О снегурочке. Где живет Снегурочка? Интересные факты о снегурочке островского

Новый год всегда он ассоциируется с красивой ёлкой, приходом Деда Мороза и Снегурочки и подарками.

Про Деда Мороза многое известно, например, что родом он из Великого Устюга Вологодской области. Живет в сказочном большом тереме. День рождения Деда Мороза 18 ноября. Про возраст точных сведений нет, но доподлинно известно, что ему больше 2000 лет. С 18 ноября в Великом Устюге ударяют морозы, и зима уже полностью вступает в свои права.

Под Новый год Дед Мороз приезжает на тройке лошадей и исполняет детские мечты. А вот Снегурочка, которая ездит вместе с ним – самая известная и в то же время самая загадочная девушка России.

Легенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там живет Снегурочка. Про возраст говорит, что ей всегда шестнадцать, хотя паспорт не показывает.

Каждый год, регулярно, перед Новогодними праздниками Снегурочка появляется в компании Деда Мороза.

Родственники Снегурочки?

По некоторым сведениям, он состоит со Снегурочкой в родственной связи. Кто-то считает их мужем и женой, кто-то дедушкой и внучкой. Но все ошибаются. На самом-то деле Снегурочка является дочкой Деда Мороза . Это сегодня дедушкой принято называть того человека, у кого есть внуки. А раньше на Руси дедом называли того, кого почитали и уважали. Вот с тех пор так и называют Дедушкой Морозом доброго волшебника.

Итак, с папой Снегурочки разобрались, а кто же мама ? По некоторым непроверенным сведениям – это Весна .

Если покопаться в родственниках, то можно найти бабушку Зиму , и даже дядю по отцовской линии – Морозко – дух зимы. Он является младшим братом Дедушки Мороза.

Говорят, ходит Морозко по улицам с волшебной палицей и по окошкам в домах поколачивает. Отсюда и выражение – от мороза стёкла трещат. А это, оказывается, всё проделки Морозко. Он еще любит красивые узоры на стеклах рисовать.

Есть у Снегурочки и дальняя родня. Банник – дух русской бани, домовой и даже Баба Яга. Вот такое интересное генеалогическое древо у нашей Снегурочки.

А день рождения Снегурочки с недавнего времени принято отмечать в ночь с 4 на 5 апреля. Это подтверждает версию о том, что мать Снегурочки – Весна.

Известно, что Снегурочка обладает недвижимостью в Костроме – двухэтажным теремом с парком, волшебным камнем, на котором имеются всем с детства знакомые надписи: налево пойдешь – сыт будешь; направо пойдешь – волшебный сон обретешь; прямо пойдешь – в сказку попадешь. Внутри терема есть ледяная комната. Это любимое место хозяйки. Она очень увлекается коллекционированием ёлок, которые могут быть сделаны из чего угодно. Особенно интересные экземпляры изготовлены из карандашей, макарон. Есть даже ёлки, собранные из утюгов и компакт-дисков. Это настоящие произведения искусства.

Про род занятий Снегурочки можно сказать, что пока она жила в лесах, то работала временно, только в новогодние праздники. Ездила с Дедом Морозом по городам и сёлам, поздравляла детей с Новым годом, дарила им подарки.

А с тех пор, как Снегурочка обзавелась теремом, к ней потянулись гости, которые приезжают даже летом. Зная о её любви к коллекционированию ёлок, многие из гостей привозят ей сувениры, самодельные ёлочки, изготовленные из различного подручного материала. Вот и стал её сказочный терем настоящим музеем. А она всем рада, всех гостей встречает приветливо, угощает вкусными пирогами. Вот и трудится Снегурочка на сказочном поприще круглый год. Ни отдохнуть бедняжке, ни растаять.

Вот скоро, в преддверии Нового Года вновь Снегурочка с Дедом морозом будут приносить людям счастье и радость, одаривать подарками.

Счастливого Нового года!

Евгения для Женского журнала "Прелесть"

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной.
Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать было известно весьма путанно и туманно.


Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.



Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.


Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона.




Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.




Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».




В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы вступающего в свои права в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).




Здесь она имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.


В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.




Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.
К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).


продолжение следует… часть 2.- Снежная принцесса.

Если бы у Снегурочки был личный биограф, ему пришлось бы нелегко. Кем зимняя красавица на самом деле приходится Деду Морозу? Когда она первый раз вышла в свет, чтобы познакомиться с миллионами мальчишек и девчонок? В конце концов, когда у нее день рождения?

Январь 1937 года. Вот уже два года, как большевики отменили запрет на все ритуалы, связанные Новым годом. До этого их считали буржуазным пережитком. Теперь мечта каждого ребенка - попасть на главную елку страны в Колонный зал Дома союзов.

Наконец на сцене появляется Дед Мороз, но кто это с ним рядом? Дети лишь улыбаясь пожимали плечами. За годы без любимого праздника подросло уже целое поколение мальчиков и девочек, которые даже не слышали о том, кто такая Снегурочка.

О том, кем же приходится Снегурочка Деду Морозу, спорят до сих пор. Первые упоминания главной новогодней волшебницы можно найти еще в русском фольклоре - народная сказка о девочке, сделанной из снега. Правда, тогда ее называли Снежевиночка. И, как видно на дореволюционных новогодних открытках, речь шла именно о маленьком ребенке - внучке.

«Прототип Снегурочки появился в довольно позднее время, это 18-19-й век. Возник он в сказочной литературе, в сказочной прозе, среди народа. Потом известный писатель Островский взял этот образ и создал великое произведение, откуда этот образ уже разнесся в массы», - рассказала заведующая отделом сохранения нематериально культурного наследия Государственного центра русского фольклора Ксения Маликова.

Именно Островский превратит внучку в юную девушку, вечно молодую и холодную сердцем, до поры до времени, конечно. Впрочем, грустный финал сказки не помешал Снегурочке стать любимым персонажем взрослых и детей.

Деревянный терем в самом сердце Костромы - официальная резиденция зимней волшебницы. Письма, точно такие же, как и Деду Морозу в Устюг, сюда привозят охапками со всей страны. Отвечают, разумеется, всем. Даже когда дом полон гостей. Их тут есть чем отвлечь: зимние игры, ледяная комната, коллекция новогодних елок.

Древние предания и истории для своей пьесы Островский собирал тоже тут, в окрестностях Костромы. Здесь же в конце 60-х будут снимать фильм «Снегурочка», для которого построят аж целую деревню у реки Меры. Беспрецедентный случай для советского кинопрома!

Томный взгляд, длинные ресницы и обязательно светлые косы. В новогодний сезон своя Снегурочка есть в каждом театре. Актриса Ксения Теплова в этом образе на детской елке для сотрудников МХТ уже пятый год. Только не думайте, что эта роль легче какой-нибудь драматической!

«Когда я первый раз выходила, у меня было такое ощущение, что меня сейчас съедят живьем. Потому что их много, они маленькие, они бегают вокруг орут, кричат», - рассказывает актриса МХТ Ксения Теплова.

Что удивительно, образ внучки Деда Мороза уникален. В новогодней и рождественской мифологии других стран нет ничего подобного.

К примеру, в Италии дарить детям подарки помогает добрая фея Бефана, правда внешне она скорее напоминает нашу Бабу Ягу.

Голландский Синтеркласс ходит в сопровождении Черного Питера. Персонаж этот несколько устрашающий: за спиной у него мешок с подарками для послушных детей, а в руках розги для детей непослушных.

Вместе с чешским Дедом Морозом, Микулашом, можно встреть аж целый дуэт: ангела в белоснежной одежде и лохматого чертенка. Первый раздает сладости, а второй - скучные картофелины.

И, тем не менее, все эти различия не так уж важны, ведь каждого из сказочников любят и ждут, в них верят. Ну или хотят верить!

Неотъемлемым образом Нового года, помимо Деда Мороза , является его главная помощница и любимица детей - Снегурочка . Все дети советского и постсоветского пространства знают кто она такая, но не многие знают откуда появилась и кто ее придумал.

Образ Снегурочки уникален для нашей культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Ее образ не зафиксирован в народном обряде, однако в фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

В 1867 году сказки о Снегурке были исследованы Александром Николаевичем Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году Островский , под влиянием сказок Афанасьева , написал пьесу «Снегурочка» , в которой главная героиня предстала как дочь Деда Мороза и Весны-Красны , которая погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы .

Свой современный образ она получила в 1935 году в Советском Союзе , после официального разрешения празднования Нового года .

Снегурочку впервые увидели дети «вживую» в 1937 году, когда Дед Мороз и Снегурочка явились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов.

Немного интересных фактов о Снегурочке: сначала на всех новогодних открытках внучка Деда Мороза была изображена маленькой девочкой, но позже ее стали представлять в виде девушки.

Для фильма «Снегурочка» (1968) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен - в этих краях, в Щелыково , Островский писал свою пьесу. После завершения съемок деревянные декорации были перенесены под Кострому , где возник парк «Берендеевка» . Кроме этого, там теперь есть «Терем Снегурочки» , в котором та круглый год принимает гостей.

В 2009 году впервые официально отмечался день рождения Снегурочки , которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля. Это не соответствует сюжету сказки, в которой она рождается зимой. Однако, по объяснениям организаторов: «У Снегурочки отец - Дед Мороз, а мать - Весна, и поэтому у нее день рождения весной» .

В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из своей резиденции в Великом Устюге , официально подтвердив статус Костромы, как основной резиденции своей спутницы и помощницы.

В этой истории много недочетов и противоречий, но от этого зимняя героиня не становится менее желанным новогодним персонажем. Все дети ждут в гости Деда Мороза и Снегурочку , чтобы прочесть новогодний стих и порадоваться врученному подарку.

………………………………….

Из истории празднования Нового года

История празднования Нового года в нашей стране сложилась непросто. Впервые россияне встретили Новый год по-европейски, в 1700 году в разгар зимы, и этот праздник быстро вошел в традицию. Каждый Новый год царь Петр придумывал новые забавы, например, в 1722 году устроил первый маскарад. Новогодние карнавалы тоже быстро прижились.

При Петре I отвертеться от веселья было нельзя. Того, кто не являлся на маскарад под предлогом болезни, осматривали медики. И если выявляли симуляцию — на провинившегося накладывали «штраф» — он на глазах у всех должен был выпить огромную чарку водки.

Императрица Елизавета Петровна продолжила традиции увеселений, но в более цивилизованной форме. Она устраивала роскошные новогодние елки, на которые приглашала до 15 тысяч гостей. С не меньшим размахом гуляли и при Екатерине II, но тут уже на первый план выступали «праздники живота»: для Нового года откладывали лучшие продукты и накрывали самый лучший стол.

Вплоть до 1852 г. наряженная игрушками ель стояла лишь во дворце и домах петербургских немцев, пока Николай I не распорядился выставить ее на площади перед вокзалом. Немцы научили наряжать елку и русских: петербургские кондитеры в 40-е годы XIX века организовали массовую продажу маленьких елок с заранее прикрепленными к ним свечами и сладостями — к концу XIX века елочки стояли уже по всей России, даже в деревенских избах! Тогда же распространился и обычай встречать Новый год бокалом шампанского.

В 1914 г. царь объявил новогоднюю елку «вражеской, немецкой затеей». И лишь Ленин реабилитировал ее: 31 декабря 1917 г. во всех районах Петрограда зажглись «пролетарские» елки для детей рабочих. Правда, рождественскую звезду на макушке сменила красная, пятиконечная.

Однако в стране уже начинался голод. Вскоре Ленин запретил елку снова, и только в 1935 г. ее реабилитировал Сталин. С 1947 г. 1 января стало не детским праздником, а официальным «красным днем календаря».

И вот сейчас мы заканчиваем последние приготовления к празднику. Уже сверкают в квартирах веселыми огоньками новогодние елки, приготовлены нарядные туалеты и маскарадные костюмы, ждут своего времени поджарки, составлено новогоднее меню и придуманы веселые забавы для новогодней ночи. Осталось совсем немного – настроиться на веселье и хоть ненадолго забыть свои заботы. Пусть праздник действительно будет праздником!

……………………………….

История новогодней елки

Новый Год и Рождество сложно представить без ёлки искусственной или настоящей. Пусть у Вас нет искусственной елки, но еловые ветки должны быть в обязательном порядке. Своеобразный еловый запах наполняет дома новогодней свежестью и прибавляет сил. Каким же образом зародился обычай украшать дома еловыми ветками?

В далеком прошлом люди украшали просто деревья. Считалось, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. И, развешивая на деревьях новогодние украшения: угощения, подарки, пытались задобрить этих духов. Часто деревья украшались яблоками (символ плодородия), орехами (непостижимость божественного промысла), яйцами (символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия).

Традиция украшать елку насчитывает свыше 2000 лет. Вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Многие считают, что вечнозеленая ель – это райское древо бессмертия; горящие свечи или огоньки – человеческие души, а украшения – символические жертвоприношения.

Существуют десятки легенд и преданий, посвященных новогодней елке.

Приведем одно из наиболее известных и красивых преданий о Рождественской елке.

«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, — все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к свершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

— Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, — говорила, обращаясь к маслине, пальма.

— Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.

— Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

— И какие дары ты сможешь поднести Божественному Младенцу, — прибавила маслина, — что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.

— Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, — сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием.

С грустью, но без зависти смотрела на это новогодняя елка.

«Они правы, — думала она, — где мне с ними сравниться! Я такая бедная. Ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?»

Но ангел сказал ей:

— В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, но сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась, и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

— Ты доброе деревце, милая новогодняя елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети и взрослые будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая ёлка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника»

Обычай украшать новогоднюю елку пришел из Германии.

Есть даже легенда об одном мальчике. Его звали Мартин Лютер, который на кануне Рождества в 1513 году поразился красоте сверкающих на елке снежинок, похожих на небесные звезды, принес домой елочку и украсил ее свечами. Немцам этот обычай так понравился, что они распространили его на прочие страны, в которые въезжали.

В начале в России украшали не целые деревья, а лишь еловые ветки. Этот обычай появился благодаря Петру I. В Петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые новогодние украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки ставились только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным новогодним украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет (до 1935). И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем. Так что ставить елочки в домах это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться. Ему у нас на Руси лет 60-65 (не больше).

Теперь ни один рождественский праздник не мыслим без елки новогодней, богато и ярко украшенной.

Сегодня большое распространение получили искусственные елки, которые красят дом не меньше натуральных и помогают сохранить природу.

Внучка Деда Мороза, любимица детей и героиня сказок – Снегурочка – персонаж, аналогов которому нет в мире. В странах постсоветского пространства ее имя знает каждый ребенок и взрослый. Но если спросить, откуда взялась эта зимняя волшебница, можно услышать разные версии.

Большинство малышей ответит, что это внучка самого Деда Мороза (интересно, а кем были его дети?), а люди постарше могут вспомнить, что это девочка из сказки, которая растаяла над костром… Однако полную историю о том, кто придумал героиню и как складывалась ее судьба, знают единицы. В преддверии Нового Года предлагаем вам поближе познакомиться со Снегурочкой и узнать 9 интересных фактов о ней.

Родом из сказки

Впервые Снегурочка (или Снегуровка, Снежевиночка) появилась, как героиня народных сказок и славянского эпоса. Наиболее распространенная версия истории такова: у старика и старухи не было детей, и ни слепили из снега куклу, которая превратилась в живую девочку. Однако новоиспеченная семья недолго радовалась. Девочка с подружками прыгала через костер на праздник Ивана Купалу и растаяла…

Фольклорист А. Афанасьев записал устную версию сказки в XIX веке. Он связывает историю с поверьем славян об облачных духах, которые рождаются из снегов.

Перерождение героини в пьесе Островского

В 1873 году драматург написал пьесу про Снегурочку. Его героиня – дочь Весны и Мороза, ей 15 лет. Девушка ушла жить среди людей и попросила у матери дар любить (ведь она холодна, как снег, и не может испытывать чувств). Это и стало губительным для героини: как только сердце девушки «растопила» любовь, она погибла от одного-единственного солнечного луча.

Однако пьесу Островского (музыкальное сопровождение к которой написай П. И. Чайковский) публика не оценила. Позже трагическая история снежной девы увлекла других писателей, и ее образ появился в произведениях А. А. Блока, Ф. К. Сологуба.

Опера Римского-Корсакова

Сначала композитор, как и большинство современников, не принял пьесу А. Н. Островского. Но спустя несколько лет он пересмотрел свои взгляды на произведение. Так родилась одноименная опера, которую с успехом ставят оперные театры, и по сей день.

Счастливый конец для детской сказки

В 1981 году к числу писателей, которые внесли свою лепту в историю Снегурочки, присоединился В. И. Даль. Он создал добрую и светлую историю со счастливым концом. В его версии девочка отправляется в лес по грибы и по ягоды, но теряется. А возвращает героиню в дом собачка Жучка.

Первое появление на рождественских елках

Примерно в конце XIX – начале XX века Снегурочка обрела новое амплуа в детской литературе. В этот период ее впервые начали описывать, как внучку (или дочку) Деда Мороза. Педагоги «подхватили» идею, и снежная девочка стала героиней рождественских мероприятий для юной аудитории. В это же время начали появляться фигурки-снегурочки для елки.

Длительное затишье и триумфальное возвращение

С приходом советов к власти рождественские торжества канули в Лету. Почти 20 лет в стране не было торжественных мероприятий, пока в 1935 Новый Год не стал светским праздником. Первое «официальное» появление снежной девы на торжествах произошло в 1937 году, на празднике в Доме Союзов. С тех пор она стала неотъемлемым символом Нового Года.

Со страниц книг на киноэкраны

С появлением синематографа образ Снегурочки воплощают в своих лентах разные режиссеры. Первый фильм был создан в 1914 году, на киностудии Ханжонкова, однако данных о нем не сохранилось. Затем последовали полнометражные художественные и анимационные картины, основанные на пьесе Островского и народной сказке. Режиссеры некоторых экранизаций отступили от канонического финала и не дали Снегурочке растаять.

Терем Снегурочки и парк «Берендеевка»

Для съемок фильма 1968 года в Щелково, где Островский написал свою пьесу, построили деревню берендеев. Позже декорации перенесли в Кострому и устроили там парк «Берендеевка». А в 2008 году город украсило новое здание – Терем, где героиня сказок в течение всего года принимает гостей.

День рождения Снегурочки

Немногие знают, но с недавних пор у героини русских сказок появился собственный день рождения. Его отмечают 4 апреля. С 2009 года в Костроме по случаю праздника проходят мероприятия, посвященные прекрасной снежной деве – Снегурочке.