Австрийская пл. Площадь австрийская

Австрийская площадь

Мы начинаем повествование с восьмиугольной площади на пересечении Каменноостровского проспекта с улицей Мира, которая 29 октября 1992 г. получила свое название. (Меня это удивило, ибо этот участок Каменноостровского проспекта никогда не назывался площадью, а был просторным пересечением улиц. Кроме того, Австрия к этому месту не имеет никакого отношения.)

Авторы «Топонимической энциклопедии» сообщают, что название связано «с австрийским стилем архитектурного оформления площади и планировавшимся созданием на ней так называемого „австрийского уголка“», включающего сеть австрийских магазинов и предприятий сервиса.

Ее застройка отличается ансамблевой целостностью. Образующие площадь дома № 13, 15, 18 и 20 (нумерация по Каменноостровскому проспекту) построены в начале XX в. Три из них возведены по проекту архитектора В. В. Шауба, дом № 18 - по проекту А. И. Ковшарова. Фигурные шпицы, башни, шпили, купола, разнообразные по рисунку окна, балконные решетки придают фасадам этих зданий живописность и выразительность. Дом № 15 был разрушен в годы Великой Отечественной войны. На его месте в 1952 г. по проекту архитекторов О. И. Гурьева и А. П. Щербенка возведено здание в псевдоклассицистических формах. Красная линия его застройки повторяет контур дома, возведенного ранее по проекту В. В. Шауба.

Еще в 1720-е гг. на пересечении проспекта с Большой Оружейной (Мира) улицей находились 19 мазанок, принадлежавших Оружейной канцелярии. Их построили для «хамовных» мастеровых людей (ткачей), в 1711 г. переведенных на жительство в Петербург. Вскоре на набережной р. Фонтанки специально для Xамовного двора возвели несколько зданий, а опустевшие дома на проспекте отдали Посольской канцелярии. Территория участка стала называться Посольским двором. Эти постройки просуществовали до середины XVIII в. На протяжении всего XIX в. освобожденные от строений участки занимали огороды частных лиц.

Один из домов на Австрийской площади (Каменноостровский пр., 20)

Первоначально площадь имела дугообразные очертания угловых участков. Планом Петербурга 1880 г. были определены «красные линии» примыкающих зданий, фактически урегулированные в конце 1890-х гг. Тогда же она стала многогранной. Площадь оставалась безымянной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всемирная история. Том 4. Новейшая история автора Йегер Оскар

1. Франко-итальянско-австрийская война Австрия во время войныВ своем манифесте Франц Иосиф указывал на свое долготерпение по отношению к Пьемонту. Он выражал также надежду на содействие Германии, в которой поднялся весьма шумный, но неопределенный патриотический задор.

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Вековые конфликты автора Черняк Ефим Борисович

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Австрийская площадь 1903… Несмотря на то что Петербург возник на Петроградской стороне, формирование его главной магистрали – Каменноостровского проспекта – затянулось на два столетия, вплоть до 1903 года, когда через Неву был построен постоянный Троицкий мост. До этого

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Австрийская империя Как уже было сказано, Австрия того времени представляла собой не страну в современном понимании, а сложно организованную империю. Австрия XIX века - это конгломерат 11 больших народов и не поддающегося точному учету количества малых этнических групп,

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава II. Австрийская конница в войнах Фридриха Великого Австрийская конница того времени состояла из кирасир, драгун и гусар. В известной битве при Праге первых было 77 эскадронов, вторых - 42 и третьих 35.Между конницами австрийской и прусской была большая разница. Как мы

Из книги Жизнь Марии Медичи автора Фисэль Элен

Глава XI Людовик XIII и Анна Австрийская Корона Франции была достаточной компенсацией за то, что пришлось выйти замуж за юношу, которого она никогда раньше не видела, и, как сразу же обнаружилось, за то, что он оказался совсем не таким, как она ожидала114. Эвелин Энтони Почти

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках автора Шишкин Владимир Владимирович

Из книги Людовик XIV. Личная жизнь «короля-солнце» автора Прокофьева Елена Владимировна

Глава 4 Анна Австрийская: королева с алмазными подвесками Благодаря Александру Дюма она стала одной из самых знаменитых королев в истории человечества. И это не преувеличение. Во всем мире на протяжении многих поколений подростки читают, а взрослые - с наслаждением

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Полдень: Дело о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади автора Горбаневская Наталья

Вместо послесловия «Можешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь» («Русская мысль» №3479, 25 августа 1983)Пятнадцать лет спустя – что нового могла бы я рассказать о демонстрации? Даже для того, чтобы сейчас восстановить ее точную картину, мне пришлось бы обратиться к мною

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

62. АВСТРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И ИТАЛИЯ По решению Венского конгресса, состоявшегося в 1814–1815 гг., был произведен территориальный передел в интересах победившей коалиции. В результате этого передела к Австрии в 1815 г. отошли две итальянские области – Ломбардия и Венеция, сама же

Из книги Гений войны Кутузов [«Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву»] автора Нерсесов Яков Николаевич

Глава 13 Австрийская кампания русских началась! Пока Наполеон готовился разобраться с главным австрийским стратегом генерал-квартимейстером Макком фон Лайберихом на берегах Дуная, в Санкт-Петербурге гвардия русского царя-самодержца уже окончательно подготовилась

Из книги Арийский миф в современном мире автора Шнирельман Виктор Александрович

Австрийская ариософия Движение ариософов возникло в Австрии в начале XX в. Его основателями стали Гвидо фон Лист и Йорг Ланц фон Либенфельс, соединившие идеи почвеннического германского национализма и расизма с модными тогда эзотерическими идеями, уходящими своими

Из книги Австро-Венгрия: судьба империи автора Шарый Андрей Васильевич

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Давно собиралась написать про Австрийскую площадь, я часто хожу через неё на Ленфильм и всякий раз радуюсь красивым домам архитектора В.В. Шауба. Площадь можно было бы назвать его именем, что было бы справедливо не только потому, что три здания из четырех, её образующих, построены по его проектам, но и потому, что Шауб - один из самых плодовитых петербургских зодчих и далеко не худших.

Однако площадь была названа Австрийской в годы перестройки и при "открытии" Анатолий Собчак танцевал там вальс, а дома были украшены горшками с геранью, что как-то не прижилось у местных жителей.

Улица Большая Ружейная, теперь улица Мира, в месте пересечения с Каменноостровским проспектом не всегда была площадью, хотя планом 1831, а потом 1880 годов это подразумевалось. Однако Петроградская сторона стала активно застраиваться только в начале 20 века и тогда, одно за другим здесь выросли доходные дома разных владельцев.

Глядя на её план можно предположить симметрию градостроительного решения, в строгие времена классицизма вряд ли отошли -бы от симметрии, но были другие времена, ранний модерн, и ансамбль из четырех домов получился живым и неординарным, каждый дом со своим лицом и своими акцентами. К тому же можно проследить развитие идей модерна между первым и вторым домом.

Шауб, русский немец, стал проводником немецкой линии модерна, югендстиля. В плане площади легко заметить общий прием - архитектор отходит от жесткой линии главным фасадом, заглубляя его. Этим он поддерживает другого архитектора - А.И. Ковшарова. который первым построил дом для Лепенберга. Дом ничем особенно не выдающийся.

Шауб строит свой первый дом (под номером 10) для купца Горбова в 1901-1902 годах, в 1907 году он получил почетный диплом на городском конкурсе фасадов. Фасад почти симметричен.



Дом Горбова еще далек от идей модерна, он скорее построен в историческом стиле с влиянием идей барокко. Но именно барокко ближе всего к модерну своими кривыми изломанными линиями.
Декор фронтона уже вполне в стиле модерн.

Шауб ставит на углу башню. За время модерна Каменноостровский был украшен несколькими башнями, на доме Лидваля, уже за речкой Карповкой, и другими.

Шауб показывает мастерство и тщательность проработки деталей. Обратите внимание, как аккуратно выполнена башенка на изломе улицы Мира, все фальцы металлического покрытия продуманы, их линий красиво обтекают форму башенки.

Дом под номером для художника Э.К. фон Липгарта, построенный в 1905-906 годах, отвечал дому Горбова барочными мотивами. Барочные решетки и характерная для модерна мелкая расстекловка окон.

Фасад дома своеобычен из-за больших стекол мастерской художника.

Третий дом на площади, построенный для К.Х. Кельдаля в 1902-03 годах, наиболее близок к модерну и наиболее хорош.

Автор свободно решает объемно-планировочное решение здания, асимметрия, свойственная модерну, использована осознанно и найдено равновесие между элементами фасада. Вставки зеленой майолики, разнообразный декор - маски, картуши,стилизованные цветы, использование силуэта - к сожалению три шатровых завершения были утеряны позднее - все это делает дом одним из прекрасных образчиков архитектуры этого периода.

Напротив, на северо-западной стороне площади, должен был быть построен аналогичный дом для Исаковой.

Австрийская площадь является редким для Петербурга ансамблем начала века, когда почти все дома построены одним архитектором. Её особенность в том, что все дома словно глядятся друг в друга, но отражения отнюдь не равнозначны.

В этом году дом Кельдаля привели в порядок и покрасили, можно за него порадоваться и помечтать, что когда-нибудь все дома Петербурга будут выглядеть хорошо.


По генеральному плану урегулирования Петербургской стороны 1831 года (план смотри здесь - ) предполагалось спрямление кривого Каменноостровского проспекта (реализовано) и создание трех круглых площадей на пересечении проспекта с главными улицами: Большим пр., Большой Ружейной ул. (ныне ул. Мира) и Кронверкским пр. (реализовано частично).

Фрагмент плана 1828 года. Красными линиями показаны современные улицы

Фрагмент плана 1868 года. Видны "остатки" старого Каменноостровского проспекта.

Фрагмент дежурного плана 1880 года, с указанием по урегулированию улиц.

В наше время площадь имеет замкнутый застроенный фронт сложной формы, который условно можно назвать восьмиугольником.
Три из пяти зданий построены замечательным архитектором Василием Васильевичем Шаубом (Вильгельм Иоганн Христиан Шауб, 1861-1934). Его здания вы легко отличите по башенкам.

Дом №2 построен в 1952 году по проекту архитекторов Гурьева и Щербенка (здесь Гурьев изменил своему постоянному соавтору Фромзелю) в классическом "сталинском" стиле

"Пионеры сажают клён". Зачем здесь навес - я не знаю.

На месте этого жилого дома, в 1914 году был автосалон

Как ни странно, в течении более 100 лет, площадь никак не именовалась, дома числились по соседним улицам.
Официальное наименование получила 28 сентября 1992 года в присутствии мэра Собчака и жены австрийского канцлера фрау Враницкой.
Слева от мэра можно увидеть нынешнего президента РФ господина Путина и директора нацгвардии Золотова

Интересно, что сформировавшийся в начале XX века ансамбль восьмиугольной площади долгое время вообще не имел никакого названия. Только в 1992 году площадь получила свое первое официальное наименование - Австрийская.

Хотя в народе эту восьмиугольную площадь величают «Ватрушкой», ей, за ее красоту, более подходит второе неофициальное название - «Площадь Звезды». Так ее прозвали за огромную неоновую конструкцию в виде звезды, которой обычно украшали площадь в советские праздники.

Дома на Австрийской площади

Многоугольную форму площадь приобрела благодаря обрамляющим ее четырем живописным домам, построенным в 1901–1906 годах. Редкая возможность создать важный градостроительный узел выпала одному из известнейших зодчих начала XX века - Василию Шаубу. Дома, спроектированные им, определили стиль целого петербургского ансамбля, созданного в период

расцвета модерна. Дом под № 16 венчает башня

со шпилем; его фасад украшают декоративные детали с элементами барокко. Это доходный дом Эрнста Либгарта – академика живописи, основателя . Здесь он жил до 1921 года и здесь же находилась его мастерская.



Почетного диплома на первом городском конкурсе фасадов удостоился доходный дом под № 20. Это дом петергофского городского головы, потомственного почетного гражданина Петербурга Михаила Горбова. Угловой выступ его корпуса, выходящий на , увенчан башней с куполом и небольшим шпилем.

Доминанта ансамбля площади - доходный дом Константина Кельде. Композиция здания симметрична (с легким акцентом на угловую часть). Башня изысканного рисунка перекликается с такой же, но на другой стороне площади. Двойные и тройные окна вносят разнообразие в ритмику фасада; их частые переплеты связаны с рисунком балконных решеток. Верхние этажи декорированы рельефами с цветочными мотивами. В 1907-1908 годах здесь жил писатель Леонид Андреев. В мансарде со стороны улицы Мира находилась мастерская архитектора Владимира Щукова.

В те же годы был построен и дом № 18. Но проект архитектора Анатолия Кашарова является примером рядовой застройки, лишь оттеняющей эффектные соседние здания.

 В 1952 году в стилистику площади корректно вписали дом под № 15.



Адрес: пересечение Каменноостровского проспекта с улицей Мира.


Как добраться: станция метро «Петроградская». Далее налево, по Каменноостровскому проспекту 5–10 минут.

Австрийская площадь расположена на пересечении Каменноостровского проспекта с улицей Мира. Площадь имеет в плане восьмиугольную форму. На этом месте в 20-х года XVIII века располагались девятнадцать мазанковых строений, принадлежавших Оружейной канцелярии. Они были построены для «хамовных» мастеровых людей, которых в 1711 году перевели в Санкт-Петербург. Затем мастеровые переехали в специально выстроенные для них дома на Моховой улице, рядом с Фонтанкой. Старые здания были переданы Посольскому двору и просуществовали здесь до середины XVIII века.

В XIX веке эту территорию занимали земельные участки с садами и огородами, деревянные с каменным низом одно- и двухэтажные постройки.

Сначала площадь имела дугообразные очертания, но в 90-х годах XIX века ее перепланировали, и площадь приобрела многогранную форму. Официального названия у нее не было, на картах того времени ее именовали просто Площадью или Площадкой. Дома № 13, 16, 18 и 20, выходящие на площадь, являются здесь самыми старыми – они были построены в начале XX века. Дом № 15 выстроен чуть позже – в 1952 году. Дома №13, 16 и 20 построены под руководством архитектора Василия Васильевича Шауба и образуют единый архитектурный ансамбль в стиле модерн, один из немногих в Санкт-Петербурге.

Дом под номером тринадцать также примечателен тем, что в нем в 1907 – 1908 годах жил известный писатель Леонид Николаевич Андреев. На литературных вечерах, которые проходили в его квартире, присутствовали среди прочих А.А. Блок, Ф.К. Сологуб и другие. В доме на Австрийской площади в 1924 – 1935 годах жил также архитектор Владимир Андреевич Щуко, среди работ которого можно выделить пропилеи у Смольного, дома № 63 и 65 по Каменноостровскому проспекту, памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала.

Торжественная церемония наименования площади, на которой в частности присутствовали мэр города Анатолий Собчак с супругой и супруга канцлера Австрии Кристина Враницкая, прошла 28 сентября 1992 года. Планировалось создание в этом месте сети австрийских магазинов, кафе, аптеку с характерными вывесками и даже с австрийскими урнами и контейнерами для мусора, однако этим планы, к сожалению, пока не осуществились.