Наперегонки со смертью: с зацеперами борются и власти, и общественность. «На подножке никто не толкается и воздух свежий»

Фрираннеры, паркурщики, зацеперы... Эти ребята утверждают, что жаждут острых ощущений, но, глядя со стороны, кажется, что они просто-напросто ищут наиболее зрелищный и нелепый способ умереть. Иногда им это удается - как удалось 17-летнему английскому пареньку, приехавшему в Париж за острыми ощущениями и нашедшего смерть под колесами поезда в новогоднюю ночь. Его видели за несколько секунд до гибели, но как именно он погиб, пока остается загадкой.

Британский фрираннер погиб в результате несчастного случая в парижском метро вечером 31 декабря, накануне Нового года. Буквально за несколько секунд до смерти его видели перепрыгивающим с одного вагона на другой. Погибшего звали Най Фрэнки Ньюман, он из Гилфорда, графство Суррей. По словам приятеля Ная, он приехал во Францию, чтобы попрактиковаться в новых смертельных трюках. Несмотря на то, что юноша был замечен буквально за секунды до гибели, версии того, как именно он погиб, до сих пор остаются противоречивыми.

Члены группы паркурщиков, к которой принадлежал Ньюман, отрицают, что тот занимался зацеперством, однако представители парижского метро утверждают, что погибший юноша был членом группы зацеперов, катавшейся с наружной стороны вагонов, которая была замечена на той же самой линии месяцем раньше. Представитель метрополитена рассказал журналистам, что "в тот момент, когда произошел несчастный случай, Ньюман находился между двумя вагонами".
Инцидент предположительно произошел за 40 минут до наступления нового года недалеко от станции Домесниль 6 линии парижского метро.
Най Ньюман был активным членом группы паркурщиков - городских трюкачей, экзотическими способами перебирающихся через различные препятствия, встречающиеся в городском пейзаже, и лазающих по крышам зданий. В сети уже появилось видео, на котором он прыгает по заборам и крышам Парижа накануне гибели.

Вот этот видеоролик, снятый за шесть дней до гибели Ньюмана.

На этой фотографии Най и еще четверо фрираннеров карабкаются по стеклянной крыше торгового центра в Лидсе. Подобные фокусы он планировал совершать и в Париже. Один из друзей Ная, который предпочел остаться анонимным, говорит: "Он поехал в Париж тренироваться в выполнении трюков. Не могу сказать, что именно он делал в поезде, но это явно был несчастный случай. Это очень грустно: он был очень талантлив, и мы все расстроены. Но с моей стороны было бы неправильно говорить об этом больше".

Комментируя свое путешествие по стеклянной крыше торгового центра, Ньюман, пожав плечами, сказал: "Я совершенно не боюсь таких трюков, хотя, наверное, мне следовало бы бояться!"

Най Ньюман был видной фигурой в мире паркура. На его странице в соцсетях есть фото и видео, где он прыгает между зданиями в Гонконге и совершает кульбиты на знаменитой Тропе великанов в Северной Ирландии. В августе 2015-го он стал одним из первых забравшихся на стеклянный купол торгового центра "Тринити" в Лидсе, возвышающийся над городом на 50 метров.

На этой видеозаписи Ньюман и еще четверо паркурщиков штурмуют купол торгового центра "Тринити". "Меня такие штуки здорово заводят, - рассказал потом Ньюман. - Но я не боюсь, хотя, наверное, должен был бояться".

В своем последнем посте на странице в социальной сети, написанном в новогодний вечер, Ньюман опубликовал свое фото со свешенными с крыши здания ногами и написал, что с оптимизмом смотрит в будущее. "2016-й - Греция Марокко, Испания, Франция, Чехия, Швейцария, Северная Ирландия, Германия, Дания, Италия, Финляндия, Китай, Филиппины, Гонконг и Голландия. Это был потрясающий год, полный воспоминаний и неприятностей - таких, как выход Британии из ЕС, - но, надеюсь, это был путь к лучшему будущему".
Миссис Ньюман, мать Ная, живущая в собственом доме в Олдершоте стоимостью 400 тысяч фунтов, сказала, что была потрясена, увидев, сколько людей выразили соболезнования и поделились воспоминаниями о ее сыне. "Мы все шокированы тем, сколько людей написало нам, - говорит она. - Его действительно все очень любили".
Люк Стоунз, член паркурной и фрираннерской группы, в которую входил Ньюман, первым разместил в сети сообщение о гибели Ньюмана, написав, что тот "не занимался зацеперством, как многие могли подумать".

Сотни людей выразили в сети свои сожаления о гибели Ньюмана, заявив, что он был для них "вдохновителем". Люк Сотунз описал его как "невероятного человека, всегда готового на что угодно, и за свою короткую жизнь испробовавшего столько, сколько другим не довелось и за самый долгий век". По его словам, Най "всегда позитивно смотрел на происходящее в любой ситуации" и "вдохновил множество людей своим энтузиазмом и образом жизни". "Он был парнем, который ни о чем в жизни не жалеет и каждый день проживает, как последний".
Представитель британского МИДа заявил, что семье Ньюмана будет оказана необходимая помощь и поддержка.

Такой снимок опубликовал Ньюман в своей последней записи в социальной сети.

Судя по фотопубликациям Ньюмана, этот сюжет ему нравился.

За эти дни в сети появилось множество публикаций, посвященных памяти популярного подростка, который работал тренером по гимнастике и мечтал стать каскадером. Джо Грумбридж из Олдершота писал на своей странице в фейсбуке: "Я потрясен этой новостью. Я имел удовольствие знать Ная Фрэнки Ньюмана много лет. С самого детства он был бешеным эксцентриком и готов был все отдать людям. Истории о его путешествиях, которые я слышал, показывают, что он именно так прожил свою жизнь - вдохновляя людей во всем мире и делая то, что любил больше всего. Слишком ранняя смерть. Покойся с миром".
Другой знакомый Ньюмана, Джеймс Диксон, пишет: "Такой вдохновенный парень погиб! Это шок. И это показывает нам, что жизнь - сложная штука. Най жил на полную катушку. Его будет многим не хватать. Поойся с миром, парень".
Группа паркурщиков, в которую входил Най, объявила, что 4 марта проведет день памяти Ньюмана: друзья планируют "собраться вместе и тренироваться целый день". Больше 300 человек уже выразили желание примкнуть к этому мероприятию, которое состоится в центре Гилфорда.

Они падают на рельсы под колёса поездов, гибнут между вагонами, сгорают заживо от соприкосновения с высоковольтными проводами и всё равно продолжают цепляться. Они зацеперы - те, кто повышает уровень адреналина в крови, хватаясь за поручни, вылезая на крыши электричек и поездов метро.

Большинство из них - подростки. По данным Управления на транспорте МВД по ЦФО, за 11 месяцев этого года на железных дорогах Центрального федерального округа на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта пострадало 34 несовершеннолетних и малолетних, из них 9 от полученных травм скончались.

28 декабря стало известно, что специалисты Роскомнадзора признали зацеперство одной из форм суицида. В связи с этим ведомство в соцсетях сообщества, посвящённые этой теме. Однако, как и в случае с " ", надзорный орган не всегда успевает за создателями таких пабликов. Так, в 2016 году на основании экспертных заключений Роспотребнадзора администрациями соцсетей заблокировано 65 групп с такой тематикой. При этом простой поиск по слову "зацепинг" выдаёт в соцсети "ВКонтакте" 328 сообществ. Часть из них действительно недоступна, а остальные продолжают функционировать. В них зацеперы по-прежнему выкладывают фото и видео своих "подвигов", делятся опытом.

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский заверил, что паблики будут заблокированы, но нужно дождаться экспертных заключений.

Мы сотрудничаем с Роспотребнадзором, у него есть эксперты, они выносят решения по тем ссылкам, которые отправляют нам обычные люди, - уточнил он. - По решению экспертов Роспотребнадзора мы уже вносим эти сайты в реестр и связываемся с их администрацией, просим удалить информацию. Если информация по нашему запросу удаляется, то из реестра этот сайт мы убираем.

"Зацепинг безопасен"

Зацеперы уверены: Роскомнадзор не прав, и их увлечение никакого отношения к суициду не имеет.

На мой взгляд, у Роскомнадзора, да и у всего законодательства в целом, едет крыша. Если бы я хотел умереть, я бы уже покончил с собой, - говорит 23-летний зацепер Игорь Малютин. - Почему Роскомнадзор не блокирует группы с музыкой, подталкивающей на суицид? Например, Suicide Black Metal? Да даже и это было бы невероятно глупо, многие слушают эту музыку не из-за суицидальных побуждений, а для вдохновения.

Более того, они считают, что занимаются вполне безобидным и безопасным времяпрепровождением.

Зацепинг безопасен, просто Роскомнадзору нечем заняться, вот и трогают нас, - говорит 16-летний Дмитрий Волков. - Я занимаюсь зацепингом два года, и никто из знакомых не умирал. Умирают только те, кто не соблюдает технику безопасности. Есть такие вещи, которые не стоит делать на крышах транспорта, и тогда риск умереть снижается до 1% .

Роскомнадзор несправедливо приравнял наше занятие к суициду, наши группы не пропагандируют суицид среди молодёжи, - продолжает 21-летний Кирилл Гранин, который занимается зацепингом три года. - За всё время, что занимаюсь зацепингом, потерял примерно человек 10 . Несчастные случаи происходят в первую очередь из-за отрыва от реальности: не контролируют ситуацию, играют на камеру, лезут с селфи-палками, употребляют алкоголь.

В группах, посвящённых зацепингу, тоже часто делается акцент на "безопасности". Вот как описан зацепинг в одном из пабликов:

"Зацепинг - катания на всевозможной технике! Довольно интересная штука, служит тренировочной площадкой для великого множества как начинающих, так и опытных спортсменов. Спектр зацепляемой техники многогранен и велик! Наиболее популярны катания на поездах в силу большей их адаптированности к проезду людей вне салона. Также для желающих увидеть свет в конце тоннеля каждый день работает метрополитен, ну и наземный транспорт не лишён своей изюминки. Зацепинг нестандартен и является как причиной, так и следствием некоего расширения сознания, поэтому многими узколобыми людьми всячески отрицается".

По словам бывшего зацепера Леонида Жаркова, с каждым годом ездоки на поездах ведут себя всё более безрассудно.

Зацепером я стал в 2009 году. Тогда движение только начинало набирать обороты и имело свод правил, так называемую ТБ (технику безопасности). В неё входил свод правил, пренебрежение которыми как минимум приводило к побегу от машиниста. Максимум - к смерти. Тогдашний неформальный лидер движения Григоре (имя и фамилию не вспомню) строго следил за их соблюдением. Была тщательная подготовка к сходкам, новичков обучали более опытные ребята - как куда залезть, что можно трогать и т.д.

Как отмечает Жарков, многое изменилось после смерти Григоре (он сорвался с "Сапсана").

Появилось так называемое УЕПЧ (сообщество зацеперов). Там нарушались все мыслимые и немыслимые правила. Подтянуться на контактной сети? Легко! Опустить голыми руками токоприёмник? Легче лёгкого. Естественно, всё это снималось на камеру и сливалось в Сеть, - продолжает Жарков. - Насмотревшись на таких "героев", школьники массово начали подражать тому, что было показано на видео. Как результат - массовый всплеск травматизма и смертности.

Только гибель друзей отрезвляет любителей острых ощущений. 22-летний Александр Гусев рассказал, что бросил зацепинг больше двух лет назад - после того как у него на глазах на крыше электрички сгорел друг.

Я чуть с ним не погиб. Произошло по нашей вине: пытались прикоснуться к реостатам на изолированной доске, но пробило током. Меня откинуло, я не мог пошевелиться, а друг погиб.

Зацеперы не дремлют

Зацеперы уже в курсе, что их сообщества начали блокировать, поэтому придумывают другие способы общения в Сети. Один из вариантов - чаты в популярных мессенджерах. Так, в одной из групп висит сообщение "В связи с блокировкой сообществ на зацеперскую тематику был создан канал в "Телеграме" - единственное место, где все переписки зашифрованы и никого не заблокируют. Ждём тебя там!" и ссылка. Мы подписались - там свежие фото и видео.

Блокировки групп недостаточно

Генеральный директор центра "Спасение детей от киберпреступлений" Сергей Пестов полностью согласен с экспертами Роскомнадзора в том, что зацепинг - это одна из форм суицидального поведения. Он также уверен, что между "группами смерти" и пабликами о зацепинге есть связь.

Это звенья одной цепи, просто отдельное направление, - сказал Пестов. - После изучения некоторых материалов у нас есть основания говорить о том, что часть подростков, вовлечённых в зацеперство, состояла в этих группах. В этих группах происходит перекодировка сознания ребёнка, что и даёт ему возможность идти разными деструктивными направлениями, которые нацелены на конечный итог - смерть.

Однако, по мнению Пестова, одной блокировки групп в соцсетях недостаточно для того, чтобы молодёжь перестала кататься на крышах поездов.

Этой же позиции придерживается и экс-зацепер, потерявший друга, Александр Гусев.

Всё равно будут кататься, а этими запретами они только провоцируют заниматься этим молодёжь. Тут нужно по-другому бороться, путём профилактических бесед и увеличения штрафов.

Штрафовать зацеперов непросто. Ведь большая часть из них - подростки, которые до 16 лет не подлежат административной ответственности. Именно поэтому в ноябре в Мосгордуме подготовили законопроект, устанавливающий административную ответственность для родителей зацеперов.

А член Комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова предложила выдавать зацеперам абонементы в секции паркура. По её мнению, так можно направить их активность в безопасное для жизни русло.

Дополнительные меры по предупреждению детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта, метрополитена и Московской монорельсовой транспортной системы стали темой обсуждения на круглом столе, состоявшемся в рамках заседания комиссии МГД.

Председатель комиссии МГД по безопасности , фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Проблема «зацепинга» (экстремального проезда на крышах или снаружи поездов и электричек) приобретает все большую актуальность для Москвы. К сожалению, эта опасная форма досуга стала достаточно привлекательной для многих детей. Статистика несчастных случаев подтверждает необходимость комплексных мер по профилактике детского травматизма на транспорте и недостаточность существующих мер. Действующий штраф в размере 100 рублей для нарушителей откровенно неубедителен.

В рамках нашего круглого стола будет рассмотрена инициатива по введению административной ответственности в отношении родителей, чьи дети совершают правонарушения на железной дороге. Речь идет о подростках до 16 лет. Предлагается ввести штраф в 5 тысяч рублей для родителей, чьи дети нарушают правила безопасности, в частности занимаются «зацепингом».

Соответствующие поправки в столичный Кодекс об административных правонарушениях разработаны фракцией партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в МГД».

По данным Управления на транспорте МВД РФ по ЦФО, за 10 месяцев 2016 года на участках оперативного обслуживания УТ МВД России по ЦФО зарегистрирован 1141 факт травмирования граждан, пострадали 11158 человек, из них со смертельным исходом – 655. На территории Московского транспортного узла было зарегистрировано 923 происшествия, травмированы 937 человек, из них со смертельным исходом 511.

Начальник ООД ПДН УОООП УТ МВД России по ЦФО Елена Коренкова :

«Несмотря на общее снижение травматизма на объектах железнодорожного транспорта, детский травматизм, наоборот, значительно возрос. В текущем году произошло 83 ЧП, в ходе которых пострадали 88 несовершеннолетних. Из них 40 погибли. Более 90 процентов детского травматизма в ЦФО зарегистрировано на территории Московского транспортного узла. Здесь пострадали 73 ребенка, из них 34 погибли. 19 смертельных случаев произошло непосредственно в столице. Более 80 процентов травмированных подростков – несовершеннолетние от 13 до 16 лет. Причины несчастных случаев разные, но в основном они происходят во время перехода железнодорожных путей в неустановленном месте, зачастую в наушниках. Безусловными группами риска являются «зацеперы» и «руферы». Для многих из них опасное увлечение заканчивается тяжелыми травмами и даже гибелью. "Зацепинг" охватил всю Россию, как чума. В соцсетях создаются все новые группы "зацеперов", которые постоянно меняют свои названия и адреса.

С начала года сотрудниками правоохранительных органов было выявлено 323 «зацепера». Из них только 27 процентов (90 подростков) достигли 16-летнего возраста и были привлечены к административной ответственности. Нарушения остальных остались безнаказанными. Главной причиной травмирования детей на транспортных объектах является отсутствие контроля со стороны родителей. Зачастую наш контингент – это благополучные семьи, которые даже не задумываются о возможности трагедии.

Мы поддерживаем законодательную инициативу об установлении ответственности родителей (законных представителей) за нахождение несовершеннолетних в зонах повышенной опасности. Предлагаем также разработать комплекс дополнительных мер по предупреждению детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта и метрополитена.

Прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства на транспорте и в таможенной сфере Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Иван Гридунов :

"В текущем году Московская транспортная прокуратура выявила в социальной сети «Вконтакте» 15 страниц с пропагандой «зацепинга». Кроме того, на видеохостинге Youtube обнаружено 29 видеороликов, содержащих сведения о способах и методах экстремального проезда на электричках и поездах».

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович :

«Обсуждаемый вопрос – очень острый. Подтверждаю, что за последнее время в Москве действительно было многое сделано в плане профилактики детского травматизма. Но родители, к сожалению, не всегда являются нашими союзниками. Вопросы безопасности до сих пор не стали ключевыми для многих семей. Причем речь не идет о маргиналах. Как правило, это благополучные, полные семьи. Сами взрослые тоже нарушают правила, переходя дорогу в неположенном месте и тем самым показывая детям не лучший пример. Я уже выходил с предложением включить в школьный курс ОБЖ уроки по профилактике безопасности на железной дороге. Давайте разговаривать и с психологами, чтобы понимать, на какие точки давить. Но в целом я обсуждаемую инициативу поддерживаю».

Член комиссии МГД по образованию , фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Тема детского травматизма требует пристального внимания и новых подходов. Необходимо постоянно напоминать о ней родителям. А сотрудников правоохранительных органов прошу обратить особое внимание на МЦК, которое также является объектом повышенной опасности для детей. Я вижу там очень много подростков, которые находятся без надзора взрослых. В целом, думаю, что комиссия МГД по образованию подержит предложенный проект закона».

В поддержку законодательной инициативы об усилении родительской ответственности высказался и депутат от фракции «Родина» :

«Давайте искать решение. Совместно обсуждать меры профилактики. Необходимо остановить рост детского травматизма».

Председатель комиссии МГД по безопасности Инна Святенко , фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Наша комиссия поддерживает данный законопроект, и мы готовы внести его в Московскую городскую Думу. Надеемся, что документ будет принят на ближайшем заседании в первом чтении. А после доработки, уже в этом году, принят и в окончательной редакции».




Кадры из презентаций к докладам: