Увеличится ли единый налог в году.

Последние новости об изменениях в общей системе налогообложения

При использовании данной системы налогообложения предприниматель уплачивает наибольшее количество налогов:

В новом году основные изменения коснутся налога на добавленную стоимость. Уже известны последние новостиналоговый орган в ходе камеральной проверки будет принимать пояснения по НДС только по системам электронной связи, а не в бумажном виде. Также за несвоевременное представление грозит штрафом в размере 5’000 рублей.

«В частности может произойти увеличение самой ставки НДС в 2017 году. Планируется повысить налог с 18% до 20%. А льготную ставку – с 10% до 12%, с последующим ежегодным повышением ее на 2%, чтобы, в конце концов, сравнять льготу с основной ставкой налога », – пишет «Российский налоговый курьер».

Внимание ! Действующее налоговое законодательство разрешает применять смешанное налогообложение – одновременное использование более одной системы. Например, общая система налогообложения для основных расчетов и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Какие изменения коснутся упрощенной системы налогообложения

Самая распространенная система налогообложения – здесь все основные налоги заменены одним. Предприниматель сам выбирает, по какой формуле ему оплачивать налог:

  1. «Доходы минус расходы» – 15%
  2. «Доходы» – 6%.

Данная система была разработана для уменьшения нагрузки на малый бизнес. Как и в предыдущем случае, упрощенная система налогообложения также претерпит некоторые изменения в будущем году.

Во-первых, планируется увеличить лимит доходов до 120 млн. рублей. Это значит, что применять УСН сможет больший круг предпринимателей, чем в настоящее время. При этом новые лимиты будут зафиксированы до 2020 года, и не будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор. Предприниматели, использующие ОСНО, смогут перейти на упрощенную систему, если их прибыль за последние девять месяцев не превысила 59 млн. рублей.

Во-вторых, ожидается снижение ставок – с 6 и 15 процентов до одного и пяти соответственно. Но это произойдет не во всех регионах – в 70 из 85. Еще одним изменением станет снижение налоговой ставки по налоговым взносам за работников – с 30% она уменьшится до 25%. Это нельзя назвать значительной экономией, но некоторое облегчение бизнесу все же принесет.

Формула исчисления единого налога на вмененный доход в России

Обычно данную систему выбирают предприниматели, занятые в торговой сфере. Здесь размер налога рассчитывается не от конкретной суммы полученных за отчетный период доходов, а по фиксированной ставке.

Главным изменением в ЕНВД в 2017 году станет возможность уменьшения размера суммы налога на личные взносы самостоятельно. То есть если индивидуальный предприниматель работает один, без наемных работников, то со следующего года он сможет уменьшить размер налога конкретно за себя.

Единый сельскохозяйственный налог – последние новости для фермеров

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сельскохозяйственной отрасли в России, оплачивают единый сельскохозяйственный налог в размере шести процентов от суммы доходов, уменьшенной на величину расходов.

Как и остальные системы, грядущий 2017 год несет перемены и для ЕСХН – предполагаются правки в ст. 246.2 и 246.3 Налогового кодекса РФ, согласно которым выручка от предоставленных услуг, оказанных сторонним сельхозпроизводителям, будет приравнена к сельскохозяйственной выручке. Другими словами, если фермер поможет другому фермеру заготовить корма или собрать урожай и получит за это денежное вознаграждение, это будет считаться сельскохозяйственной выручкой.

Чего ждать от патентной системы налогообложения предпринимателям в РФ

Данная система применяется теми предпринимателями, чья деятельность подпадает под определенные виды экономической деятельности. В настоящее время патентная система налогообложения применяется при 63 видах деятельности.

Летом текущего года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил распространить действие ПСН на все ОКВЭДы. При этом он отметил, что данное решение регионы будут принимать самостоятельно. Пока нет официальных подтверждений, но, если предложение будет принято и реализовано, то можно будет с уверенностью сказать, что количество самозанятого населения в стране значительно возрастет.

Дата публикации: 29.01.2018 19:12

Поступление налоговых доходов в 2017г. составило 583,9 млрд. руб., это на 28,5% (+129,5 млрд. руб.) больше, чем в 2016г. – в основном, за счет роста поступлений по НДПИ в 1,5 раза (+80,6 млрд. рублей).

При этом в федеральный бюджет за 2017г. зачислено 355,6 млрд. руб., что на 45,9% (+111,9 млрд. руб.) больше поступлений 2016г., в консолидированный бюджет Республики Татарстан – 228,4 млрд. руб., увеличение на 8,3% (+17,6 млрд. руб.), в том числе:

  • в бюджет республики поступило 192,2 млрд. руб., рост на 7,9% (+14,1 млрд. рублей);
  • в местный бюджет – 36,3 млрд. руб., рост на 10,6% (+3,5 млрд. рублей).

Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование за 2017 год составили 140,8 млрд. руб. и возросли относительно 2016г. на 8,5% (+11,1 млрд. руб.), в том числе:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составили 104,9 млрд. руб., рост на 8,4% (+8,1 млрд. руб.);
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 24,0 млрд. руб., рост на 8,9% (+2,0 млрд. руб.);
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства - 11,9 млрд. руб., рост на 8,8% (+970,1 млн. рублей).

Поступление налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в 2017г. составило 228,3 млрд. руб. и увеличилось относительно 2016г. в 1,5 раза (+80,6 млрд. руб.). Рост поступлений по НДПИ обусловлен увеличением мировых цен на нефть (среднее значение мировых цен на нефть сорта «Юралс» за 2016г. составляло 41,65 $/баррель, за 2017г. – 53,09 $/баррель), ставки налогообложения с 857 руб. за тонну - в 2016г. до 919 руб. - в 2017г., а также введением с 01.01.2017г. дополнительного слагаемого в формуле для исчисления НДПИ, установленного на 2017г. в размере 306 рублей.

Поступление налога на прибыль организаций составило в 2017г. 102,3 млрд. руб., и увеличилось по сравнению с 2016г. на 23,1% (+19,2 млрд. рублей). На увеличение поступления налога на прибыль оказали влияние такие факторы, как рост мировых цен на нефть, увеличение выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе за счет увеличения объемов производства и роста цен на них.

При этом, в федеральный бюджет зачислено 20,1 млрд. руб., рост в 1,9 раза (+9,5 млрд. руб.), в бюджет республики – 82,2 млрд. руб., увеличение на 13,3% (+9,7 млрд. рублей).

Поступление налога на добавленную стоимость (с учетом НДС на товары, ввозимые из республик Беларусь и Казахстан) за 2017г. составило 69,7 млрд. руб., что на 19,2% (+11,2 млрд. руб.) больше 2016 года. Рост поступления налога, в целом, обусловлен увеличением выручки от реализации товаров (работ, услуг), в том числе в связи с ростом цен на внутреннем рынке, а также заключением новых договоров.

Поступление акцизов в 2017г. составило 40,1 млрд. руб. и уменьшилось относительно 2016г. на 4,7% (-1,2 млрд. рублей). Снижение поступлений обусловлено увеличением в 1,5 раза (+5,2 млрд.руб.) суммы налоговых вычетов по акцизам на прямогонный бензин, бензол, параксилол и ортоксилол. В результате, поступления акцизов на бензол, параксилол, ортоксилол за 2017г. составили отрицательное значение - «минус» 2,2 млрд. рублей, акциза на прямогонный бензин - «минус» 14,0 млрд. рублей.

При этом, поступления по акцизам на средние дистилляты составили 9,4 млрд.руб. и возросли на 19,0% (+1,5 млрд. руб.), на дизельное топливо – 11,5 млрд.руб., рост на 23,0% (+2,2 млрд. рублей) – за счет увеличения объемов их производства.

Поступление налога на доходы физических лиц в 2017г. возросло по сравнению с 2016г. на 7,8% (+5,0 млрд. руб.) и достигло 69,4 млрд. руб. - за счет увеличения заработной платы, выплаты дивидендов и премиальных.

По земельному налогу поступления в 2017г. составили 8,2 млрд. руб. и увеличились относительно 2016г. на 4,2% (+325,3 млн. руб.).

По налогу на имущество физических лиц поступления в 2017г. по сравнению с прошлым годом возросли в 1,5 раза (+519,1 млн. рублей) и составили 1,4 млрд. рублей, что обусловлено исчислением налога исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также ростом налоговой базы.

Поступление налога на имущество организаций в 2017г. составило 22,5 млрд. руб. и увеличилось на 1,8% (+405,5 млн.руб.) - за счет увеличения налоговой базы.

Поступление транспортного налога в 2017г. увеличилось на 5,5% (+250,3 млн.руб.) и составило 4,8 млрд. рублей.

Поступления по утилизационному сбору в 2017г. составили 26,8 млрд. руб. и увеличились относительно 2016г. в 1,9 раза (+12,8 млрд. руб.) - в связи с увеличением объема производства и реализации самоходных машин и прицепов к ним.

Поступление налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, составило 7,3 млрд. руб. и возросло относительно 2016г. на 21,1% (+1,3 млрд. рублей) - в связи с увеличением производства товаров, работ и услуг и ростом цен на них. По единому налогу на вмененный доход поступления составили 2,0 млрд. руб. и снизились относительно 2016г. на 3,4% (- 70,6 млн. руб.) - в связи со снижением количества плательщиков ЕНВД на 01.01.2017г. относительно 01.01.2016г. на 6%. Поступление единого сельскохозяйственного налога в 2017г. составило 87,0 млн. руб. и увеличилось на 5,0% (+4,1 млн. рублей) - в связи с увеличением платежей от производителей сельскохозяйственной продукции. Поступление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, увеличилось на 43,1% (+16,2 млн. руб.) и составило 53,9 млн. рублей.

С 2017 года налоговая система России может претерпеть кардинальных изменений. Уже сейчас президент Федерации поручил правительству разработать проект законодательных инициатив, которые должны касаться непосредственно налоговой системы страны.

Это значит, что, возможно, в государство “придут” новые налоги с 2017 года , а какими они будут, вы можете узнать из этой статьи.

Налоговые новшества

Среди экспертов уже давно развивается слух о том, что закон, вступающий в силу с 1 января 2017 года, вернет, отмененный ранее, единый социальный налог. Но его исчисление будет несколько изменено. Если раньше начисление налога происходило по регрессивному принципу, то Нового года ожидается прогрессивное исчисление.

В чем же разница? При регрессивном начислении отчисления этого налога в бюджет зависели от роста заработной платы “вниз”. Это значит, чем выше оклад, указанный в декларации, тем меньше сумма отчислений. Такое решение позволило многим предприятиям выйти в “белую” зону, за счет того, что снижалась налоговая нагрузка благодаря демонстрации высоких показателей зарплаты.

Из этого вытекало, что на малый оклад устанавливался процент в 26%, а на большой — 10%. Даже исходя из принципа справедливости, все было, довольно-таки, уравновешенно: налог платил работодатель, а не работник.

Введение же прогрессивной системы исчисления может повлечь за собой массовый уход заработных плат в “черную” или “серую” зону. Кроме этого, рынок труда и трудовые отношения по всей стране могут кардинально переформатироваться. Ставка налога (предполагаемо) станет равна 30%, а это значительная сумма от зарплаты в 800 тысяч рублей. Отметим, что эта цифра является ярким показателем того, каким будет курс рублю в будущих годах.

Прогнозируемая собираемость налогов

Налоговая истина вырабатывалась веками и заключается она в том, что лучше брать небольшие суммы с каждого, чем обдирать одного, а обходить стороною другого. Как показывает практика, эту идею старались реализовывать разными путями. Например, налог на дымы распространялся на отапливаемое помещение. Если в доме было две трубы, это значит “два дыма”, соответственно и плата взималась по двум ставкам.

Эксперты утверждают, что собираемости доходов не нужно вступать в противостояние с регуляторов доходности, когда чем больше ты зарабатываешь, тем больше приходится платить. А каждая прогрессивная шкала предполагает выполнение данного принципа, тем самым внедряя дифференцирование с помощью коэффициентов.

На сегодняшний день актуальна проблема исполняемости, когда многие предприятия разрабатывают различные инструменты, дабы избежать уплаты установленных налогов. Но, несмотря на все это, находятся органы, готовые не только начислить и потребовать уплату требуемых сумм, но и способные разработать действенные инструменты реального взимания, в том числе и недоимок.

В нашей стране уже давно сложился один парадокс: способен провести минимальную проверку и при обнаружении ошибки, незначительно оштрафовать виновного. Но, когда за дело принимаются налоговики, то тут работодателю не удается увильнуть — они копают глубоко, находят большие ошибки и заставляют платить серьезные суммы.

Поэтому, многие специалисты ожидают, что контролировать процесс исполняемости станут как раз те самые работники налоговой службы с их отработанным исполнительным и контрольным аппаратом. Предполагается, что они будет наделены особыми полномочиями и станут отвечать за сборы в Пенсионный фонд, в социальное страхование, и остальные виды налогов.

У данной системы есть другая сторона медали. Эксперты утверждают, что работодатели вместо того, чтобы уходить в тень, решат обойти все “налоговые преграды” законным путем, к примеру, предложат работникам стать субъектами компаний, оказывающих услуги. Это приведет к тому, что прослойка ИП на рынке труда увеличится. Проще говоря, Россия рискует стать государством с большим количеством представителей малого бизнеса, к тому же в сфере услуг.

Мнения депутатов относительно новой налоговой системы

Не все представители Государственной Думы в восторге от предполагаемых изменений, которые коснутся налоговой системы уже в 2017 году. Как заявил Андрей Макаров, действующий председатель Комитета Госдумы по бюджетам и налогам, подобная стратегия приведет к тому, что народ обнищает и произойдет социальный бунт.

Возмутительным фактом, для работников Минфина был то, что предлагают облагать налогом даже суммы от продажи имущества. Но Антон Силуанов (министр финансов) уверен, что подобное решение позволит заполнить бреши в бюджете страны и немного остепенит владельцев сразу нескольких видов собственности.

Напомним, что в России налогом на доходы с физических лиц не облагается имущество, которое было в пользовании более 3 лет. Количество объектов имущества собственности не влияет на данный закон. Силуанов заявил, что многие граждане злоупотребляют подобными льготами, в результате чего, “теневой” бизнес разрастается. Именно поэтому Минфин настаивает на том, чтобы налог на доходы физических лиц от продажи имущества вернулся.

Налог на мусор с 2017 года

Помимо вышеупомянутых налоговых новшеств руководство страны предлагает установить налог на мусор уже с 2017 года . В квитанциях по коммунальным платежам появится соответствующая графа, и россияне будут вынуждены отдавать государству определенные суммы за бытовые отходы.

Размер нового налога для каждого региона будет устанавливаться в отдельном порядке. Указывается, что на отсортированный мусор сумма налога будет меньше. Все доходы от налога, намерены перечислять региональному оператору по обращению с мусорными отходами.

Отметим, что сумма налога будет зависеть не от площади жилья, а от основного тарифа на услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами и количества мусора на одного человека.

Но власти регионов могут сами регулировать суммы подобных отчислений, и, возможно, платить придется за фактическое количество и объем мусорных контейнеров. Стоимость тарифа, предполагаемо, станет зависим от объема производства отходов, которые подлежат захоронению и сжиганию. Это значит, чем меньше будет их количество, тем меньше будет плата.

Как только утвердят единый тариф (это должно произойти до 1 января 2017 года), определят единого оператора, с которым организации должны будут заключить договор.

Насколько целесообразными окажутся такие нововведения, покажет время. Нам остается надеяться, что власти смогут привести продуманные аргументы для своих действий и усовершенствованная налоговая система не ухудшит жизнь простых граждан.

С 2018 года власти планируют повысить единый налог на вмененный доход, который зачастую применяется малым бизнесом. Налог, рост которого заморожен уже два года, решили проиндексировать по инфляции

Фото: Владимир Горовых / РИА Новости

Единый налог на вмененный доход в 2018 году увеличится на 3,9%, следует из проекта Минэкономразвития, опубликованного на портале проектов нормативно-правовых актов. Это произойдет за счет повышения соответствующего коэффициента-дефлятора с 1,798 до 1,868. Инфляция по итогам 2017 года составит 3,2%, в 2018-м — 4%, прогнозирует Минэкономразвития.

Повышение в соответствии с инфляцией выглядит справедливым, рассуждает эксперт сервиса для предпринимателей компании «СКБ Контур» Павел Орловский. Рост всего на 4% «не может не радовать», добавляет он.

Режим ЕНВД, который для малых предприятий является альтернативой почти всем налогам, разрешается использовать в нескольких отраслях, в частности в розничной торговле, общественном питании, оказании бытовых услуг и т.д. За налоговую базу берут вмененный доход, который рассчитывается как базовая доходность конкретного вида деятельности, умноженная на число работников или площадь помещения и еще на два коэффициента (этот доход государство «вменяет», то есть он не зависит от фактической доходности конкретного бизнеса). Первый коэффициент — повышающий коэффициент-дефлятор, который и устанавливает Минэкономразвития. Второй — понижающий, его утверждает руководство муниципалитетов. Ставка налога по этому вмененному доходу составляет 15%.

Налог на вмененный доход — один из самых популярных и удачных налоговых режимов для малого бизнеса, отмечает зампред комитета «Опоры России» по налогам Сергей Зеленов. Любое повышение по нему чувствительно, потому что покупательная способность достаточно сильно упала по сравнению с той, что была несколько лет назад, говорит он. Но рост на 4% вполне приемлем как альтернатива отмене режима ЕНВД или сокращению видов деятельности, по отношению к которым он применяется, добавляет эксперт. «Я не думаю, что такое увеличение всерьез повлияет на способность предпринимателей выплачивать этот налог», — констатирует он. Пополнения от ЕНВД будут ощутимы для местных бюджетов, полагает Зеленов.

ЕНВД зачисляется в бюджеты муниципалитетов. В январе—сентябре 2017 года, по данным Федерального казначейства, доходы от этого налога составили 51,2 млрд руб. На режиме ЕНВД работают 2,03 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (отчет ФНС на начало 2017 года). Их число при этом сокращается — еще годом ранее ЕНВД предпочитали 2,09 млн малых предприятий и ИП.

Коэффициент-дефлятор для ЕНВД, который ранее стабильно рос каждый год, был впервые заморожен при подготовке бюджета на 2016 год. Тогда его изначально на 16%, но решение пересмотрели: глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров внес законопроект о заморозке, отметив, что запланированный рост значительно превышает прогноз по инфляции. Затем с ним согласился и Минфин с Минэкономразвития — коэффициент на прежнем уровне, что позволило сократить нагрузку на бизнес по ЕНВД на 14 млрд руб.

Похожим образом развивались события и в прошлом году. Тогда Минфин предложение по росту дефлятора на 5,2%: это означало бы, что в 2017 году малый бизнес заплатит в бюджет на 4 млрд руб. больше, говорил в интервью Reuters Алексей Улюкаев, в то время занимавший пост министра экономического развития: «И никаких обоснований. То есть предлагается, чтобы заплатили больше, при этом непонятно, останутся ли плательщики этого налога в белом секторе или уйдут в тень?» Но у премьер-министра Дмитрия Медведева все-таки договорились о том, чтобы оставить ЕНВД на прежнем уровне, объяснял Улюкаев. Таким образом, заморозка продлилась еще на один год.

В какой-то мере рост ЕНВД скажется на микробизнесе, но не стоит ждать волны массовых протестов предпринимателей, рассуждает директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Такое медленное повышение связано в том числе и с грядущими выборами президента, добавляет он: «Никто не будет создавать точки социального напряжения, в том числе в бизнес-среде». Но после выборов налоги вырастут сильнее, считает Миронов.

Минфин не ответил на запрос РБК. Представитель Минэкономразвития сообщил, что дефлятор рассчитан в соответствии с Налоговым кодексом (он предусматривает индексацию коэффициента по инфляции в предшествующем году). РБК направил вопросы главе бюджетного комитета Макарову, но не получил ответа.

Другие налоги

Минэкономразвития предлагает изменить коэффициенты-дефляторы не только применительно к ЕНВД, но и в отношении других налоговых режимов малого бизнеса — торгового сбора, упрощенной и патентной систем налогообложения. Все они увеличиваются примерно на 4%, отмечает Орловский. Что касается упрощенной системы, нынешнее повышение не повлияет на предельную величину дохода, при которой допускается использование упрощенки, поясняет он. Этот показатель заморожен до 2020 года, напоминает эксперт (112,5 млн руб. за девять месяцев года, предшествующего переходу на УСН, для перехода на этот режим и 150 млн руб. по итогам года для действующих плательщиков УСН).

Рост по патентной системе влияет на максимальный размер потенциального дохода по патенту, который могут установить региональные власти, говорит Орловский. То есть повышение коэффициента «не равно увеличению стоимости патента», у регионов пока лишь появляется такая возможность, решение остается за властями субъектов, добавляет он. Похожая ситуация и с торговым сбором, который действует в городах федерального значения: Москве, например, придется менять соответствующий закон, чтобы дефлятор повлиял на конечный размер сбора. Впрочем, это маловероятно, полагает Орловский. Совершенствование механизма обложения торговым сбором — одно из главных направлений налоговой политики Москвы в следующую трехлетку, сказано в пояснительной записке к проекту столичного бюджета.

Глава ФНС Михаил Мишустин отчитался о результатах работы своего ведомства: в 2017-м налоговикам удалось собрать аж на треть больше денег, чем в 2016-м году. На фоне продолжающегося снижения уровня жизни населения и «нулевого роста» в промышленности эти известия вызывают смешанные чувства

Самая очевидная точка роста налоговых поступлений в бюджет - это изменения в законодательстве, повлекшие за собой увеличение фискальной нагрузки на население или бизнес. А таковых за минувшие два года в нашей стране произошло немало. сайт решил припомнить, за что же мы стали больше платить в 2017-м году, и разобрался в хитростях налоговых нововведений.

Какие налоги выросли в 2017-м

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ: формула расчета налога на недвижимость.

С этого года регионы один за другим начали - по кадастровой стоимости. В ЧЕМ ПОДВОХ: В теории кадастровая стоимость объекта должна быть максимально приближена к рыночной - а значит напрямую зависит от множества индивидуальных особенностей конкретного объекта (будь то квартира, дом или земельный участок). Однако на практике оценка недвижимости по кадастру производилась в массовом порядке: чтобы не тратить время, эксперты определяли «среднюю температуру по больнице», и в результате . А порой и в сотни раз. Сейчас таких эксцессов меньше, но даже без них средняя сумма налога на недвижимое имущество заметно выросла после перехода на новую формулу.

Карикатура: Катерина МАРТИНОВИЧ

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ: распределение налога на прибыль организаций.

В ЧЕМ ПОДВОХ: Хотя сам налог остался на прежнем уровне в 20%, в федеральный бюджет теперь идет не 10%, а 15% собранных средств.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ: Ставка торгового сбора .

Этим налогом облагается имущество организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в торговле. По сравнению с прошлым годом его повысили на 7,2%, что почти вдвое больше официального уровня инфляции за этот же период. В ЧЕМ ПОДВОХ: Хорошая новость: торговый сбор может быть установлен только на территории городов федерального значения, то есть в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Плохая: если за весь отчетный период (а это ровно один квартал) вам удалось продать хотя бы один карандаш, торговый сбор придётся всё равно оплачивать по-полной, а при нынешнем максимальном оэффициенте в 1,237, его ставка может доходить до 680,35 руб. за каждый квадратный метр используемой вами площади. Разумеется, увеличение расходов ритейлеров пропорционально отразилось и на простых потребителях.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ: Размер взносов для индивидуальных предпринимателей.

Теперь они рассчитываются исходя из , который до «прожиточного минимума». Теперь минимальный годовой взнос составляет 27 990 рублей. В ЧЕМ ПОДВОХ: С 2019 года нельзя будет продавать даже укроп со своего огорода без оформления ИП; у законодателей осталось совсем немного времени, чтобы разрешить возникшую коллизию.

КСТАТИ : администрирование этих взносов передано налоговой службе - у Пенсионного фонда не хватало средств убеждения и возмездия.

Наконец, постоянно и очень сильно растут акцизы на бензин и дизельное топливо.

Помогло ли это бюджету

А теперь, самое интересное: на самом деле, всего перечисленного не хватает даже для 10%-ного роста налоговых поступлений в федеральный бюджет. Более того: если кто не знал, у нас в стране вообще формально действует трехлетний мораторий на рост налогов!


Михаил МИШУСТИН. Фото Олега РУКАВИЦЫНА/«Комсомольская правда»

Тем не менее руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин отчитывается о прибавке в сборах аж в 32%! За восемь месяцев налоговики собрали для страны ни много ни мало 5,8 триллионов рублей. Откуда такой фантастический результат?

Причины две. Первая - очевидно эффективная стратегия по взысканию задолженностей, принятая ФНС в 2016-м году и сильно напоминающая деятельность коллекторов. Вторая - некоторый рост цен на углеводороды, который ведет к повышению собираемости главного федерального налога России - на добычу полезных ископаемых. Государственные монополисты в этой сфере отчаянно сопротивляются полной выплате дивидендов и высоким ставкам НДПИ, но все-таки, скрепя сердце, платят.

Сухой остаток

Казалось бы, в стране произошло экономическое чудо: на фоне продолжающейся стагнации резко, много выше инфляции, вырастает собираемость налогов - причем как в региональные бюджеты, так и в федеральный. Но подвох в том, что деньги ведь не берутся из ниоткуда, и чем больше их собирает ФНС, тем меньше остается их у граждан и на предприятиях.

К г-ну Мишустину претензий нет: он просто хорошо делает свою работу. Правительство тоже старается развить системы налоговых льгот, мораториев, рассрочек, экспериментирует с особыми экономическими зонами и территориями опережающего развития. Однако все это упирается в инертность на местах, в нежелание или неумение руководства большинства российских регионов стимулировать людей к активной хозяйственной деятельности.

В некотором смысле мы поставили телегу впереди лошади - пока налоговики наращивают эффективность своей работы, экономика всё ещё находится на дне. А это - пусть и непреднамеренно - но всё же тормозит развитие страны.