Презентация на тему портреты 18 20 веков. Презентация - Портрет в русской живописи XVIII века

В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще Постепенно иконы становились реалистичнее, рушились, а в живописи развивалось светское направление.

Дионисий. «Митрополит Петр с житием»

Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов . А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя , а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.

Парсуна «Иван Грозный»

Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану.

  • традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе

Луи Токке «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1756

  • живопись иностранцев на территории России — россика

(Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).

Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество.

Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, сентиментализм и предромантизм).

Парсуна — родоначальница светского портрета

В начале XVIIІ века, а для провинции — и на протяжении всего столетия, актуальными оставались парсуны – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было лишь условным. Ведь художники придерживались церковных канонов и использовали плоскостное узорное письмо. Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность. С развитием жанра парсуны стали занимать почетные места в светских интерьерах русских дворцов и усадеб.

И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.

Россика как портретное направление

Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.

Виды портретов в русской школе 18 века

И.П.Аргунов. «Екатерина Алексеевна»

Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды изображения, как:

Парадный

(внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);

А.П.Антропов «Портрет М.А.Румянцевой»

Полупарадный

(человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);

Камерный

(изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);

Интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).

Национальная специфика портретной живописи — черты русского портрета

В.Л.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной» ,1797

Русские мастера научились правильно

  • выстраивать картинную плоскость,
  • анатомически верно передавать человеческое тело,
  • овладели искусством перспективы,
  • основами масляной техники и законами колорита.

Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения, но и

  • выработали свои композиционные схемы,
  • тональность и стилевые установки.

Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:

  • На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.
  • Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.
  • Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.
  • Отсутствие группового (семейного) портрета.

Прошло совсем немного времени, и отечественные мастера портретной школы создали такие произведения, которые стали в один ряд с наилучшими образцами западноевропейской портретной живописи.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

В отделе Искусства работает выставка - "Как ангел красоты, являемый с небес". Портрет русских женщин XVIII века - документ человеческой жизни".
Женщин XVIII столетия называли хрупкими бабочками. выпущенными на волю из теремов волей Петра Великого, который энергично прошиб окно в Европу. Хорошо он поступил, или плохо, спорят, и будут спорить, его потомки. К ним относимся и мы с вами. Восемнадцатое "столетье безумно и мудро" представляется неким золотым интерьером, населённым пудреными париками, необъятными кринолинами, красными каблуками и учтивым менуэтом. Словом, полно театральности. Однако именно тогда шла своя, очень энергичная и живая, духовная работа. Великосветская красавица - Венера и Минерва в одном лице. XVIII век будто шагает семимильными шагами - от стеснительных нимф петровских ассамблей до весьма независимых и отважных "смолянок" - женщин новой породы, созданных Екатериной II.
На портретах любимца Петра Ивана Никитина царевна Наталья Алексеевна, царевна Прасковья Ивановна, цесаревна Анна Петровна, сестра, племянница и дочь преобразователя - слегка скованные, умные, впитывающие в себя иноземные науки, пишущие пьесы, выходящие на подмостки собственных сцен, жаждущие отеческого престола. О каждой можно написать книгу.
Спустя примерно полвека на сцену выступили уже настоящие энциклопедистки. Смолянки на полотнах Дмитрия Левицкого безудержно демонстрируют свои таланты. Воспитанница института благородных девиц Катя Молчанова - истинный образ своего века. Гордо выпрямившись, сидит у стола в пышном атласном платье. Лицо с резко оттянутыми висками - уверенное, и такая же улыбка. Полная внутренняя раскрепощённость. Перед девушкой - чудо науки, электрическая машина, в руке книга, заложенная пальцем. Горячий интерес к наукам, искусствам, чnение запоем, переводы с иностранных языков - всё занимает девушку.
Екатерина Орлова, жена того самого, возлюбленного Ектерины II. Портрет юной статс-дамы торжественно-параден. Высоко взбитая прическа. Полыхает алым орденская лента, идущая через плечо. На губах торжествующая улыбка, но есть в ней что-то обреченное. Жена Григория Орлова умерла в молодости от чахотки.
Общий тон блистательному веку задавали императрицы. Тяжёлая, с убогим вкусом и скрытным сердцем Анна Иоанновна. Поверхностно-весёлая, бесшабашная, но умная и скрывающая свой практический ум под лукавой маской Елизавета Петровна. Не зря на гравюре Евграфа Чемесова, мастера психических характеристик, в её приятном лице так мало традиционной беззаботной весёлости вечно танцующей пухленькой красотки. Что-то тревожит её, будто властительница не может найти покоя. Елизавета то и дело меняла дворцы и в них опочивальни, и даже в церкви не могла долго стоять на месте. Была ли Петрова дщерь духовно одинокой, хотя беззаветно любила сама и её преданно любили?
Екатерина Великая - законодательница на портрете Д. Левицкого. С самого начала царствования представления о ней были неоднозначны. Её боготворили и ненавидели. В чем причина? В знаменитом ли лицемерии императрицы, в умении обвораживать и обманывать? Необходим суд беспристрастный. Особенно в нынешний год 400 - летия Романовых. Екатерина "наказ писала, флоты жгла", вырабатывала ежедневно новые законы. В 1768 году решила привить себе оспу. Чтобы понять значение сего поступка, надо знать, что это была за болезнь, косившая людей тысячами и уродовала лица тех, кому посчастливилось выжить. Против прививок же восставало духовенство, и сами медики, не говоря уже о простом народе. А вот Екатерина вступила в борьбу с самой смертью, начав с себя, сына Павла и фаворита Орлова, вводить в стране оспенную прививку. Лучшим детищем Екатерины стал Эрмитаж, родившийся в 1764 году как частная коллекция. В окружении полотен Рембрандта, Рубенса, Рафаэля, античных статуй и камей, царица собирала узкий кружок друзей.
Вглядитесь в лица, постарайтесь глубоко проникнуть в духовный мир дам блистательного 18 века - тех, кому дали право на высокую нетленную жизнь знаменитые художники.


Никитин И. Царевна Прасковья Ивановна

Никитин И. Цесаревна Анна Петровна




Луи Каравакк. Императрица Анна Иоанновна



Русская живопись второй половины XVIII века - совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века. Русская живопись второй половины XVIII века - совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века.


Боровиковский.«Портрет М.И.Лопухиной (1797)» Естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда. Боровиковский.«Портрет М.И.Лопухиной (1797)» Естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда.
















«Портрет неизвестного в треуголке» (Начало х годов).


В первом же из известных работ Левицкого, "Портрете А.Ф.Кокоринова " (), мы видим архитектора, строителя здания Академии художеств и ее ректора.


"Портрет Н.А.Сеземова" (1770), Левицкий


"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Левицкий


И тут же "Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины II посетил Россию в годах.Левицкий






Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретов. Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета. Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретов. Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

« Одним из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами шла в уровень с Европой». Художник и искусствовед И.Э. Грабарь

3 слайд

Описание слайда:

В живописи XVIII века важное место занимает портрет. Именно по портрету можно судить об этом столетии. В этой области русские художники по праву заняли свое место среди крупнейших портретистов Европы. Важно отметить внутренне единство и цельность русского портрета XVIII века как искусства гуманистического, правдивого. Лучшие художники исходили из концепции человека XVIII века: ценность человеческой личности определяется её интеллектуальными и душевными качествами, а не местом в социальной иерархии. Отсюда та трезвая и нелицеприятная сдержанность во многих произведениях, даже в портретах августейщих особ. Конечно, художники не были совершенно независимы от своих заказчиков, которым они, по словам Г.Державина высказывали «истину с улыбкой».

4 слайд

Описание слайда:

“Парсуна” - искаженное слово persona, произведение, сочетающее приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. При Петре Великом портрет назывался “персоной”, и только к середине 18-го века окончательно вошел в обиход термин “портрет”. Царь Федор Иоаннович

5 слайд

Описание слайда:

Неизвестный художник Портрет воеводы князя М. В. Скопина – Шуйского Неизвестный художник Портрет Якова Тургенева

6 слайд

Описание слайда:

Портрет царицы Марфы Матвеевны» представляет собой парсуну в ее чистом виде. Изображению свойственна статичность и наивность формы, но присутствует уже попытка светотеневой моделировки. По способу претворения портрет близок к иконе, но несет определенное портретное сходство.

7 слайд

Описание слайда:

В портретах, написанных И.Никитиным интересно его мастерство, но и та нравственная позиция, которая проступает в них. Художник не льстит моделям, на какой бы ступени социальной иерархии они не стояли, не унижает своего искусства. В облике старого гетмана нет ничего парадного, показного, художник подводит зрителя вплотную к этому интересному, много испытавшему и повидавшему на своем веку, человеку, дает почувствовать его волевую, закаленную превратностями судьбы натуру. В то же время художник не скрывает властного и несколько мрачноватого характера гетмана, затаенные в его глазах настороженность и недоверие. Яркая характерность достигается и колоритом, основанным на сочетаниях теплых золотисто-желтых, красных, розовых тонов.

8 слайд

Описание слайда:

Никитин сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту живописных характеристик.

9 слайд

Описание слайда:

Русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне неповторимый. Художник передает величественность и душевный покой царственной особы. Одна из самых образованных женщин своего времени: писала пьесы, занималась режиссурой, способствовала созданию театра. Нездоровая полнота, замеченная художником, выдает физическое недомогание. Портрет царевны Натальи Алексеевны

10 слайд

Описание слайда:

Середина XVIII века в России связана с именами таких крупных и значительных художников И. Аргунов И. Вишняков, А. Антропов.

11 слайд

Описание слайда:

Иван Яковлевич Вишняков - знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). Вишняков получил признание, главным образом, как портретист. Утонченность образа, теплота настроения, отсутствие манерности, серебристый колорит - таковы характерные черты его художественной манеры.

12 слайд

Описание слайда:

И.Вишняков – художник своеобычный и во многом загадочный. Его портретные образы привлекают к себе хрупкой изысканностью. Пробиваясь сквозь условности парадного портрета, Вишняков наделяет свои модели, теплотой затаенных чувств, какой-то трогательной незащищенностью, соединенной с несколько наивной торжественностью композиции. Сложная гамма чувств находит воплощение в красивых оттенках словно вибрирующего цвета. Сара Фермор покоряет трогательной хрупкостью, чистотой и одухотворенностью. Серьезно и чуть напряженно лицо девушки. И. Вишняков портрет Сары Фермор

13 слайд

Описание слайда:

Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795) - выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств. Представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты. автопортрет

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Семья Аргуновых, бывшая собственность князей Черкасских, а с 1743 года графов Шереметевых, - явление необычное даже в России, где из среды крепостных вышло столько замечательных художников, зодчих, музыкантов, актеров. Один брат И.Аргунова был архитектором, другой – живописцем, сын Николай стал крупным портретистом, другой рисовальщиком, третий архитектором, но эта незаурядная одаренность не смогла избавить их до самой смерти от унизительной крепостной зависимости. Через всю свою трудную жизнь крепостного художника И. Аргунов пронес веру в человека и его возможности и в своих моделях искал и находил светлое положительное начало. В портретах И.Аргунова выступает живой интерес к человеческой личности как к таковой, вне зависимости от её сословной принадлежности и общественного положения.

17 слайд

Описание слайда:

Этот портрет написан в 1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа

18 слайд

Описание слайда:

Талантливые от рождения, трое сыновей И.П. Аргунова обучались искусству под руководством своего отца. Но именно про Николая Аргунова можно было сказать словами известной пословицы о яблоке и яблоне. "Крепостной сын" (Николай) по своему таланту не уступал "крепостному отцу". Действительно, портреты Николая равновелики по мастерству исполнения большинству произведений этого жанра конца XVIII века. Его портреты графини Шереметевой, бывшей крепостной актрисы графа Н.П. Шереметева Параши Ковалевой (в театре Жемчуговой) вызвали в России всеобщий интерес не только из-за чрезвычайной любви богатейшего российского вельможи и его крепостной, но и талантом художника, запечатлевшим незаурядность и обаяние одаренной русской женщины

19 слайд

Описание слайда:

Крупнейший русский портретист XVIII века. Происходил из семьи крепостных князей Репниных, рано получил вольную и в середине 1750-х годов оказался в Петербурге. Большую роль в его судьбе сыграл И.И. Шувалов, куратор Московского университета и основатель российской Академии художеств. Живя в Петербурге, имел свою мастерскую, где с помощью учеников исполнял многочисленные заказы. Около 1766-1767 года портретист переехал в Москву, где жил "вольным живописцем", то есть работал по частным заказам и выполнял отдельные поручения Академии художеств. Его работы относятся к лучшим достижениям русской портретной живописи ХVIII века. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие. Ф. Рокотов стал родоначальником «Времени психологического» в русском портрете.

20 слайд

Описание слайда:

В 60е годы Рокотов пишет ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В них ощущается большой интерес к своеобразию внешнего облика человека, индивидуальности характера. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок. 1765), в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта. Это произведение одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Ф. Рокотов портрет И. Майкова

21 слайд

Описание слайда:

В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской(1772), В. Е. Новосильцевой (1780), В. Н. Суровцевой (1780), Е. В. Санти (1785). В женских образах Рокотова есть нечто общее - это богатство и красота внутреннего мира, возвышенный строй человеческих чувств. Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность. Портер В. И. Новосильцевой

22 слайд

Описание слайда:

На полотне обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчиво отсутствующий взгляд. В глазах ее – гордость и душевная чистота.Портрет написан переливами цветов, света и тени. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые - в бледно-золотые Словно чарующее видение возникает, возникает из дымки жемчужно-розовых тонов лицо Струйской с огромными печально-задумчивыми глазами. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. Завораживает игра овалов - лица, нежных, женственных линий декольте и высокой напудренной прически с вольно змеящейся прядью…Но самое притягательное в Александре - ее глаза, такие глубокие и темные, что зрачок почти сливается с роговицей.. Весь ее образ таит какую-то загадку, тайну.. Портрет Александры Струйской

23 слайд

Описание слайда:

Д. Левицкий – крупнейший портретист второй половины XVIII века. Левицкий – художник прочно стоявший на реальной почве и в то же время чуткий к истинной поэзии, способный к возвышенным порывам. Ему близок интерес к внутреннему миру, к портрету психологическому. В творчестве Левицкого поражает не только охвата действительности, но и та сила таланта, с которой художник выразил стиль эпохи, богатство эстетических устремлений, образ мышления чувствований своих современников

24 слайд

Описание слайда:

История России в лицах - так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети - их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодныx, лица так называемого галантного века. Что ни лицо - характер. Что ни лицо - биография. Портрет А.Д. Ланского

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Боровиковский Владимир Лукич(1757–1825) , русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился в Миргороде 24 июля 1757, в семье казака Луки Боровика. Отец и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в храмах.

28 слайд

Описание слайда:

Один из самых известный русских художников-портретистов. Его работы обладают чисто российским ароматом, непроизвольно затягивающим и завораживающим любого зрителя. На картины можно смотреть часами, находя всё новые и новые нюансы. Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой»

29 слайд

Описание слайда:

Портрет М. И. Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием В. Л. Боровиковского. В портрете все в согласии, в гармонии друг с другом: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, увядающие розы, непринужденная поза молодой женщины, простое платье, свободно облегающее ее стан, и, конечно, исполненное удивительного очарования прелестное лицо. В утренней свежести кожи, в томности взгляда, в мечтательной улыбке, даже в некоторой неправильности черт Лопухиной есть подлинная красота, красота душевная и лирическая, присущая русским женщинам Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Слайд 1

Портрет в русской живописи XVIII века
Шадрина Е.С., учитель МХК, НПОШ «Содружество» г.Долгопрудный, 2010

Слайд 2

Рубеж XVII-XVIII вв.
Этот период стал переломным для русской живописи. На смену иконописи приходит светская живопись. С начала XVIII века получают развитие все виды живописи. Изображение становится все более реалистичным. Вместо парсуны получает широкое распространение портрет.
Парсуна М.В.Скопин-Шуйского. XVII в.
Никитин И.Н. Портрет Петра I. 1717 г.

Слайд 3

Портреты могут различаться по размеру и характеру изображения.

Слайд 4

Перед вами разные виды портрета. Оба они написаны Иваном Никитиным (1680-1742), талантливым русским живописцем. Определите вид каждого портрета.
Портрет канцлера Г.И.Головкина.1720 г.
Портрет напольного гетмана. 1720 г.

Слайд 5

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) - выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств.
Портрет статс-дамы А.М.Измайловой
Портрет Петра I

Слайд 6

Рокотов Федор Степанович (1756-1806), русский живописец. Стал родоначальником интимного психологического портрета в русской живописи. Изображал человека не позирующим, вне парадного окружения. Создал одухотворенные образы своих современников. Перед вами портрет А.П.Струйской (1772г.)
Ты помнишь как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портретов Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач. Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Н. Заболоцкий

Слайд 7

Определите, к какому типу относятся эти портреты кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Имеют ли скрытый смысл предметы интерьера?
Портрет Екатерины II. 1783 г.
Портрет П.А.Демидова. 1773 г.

Слайд 8

Д.Г. Левицкий – крупнейший живописец II пол. XVIII в. Его мастерство позволяло ему свободно передавать тончайшие переживания человека, сокровенные черты его характера. Художник одинаково мастерски владел всеми видами портрета от парадного до камерного. По заказу Екатерины II в 1773-1776 гг. он создает знаменитую серию портретов «смолянок». Художник изобразил каждую из них в наиболее характерной позе, за любимым занятием.

Слайд 9

Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской. 1773г.

Слайд 10

Портрет Е.И.Нелидовой.1773г.

Слайд 11

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего времени, по праву считается одним из великих портретистов XVIII в., произведения которых говорят о высоких достижениях русского искусства. Его творчество завершает историю портретного жанра, достигшего к концу XVIIIв. необыкновенных успехов в правдивом и поэтическом раскрытии образа человека.
Самый знаменитый портрет его кисти – портрет М.И.Лопухиной (1797г.) К какому типу он относится? Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет взгляд ее и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Я. Полонский

Слайд 12

Определите тип этих портретов кисти Боровиковского.
Портрет князя А.Б.Куракина. 1871-1802 гг.
Портрет А.И.Безбородко с дочерьми. 1803 г.