его встретил Левитан с черной повязкой на голове, которую тут же при объяснении с дамами сорвал с себя и бросил на пол. Затем Левитан взял ружье и вышел к озеру. Возвратился он к своей даме с бедной, ни к чему убитой им чайкой, которую и бросил к ее ногам». Возможно, именно эти мотивы и были отражены в легендарной "Чайке".
В конце жизни Левитан преподавал в своем родном училище. Там он создал собственную мастерскую, которая напоминала уголок русского леса. В кадках был высажен папоротник, там же произрастали маленькие ели, пол устилал мох и дерн. На растения свет падал так, словно это была лесная поляна. В мастерской всегда было много свежих цветов. Ученикам своим Левитан говорил, что цветы надо рисовать так, что бы от них пахло цветами, а не краской.
В конце века Левитан, по наказу враче, отправляется в Ялту, где живет Чехов. Но друзья изменились, постарели и с трудом находили общий язык. К тому же Левитана мучали приступы стенокардии, которые он ничем не мог снять. В конечном счете, он вернулся в Москву. Где и скончался в своём доме в июле 1900 года. После себя он оставил боле 1000 картин и набросков, большинство из которых находятся в крупнейших отечественных музеях.

30 августа 1860 года, 150 лет назад родился Исаак Ильич Левитан, русский живописец-пейзажист, передвижник

Работая в те времена, когда русские художники начали испытывать влияние современного французского импрессионизма, художник И.И.Левитан более дорожил традициями передвижников.

Ученик А.К.Саврасова, он обладал дивным даром поэтично передавать красоту русской природы. Ему важно было создать пейзаж одухотворённый, передать самую жизнь природы. Эту правду в творении с натуры И.И.Левитан требовал и от своих учеников, когда был преподавателем по классу пейзажа в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Такой изумительной простоты и ясности мотива в своих картинах, которой достиг И.И.Левитан в конце жизни, кажется, не было до него ни у кого из художников.

Он глубоко любил искусство и был чрезвычайно предан ему. «Я не понимаю себя вне живописи», - писал он А.П.Чехову.

Антон Павлович однажды сказал знакомому писателю:
- Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от неё веет невыразимой прелестью,’ что оторваться нельзя: всё бы на неё смотрел да смотрел.

Левитан и Чехов были дружны. Судьба сблизила их в 1885 году, когда они оказались в живописном подмосковном имении Киселёвых Бабкино, где семья Чеховых снимала в то лето флигель.

«А какие чудесные поэтические вечера проводили мы в парке у большого дома Киселёвых! - вспоминала через много лет сестра Чехова Мария Павловна. - Представьте себе тёплый летний вечер, красивую усадьбу, стоящую на крутом берегу, внизу реку, за рекой громадный лес… ночную тишину… Из дома через раскрытые окна и двери льются звуки бетховенских сонат, шопеновских ноктюрнов. Киселёвы, мы всей семьёй, Левитан сидим и слушаем великолепную игру на рояле Елизаветы Александровны Ефремовой. - Как хорошо! - говорит Левитан».

Он жил неподалёку от Бабкина, в деревне Максимовке. Поселился в ней в апреле 1885 года. В те годы, после покушения народовольца Соловьёва на Государя, иноверцев выселяли из Москвы. Левитан вышел из Московского училища живописи без диплома. Денег не было. Он и поселился в глухой деревне. В ту весну себе места не находил. О том, что Чеховы рядом, и знать не знал.

Хозяйка усадьбы Мария Владимировна Киселёва врачевала, и к ней из соседних деревень приходили крестьяне за помощью. Антон Чехов принялся помогать ей. Однажды пришла к ним из Максимовки Пелагея - жена пьяницы-горшечника, пожаловалась на болезни. Разговорились, она-то и сказала, что живёт у них на постое странный художник из Москвы. Ходит бирюк бирюком, того и гляди порешит себя, а им тогда - отвечай. И зовут-то его, прости Господи, по-чудному - Тесак Ильич.

Долго Чеховы гадали, кто это может быть, пока не смекнули, что Тесак Ильич - это, пожалуй, Исаак Ильич Левитан, товарищ Николая Павловича Чехова по училищу живописи и ваяния. Пошли в Максимовку. Нашли Левитана и переманили его в Бабкино. Третьяков незадолго перед этим купил у молодого художника картину «Осенний день. Сокольники», а фигуру женщины на ней написал Николай Чехов.

Работали в Бабкино много. Левитан с утра уходил на этюды, а Чехов, пока домашние спали, рассказики писывал. По рассказу в день. Молодые все были, на выдумки мастера.

«Но возвращаюсь к Бабкину, - вспоминал Михаил Павлович Чехов. - Благодаря жизнерадостности милых обитателей мы все, в том числе и брат Антон, были очень веселы. Он писал, критики его хвалили, хотя Скабичевский и предсказывал ему, что он сопьётся и умрёт где-нибудь под забором, но он верил в своё дарование и пока ещё был здоров. Иногда Антон дурил. Бывало, в летние вечера он надевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с ружьём выходил в поле, по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле, слезал на землю, расстилал ковёр и, как мусульманин, начинал молиться на восток Вдруг из-за кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья холостыми зарядами, Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина. А то, бывало, судили Левитана. Киселёв был председателем суда, брат Антон - прокурором, специально для чего гримировался. Оба одевались в шитые золотом мундиры, уцелевшие у самого Киселёва и Бегичева. Антон говорил обвинительную речь, которая всех заставляла помирать от хохота».

И.И.Левитан ожил в Бабкине, В Москве, в чеховском музее есть его небольшой этюд «Река Истра летом». Посмотри, читатель. Он солнечный! С плохим настроением такого не напишешь. Надо сказать, что в Бабкине пришла к художнику и любовь.

«Иду я однажды по дороге из Бабкина к лесу и неожиданно встречаю Левитана, - вспоминала на склоне лет Мария Павловна Чехова. - Мы остановились, начали говорить о том, о сём, как вдруг Левитан бух передо мной на колени и… объяснение в любви.
Помню, как я смутилась, мне стало как-то стыдно, и я закрыла лицо руками.
- Милая Маша, каждая точка на твоём лице мне дорога… - слышу голос Левитана.

Я не нашла ничего лучшего, как повернуться и убежать. Целый день я, расстроенная, сидела в своей комнате и плакала, уткнувшись в подушку. К обеду, как всегда, пришёл Левитан. Я не вышла. Антон Павлович спросил окружающих, почему меня нет. Миша, подсмотрев, что я плачу, сказал ему об этом. Тогда Антон Павлович встал из-за стола и пришел ко мне.
- Чего ты ревёшь?
Я рассказала ему о случившемся и призналась, что не знаю, как и что нужно сказать теперь Левитану. Брат ответил мне так:
- Ты, конечно, если хочешь, можешь выйти за него замуж, но имей в виду, что ему нужны женщины бальзаковского возраста, а не такие, как ты.

Мне стыдно было сознаться брату, что я не знаю, что такое «женщины бальзаковского возраста». И, в сущности, я не поняла смысла фразы Антона Павловича, но почувствовала, что он в чём-то предостерегает меня. Левитану я тогда ничего не ответила, и он опять с неделю ходил по Бабкину мрачной тенью. Но вскоре все бабкинцы об этом «происшествии» узнали. Придёт, бывало, отец хозяйки усадьбы Владимир Петрович Бегичев и зовёт:
- Ну, Марьюшка, пойдём немного пройдёмся.

Возьмёт меня под руку и непременно поведёт в сторону левитановского флигеля, и чем ближе мы подходим, тем всё крепче прижимает мой локоть, чтобы я не убежала. Потом, как это всегда в жизни бывает, я привыкла и стала вновь встречаться с Левитаном. На этом весь наш «роман» и закончился».

Думается, что это всё-таки не так. Мария Павловна решилась рассказать об этом случае лишь под самый конец своей жизни. Видимо, слишком многое он значил для неё. Да и Левитан, в продолжение всей своей жизни имевший успех у женщин, перед смертью, когда Мария Павловна навестила его, уже тяжело больного, сказал ей: «Если бы я когда-нибудь женился, то только бы на вас, Маша».

Пребывание в Бабкине, дружба с Машенькой, Чеховым, знакомство с Киселёвыми многое значили в жизни художника.

У писателя Сергея Дурылина, в его воспоминаниях «В своём углу», есть следующие строки: «Левитан очень любил православную церковную службу и часто заходил в церковь ко всенощной. Его поражало и пленяло своей красотой православное богослужение. Он находил бездну поэзии в вечернем сумраке малого и тесного храма, в огнях лампад, в тихом пении, в тонких струйках ладана, разносящихся по полупустой церкви, затихнувшей в полумраке. Живя в Плёсе, он любил М.П.Чехову и часто вместе с ней хаживал в церковь на вечернюю службу. Старенькую деревянную плёсскую церковку он перенёс на картину. - Это был русский человек, всею душой и всем талантом русский… Он любил русскую природу, как может любить её только настоящий русский человек, выросший среди неё, и, как художник, ничего другого он никогда и не любил, кроме этой природы, этих берёз, этих церковок, этого тихого звона над притихшими полями и перелесками. Он никогда не ходил в синагогу, но и Православия он не принимал, - и умно делал: он понимал, что для того, чтобы принять его, мало любить церковки, любить красоту и поэзию церковной службы, - нужно ещё и многое другое…»

После кончины на груди И.И.Левитана увидели православный крест, который он, оказывается, давно носил.

Любовь к Церкви, можно предположить, пробудилась у художника не без влияния Чеховых, Киселёвых и монахов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в который они ездили на службу в воскресные и праздничные дни…

На ялтинской даче А.П.Чехова, в его любимом рабочем кабинете, на камине хранился этюд И.И.Левитана. Однажды, года через три после кончины художника, когда речь зашла о нём, Чехов сказал, глядя на этюд:
- Как мало ценят - как мало дорожат вещами Левитана. Ведь это же стыдно. Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое свежее и сильное, что должно бы переворот сделать. Да, рано, рано умер Левитан.

Прозорливый писатель А.П.Чехов в данном случае впервые, можно сказать, допустил ошибку. Время всё расставило по своим местам. Любовь к художнику И.И.Левитану в России стала воистину всенародной.

Классный час

«Левитан - певец русской природы».

Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана.

2. Способствовать воспитанию любви к русской природе и
русской живописи.

3. Развивать чувство прекрасного.

В те годы дальние, глухие Всердцах царили сон и мгла, Победоносцев над Россией Простер совиные крыла. И не было ни дня ни ночи, А только тень огромных крыл...

«Боялись громко говорить, посылать письма, читать книги, боялись помогать бедным, учить грамоте»,-так рисовал впоследствии А.П.Чехов в своем «Человеке в футляре» жизнь в победоносцевской России.

Не один талант задохнулся в этом безвременье, не одна жизнь оборвалась трагически. У судьбы бывают баловни, любимцы. Художник Исаак Левитан, выросший в бедной еврейской семье, рано лишившийся отца и матери, был ее пасынком. Она подарила Левитану столько горя и страданий, что их с лихвой хватило бы на несколько человек. В конце концов Левитан победил в единоборстве с нищетой, сумев отстоять свой талант.

Как-то в сумерках Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Незнакомка медленно шла к станции. Левитан не видел ее лица: оно было закрыто зонтиком. В неверном свете, когда она подняла зонтик, оно казалось ему красивым и знакомым. Левитан вернулся в каморку, лег. Чадила свеча, гудел дождь, на станции рыдали пьяные. Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце м не покидала Левитана до последних дней его жизни.

Этой же осенью Левитан написал «Осенний день. Сокольники.» Эта поэтическая картина задумчивой и грустной осени - первое произведение художника, его серая и золотая осень, печальная, как русское небо, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

Стоишь перед картиной, смотришь. И постепенно возникает сложное чувство, пропитывающее картину нужной человеку грустью, вызывающее в нем тоску по природе.

По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

«Осенний день. Сокольники»,- единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на полотнах Левитана. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие.


  • Крокодил! - зовет Левитан Антона Чехова.

  • Ау! .

  • В лес пора! - кричит Левитан. Он принес ему ружье. Собака Левитана Веста повизгивает от удовольствия. Вскоре они отправляются на охоту.
Так начинался день в Бабкине, даче русского писателя Антона Павловича Чехова. Охота, рыбная ловля, сбор грибов. Вечерами куролесили, рядились кто во что горазд, экспромтом сочиняли и разыгрывали шутливые пьески, писали веселые стихи.:

А вот и флигель Левитана, Позвав к себе собаку Весту,

Художник милый здесь живет, Дает ей крынку молока.

Встает он очень - очень рано И тут же, не вставая с места,

И тотчас чай китайский пьет. Этюд он трогает слегка.

Шутливый тон, который поддерживал Чехов, надолго сохранился в их отношениях. Вечерами уходили в парк и куролесили до глубокой ночи. Антон Павлович в чалме и халате из двух простыней, с измазанным сажей лицом стрелял холостым зарядом в наряженного бедуином Левитана. Потом с песнями и шутками хоронили «убитого». На флигеле, где жил Левитан, повесили надпись «Ссудная касса купца Левитана», не раз устраивали шуточный суд над «ростовщиком».

Смеялись до упаду, разыгрывали друг друга. Но нередко и пересаливали. Бывало, Левитан обидится и уйдет. Пропадет куда - то, дня два - три его не видно. После долгих лет нищеты, голода, одиночества он был особенно чувствительным, легко ранимым. Он страдает, чувствуя какую - то отчужденность.

Одинокий, не знавший теплой человеческой дружбы, Левитан всей душой «прилепился» к семье Чехова. Он любит Антона Павловича, мечтает жениться на его сестре Марии Павловне, крепко привязан к своему однокашнику Николаю Чехову.

Здесь, в Бабкине, словно оттаивает душа Левитана, будто куда - то не то ушла, не то притаилась левитановская грусть. Левитану работается легко, радостно. Он пишет картину «Вечер на пашне», создает свежие, солнечные полотна: «Мостик», «Первая зелень. Май», «К вечеру. Река Истра».

Исаак Левитан очень любил великую русскую реку Волгу. Сюда он приезжал рисовать свои удивительные пейзажи. Три года, проведенные на Волге, были заполнены мучительными и радостными поисками, чтобы потом историки живописи могли сказать знаменитую фразу: «Левитан открыл плес, а плес открыл Левитана.» Да, здесь Левитан нашел себя: на его полотнах появилось то неповторимое, что дало Чехову право назвать Левитана «королем среди всех современных пейзажистов». И этот коронованный им пейзажист, действительно, сотворил чудо! Душа, движения сердца отныне во всех его пейзажах.

Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви...

Великий певец русской природы, художник любил повторять стихи русского поэта Нвгения Баратынского:

С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье... «Вот что нужно пейзажисту - понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет,- говорил Левитан.- Какое это великое счастье!»

Да, Левитан любил Волгу! Не раз приезжал он на волжские берега. Да вот беда - как он сюда не приедет, стоит ненастная погода. Хмурое небо, хмурая река, сердитый ветер нагоняет мелкие злые волны. Казалось бы, как трудно работать в такое ненастье! Но именно в эту пору и написал Левитан свои известные полотна, посвященные Волге: «После дождя», «Плес», «Вечер на Волге» и много других.

Но в одну их поездок выдался солнечный день. И Левитан увидел Волгу совсем другой. Он создал картину, которую назвал «Свежий ветер».

Легко становится на душе, когда смотришь на этот пейзаж. Краски -радостные, чистые. Голубое небо, синяя вода, расписные баржи, нарядный белый пароход.

Все здесь в движении. Перегоняя друг друга, плывут по реке тяжелые баржи. Навстречу им торопится юркий пароходик, оставляя за собой длинную струю дыма. Стая чаек то поднимается, то проносится над самой водой. Свежий ветер рябит воду, надувает парус, гонит по небу пушистые, взбитые, как пена, облака. Мы ощущаем движение и Деловую жизнь судоходной реки.

Картины Левитана требуют медленного рассмотрения. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дальше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.

Картина «После дождя» была написана за четыре часа. Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. Оно могло исчезнуть каждую минуту. Левитан торопился.

В картине заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Блестят лужи. Облака уходят за Волгу, как низкий дым. Пар из пароходных труб ложится на воду. Баржи у берега почернели от сырости.

В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от падающих капель и пахнет заброшенный сад. Хорошо слушать игру на старом рояле. Его ослабевшие струны звенят, как гитара. Темный фикус стоит в кадке рядом с роялем. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает, - он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

С улицы пахнет рогожами. Завтра - ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывавшую полнеба. Гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими. Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи.

А вокруг городка день и ночь мокнут растрепанные ржаные поля.

В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с еще большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез почти сгнившая бревенчатая церквушка, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо.

Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы. Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

На безлюдной дороге двое. Молодая красивая женщина в широкополой шляпе. Смуглое лицо контрастирует с белизной шляпы. Большие карие глаза. Темные вьющиеся волосы. В руках голубой зонтик. Софья Петровна Кувшинникова с Левитаном возвращаются домой. Она вместе с ним приехала на Волгу писать этюды.. День клонился к вечеру.


  • Мы не туда попали... Странно!..

  • Да ведь это Владимирка, что ли? Смотрите - верстовой столб!..
Навстречу шла старушка. Повязана черным платком до самых глаз.

  • Куда ведет дорога, бабушка?

  • Какая? Владимирская?

  • Спасибо, бабушка. Все ясно.
Старушка ушла. Левитан со спутницей стоят на развилке дороги, молчат,
глядят вперед.
Вслед за старушкой в черном платке уныло потянулась дорога. Фигура старушки становилась все меньше, вскоре черная точка совсем слилась с серовато - бурой дорогой и пропала где - то у самого горизонта. Днем и ночью, в жару и мороз, снежную пургу и дождь тянутся арестантские этапы по Владимирскому тракту... Окрики конвойных... Звон кандалов... Мерно, шаг за шагом идут люди из тюрьмы в тюрьму, на каторгу, на смерть...

Здесь все дышит горем, великой человеческой трагедией - трава, воздух, даже птицы, летающие над Владимиркой. Левитан нашел в себе силы, чтобы показать людям Владимирку. Он мог перевоплотиться в арестанта, которого невесть за что гонят по Владимирке, мог почувствовать тяжесть кандалов, услышать их звон, увидеть небо над дорогой.. ./Где то,у самого края земли, видна яркая полоска неба, там, видно, выглянуло из-за туч солнце.Что это, надежда? Нет. Пока дойдешь - свет пропадет, там такая же дорога, изматывающая последние силы, и небо такое же серое, как арестантский халат.

Левитан показывает, казалось бы, обыкновенную дорогу, проложенную по степи, под хмурым небом. Тихо. Ни живой души... Но человек стоит перед картиной и чувствует, именно чувствует сердцем своим, всем существом великую трагедию века...
В нескольких верстах от Затишья было имение Берново, принадлежавшее баронессе Вульф. Левитан пришел как-то туда и заметил там старую плотину через реку. Его заинтересовал этот мотив. Баронесса рассказала ему трагическую легенду, передававшуюся об этой тихой заводи из уст в уста. г Он услышал рассказ о трагедии, происшедшей у заброшенной мельницы и

послужившей Пушкину для создания «Русалки». У мельника была красивая дочь Наташа, а у деда баронессы - очень красивый юноша. Молодые люди полюбили друг друга, но когда Наташа ждала ребенка, кто-то донес об их тайной любви барину- деспоту. И тот приказал юношу засечь до полусмерти, а потом отправить на всю жизнь в солдаты. Наташа с горя утопилась в омуте. Левитан слушал этот рассказ, и заброшенная плотина облекалась для него мрачной поэтичностью. Так была задумана картина «У омута» . Глухой уголок леса у заброшенной плотины, который обычно стараются обойти стороной. Левитан прекрасно передал ту атмосферу таинственной и настороженной тишины, которой было окутано в представлении народа «гиблое место». Вечереет. И без того мрачный и дикий лес погружается в тени. Словно завороженные недвижимо стоят глубокие маслянистые воды, одинаково зловещие и в стоячем зеркале справа и в тревожной ряби слева. Золотистые отсветы заходящего солнца подчеркивают их бездонную черную глубину.

Бревенчатые мостики, доски, проложенные на берегу запруды, увлекают взгляд зрителя в жутковатую чащу леса, кажется, кто-то только что прошел по этим доскам и скрылся за кустами. Художник так хорошо сумел передать характер изображенной природы, что при взгляде на картину начинаешь испытывать смутное предчувствие какой-то беды, тревожную напряженность, жуткую таинственность, враждебную человеку, таящую гибель.

Чем ближе к зрелости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
Картина «Золотая осень». «В багрец и золото» оделся лес. Оранжевым пожаром полыхает листва берез, она первая дает сигнал: осень! Все празднично, нарядно. Воздух до того прозрачен.что видны дальние дали: за зеленой пашней - деревенька у самого горизонта. Краски свежи, ярки, радостны. А небо... Небо синее - синее. И легкие прозрачные облачка медленно проплывают. Речка - тихая, «словно вылита из стекла». Ни ветерка, ни движения в листве деревьев. Все замерло, притаилось... Почему? Не перед дождями ли, холодными туманами, порой увядания, тоскливой, не золотой, а тусклой серой осенью? Почему об этом вспоминается в «Золотой осени»? В левом углу картины видны на земле оравшие листья и березка уже наполовину оголена.

Левитан пишет «Цветущие яблони», «Папоротники в бору», «Летний вечер». Здесь светло, радостно, нарядно. Он без устали работает. Живет то в Москве, то на Волге, ездит за границу, возвращается и снова с кистью в руке где - нибудь на берегу безымянной речонки, или у околицы неказистой деревушки пишет, пишет...

Но сердца не хватило... Левитан знает, что болен, но не подает вида, чтобы не огорчать близких, друзей. Подавляя свои страдания, скрывая болезнь, беспокоится о Чехове, шлет ему письмо за письмом в Крым. О себе Левитан знает, что обречен, что его болезнь сердца неизлечима, но не выпускает из руки кисти. Левитан знаменит, но дни его сочтены. Здоровье художника ухудшается с каждым днем. Он упорно борется с недугом, не сдается.

Я много выстрадал, многое постиг, многому научился...- говорит он, надеясь по - новому взяться за работу. Но 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только сорок лет.


Исаак Ильич Левитан не стал певцом уныния, безнадежности и скорби. Восьмидесятые годы, годы безвременья, уходили в прошлое.

В 90-е годы в творчестве Левитана отразилась душа эпохи, внешне будничной, задумчивой и печальной, но таившей созревшие силы, новые грозы и бури.

Как-то, выступая на товарищеском обеде передвижников по случаю открытия выставки, Левитан сказал: «Надо жить, и жить красиво». «Надо побороть свои страдания, надо пользоваться жизнью, ее светом, ее радостью, как блеском солнечного дня».

Левитан, как бы пробужденный, обратился к тому радостному, чем благодетельствует человека природа, и стал писать торжественные гимны земле, а не только смотреть на нее, как на будущую могилу. Он спешил создавать полотна, которые бы остались после него и могли соперничать с величественным бессмертием самой природы.

Он был слишком честен, чтобы не видеть народных страданий. Он стал певцом громадной нищей страны, певцом ее природы. Он смотрел на эту природу глазами измученного народа - в этом его художественная сила и в этом отчасти лежит разгадка его обаяния.

Оборудование классного часа:


  1. Портрет И.И.Левитана.

  2. Репродукции картин И.Левитана.

  3. Кассета с записью музыки П.И.Чайковского, С.Рахманинова, Э.Грига.