Военно-морские силы греции. Древнегреческие корабли: описание конструкции, типы и названия с иллюстрациями Как загружали корабли в древней греции

С появлением первых достаточно устойчивых и надёжных плавсредств сражения стали проводиться не только на суше, но и на воде. И побеждал здесь тот, чьи корабли быстрее двигались и были лучше оснащены. Ещё до наступления нашей эры по водам Средиземноморья и Южно-Китайского моря бороздили в большом количестве военные суда, которые серьёзно отличались по конструкции от торговых. В данной статье расскажем о нескольких разновидностях военных кораблей древнего мира, упоминания о которых содержатся в исторических документах.

Военное древнеегипетское судно с рейковым парусом

Скандинавский историк Лундстрем смог восстановить в деталях облик военного корабля египтян XIII столетия до н. э. Длина данного судна составляла от 30 до 40 метров. Его основой был корпус в виде набора балок, которые опирались на прочный килевой брус и располагались поперёк него. Такое конструктивное решение позволяло обойтись без канатной стяжки, использовавшейся во многих торговых древнеегипетских судах. Нос килевого бруса увенчивался металлическим мощным тараном в виде головы какого-нибудь зверя.

Рулевое весло здесь закреплялось на сильно выступающем в сторону ахтерштевне - оно было всего одно, но зато очень крупное. Дополнительную прочность корпус получал за счёт банок, расположенных по его длине. Гребцы, сидящие на этих банках, были прикрыты от стрел противника толстым фальшбортом. По краям корабля крепились площадки для лучников с ограждением. Ещё несколько лучников находились в своеобразной плетёной корзинке в верхней части мачты.

Стоит отметить, что египетские лучники были действительно серьёзной угрозой для противника. Они были вооружены дальнобойными луками, и с помощью этого оружия могли поражать цели на расстоянии до 160 метров.

Военные корабли греков, римлян и финикийцев

Самыми ранними из древнегреческих судов считаются так называемые пентеконторы. Они имели длину от 28 до 33 метров, а ширина их составляла около 4 метров. В движение пентеконторы приводились вёслами. Впрочем, в некоторых случаях на них всё же ставили мачту с парусом. Количество гребцов на этих не слишком больших кораблях порой достигало пятидесяти, и это могло обеспечивать ход со скоростью более 9 узлов. Главным предназначением этих кораблей была транспортировка войск к местам грядущих сухопутных битв. Причём функции гребцов нередко выполняли сами воины. Пентеконторы были описаны в «Илиаде», и именно на пентеконторе, если верить известному мифу, аргонавты отправились за золотым руном. Впоследствии данные судна стали дополнительно снабжаться таранами - это устройство позволяло топить вражеские суда до того, как они смогут пристать к берегу.

Вскоре появился более современный военный древнегреческий корабль - бирема. На этом судне было уже целых два яруса гребцов. Наличие ярусов позволяло не делать корабли слишком длинными, увеличивало их скорость, повышало защищённость. Судно противника, осуществляющее таран, сталкиваясь с двойным частоколом вёсел, теряло значительную часть своей энергии, прямой удар превращался в касательный, борт атакуемого судна в результате оставался в целым. Бирема, помимо тарана, могла обладать боевой башней и специальным дополнительным блоком для пробивания корпуса корабля противника. Диапазон длины бирем –- от 30 до 38 метров, а водоизмещение таких судов в некоторых случаях достигало 100 тонн.

Здесь надо сказать, что лучшими мореплавателями в период от 1500 до 1000 года до н. э. Были не греки, а финикийцы, жившие на восточном берегу Средиземного моря (территория современного Ливана и Сирии). Произраставший на местных горных склонах ливанский кедр давал финикийцам великолепный материал для постройки надёжных судов. И в целом они внесли большой вклад в морское дело: ввели деление горизонта на 360 градусов, составили карту надёжных ориентиров на звёздном небе и т. д. Если верить историкам, финикийские биремы появились даже раньше, чем греческие, то есть греки позаимствовали этот вид военного корабля для своих нужд. Но только греки создавали свои суда из древесины дубов и буков, а не из кедра.

Трирема - ещё один формат боевых кораблей, использовавшийся древними римлянами, финикийцами и греками. Триремы так назывались, потому что здесь было три весельных яруса, расположенных одно над другим. Длина трирем принципиально не отличалась от длины бирем. Триремам не было равных в Средиземноморье с VII по IV век до н. э. - они в это время являлись наиболее быстрыми и манёвренными военными судами. В частности, они сыграли огромную роль в расширении Афинской империи и её падении после поражения в Пелопоннесской войне.

Следующий шаг в деле военного кораблестроения сделали римляне. В сражении при Акциуме, случившемся в I веке до н. э., они продемонстрировали новую разновидность судна - либурну . Данное судно было гораздо меньше уже описанной триеры. Либурна имела лишь один ярус вёсел, один прямоугольный парус и один таран.

Ключевые достоинства либурн - отличная манёвренность и поворотливость, а также высокая скорость. На основе конструкций триер и либурн в конечном счёте была создана итальянская гребная галера.

Легендарные военные галеры венецианцев

Венецианцы основали своё государство в V веке на болотистых островах в Адриатическом море. А два века спустя именно в Венеции создают ту самую галеру. Главное новшество этого судна заключалось в его двухчастной конструкции. Галера состояла из корпуса, играющего роль несущей конструкции, и постицы - большой платформы из дерева, уложенной поверх корпуса. Постица превосходила корпус по ширине, на ней располагались скамейки для гребцов и уключины. Таким образом, гребцов впервые расположили не в самом корпусе, а на нём. И чтобы защитить их от солнца, над палубой зачастую растягивали лёгкий тканевый навес.

На передней части носовой платформы галеры и вдоль боковых ходов размещались воины и всевозможные метательные механизмы. Корпус галеры по форме напоминал веретено - он был весьма протяжённый, узкий и имел малую осадку. Подобная конструкция делала его идеально приспособленным именно для плавания на вёслах.

Периодически подвергаясь изменениями и улучшениям, галера использовалась в качестве реального военного судна до позднего Средневековья – галерами комплектовали свои флотилии многие страны и государства.

Джонки в древнем Китае

В старинных легендах говорится, что первый плот изобрёл, наряду с другими важными вещами, легендарный император Китая Фу Си, который правил в третьем тысячелетии до н. э. и якобы имел божественную природу. И так сложилось, что прототипом здешних древних кораблей была не выдолбленная лодка, а плот. В южной части Китая произрастал бамбук - отличный материал для плотов, кроме того, для их создания применяли овечьи и козьи шкуры.

Первый дошедший до нас рисунок китайского боевого корабля был обнаружен на вазе из бронзы, датированной IV веком до н. э. Если говорить конкретней, на вазе нарисовано двухэтажное судно: на первом этаже находятся гребцы, а на втором - воины с топориками и мечами. Также на верхнем этаже можно разглядеть развевающиеся флаги. Возле этого изображения имеется подпись, говорящая о том, что судно относится к так называемому Периоду Сражающихся царств (463–221 года до н. э.).

Другое схожее изображение относят к периоду 202–209 гг. до н. э. Но здесь на нарисованном судне явно больше лучников, а ещё некий воин стучит в барабан, чего нет на более ранней вазе.

Один из самых популярных кораблей Китая - джонка. По мнению исследователей, джонки появились ещё за 1000 лет до н. э. Древняя военная джонка обладала немного опущенным, по сравнению с другими судами тех времён, прямоугольным носом и широкой кормой, которая, наоборот, была сильно приподнята. А роль киля на подобных суднах выполнял весьма внушительных размеров руль. Паруса для джонок (как правило, здесь было три или пять мачт) делались из циновок и закреплялись на реях из бамбука. Вся эта конструкция напоминала веер, и при необходимости паруса можно было быстро свернуть в свиток.

Массивная циновка из тростника, применяемая для изготовления парусов джонки, конечно, значительно уменьшала возможную скорость движения судна по реке или морю. Но зато она позволяла выдерживать сильнейшие ветры. Позже на смену циновке пришли ткани, и это увеличило скорость китайских джонок. На многих судах имелись дополнительные мачты, на которые поднимались, если это имело смысл, дополнительные паруса. Джонка также оснащалась большим числом лебёдок и механизмов, которые облегчали управление всеми имеющимися парусами, даже весьма малочисленная команда корабля могла справиться с этой задачей.

Скандинавские драккары и снеккары

Военные судна викингов - снеккары и драккары - появились значительно позже, чем судна, описанные выше, примерно в VIII веке н. э. Но они действительно достойны упоминания. Викинги были очень продвинутыми мореплавателями своего времени и даже смогли побывать в Америке гораздо раньше Колумба (сегодня это считается достоверным фактом).

Длинные и изящные драккары отличал небольшой вес, что означало лёгкость при гребле. Если возникала необходимость, их даже можно было перенести вручную, «волоком». Драккары идеально подходили для заплыва с моря в неглубокие реки, к тому же они могли тихо и незаметно причалить к любым пологим берегам, что давало возможность викингам застать противников врасплох. Как правило, драккары делались из ясеня, их длина составляла от 35 до 60 метров, а ширина - до 6 метров. На самых больших таких кораблях могли находиться до 70 гребцов (например, на такое количество гребцов был рассчитан драккар «Великий Змей», построенный по приказу правителя Олафа I Трюггвассона в 1000 году). Во многих случаях по бортам располагались ещё и достаточно объёмные щиты. Другая особенность драккаров заключалась в том, что вёсла вдевались не в уключины, а продевались в особые «гребные люки». Развивали драккары скорость до 12 узлов, что для тех времён было отличным показателем.

Снеккары имели практически аналогичное строение, но были меньше по габаритам (и размер команды тоже был меньше - до шестидесяти человек). Это, кстати, позволяло снеккарам развивать ещё более высокую скорость.

Как известно, Греция в древние времена существовала вовсе не в дружелюбном мире, где государства решали все конфликты дипломатическим путем. Каждый раз им угрожали соседние государства: Персия, Спарта и многие другие. К войне привлекались человеческие ресурсы, но не одной пехотой было сильно государство. Греция имела и имеет выход к Средиземному морю, поэтому предполагаемые захватчики могли зайти с водной границы и атаковать страну. Поэтому армию древних греков пополняли кораблями. Помимо этого, государство считалось торговым, и доставка товаров с помощью кораблей была быстра и довольна выгодна, поэтому флот пополнялся также купеческими суднами.

Но Древняя Греция не сооружала флот заново, заимствуя основы кораблестроения у , которая к тому времени преуспела в области строения кораблей больше, чем их соседи. Как говорилось раннее, флот страны пополнялся двумя видами кораблей.

  1. Торговые. Главная их задача – перевозка большого количества грузов, по этой причине их строили крупнее и маломаневреннее, чем второй вид.
  2. Военные. Легкость хода и маневренность, вот что выходило на первый план при войне, поэтому корабли строили с учетом этих двух качеств.

Тип обшивки корпуса

До 500 года до нашей эры греки начинали воздвижение суден с обшивки игнорируя всю «начинку» корабля к которой приступали позднее. Внешняя часть судна обтягивалась всегда кожей животных, а толщина зависела от области корабля, к примеру, на высоте палубы она была толще, чем на нижней части. Скреплялись они не только деревянными креплениями, но и бронзовыми, что намного прочнее удерживало всю натянутую обшивку. Древние греки вовсе не скупились на свои корабли, которые приносили немалые средства в казну. Каждое судно строили из лучших материалов, а также регулярно красился корпус и натирался жиром. Что примечательно, выше ватерлинии корабль также был дополнительно укреплен свинцовыми листами. Из акации, которая отличалась большой прочностью делали шпангоуты, а рангоуты состояли из сосны. От волн корабли также защищались фальшбортом, который состоял из холщовой ткани.

Движитель

В движение корабли приводились двумя силами. Первая – ветер, а вторая – человек. В Древней Греции существовало рабство и именно этот слой населения и подвергался изнурительному труду на веслах. Так как прогресс древнего времени не давал строить корабли длинной более 40 метров, то все гребцы сажались близко друг к другу, а с целью увеличения скорости, корабли делали с несколькими рядами сидений, чтобы увеличить количество рабов. Вместе с этим судно не должно было потерять маневренность, а также вместить в себя солдат, лошадей и колесниц. Этот фактор и был довольно большой «головной болью» для проектировщиков того времени. Намного легче дела обстояли, когда корабль отплывал от берега. В открытом море в отличии от прибрежной зоны ветер был сильнее и тогда распускались паруса, которые делали двух форм. Прямоугольные и в форме трапеции, помимо этого на корабле имелся маленький парус под названием «артемон», который спускался на время боевых действий. Считается, что новшество в виде добавления парусной тяги к гребцам принадлежит именно грекам. Благодаря всем описанным факторам, военные корабли двигались со скоростью 17 км/ч.

На военных кораблях помимо рабов и солдат с колесницами можно было увидеть даже первые виды вооружения. Так греки оснастили носовую часть своих суден таранами, всегда они состояли из металла и достигали в длину от 8 до 10 метров.

На территории Кирения, порта кипра, обнаружился древний корабль торговцев из Греции. Примечательно, что вода расщепила остов корабля, сделав его двумерным, напоминающим собой чертеж, где каждый элемент расположен на выноске.

Благодаря усилиям археологов удалось восстановить внешний вид и конструкторские особенности судна. Длина составляла всего лишь 14.3 метра, а ширина вдоль бимса – 4.3 метра. Считается, что это наиболее старинный корабль, который удалось достать с морского дна, так как с помощью радиоуглеродного анализа был выяснен возраст – более 2.3 тысяч лет.

При создании киля использовался скальный дуб, а для шпангоутов акация чернодревная. Обшивка могла выполняться из бука либо липы, а рей и весла из алеппской ели.

Из-за нехватки свободного пространства, было затруднительно использовать человеческий труд, поэтому вместо весел применялся парус, служивший главным двигателем. Палубы как таковой не было, а для управления использовались 2 весла. Чтобы обезопасить судно от ударов волн, борт оборудовался металлическими прутьями, сверху дополнительно защищаемые кожей.

На изображении видна разновидность греческой биремы, времен 70 годов до нашей эры. Эти корабли обладали внушительной скоростью и небольшой шириной. Шпангоуты полностью отсутствовали, обшивка укреплялась при помощи нагелей с круглой головкой с надпилами по обеим сторонам. Они предназначались для клиньев, которые производились с использованием древесины акации, сливы, либо терна. На килевом брусе находился ударный , напоминающей по форме череп кабана или трезубец. Сверху него устанавливался клюз, куда продевался канат, используемый при совместной атаке – позволял соединять несколько кораблей между собой.

В носовой части имелся фальшборт из решетки. Гребцы, расположенные на верхнем ярусе могли опираться на отдельные стойки, находящиеся за пределами корпуса. Нижнему ряду приходилось использоваться бортовые отверстия, защищенные от попадания воды, при помощи манжет из кожи. Вдоль борта тянулся кринолин, чей настил располагался по бимсам, а концы удерживались на наклонных стойках. Суда аналогичного вида могли обладать добавочными веслами, благодаря чему выступать в роли триеры.

Не исключено, что древние греки, первыми научившиеся обтягивать свои лодки звериной кожей, придумали и парус - самый важный, после весла, инструмент управления кораблем. Опровергнув известную нам трактовку мифа о Дедале и Икаре, древнегреческий историк Павзаний утверждал, что Дедалу удалось спастись бегством с острова Крит лишь благодаря парусу, который он установил на своем судне.

Впрочем, даже не зная, какая же из двух версий мифа была истинной, мы вправе утверждать: парус был известен в Греции еще в глубокой древности. И тем не менее греческие суда еще долгое время оставались гребными: их основным «движителем» оставалась мускульная сила сидевших на веслах рабов, а парус поднимался лишь при попутном ветре.

Опираясь на собственные достижения в технике, греки позаимствовали все лучшее из конструкции эгейских и финикийских судов. Древнегреческий флот строился в основном для войны на море, а потому именно у греков впервые четко обозначились различия между торговыми и военными судами - выносливыми и маневренными.

Корпус судна имел киль, форштевень и ахтерштевень. Была усилена обшивка, которую начали выполнять с парными швами. Обшивка имела переменную толщину: наиболее толстые ее пояса шли у киля, по скулам и на уровне палубы. Пояса крепились к корпусу деревянными штырями или гвоздями из бронзы.

Для защиты от морских волн устанавливали холщовый фальшборт. Корпус судна краси-ли и натирали жиром, а ниже ватерлинии его смолили или обшивали свинцовыми листами.

Греческая утирема

При строительстве морских судов греки не ограничивали себя одним древесным материалом: киль судна, как правило, был дубовым; шпангоуты выполнялись из акации, рангоут - из сосны, а обшивка - из бука. Развивалось и парусное вооружение: прямоугольные паруса зачастую заменяли трапециевидными.

Древнегреческая бирема, VI. дo нэ. Рисунок на античной вазе

Фальшборт - продолжение борта выше верхней палубы. Предохраняет от падения за борт.

Ватерлиния -линия на корпусе, отмечающая уровень погружения судна в воду.

Рангоут - комплект приспособлений для постановки и несения парусов. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушп-риты,утлегари, лисель-спирты, выстрела.

Шпангоуты - части набора корпуса, которые обеспечивают прочность судна. На шпангоуты крепится обшивка.

Первые военные гребные суда греков с единственной мачтой несли съемный, все еще четырехугольный парус. На носу корабля под водой и (или) над водой был таран - настоящая «тяжелая артиллерия» времен античности. Верхний таран мог иметь различную форму, от устрашающей головы мифического чудовища до элегантного крюка, выгнутого в виде лебединой шеи. Подводный таран представлял собой обычный заостренный брус, как правило, медный, а иногда - железный или окованный медью деревянный. Именно он в большинстве случаев и решал исход морского сражения.

Бирема

Первые корабли-воины были сравнительно легкими судами и имели длину всего 30-35м. Средняя часть корпуса была низкой, гребные весла поддерживались выступающими балками, рулями же служили два больших весла на корме. В зависимости от количества рядов весел поначалу строили однорядные униремы и двухъярусные биремы. Обычная легкая унирема длиной 12-15м имела по 25 гребных весел с каждой стороны. По свидетельству Гомера, именно из унирем состоял греческий флот при осаде Трои. Роль металлического тарана на этих судах выполняло гигантское копье приблизительно 10-метровой длины.

Нос греческой биремы 300г. до н. э.

Неумолимое время значительно изменило облик военных судов Древней Греции. Основными судами большинства средиземноморских флотов стали триремы (греки называли их триерами). Три яруса весел дали им это название. В бортах судна, чуть выше уровня воды, прорезались отверстия для нижнего ряда весел, а на верхней палубе обычно была установлена узкая платформа, по краю которой устраивались места для третьего ряда гребцов. Общее количество весел на таком судне достигало 170. Становился все более внушительным и экипаж корабля - порядка 200 человек. Кроме воинов и гребцов-рабов, прикованных цепями к своим банкам-сиденьям, «в штат» брали матросов, специально для управления парусом.

Некоторые триремы несли не одну, как раньше, а несколько мачт. Длина корпуса судна достигала 40м, ширина - 6м. Трирема имела сплошную боевую палубу, под которой находился трюм; в корме судна помещалась небольшая рубка для командира.

Киль в носовой части корабля переходил в подводный таран длиной до 3метров с железным наконечником, служившим для разрушения борта судна противника. Над тараном параллельно килю иногда устанавливалась металлическая балка для ломки весел врага. Родиной первой триеры историки считают Коринф. Кстати, там же были созданы и первые бронированные греческие военные корабли - катафракты.

Древнегреческая трирема

Абордаж - тактический прием ведения морского боя времен парусного и гребного флота. Корабли сходились борт о борт, затем сцеплялись, и начинался рукопашный бой.

Лучшим свидетельством силы и преимуществ греческого флота стал исход битвы при Саламине (480г. до н. э.). Несмотря на сильный численный перевес персов (1200 против 380 греческих кораблей), победу одержали войска Фемистокла. Быстрые триремы греков разбивали строй вражеской эскадры, нападая с флангов, ломали тараном весла персидских судов и после ловкого обходного маневра наносили сопернику решающий удар в корму, вслед за чем неприятель брался на абордаж.

Особое распространение в древнегреческом флоте получили «дельфины» - разновидность тарана, а также корвусы и гарпаги (абордажные крючья). Хотя «дельфин» был известен еще в VI-V вв. до н. э., истинное признание пришло к нему в Липарской битве (260г. до н. э.). Представлял он собой тяжелыйгруз в форме тела дельфина, подвешиваемый с помощью троса на специальной балке, которая выступала перпендикулярно борту судна.

При сближении с неприятельским судном «дельфин» падал на его палубу или днище и пробивал их. Абордажный мостик корвус, закрепленный на шарнирах, устанавливался на носу корабля. Корвус был снабжен двойным тросом и острой металлической шпорой в виде вороньего клюва на конце. Когда трос опускали и корвус под действием своего веса падал, шпора впивалась в палубу неприятельского корабля и по абордажному мостику атакующие устремлялись вперед, чтобы вступить в рукопашный бой.

На пороге новой эры греки постепенно переходят к созданию больших судов. Свой след в истории оставил военный корабль, построенный греками в Сиракузах. Хотя это судно по габаритам было немногим крупнее триремы, оно имело пять рядов с 30 веслами с каждого борта. Одно тяжелое весло «обслуживали» пять гребцов - всего на судне их было 300. Чтобы быстро управляться с парусом, состав экипажа увеличили на 25-30 матросов. Помимо этого вместительная пентера позволяла взять на борт еще 120 вооруженных воинов. Настоящей плавающей крепостью можно назвать тесараконтеру древнего прародителя линейных кораблей. Водоизмещение тесараконтер достигало 3000 тонн. Верхняя палуба судна защищала гребцов от стрел противника, а собственные лучники скрывались в нескольких боевых башнях.

Корабельная праща

Еще в IV в. до н. э. греческие полководцы, не ограничиваясь луками и примитивной пращей, начинают вооружать свои суда первыми метательными машинами, применявшимися вплоть до изобретения пороха. Основные типы таких машин - это катапульты и баллисты. Баллиста, или эутютона, использовалась для метания стрел длиной 4-5м, которые имели железный наконечник или же пропитывались зажигательной смесью из серы, битума и смолы. Крупные камни и металлические снаряды, выброшенные катапультой, легко преодолевали расстояние до 200 метров. Метательные машины закатывались в башни или помещались за специальными защитными стенками.

Катапульта

Суда с числом весельных рядов до десяти строил Александр Македонский. Наделенные богатым воображением историки античности повествуют о существовании икосер - судов с двадцатью рядами весел, а легендарному Птолемею Филофатору приписывается строительство сорокаярусного корабля-гиганта. Вряд ли стоит всерьез относиться к столь буйным фантазиям - весьма сложно даже отдаленно представить их техническую реализацию. Кроме того, до нас не дошло ни одного изображения подобных судов, тогда как древние барельефы и амфоры просто пестрят рисунками трирем и более мелких греческих кораблей.

Торговые суда греков (лембы, келеты и керкуры) совершенствовались быстрее, чем военные. При длине 20-25м они имели грузоподъемность 800-1000 тонн. На торговом судне нередко устанавливали две мачты. Главная мачта несла четырехугольный парус, укрепленный на рее. К нокам рея от топа мачты шли топенанты. В пространстве между реем и топенантами иногда ставили дополнительный небольшой парус. Передняя мачта, бывшая сродни бушприту, имела наклон в сторону носа, что позволяло судну плыть при боковых ветрах. Обязательным атрибутом торгового корабля служил трюм для размещения грузов. В качестве балласта использовался песок. Интересно, что еще в V в. до н. э. греки начали строить специальные транспортные суда, перевозившие лошадей.

Баллиста (эутютона)

Топенанты - снасти бегучего такелажа, поддерживающие реи, гики и выстрелы. В зависимости от принадлежности к тому или иному рею получают соответствующие приставки: фок-топенант и т.д.

Бушприт - наклонная мачта, выдающаяся с носа судна. Бушприт служит для отнесения центра парусности от центра тяжести судна. На больших кораблях бушприт был составным: продолжение бушприта составлял утлегарь, а продолжение утлегаря - бом-утлегарь.

Нок - концы реев, гиков, гафелей, бушприта и утлегаря.

Топ - верхний конец любого вертикального рангоутного дерева -мачты, стеньги и т.д.

Греция – страна морей. Жители этого государство во все времена славились своими знаниями и навыками в сфере судостроительства и судоходства. Греческие мореплаватели со времен глубокой древности сохранили все самые лучшие традиции. Корабли этих мореплавателей по праву считались и считаются лучшими в мире.

Столица и другие крупные города Греции являлись крупными торговыми пунктами. Флот в каждом населенном пункте, примыкающем к морю, был и есть довольно сильный и мощный. По сей день исследователи сходятся во мнении о том, что наиболее прославленный, маневренный и крепкий корабль греков – триера. О ней говорили, ее боялись враги, которые не раз сталкивались с ней нос к носу. Таран триеры по силе превосходил все имеющиеся суда противника. Были и иные боевые и торговые суда, которые не раз удивляли и поражали воображение завоевателей, пытавшихся проникнуть на землю греков.

Парус, весла и другие достижения судостроительства

Ученые, исследовавшие древние документы и чертежи греческих судостроителей, пришли к выводу о том, что изобретение паруса, принадлежит именно грекам. Но сначала они научились перетягивать свои суденышки кожей буйволов и коров, придумали весла.

Некоторые исследователи связывают изобретение паруса с историей о спасении Дедала (миф о Дедале и Икаре). С острова Крит Дедалу удалось убежать, благодаря имеющемуся у него парусу. Якобы это он впервые взгромоздил этот важный элемент на свой корабль.

Суда греков довольно долго передвигались только лишь при помощи весельной силы. Для этого использовали труд рабов. Парус удавалось поднять, если дул попутный ветер. Некоторый опыт судостроения и ведения военных действий на воде, греки материковые переняли у мореплавателей Финикии и Эгейской островной Греции. Не секрет, что флот представители страны моря использовали больше в целях войны, завоевательных походов и в оборонительных целях. Меньше греческие корабли ходили в другие страны ради торговли. Главная отличительная особенность греческого флота от всех остальных – огромная разница между военными и торговыми судами. Первые были достаточно выносливыми, могли сколь угодно маневрировать, а торговые принимали на борт тонны грузов и при этом до самого финиша оставались надежными.

Какими были греческие корабли? Основные принципы строительства

Корпус судна обязательно оснащали килем, обшивали. Греки первыми начали делать парные швы для большей надежности. Самые толстые места обшивки находились под килем и на уровне палубы. Для большей надежности, крепления делали не только из дерева, но и бронзы. Огромные металлические штыри намертво прибивали обшивку к корпусу корабля.

Делалась и необходимая защита от волн. Для этого мостился фальшборт из холщовой ткани. Корпус судна всегда поддерживали в чистоте, красили и обновляли это покрытие по мере необходимости. Обязательной процедурой было натирание обшивки жиром. Выше ватерлинии корпус дополнительно укрепляли, просмаливая и накрывая листами из свинца.

На сырье, из которогостроили корабли, греки никогда не экономили. Они отбирали лучшие сорта дерева, делали идеально прочные канаты и веревки, материал для паруса был самым надежным.

Киль мастерили из дуба, на шпангоуты шла акация, рангоут делали из сосны. Дополняла разнообразиепород древесины – буковая обшивка. Паруса изначально были прямоугольными, но позже греческие судостроители поняли, что гораздо практичнее использовать форму трапеции для создания парусов.

Самые первые суденышки были очень легкими. Длина их составляла всего 35-40 метров. В середине корпуса борта были пониже, чем в остальных частях корабля. Весла поддерживались специальными балками. Из весел, установленных на корме, делали средство управления, напоминающее руль.

Были однорядные и двухъярусные суда. Облегченная унирема в длину составляла порядка 15 метров, а гребцов в нее помещалось по 25 человек. Именно из таких судов состоял флот греков во времена осады Трои. Каждый корабль при этом был оснащен тараном, сделанным из металла в виде огромного 8-10 метрового копья.

Разновидности судов древних греков

Пентеконторы. Эти корабли были изобретены и пользовались популярностью в период с 12 по 8 вв. до н.э. Судно примерно 30-35 метровое, шириной порядка 5 метров, на веслах, имело 1 ярус. Скорость корабль развивал максимум до 10 узлов.

Не во все времена Пентеконторы были беспалубными. В более поздний период их дооснащали. Палуба хорошо защищала рабов от прямых солнечных лучей, снарядов противника. На палубу водружали все необходимое из провизии, питьевую воду, даже загоняли лошадей вместе с колесницами для ведения боя, если придется, на суше. На Пентеконторах легко размещались лучники и другие воины.

Чаще Пентеконторы использовали в качестве перемещения воинов с места одних событий к другим объектам сражений. Собственно военными кораблями они стали позже, когда греки решили не только доставлять бойцов, но и использовать Пентеконторы для потопления вражеских судов, тараня их. Со временем эти корабли видоизменились, стали выше. Греческие кораблестроители добавили еще один ярус для размещения большего числа воинов. Но называться такое судно стало по-другому.

Бирема. Это и есть модифицированная Пентеконтора. Бирема была лучше защищена от натиска врага в ходе ведения морского сражения. Но при этом было увеличено количество гребцов, которых предварительно обучали синхронным действиям во время похода. В этом деле не использовали труд рабов, поскольку именно от хорошо обученных гребцов часто зависел исход боя. Нанимали на такие работы лишь моряков-профессионалов. Свое жалование они получали наравне с воинами.

Но позже снова стали использовать труд рабов, уже предварительно обучая их навыкам весельного хода. Часто в команде имелась лишь малая часть профессиональных гребцов. Остальные были полными профанами в этом деле.

Бирема предназначалась именно для ведения боя на воде. Гребцы нижнего уровня маневрировали на веслах под команды капитана корабля, а верхний ярус (воины) сражался под предводительством командующего. Это было весьма выгодно, поскольку всем хватало занятий, и каждый выполнял свое дело.

Триера. Это наиболее сильный и мощный корабль Древних греков. Изобретение такого вида судна приписывают финикийцам, но считается, что чертежи они позаимствовали у римлян. Но те именовали свое судно триремой. В названии, видимо, лишь и состояло отличие. У греков были целые флотилии, состоящие из триер и бирем. Благодаря такой силе, греки стали господствовать в восточной части Средиземного моря.

Триера – это громадный корабль, рассчитанный на 200 человек. Большая часть из них – гребцы, остальные – лучники. Команда корабля состояла всего лишь из 15-20 матросов и нескольких помощников.

Весла на судне распределялись пропорционально на 3 яруса:

  1. Верхний.
  2. Средний.
  3. Нижний.

Триера была весьма быстроходным судном. К тому же она изысканно маневрировала и легко шла на таран. Триеры снабжали парусами, но сражения греки предпочитали вести, когда судно находилось на весельном ходу. Громадные Триеры на вёслах разгонялись до 8 узлов, что нельзя было осуществить только лишь с парусом. Приспособления для тарана вражеских кораблей находилось и под водой, и над ней. Тому, что находился сверху, греки придавали изогнутую форму или делали его в виде огромной головы чудовища. Под водой таран создавался в виде стандартного заостренного медного копья. На подводный таран воины и возлагали самые большие свои надежды в ходе боя.

Главная цель – пробить корпус судна врага так, чтобы оно пошло на дно. Греки делали это искусно, и большинство кораблей завоевателей тонуло. Техника ведения боя на Триере была следующей:

  1. Постараться напасть с тыла, пока другие корабли занимают отвлекающую позицию.
  2. Перед самим столкновением увернуться, убрать весла и повредить борт судна врага.
  3. Развернуться как можно скорее и напрочь протаранить противника.
  4. Атаковать прочие суда врага.

В конце 20 века несколько ученых, представителей разных стран мира, воссоздали Триеру по древним чертежам и описаниям. Кораблестроители-энтузиасты отправились на этом судне по морю. Путешествие помогло понять исследователям, как происходило передвижение по волнам, осуществлялись сражения и др. Ныне это судно находится в музее Греции, неподалеку от Пирей.

    Геродот и его роль как историка

    Его называют «Отцом истории». Геродот занимался сбором исторических данных, много путешествовал, считался отличным географом. Но наиболее известным мыслитель стал после написания книги «История». В ней было дано описание представлений о мире. Разумеется, в таком изложении, которое было актуальным на момент, когда жил Геродот.

    «Илиада» Гомера

    «Илиада«- поэма о войне. Поэма названа «Илиадой» в честь Илиона(т. е. Трои)- города у которого происходят события, описанные в поэме. В 12 веке до нашей эры греческие племена захватили и сожгли Трою- могущественный город, находившийся на азиатском берегу Геллеспонта. Темой «Илиады» является «гнев» Ахилла, направленный против Агамемнона, и его ужасные последствия. Все события в «Илиаде» происходят в течении 52 дней, поэма состоит из 15537 стихов, которые образуют 24 песни

    Ставроникитский Монастырь. Ставроникита

    Ставроникитский монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, между монастырями Пантократор и Иверский, занимает пятнадцатое место в иерархии двадцати главенствующих монастырей Афона. Основание его датируется началом XI века, при этом разные предания не сходятся в определении личности основателя обители.

    Республика Кипр располагает двумя различными военно морскими подразделениями Командованием ВМС Национальной гвардии и Портовой и Морской полицией Кипра (Береговая охрана). Оба подразделения располагают боевыми единицами, но выполняют… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - חיל הים Хейль ха ям Эмблема ВМС Израиля Годы существования с 1948 года … Википедия

    - Ελληνικές Ένοπλες Δυνάμεις Вооружённые силы Греции Эмблема Министерства национальной обороны Греции Страна … Википедия

    Военно Морской Флот Российской Федерации … Википедия

    Військово морські сили України Военно морские силы Украины Эмблема ВМС Украины с 20.06.2007 Год формирования 1991 Страна Украина Подчинение … Википедия

    - (ВМФ; в некоторых государствах именуется военно морскими силами ВМС) вид вооружённых сил, предназначенный для выполнения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военных действий. Задачи ВМФ выполняет как… … Большая советская энциклопедия

    Военно морское искусство часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения вооруженной борьбы на море. Военно морское искусство состоит из стратегического использования военно морского флота, оперативного… … Википедия