Сценарий для дошкольников развлечения по сказкам бажова. Литературная игра «драгоценные россыпи

Звучит фонограмма песни “Земля Бажова” (муз.С.Сиротина, сл.В.Радкевича).

Демонстрируется слайд-шоу “Горные пейзажи”.

Ведущая: Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Древние горные кряжи, разделившие две части света – Европу и Азию, то сжимаются в узкую полоску, то рассыпаются веером горных вершин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменные уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре Первом возникли здесь первые металлургические заводы и рудники.

Чтецы:

То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнем гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
В.Радкевич “Земля Бажова”

Ведущая: На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Издавна существуют здесь совершенно особенные сказки. Точнее – сказы.

Сказы – это волшебные и простые истории о добытчиках золотых, серебряных и медных руд. О людях, об упорстве и мастерстве. О таинственных силах природы, о горных духах-волшебниках, что охраняют богатства уральских недр – “Земляные богатства”.

Глубоко-глубоко спрятались от людского глаза драгоценные металлы и камни. Не всякий догадается, где нужно искать эти сокровища. Немногим открывает природа свои вековые тайны. Нужно очень хотеть овладеть этими тайнами, желать добра не только себе, а многим людям, чтобы встретить Голубую змейку, бабку Синюшку, хранящую самоцветы, красавицу Медной горы Хозяйку или веселую девчоночку Огневушку-поскакушку.

Но если пожадничаешь, схватишь столько, что и одному унести нельзя, - не жди пощады. Природа накажет скупого да завистливого, заманит в глубокие пещеры, в глубины свои и не выпустит!

Так еще двести лет назад говорили уральские добытчики. Горщики, рудознатцы, камнерезы – все искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение любовь русских людей к родной земле.

Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение, говорили они о неисчерпаемых сокровищах уральской земли.

В семье мастера одного из медеплавильных заводов 28 января 1879 года родился будущий писатель Павел Петрович Бажов.

Демонстрируется портрет П.П.Бажова.

Ведущая: С молодых лет Бажову открылась неписаная история родного края, внутренний мир трудового горнозаводского люда; он учился видеть и понимать красоту Урала с лесистыми его горами, прозрачными глубокими озерами, высоким небом и тенистыми каньонами.

Ценой многих лишений постарались родители будущего писателя дать своему единственному сыну образование, вывести его “в люди”. И Бажов оправдал надежды своих родителей. Получив образование, он в 1899 году стал народным учителем в глухой уральской деревушке.

В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по родному краю, смотрел, как люди живут, пытливо изучал труд камнерезов, сталеваров, оружейников и многих других уральских мастеров.

Демонстрируется иллюстрация к сказу П.П.Бажова “Серебряное копытце”.

Ведущая: Посмотрите, дети!

Художник нарисовал иллюстрации к одному из сказов П.П.Бажова, а надпись сделать забыл.

Как вы думаете, кто здесь изображен?

Дети отвечают на вопрос, а затем вместе с ведущей вспоминают этот сказ.

Ведущая: В своих сказах писатель воссоздал благородный образ русского рабочего, показал его ясный ум, силу духа, умение противостоять любым жизненным испытаниям. Автор воспевает смелую выдумку, умелые рабочие руки, способные осуществить любой замысел мастера, воспевает труд, превращающийся в творчество.

Демонстрируется мультфильм “Горный мастер”.

Ведущая: Любовь к труду, гордость своим мастерством, непрестанное стремление совершенствоваться – вот качества, которые воспеваются на каждой странице бажовской книги. Счастье для героев Бажова не в приумножении богатства, не в обладании им, а в радостях творческого труда и познании мира.

Демонстрируется диафильм “Золотой волос”.

Ведущая: Друзья, давайте посмотрим, как вы запомнили сказы Павла Петровича Бажова, которые прочитали раньше и которые услышали сегодня. Попробуйте угадать, о ком или о чем я буду вам сейчас рассказывать.

Внимание! Викторина!

О ком идет речь?

“... Да еще сказывают, будто она иной раз человеком прикидывается, только узнать ее все-таки можно. Как идет, так даже на самом мелком песке следов не оставляет. Трава и та под ней не гнется. Это первая примета, а вторая такая: из правого рукава золотая струя бежит, из левого – черная пыль сыплется”. (Голубая змейка)

Назовите героиню сказа.

“... Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий, а сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место”.

(бабка Синюшка из сказа “Синюшкин колодец”)

Назовите имя девочки.

“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила.видит, полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девочоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.

(Даренка из сказа “Серебряное копытце”)

Чей сад так описывается?

“Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня... Ну, всякие... Только живые, с сучьями, с листочками... Понизу трава, тоже каменная...”

(Сад Хозяйки медной горы из сказа “Каменный цветок”)

Кто носил такую одежду?

“... А одежа, и верно, такая, что другой на свете не найдешь, - из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз – как шелк, хоть рукой погладить”. (Медной горы Хозяйка)

Кому принадлежит творенье это?
Когда оно явилось на простор?
Кто знает изначальную примету?
Наверное, Хозяйка Медных Гор?

В горах ли, на равнине песня спета –
Не знаем, но хранит ее фольклор
От древности седой до наших пор,
Как знаки стародавнего завета.

И сохраняет байки или были
Своеобразный местный говорок
С отсылкой на естественный исток:
- Еще, де, “стары люди” говорили...

Проводится игра “Стары люди говорили...”

Ведущая предлагает детям объяснить значения встречающихся в сказах слов и выражений:

  • Бадожок – дорожный посох, палка;
  • долить – одолевать;
  • зарукавье – браслет;
  • изробиться – выбиться из сил от тяжелой работы;
  • косоплётки плести – сплетничать;
  • листвянка – лиственница;
  • парун – жаркий день после дождя;
  • робить – работать;
  • синюха, синюшка – болотный газ;
  • тонцы-звонцы – танцы, веселье;
  • удобриться – стать добрым, ласковым.

Проводится дидактическая игра “Сказы П.П.Бажова”.

Ведущая раздает детям маленькие карточки, просит прочитать, что на них написано, и вспомнить, в каком из сказов П.П.Бажова есть такие герои или упоминаются такие предметы.

Затем ведущая раздает другим детям карточки с названиями сказов. К ним надо подобрать карточки меньшего размера с именами героев и названиями предметов, относящихся к данному сказу.

Например:

  • сказ “Огневушка-Поскакушка” – Федюнька, дедко Ефим, филин, лопатка.
  • сказ “Травяная западенка” - Яшка Зорко, Устя, голос женский, Карасья горка.
  • сказ “Голубая змейка” - Ланко и Лейко, Марьюшка, гребешок, золотой обруч.
  • сказ “Синюшкин колодец” - Илья, бабка Лукерья, решето, три перышка, колодец.
  • сказ “Про Великого Полоза” - Левонтий, змей, Рябиновка, старик Чертознай.

Ведущая: Подходит к концу наша встреча с прекрасными сказами великого русского сказителя Павла Петровича Бажова.

Вы услышали старинные сказы о чудесах и тайных силах, которые уральцы передавали из уст в уста, вкладывая в них свою мечту о счастье.

Замечательный писатель П.П.Бажов поведал эти “тайные сказы” всем – взрослым и детям.

Бажовские сказы прочли люди во многих странах. От него узнали и про Малахитовую шкатулку, и про Хозяйку медной горы, и про козлика Серебряное копытце... Узнали о многих чудесах уральской земли. И эти волшебные истории и поверья в книге сказочника засверкали всеми цветами уральских самоцветов.

Звучит фонограмма пьесы “Вечер в горах” Э.Грига.

Ведущая:

С уральских гор скатился дивный сказ,
Кому принадлежит творенье это?
Азов-горе, чей голос не угас,
Зеленой ящерке или перу поэта?

Искатели золотоносных масс,
Таежным речкам, озаренным светом,
Еланям, топям, чудесам рассвета,
Легенде, что хранились про запас?

Юлой летит девчонка над костром,
Устал стоять в дозоре Марков Камень.
Ревдинских зорь неугасимый пламень,
Айлып и Полоз, барин-дуролом.

Летят года, не умеряя прыть,
А сказ бажовский продолжает жить.
М.Луцкий “Счастье Сказочника” (венок сонетов)

Литература:

  1. Павел Бажов. “Уральские сказы”. Москва, “Эгмонт Россия Лтд”, 2004 г.
  2. серия “Русская классика”
    Павел Бажов. “Малахитовая шкатулка”. Москва, “АСТ, Астрель, ВКТ”, 2010 г.

Ресурсы сети Интернет:

  1. http://www.poezia.ru›article.php?sid=69112


Цель: знакомство школьников начальных классов с творчеством уральского писателя П. П. Бажова. Вечер основан на предварительном чтении детьми сказов «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка» и проведении конкурса рисунков и поделок по произведениям.
Задачи:
- знакомство с биографией писателя;
- донесение в игровой форме главных идей автора;
- освоение глубокой народности литературных сказов П. П. Бажова.
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации мультфильма «Огневушка-Поскакушка» и заданий для детей. За правильные ответы каждому участнику вручается жетон. По итогам игры участники награждаются призами.
Оформление: выставка детских рисунков и поделок по сказам.
Действующие лица: ВЕДУЩИЙ; ДАРЕНКА; ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА; ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА В ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, ребята. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказам уральского писателя Павла Петровича Бажова (15 (27).01.1879 – 03.12.1950).
Павел Петрович родился в городе Сысертский Завод близ Екатеринбурга в семье потомственных рабочих. Окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем Пермскую семинарию.
До 1917 года он преподавал русский язык в Екатеринбурге и Камышлове. В эти годы он интересуется народным бытом и культурой, устным народным творчеством уральцев. В годы Гражданской войны он вступил добровольцем в Красную армию.
По окончании военных действий Бажов занялся журналистикой. В 20-х годах прошлого века его очерки, фельетоны, рассказы печатались в екатеринбургской «Крестьянской газете», других уральских периодических изданиях. В 1924 году вышла первая книга писателя «Уральские были», в которую вошли очерки-воспоминания о дореволюционном прошлом Урала.
Главным произведением Бажова является «Малахитовая шкатулка». Первый сборник под этим названием вышел в 1939 году и объединил 14 сказов. Затем «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми произведениями.
В «Малахитовой шкатулке» автор обратился к своеобразной литературной форме – сказу, связанному с традициями устного народного творчества. Использование элементов фольклорного стиля в речи рассказчика создаёт впечатление доверительного устного повествования.
В основе книги лежит тема творческого труда. Герои Бажова – охотники («Серебряное копытце»), старатели («Огневушка-Поскакушка», «Голубая Змейка»), предстают людьми, искренне преданными своему делу. Им помогают жить не только их золотые руки, но и весёлая живинка в деле. Главными героями перечисленных сказов также являются дети, которые вместе со взрослыми приобщаются к труду.
Поэтичные образы, перекликающиеся с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи создают неповторимый мир бажовских сказов.
Мы будем путешествовать по станциям, каждая станция будет посвящена определенному сказу, которые вы прочли самостоятельно.

СТАНЦИЯ «ДАРЁНКИНЫ ЗАГАДКИ»

(Заходит девочка в русском сарафане и плюшевым котом на руках).

ВЕДУЩИЙ: Смотрите, ребята, кто к нам пришел! (Ответы детей – Дарёнка).
ДАРЁНКА: ребята, я хочу проверить, все ли прочитали сказ «Серебряное копытце» и задам вам вопросы.
Какого возраста Кокованя? (Дед).
Как называлась избушка, на которой скакал Серебряное копытце? (Балаган).
Какого цвета кошка была у Дарёнки? (Бурая).
Как звали кошку? (Мурёнка).
Как называется солёное мясо домашних козлов? (Солонина).
В образе какого животного предстал Серебряное Копытце? (Козел).
В какое время года Кокованя с Даренкой пошли в лес на охоту? (Зима).
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, ответили на все вопросы Дарёнки. Как известно, Дарёнка была очень трудолюбивая. Давайте поблагодарим ее. Расскажите пословицы и поговорки о труде.
(Вызываются 6 человек детей, которые зачитывают подготовленные библиотекарем пословицы).
Труд человека кормит, а лень портит.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Пчела мала и та работает.
Глаза страшатся, а руки делают.
Что посеешь, то и пожнешь.
Готовь сани летом, а зимой телегу.
ДАРЁНКА: Спасибо, ребята. Продолжайте путешествие.

СТАНЦИЯ «ПРОКАЗЫ ОГНЕВУШКИ-ПОСКАКУШКИ»

(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Огневушка-Поскакушка»).

ВЕДУЩИЙ: Ребята, главные герои мультфильма и сказа мальчик Федюнька и старик-старатель Дедко Ефим.
Какие у них были прозвища? (Федюнька – Тюнька Поскакушка, Дедко Ефим – Ефим Золотая Редька).
Сколько лет Федюньке? (8 лет).
Что означал танец Огневушки-Поскакушки? (место, где переставала плясать, указывало на месторождение золота).
Где происходят события сказа? (прииск)
Как назвали прииск, в котором происходят события? (Поскакушинский).

(Под музыку выбегает девочка, похожая на Огневушку-Поскакушку, которая вовлекает детей в танец).

ВЕДУЩИЙ: Вот, ребята, мы и прощаемся с героями сказа «Огневушка-Поскакушка». Нас ждут еще другие приключения.

СТАНЦИЯ «ВСТРЕЧА С ГОЛУБОЙ ЗМЕЙКОЙ»

ВЕДУЩИЙ: Ребята, хорошо вы сказы Павла Петровича знаете, значит, ответите на мои вопросы о героях сказа «Голубая змейка»..
Как звали мальчиков, которые вызывали Голубую змейку песенкой:
Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись!
Колеском покрутись! (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка).
В какое время года Голубая змейка первый раз показалась детям? (весна).
Почему взрослые так боялись вопросов о Голубой змейке? (встреча с Голубой змейкой порождала драки из-за золота).
Какое доброе желание загадали Ланко и Лейко? (хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось, и вышла бы Марьюшка замуж).
Чем наградила Голубая змейка Ланко и Лейко? (сначала за доброе желание плиточки у них стали золотые, потом подала по маленькому кожаному кошельку с ременной завязкой).

(В зал входит женщина в сарафане).

ВЕДУЩИЙ: Ребята, кто это?

(Ответы детей: Голубая змейка в образе женщины).

ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА: Отгадайте, ребята мои загадки.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (собака).

Тигр полосатый на охоту идёт,
А никто его не боится (кот).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).

Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост потеряет –
Другой вырастает. (ящерица).

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух).

СТАНЦИЯ «АССОРТИ ИЗ СКАЗОВ»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, у меня перепутались сказки, чтобы прийти к финалу, надо их разделить.

В праздничный день и пошел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней – кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая и ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят – не наглядятся, а сами молчат, будто задумались.
Только видят – прямо к ним через покосную лужайку идет женщина. Ребята сперва этого в примету не взяли. Мало ли женщин в лесу в эту пору: кто за ягодами, кто по покосным делам. Одно показалось им непривычным: идет, как плывет, совсем легко. Поближе подходить стала, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от нее золотое облачко колышется, а с левой – черное.

(Ответы детей 1 абзац – сказ «Серебряное копытце», 2 абзац – сказ «Огневушка-Поскакушка», третий абзац – «Голубая змейка»).

ВЕДУЩИЙ: Вот и подошла к концу встреча с героями бажовских сказов. Теперь будут награждены участники конкурса рисунков и поделок и сегодняшнего мероприятия.

Литература
Бажов, П. П. Серебряное копытце: уральские сказы / П. П. Бажов; художник И. Петелина. – Москва: Стрекоза-Пресс, 2004. – 64 с. : ил.
Старинные русские пословицы и поговорки / вступит. статья, сост., примеч. В. П. Аникина; рис. И. Ионовой. – 2-е доп. изд. – Москва: Детская литература, 1984. – 79 с. : ил. – (Школьная библиотека).
Ушакова, О. Д. Загадки о растениях и животных: справочник школьника / О. Д. Ушакова. – Санкт-Петербург: Литера, 2008. – 64 с.
Мультфильм «Огневушка-Поскакушка» https://www.youtube.com/watch?v=Y0vuFSs0gXI

Светлана Иванова
Сценарий театрализованного праздника «Радуга сказов Бажова»

Ведущий - Урал- место удивительное, сказочное. Не зря народы, жившие здесь с древних времен, считали его серединой Земли. Когда- то древний бог стянул хлипкую землю своим самоцветным поясом, и пояс превратился в Уральские горы. Древние, наполненные самоцветами, как богатая шкатулка.

Про каждое озеро, каждую вершину, про всякую деревню есть своя старинная легенда или предание. А собрал их, переработал и донес до нас очень мудрый человек - уральский писатель Павел Петрович Бажов, который родился в Сысерти в 1879 году.

Давайте откроем его книгу и отправимся в путь в хорошей компании. Хоть на электричке, хоть на велосипеде, а можно и пешком.

Все эти чудеса совсем рядом. Смотрите и слушайте.

Хозяйка Медной горы - Здравствуйте, люди добрые. Я - Хозяйка Медной горы, владычица горных недр, драгоценных каменных залежей. Живу я на Урале. Глаза у меня зеленые, платье из шелкового малахита. Окружают меня мои слуги верные и помощницы - змейки да ящерицы, да и сама я часто предстаю перед людьми в образе зеленой ящерки.

Ящерки - Мы гостей всегда встречаем и во владения к Медной горы Хозяйке провожаем (Танец).

Хозяйка Медной горы (с подносом самоцветов):

Ой, вы камни мои, самоцветные,

По Уралу порассыпаны.

Во горах да во долинушках,

Во лесах да во ложбинушках.

Вы красуетесь, словно цветики,

Хоть в сырой земле,

Хоть в моей шкатулке приютилися.

На Урале родилось слово "самоцвет". Как вы думаете, что оно обозначает?

Самоцвет - это камень, который светит. Их очень много: хризолит и алмаз, изумруд и яшма, малахит и родонит. Но любимые камушки, минералы в сказах Бажова все зеленого цвета. Почему? Зеленый цвет- символ весны и юности, свежести и жизни, радости и надежды.

Наш первый камушек - это малахит-символ природных богатств Урала. а сказ называется "Малахитовая шкатулка". Давайте посмотрим.

Сценка из сказки "Малахитовая шкатулка".

Танюшка: Есть у нас дорогая тятина памятка - шкатулка малахитова. Вот где каменья. Век бы на них глядела.

Женщина: Мне покажешь, доченька?

Танюшка: Покажу, когда дома никого из семейных не будет.

(Танюшка позвала ту женщину в голбец. Достала Танюшка шкатулку, показывает.)

Женщина: Надень-ко на себя - виднее будет.

(Танюшка стала надевать.)

Женщина: Ладно, доченька, ладно! Капельку только поправить надо.

(Женщина подошла поближе, да и давай пальцем в камешки тыкать.)

Женщина: Встань-ко, доченька, пряменько. Заставлю тебя повернуться, так ты, смотри, на меня не оглядывайся. В зеркало смотри, примечай, что будет, а ничего не говори. Ну, поворачивайся!

Танец" Уральский хоровод".

Хозяйка Медной горы - Хороша и знаменита чаша из резного малахита.

А сколько было трудностей, тревог, прежде чем она волшебной стала,

Расцвела, призывно засияла, задышала, как живой цветок. Наш следующий сказ называется "Горный мастер"

(Инсценировка по мотивам сказа П. П. Бажова "Горный мастер". На сцене - полумрак, Катя ходит из сторону в сторону.)

КАТЯ (кричит): Данило, отзовись!

Данило отзовись!

(Появляется Хозяйка горы, подходит к Кате.)

ХОЗЯЙКА ГОРЫ : Ты зачем в мой лес забралась? (Строго.) Чего тебе? Камень, что ли, ищешь? Любой бери да уходи поскорее!

КАТЯ: Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать!

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (надменно): Еще что скажешь?

КАТЯ : А то и скажу - подавай Данилу! У тебя он.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (хохочет): Ты, девка, знаешь ли, с кем говоришь?

КАТЯ : Не слепая, вижу. Только не боюсь тебя! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ: А вот послушаем, что он сам скажет.

(Сцена освещается ярким светом. Появляется Данило, бежит навстречу к Кате, которая, увидев его, тоже спешит навстречу.)

КАТЯ: Данилушко!

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (властно): Подожди!

(Катя и Данила останавливаются, не добежав друг до друга.)

Ну, Данило-мастер, выбирай - как быть? С ней пойдешь - все мое забудешь, здесь останешься - ее и людей забыть надо.

ДАНИЛО: Не могу людей забыть, а ее каждую минуту помню.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (улыбаясь): Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется. (Указывает на окружающую обстановку.) Только вот это пусть накрепко забудет.

(На сцене - полумрак.)

Теперь ступайте в ту сторону. (Указывает.)

(Данила и Катя, взявшись за руки, уходят в одну сторону, Хозяйка горы - в другую. Сцена освещается обычным светом.)

Хозяйка Медной горы - Наш второй камушек называется хризолит, а сказ про Серебряное копытце. Ставила Даренка во дворе корытце, чтоб козленок маленький мог воды. (напиться).

Инсценировка по мотивам сказа "Серебряное Копытце. "

Хозяйка Медной горы - Темной ночью у костра появляется она, Мастерица петь, плясать, самородок указать. Есть в моей шкатулке третий камушек- золотой, а укажет путь к нему Огневушка- поскакушка.

Инсценировка по сказу.

СТАРУШОНКА (ласково): Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь. (Указывает на колодец, подходит, открывает его.)

Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколь в кошель уйдет.

ИЛЬЯ: Кошеля-то у меня нету, да от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

СТАРУШОНКА: Вишь ты. привередник какой! Ему еще подноси! (Лукаво.) Ну, будь по-твоему!

(Появляется Девица-красавица (1).)

ДЕВИЦА-КРАСАВИЦА (1) (с поклоном подает золотой поднос с богатством): Прими-ка, молодец!

ИЛЬЯ: Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

СТАРУШОНКА: Не возьмешь?

ИЛЬЯ: И не подумаю.

СТАРУШОНКА: "Ну, будь по-твоему! (Лукаво.) Другой подарок дам.

(Девица-красавица (1) уходит. Появляется Девица-красавица (2).)

ДЕВИЦА-КРАСАВИЦА (2) (с поклоном подает серебряный поднос с богатством): Прими-ка, молодец!

ИЛЬЯ (Старушонке): Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.

СТАРУШОНКА (задорно смеется): Ладно, будь по-твоему!

(Девица-красавица (2) уходит.)

Потом, чур, не жалеть. Ну, жди. (Уходит.)

(Илья стоит один; слышен шорох; появляется Девчонка.)

ДЕВЧОНКА (подает Илье решето с ягодами, сверху три перышка - белое, черное, рыжее, - перевязанные синей ниточкой). Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца.

(Илья принимает решето.)

ИЛЬЯ: Ты чья, красна девица? Скажись, как тебя звать-величать?

ДЕВЧОНКА (усмехнувшись): Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает. Так-то, милый друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешним богатствам навеки приставлена. (Кладет на решето слитки золота, уходит.)

(Вслед за ней уходит Илья.)

Хозяйка медной горы - Давно нет с нами Павла Петровича Бажова, а книги уже 70 лет рассыпаются по свету, как самоцветы. Навсегда и всем поколениям оставил он свою Малахитовую шкатулку. Откройте ее - и увидите, как сверкает драгоценными камнями живое, немеркнущее бажовское слово. Прощайте детушки-ребятушки, до новых встреч.

Награждение участников.

Литературно-познавательная игра по страницам сказов П.П. Бажова

До проведения мероприятия проведите подбор игроков: ребятам предлагаются листы с вопросами по сказам П.П. Бажова. Первые 9 человек, сдавшие правильные письменные ответы, становятся участниками игры, по три человека в группе.

Сделайте, из картона «Ордена Умников» на тонкой атласной ленте. Приготовьте листы цветной бумаги для обозначения дорожек — 4 зеленых, 3 желтых, 2 красных и конверты с квадратами цвета дорожек для выбора.

Предложите игрокам перед началом игры перечитать сказы «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Ермаковы лебеди», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», а также биографию Павла Петровича Бажова.

Пригласите старшеклассников в качестве членов жюри.

Ведущий: Я рад приветствовать всех присутствующих на нашей игре «Умники и Умницы»! Тема игры — «По страницам сказов Бажова».

Перед нами девять участников игры, мы их будем называть агонистами, от греческого слова «агон», что означает «соревнование». Если агонисты не смогут ответить на вопрос, то это право предоставляется «теоретикам», ребятам из зала. За верный ответ «теоретик» получает «Орден Умника». Судьи будут внимательно следить, кто из «теоретиков» первым поднял руку для ответа.

Итак, я вызываю участников первого агона.

I агон

Ведущий: Перед началом конкурса мы распределим дорожки.

Ребята выбирают конверты с квадратами. Квадраты в каждом конверте имеют один цвет.

Дорожки выбраны. Напомню их свойства. Красная — самая короткая; на ней нельзя ошибаться. Желтая — на ней можно ошибиться один раз. Зеленая — самая длинная, но на ней можно ошибиться два раза. Агон заканчивается, как только один из участников пройдет до конца свою дорожку. На обдумывание вопроса дается 30 секунд, об истечении которых жюри напомнит звонком колокольчика.

1 ЭТАП

1. Чей это портрет?

а) «Вдруг из самой середки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький, и в руке платочек тоже сголуба». (Огневушка)

б) На чем девчоночка плясала?

2. Послушайте отрывок:

«— Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. — А у самой слезы. Она это руку подставила, а слезы кап-кап

и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть. — На-ка, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, — и подает ему».

Что имела в виду Хозяйка Медной горы?

3. Как звали рассказчика, прототипа дедушки Слышко? (Василий Алексеевич Хмелинин)

2 ЭТАП

1. Старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце» узнал, как зовут девчушку, с первого раза. Он сказал: «Подаренка Григорьева не у вас ли живет?». Слово «подаренка» созвучно с именем девочки. Как же ее звали? (Даренка) Что имел в виду Кокованя?

2. «Тут приказали Степана на цепь посадить. Известное время было — крепость». Назовите сказ. Дайте объяснение выражению «время — крепость». (Сказ «Медной горы Хозяйка»)

3. Послушайте отрывок и ответьте на вопрос:

«Один-то молодой парень был неженатикта уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный». Что значит «изробленный»? Как называется сказ?

3 ЭТАП

1. В каком городе родился П.П. Бажов? {В Сысерти.)

2. Где Бажов познакомился с прототипом дедушки Слышко? (В Полевском заводе.)

3. Где происходит действие бажовских сказов? (На Урале.)

4 ЭТАП

1. Из какого материала была сделана знаменитая бажовская шкатулка? (Из малахита.)

2. Как звали кошку, которую Даренка взяла с собой в дом к Ко- коване? (Муренка.)

Победитель I агона занимает почетное место на стульях победителей.

II агон

Вызываются следующие три участника. Проходит розыгрыш дорожек.

1 ЭТАП

1. Назовите сказ и главного героя.

а) «С той поры стал он чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Людей в то время на покосах было много. Спрашивают они его — не потерял ли чего? Он улыбался этак невесело, да и говорит: «Потерять не потерял, а найти не могу». (Данила, сказ «Каменный цветок».)

б) «Проснулся он на другой день и видит — на вчерашнем огневище большая яма вырыта, а старатели стоят у четырех сосен и говорят одно:

— На этом месте в землю ушла!» (Федюнька, сказ «Огневушка- поскакушка»)

2. Вспомните, как звали мастера, который обучал Данилку. В каком сказе это было? (Прокопьич, сказ «Каменный цветок».)

2 ЭТАП

1. На каком музыкальном инструменте играл Данилка из сказа «Каменный цветок»? (На рожке.)

2. Объясните, как вы понимаете выражение «Расправа тогда известно, какая была. За всякую вину спину кажи».

3. Почему Данилку звали Недормышем? (Сирота. Матери не помнил, а отца вовсе не знал.)

3 ЭТАП

1. Донской казак Ермак из сказа «Ермаковы лебеди» плыл по этим рекам. (Кама, Иртыш.)

2. Какую реку прошел Василий из сказа «Ермаковы лебеди» с лебедями? (Чусовую.)

3. Как стали называть Катю, когда Данила исчез? (Мертвякова невеста.)

4 ЭТАП

1. Как звали Данилу за его тихий нрав? (Тихоход. Блаженный.)

2. К кому в дом ушла Катерина после ссоры с родственниками? (К Прокопьичу.)

Победитель II агона занимает место на стульях победителей.

III агон

Вызывается следующая тройка игроков. Проводится розыгрыш дорожек.

1 ЭТАП

1. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»? (Охотником.)

2. На какой драгоценный металл есть знак «пляшущая девочка»? (На золото, сказ «Огневушка-поскакушка».)

3. Что говорили люди о том, как Данилушка из сказа «Каменный цветок» исчез? (Кто говорил, что ума лишился, в лесу сгинул, а кто, что Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера.)

2 ЭТАП

1. Объясните смысл фразы из сказа «Горный мастер»: «Так и ушла Катя из дома. Родные не крепко вязались. Лишний из семьи — шуму меньше».

2. Чем стала заниматься Катя после исчезновения Данилы и смерти Прокопьича? (Обрабатывать малахит. Нехитрый товар для продажи на базаре.)

3. Где Катя брала камень малахит для своей работы? (На Змеиной горе.)

3 ЭТАП

1. Как назывался пруд, который находился за две версты от Змеиной горы? (Северский пруд.)

2. Где происходит действие сказа «Огневушка-поскакушка»? (Полевской завод.)

3. Как звали бабушку, которая поставила на ноги Данилушку после избиения? (Вихориха.)

4 ЭТАП

1. В какой свой юбилей Бажов выпустил книгу «Малахитовая шкатулка»? (В 60-летие.)

2. Сколько лет было Бажову, когда он приехал в Свердловск? (10 лет.)

Подводятся итоги, определяется третий победитель. Победители награждаются книгами со сказами П.П. Бажова и грамотами. «Теоретики», у которых оказалось больше орденов, награждаются дипломами.

Цель: привлечь внимание учащихся к творчеству Павла Петровича Бажова.

Оборудование: костюм бабки (халат, платок), три пера (белое, черное, рыжее), решето, нить, шапка, зипун, муляж колодца, ковш, поднос с бижутерией, костюм Синюшки и молодой девицы.

Бабка: - Гляди-ко, друг Илюшенька, сколь твоя бабка пера накопила! Чуть не полное решето! Да перышки какие! Одно к одному – мелконькие да пестренькие, глядеть любо! Прими в поминок – пригодится!
Худых думок не держи, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. Ну, а если худые думки заведешь, тут хоть в пень головой – все немило станет.

Илья: - Про какие, ты бабушка худые думки сказываешь?

Бабка: А это, про деньги и про богатство. Хуже их нету. Человеку от одних думок одно расстройство да маета напрасная.

Илья: - Как же тогда про земельное богатство понимать? Не уж ни за что не считаешь? Бывает ведь…

Бабка: - Бывает то бывает, только ненадежно дело: комочками приходит, пылью уходит. Из земельного богатства, сказывают, одно чисто да крепко. Это когда бабка Синюшка красной девкой обернется да сама своими рученьками человеку подаст. А дает Синюшка богатство гораздому да удалому, да простой душе. Больше никому. Вот ты и попомни, друг Илюшенька, этот мой последний наказ.

Илья: Спасибо тебе, бабка Лукерья. За перья, а пуще того за наставленье. Век его не забуду. (Уходят)

(Илья заходит и удивляется)

Илья: - Надо хоть эти перышки к месту прибрать, а то нехорошо как – то. Бабка от всей души старалась, а мне будто и дела нет.
(подобрал с пола ниточку и перевязал, да пристроил себе на шапку)
- Тут самое им место. Как надевать либо снимать шапку, так и вспомнишь бабкин наказ.

Илья: Сколько раз по этим местам бывал, а такого ложочка не видывал.

Илья: - Вот сейчас я воды испью.

(Тут у него голову и обнесло. Чуть в воду не сунулся и сразу спать захотел)
Вишь, как притомило меня болото. Отдохнуть, видно, надо часок.

- Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз все-таки сажени две и растянулся. Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька. Однако глаза у ней молодые, синие, да такие большие, будто им тут вовсе и не место. Уставилась старушонка на парня и руки к нему протянула. Хотел Илья подальше отползти, да силы вовсе не стало.
(Поворачивается к шапке с перьями и чихает и вскакивает)

Илья: - Что, взяла, старая? Не по тебе видно, кусок!

Синюшка: - Погоди, не радуйся! Другой раз придешь – головы не унесешь!

Илья: - А я и не приду!

Синюшка: Ага! Испугался, испугался! (зарадовалась старушка)

Илья: - Коли на то пошло, так нарочно приду – воды из твоего колодца вычерпнуть.

Синюшка: - Хвастун ты, хвастун! Говорил бы спасибо своей бабке Лукерье, что ноги унес, а он еще похваляется! Да не родился еще такой человек, чтоб из здешнего колодца воду добыть.

Илья: - А вот и поглядим, родился ли, не родился.

Синюшка: - Пустомеля ты, пустомеля! Тебе ли воду добыть, коли подойти боишься. Пустые твои слова! Разве других людей приведешь. Посмелее себя!

Илья: - Этого от меня не дождешься!. Слыхал я какая ты вредная и чем людей обманываешь.

Синюшка: - Не придешь, не придешь! Где тебе! Такому – то!

Илья: - Ладно. Как в воскресный день ветер хороший случится, так и жди в гости.

Синюшка: - Ветер тебе на что?

Илья: - Там видно будет!

Синюшка: - На ветер да на бабкины перья не надейся! Не помогут!

- Про Синюшку Илья много слыхал. Вот, дескать, по глухим болотным местам, а то и по старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места, -и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев. Тогда и греби, сколь рука взяла. Придя на прииск и потеряв бабкины перья, стал готовиться к встрече с Синюшкой.

(Берет ковш и навязывает его на палку)

Дело то к осени пошло, крепко подувать стало. На один из воскресных дней взял Илюша ковш и отправился к Синюшкиному колодцу.
(Подходит к колодцу, а Синюшка его встречает)

Синюшка: -Вояка пришел! Бабкины перья потерял и на ветре прогадал. Что теперь делать-то станешь? Беги-ко домой да ветра жди! Может и дождешься!
(Берет ковш)

Илья: - Ну-ко, убогая, поберегись! Не зашибить бы ненароком.
(зачерпнул из колодца и не может вытащить. Старушонка смеется)
Синюшка:- Погляжуя, погляжу, как ты ковш до себя дотянешь. Много ли моей водицы испить придется!

Илья: -Пей сама!
(пытается на неё опрокинуть ковш.Та отодвинулась. Илья за ней. Она дальше. Палка у ковша ломается. Старушонка опять смеется.)

Синюшка: -Ты бы ковшик – то на бревно насадил… Надежнее бы!

Илья: -Погоди, убогая! Искупаю ещё!

Синюшка: -Ну, ладно. Побаловали – и хватит. Вижу, что ты парень гораздый да удалый. Приходи в месячную ночь, когда вздумаешь. Всяких богатств тебе покажу. Бери сколько унесешь. Если меня сверху не случится, скажись: «Без ковша пришел» - всё тебе будет.

Илья: - Мне и на то охота поглядеть. Как ты красной девой оборачиваешься.

Синюшка: - По делу видно будет.
(Уходит)

Илья: - Схожу. Погляжу хоть, какое богатство бывает. Может, и сама она мне красной девкой покажется.

Илья: (тихонько говорит) «Без ковша пришел»

Синюшка: - Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь.
(крышку над колодцем подняла, а там и открылось богатства всякого. Илья близко не подходит)

Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколько в кошель войдет.

Илья: - Кошеля-то у меня нету, да и от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

Синюшка: - Вишь ты, привередник какой! Ему ещё подноси! Ну, будь по-твоему!
(выходит из колодца девица с золотым подносом, и с поклоном подает ему поднос. На подносе золото.)

Девица 1: -Прими-ка, молодец!

Илья: - Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

Синюшка: - Не возьмешь?

Илья: - И не подумаю.

Синюшка: - Ну, будь по твоему! Другой подарок дам.
(Выходит Девица2 с серебряным подносом и серебром)

Илья: -Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.
(Синюшка рассмеялась.)

Синюшка: - Ладно, будь по-твоему! Тебя и себя потешу. Потом, чур, не жалеть. Ну, жди.
(Вышла девчонка3 подает ему бабки Лукерьи решето с ягодами, а сверху три перышка, синей ниточкой перевязано)
- Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца. (Берет решето)

Илья: - Ты чья, красна девица?Скажись, как тебя звать-величать?
Девчонка (усмехнулась) -Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает.

Илья: - Перышки-то у тебя откуда?

Девушка: - Да вот один за богатством приходил. Сам в колодец угодил, и кошели свои утопил, а твои то перышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.
(стоит ленту в косе перебирает)

Девушка: - Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась.(вздохнула) (Уходят)