Обновленные лица всемирной истории. Реконструкции внешностей исторических личностей Реконструкции герасимова исторические личности

Тутанхамон, Клеопатра, Шекспир, Николай Чудотворец, Иисус Христос: сегодня мы расскажем, как ученым удается восстановить облик известных людей, живших в далеком прошлом, если от них остались лишь мумии и черепа, а в некоторых случаях — не сохранилось даже могилы.

Тамерлан

Методику восстановления внешности человека по его черепу придумал российский антрополог Михаил Герасимов (1907-1970). Он рос в семье врача, с подросткового возраста работал в анатомическом музее и проводил много времени в морге, изучая связи мягких тканей лица и костей черепа. С 14 лет Герасимов принимал участие в раскопках древних захоронений. На основе наблюдений и опыта он пришел к выводу, что толщина, вид и рельеф кожных покровов на черепе и скелете напрямую зависят от рельефа костей и их структуры. Так родилась методика восстановления лица по черепу, которой до сих пор пользуются антропологи разных стран мира. Герасимов создал более 200 скульптурных портретов-реконструкций исторических личностей и древних людей, в том числе Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Андрей Боголюбского и Ивана Грозного. 22 июня 1941 года его экспедиция вскрыла могилу Тамерлана, после чего началось длительное исследование. Суеверные люди считают этот факт варварством и причиной Великой Отечественной войны, но сам Герасимов видел в этом удачу, а саму реконструкцию образа Тамерлана считал своей лучшей работой.

По методу Герасимова работают и сегодняшние антропологи: они берут череп и слой за слоем покрывают его мягкими тканями, ориентируясь на рельеф костей. Некоторые все еще делают это вручную, но большинство предпочитают компьютерные технологии, позволяющие получить эффектную 3D-модель.

Клеопатра

В массовом сознании и кинематографе Клеопатра — красивая женщина европеоидной расы. Однако египтолог из Кембриджского университета Салли Энн Эштон утверждает, что к моменту прихода к власти семья Клеопатры жила в Египте уже 300 лет, а значит, египетская и греческая кровь в ней перемешалась и оттенок кожи был смуглым. Свой образ Клеопатры Эштон создала в 2008 году после серьезного исследования, которое продолжалось более года. Основой для трехмерной реконструкции послужили сохранившиеся древние изображения египетской царицы и анализ ее родословной. Полученное с помощью компьютера изображение смуглой дружелюбной женщины не слишком вяжется с образом роковой красавицы, которая была возлюбленной Юлия Цезаря и Марка Антония.

Николай Чудотворец

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон, профессор Университета Данди, воссоздала внешность святого Николая, который почитается в России как Николай Чудотворец, а на Западе считается прототипом Санта-Клауса.

Основой для 3D-моделирования послужили результаты обследования мощей, которые хранятся в базилике Святого Николая в итальянском городе Бари. В 1953 году профессор Луиджи Мартино, занимавшийся вскрытием мощей, сделал черно-белые фотографии черепа, а также рентген черепа в анфас и в профиль. Особенности костей помогли Уилкинсон восстановить форму лица, зубы подсказали форму губ, а глазницы — глаз. Детали были доделаны специалистами по графике: они наложили на трехмерное изображение структуру кожи, а также дополнили модель морщинами, волосами и бородой.

Однако не все христиане оказались довольны результатами — многие сочли изображение не таким одухотворенным, каким они привыкли видеть святого на иконе. Российские художники создали более проникновенный образ Николая Чудотворца, опираясь на иконографический лик святого и современные технологии.

Тутанхамон

Прошлой осенью мир поразила публикация трехмерного изображения Тутанхамона, созданного командой ученых, исследовавших его гробницу. Первый портрет египетского фараона в полный рост основан на анализе анатомических особенностей мумии — всего было сделано около 2000 сканов сохранившихся останков.

Полученное изображение оказалось на удивление уродливым и далеким от величественного образа, который был запечатлен в погребальной золотой маске фараона, что хранится в коллекции Каирского музея. Смоделированный на компьютере Тутанхамон изображен хромоногим женоподобным юношей с выступающими зубами, неправильным прикусом, широкими бедрами и узкими плечами.

Уильям Шекспир

Шекспироведы до сих пор не могут сойтись во мнении, как в действительности выглядел знаменитый английский драматург: все портреты и бюсты классика были изготовлены после его смерти. Многие принимают за подлинное изображение Шекспира посмертную маску, найденную в 1849 году в Германии. Немецкие криминалисты недавно подтвердили, что она принадлежит Шекспиру, так как совпадает с другими изображениями, в частности с бюстом, установленным на могиле драматурга его родственниками. Именно эта посмертная маска стала основой для реконструкции британских специалистов во главе со Стюартом Кларком: в 2010 году они воссоздали 3D-модель лица Шекспира специально для фильма «Посмертные маски» на канале History Channel 13. Однако шекспироведы отказались признать результаты реконструкции достоверными, так как у них нет полной уверенности в том, что дармштадтская маска действительно была снята с лица Шекспира.

Ричард III

В 2012 году на автостоянке в Лестере был найден скелет легендарного английского короля Ричарда III, погибшего в битве при Босворте в 1485 году — ранее считалось, что его тело было сброшено в реку Суар и навсегда утрачено. Эта находка послужила началом глобального исследования, включавшего анализ ДНК останков и живых потомков короля. Одним из результатов стала реконструкция внешности Ричарда III, что особенно важно, поскольку прижизненные изображения не сохранились.

Восстановлением облика занималась та же исследовательница, что и в случае с святым Николаем, — Кэролайн Уилкинсон: в этот раз она отталкивалась от данных генетической экспертизы и формы черепа короля. Изображение получилось похожим на портреты, написанные после смерти монарха, в том числе на самый ранний вариант — портрет Ричарда III из коллекции Общества антикваров Лондона, созданный в 1520-е годы.

Иоганн Себастьян Бах

Еще одна работа Уилкинсон — реконструкция внешности композитора Иоганна Себастьяна Баха. Эта работа, выполненная в результате тщательного анализа останков Баха в 2008 году, вызвала много критики, так как изображение получилось непохожим на известные портреты и бюсты композитора. Тем не менее, копия была выставлена в Доме-музее Баха в немецком городе Айзенах и признана рядом экспертов. Процесс работы Уилкинсон можно посмотреть на видео .

Данте

В 2007 году исследователи из университетов Болоньи и Пизы восстановили облик автора «Божественной комедии» Данте Алигьери. В основу портрета легли подробные описания и гипсовый слепок, сделанный итальянским антропологом Фабио Фрассетто во время последнего вскрытия могилы поэта в 1921 году. Особенно сложным было восстановление формы подбородка, так как челюсть у сохранившегося черепа Данте отсутствовала и подходящую ученые подобрали в коллекции Фрассетто, обследовав 90 черепов из Музея антропологии. В результате новейший Данте оказался более человечным и мягким, чем он представлен на посмертных изображениях, созданных по воспоминаниям современников. Его характерный орлиный нос стал заметно короче.

Робеспьер

Пожалуй, наиболее выразительной с визуальной точки зрения является работа французской студии Visualforensic. Образ революционера Максимилиана Робеспьера — результат 3D-реконструкции на основе посмертной маски, сделанной мадам Тюссо. К созданию образа причастны не только специалисты по компьютерной графике, но и антропологи, и патологоанатомы, и криминалисты, которые расследуют реальные преступления. Один из создателей портрета французский антрополог и специалист по лицевой реконструкции Филипп Фрош прокомментировал свою работу так: «Нет никаких сомнений, что мы видим в его взгляде страх. Высокая достоверность и четкость реконструкции стала возможна благодаря 3D-сканеру. Именно это позволило нам восстановить детали маски по методу отображения, который использует ФБР ».

Иисус Христос

Вопрос о внешности Иисуса Христа будоражит умы людей уже 2000 лет. Поскольку реальных останков и образцов ДНК не сохранилось, антропологи ищут альтернативные способы воссоздания его внешности. Например, художник-криминалист из Манчестерского университета Ричард Нив в изображении Христа основывался на археологических данных и библейских источниках. В Евангелии от Матфея он нашел подтверждение, что черты лица Иисуса были характерны для семитов из Галилеи того времени. Израильские археологи смогли предоставить Ниву несколько черепов евреев — современников Христа, трем из них была сделана компьютерная томография. На основе этих данных исследователи создали трехмерную цифровую реконструкцию лица, а затем и шаблон черепа.

Нив проанализировал все имеющиеся описания Иисуса из библейских источников и рисунки I века, найденные археологами. Так решились вопросы о цвете глаз, длине волос, цвете кожи, росте и телосложении Христа. Портрет, смоделированный программистами на основе данных Нива в 2002 году, оказался разительно не похож на известные изображения Иисуса и вызвал возмущение у верующих. В ответ Нив заявил, что воссоздал всего лишь облик взрослого мужчины, жившего в одном месте и в одно время с Иисусом.

Другим источником для реконструкции внешности Христа служит Туринская плащаница. Считается, что эта христианская реликвия, которая хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, запечатлела подлинный лик Спасителя. Согласно верованиям именно в это полотно было обернуто тело Иисуса после перенесенных истязаний и смерти. Первая попытка создания 3D-реконструкции на основе отпечатка с плащаницы была предпринята американцем Джоном Джексоном в 1976 году: он проанализировал лик на полотне с помощью микроденситометра (прибор, который замеряет степень потемнения изображения) и затем реконструировал трехмерную форму тела, используя компьютерные программы для обработки аэрофотоснимков.

В 2010 году воссоздать облик Христа по плащанице пытались американские художники из Studio Macbeth для документального фильма «Реальное лицо Иисуса» на канале The History Channel. Используя современные 3D-технологии, специалисты во главе с Рэем Даунингом трансформировали изображение, полученное с плащаницы, из двухмерного в трехмерное. Оно также получилось непохожим на канонические образы Христа. Это стало поводом для негодования многих, как и сам факт использования для реконструкции отпечатка с Туринской плащаницы, в подлинности которой многие сомневаются.

Наверное это глупо, но мне всегда было интересно, как выглядели те, кто жил до нас. Были ли они другими, не похожими на нас. Судя по этим реконструкциям, внешне человечество за последние несколько тысяч лет не изменилось.

" Однако надо отметить, что мы намеренно избегаем изображать какие-либо эмоции на реконструкциях; воспроизводим лишь то, что удается увидеть на черепе. Можно ведь так увлечься "созданием образа", что физические признаки лица просто потеряются, т.е. художники преднамеренно "искажают" - увеличивая или уменьшая - ту или иную черту лица для большей выразительности. Для нас каждый череп строго индивидуален, а методика воспроизведения черт внешности по костным структурам точна и выверена до мелочей... Мы - не художники, результат нашей работы, скульптурный или графический портрет, не является произведением искусства. Именно поэтому восстановление лица по черепу широко применяется в судебной практике... " (Из статьи Т.С. Балуевой).

ПРИМЕРНО ТАК 5.5 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД ВЫГЛЯДЕЛИ ЛЮДИ.Встретила бы на улице-не обратила внимания. Абсолютно заурядная морда.
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Коскудук, Западный Казахстан (энеолит, 2-я половина 4 тыс. до н.э.)

Автор Л.Т. Яблонский "Мужчина Ямной культуры"
Оренбургская область, могильник Болдырево I,
Ямная культура. Конец III тыс. до н.э.
БОЛЬШЕ 4 ТЫСЯЧ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД! ОН БЫ СЕГОДНЯ МОГ В ГОЛЛИВУДЕ СНИМАТЬСЯ

Килур - царь скифов. II век до н.э.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1946 году.

Скифы - степные кочевники, известные с VII в. до н.э. по IV в. н.э. и занимавшие территорию от Средней Азии до Дуная. Центром скифской державы были степи Причерноморья, где жили «царские скифы», известные богатыми погребениями в курганах с конями, оружием и множеством золотых и серебряных украшений в особом «зверином» стиле. В конце III века до н.э. под натиском сармат скифы отступили в Крым, где недалеко от Симферополя основали новую столицу - Неаполис Скифский. Скифское царство в Крыму достигло расцвета во II-I веках до н.э

. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Гумаровских курганов, Южное Приуралье, (скифский период. 7 век до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Рудаки - таджикский поэт. Х век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1957 году.

Абу-Абдулло Джафар Рудаки (860-х - 941 год) - родоначальник классической таджико-персидской поэзии. Родился в селении Панджруд. По преданию был слепым от рождения. Прославился как певец, музыкант и поэт. Был приближен ко двору правителей Бухары, но к концу жизни впал в немилость и умер на родине в нищете. До нас дошла лишь малая часть его стихов.
В 1956 году М.М. Герасимову предложили найти могилу и создать скульптурный портрет Рудаки. . Анализ ранних стихов показал, что в них есть множество красочных описаний, в более поздних зрительные образы отсутствуют. Значит он ослеп уже в зрелом возрасте. В «Оде о старости» есть слова: «Искрошились у меня и выпали все зубы». Герасимов сформулировал десять условий, при совпадении которых останки можно было считать принадлежащими поэту. Затем он выехал в кишлак Панджруд, где на старом кладбище могилу Рудаки. Череп был без зубов. Скелет принадлежал человеку 75-78 лет. Судя по форме шейных позвонков он держал голову откинутой назад, как ходят слепые. При изучении глазниц обнаружена атрофия их верхнего края и глазничного нерва, но глазное яблоко разрушено не было. Это говорит о том, что он был ослеплен в возрасте около 60 лет. На скелете найдены следы заживших переломов ребер.

Ярослав Владимирович Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова по черепу.

Яросла́в Влади́мирович, Яросла́в Му́дрый; (978 — 1054) великий князь Киевский.
Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием.
При Ярославе Владимировиче был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».

Не́стор Летописец (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Портрет великого князя Андрея Боголюбского (реконструкция М.М. Герасимова,
Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва)

Андре́й Ю́рьевич Боголю́бский (ум. 29 июня 1174) — великий князь Владимирский. Сын Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича.
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.

Великая княгиня Евдокия Дмитриевна. Антропологическая реконструкция С. А. Никитина.

Евдоки́я Дми́триевна (1353—1407) — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Донского Ивановича

Тимур / Тамерлан (1336-1405 гг.) Реконструкция М. М. Герасимова, 1941 г.

София Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина, 1994 г.

Софи́я Фоми́нична Палеоло́г, она же Зоя Палеологиня (1455 — 1503) — великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана Грозного. Происходила из византийской императорской династии Палеологов.

Хан Махмуд (1420-х -1460-х годов).Основатель Казанского царства.
Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1994 году.

Хан Махмуд (начало 1420-х - начало 1460-х годов) происходил из династии прямых потомков Чингис-хана. Его отец, хан Золотой Орды Олуг-Мухаммед, правил недолго, был свергнут и бежал. В 1439 году Олуг-Мухаммед совершил набег на Москву, но москвичи выдержали осаду и отбились. В этом походе еще юношей участвовал и Махмуд. Летом 1445 года ордынцы под командованием сыновей Олуг-Мухаммеда Махмуда и Якуба разбили под Суздалем войско великого князя Василия II, захватили в плен его самого и освободили только после уплаты выкупа. Той же осенью Махмуд захватил столицу Волжской Булгарии город Казань и основал Казанское ханство. Опасаясь своих родственников, боровшихся за власть в Золотой Орде, Махмуд восстановил мирные отношения с Московским государством. Даты его жизни неизвестны, но по летописным сведениям он умер в начале 1460-х годов в возрасте около 40 лет.


Елена Глинская. Реконструкция по черепу, С. Никитин

Елена Васильевна Глинская (1508 — 1538) — великая княгиня Московская и всея Руси, дочь князя Литовского Василия Львовича Глинского, жена великого князя Московского и всея Руси Василия III, мать Ивана IV — великого князя Московского и всея Руси, первого Царя всея Руси. Правила на Руси в качестве регента малолетнего сына Ивана IV после смерти мужа Василия III в течение 1533—1538 годов.

Скульптурный портрет Ивана Грозного, реконструкция по Герасимову.

Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным, по прямому имени Тит и Смарагд.(1530 — 1584,) — великий князь московский и всея Руси. Первый царь всея Руси
Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабушка по отцу, София Палеолог — из рода византийских императоров.

Царица Ирина Фёдоровна, урождённая Годунова, в иночестве Александра (1557 — 1603) сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора І Иоанновича, номинальная правительница на русском престоле после смерти Фёдора І Иоанновича и до избрания царём Бориса Годунова с 16 января по 21 февраля 1598 года.

Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный, (1557 — 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

Реконструкция облика по черепу, академик М. М. Герасимов.

Фёдор Фёдорович Ушако́в (1745 - 1817) — русский флотоводец, адмирал), командующий Черноморским флотом (1790—1792); командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800).
Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен

Реконструкция В.Н. Звягина, создана в 1992 году.

Витус Йонассен Беринг (1681 - 1741 гг.) - мореплаватель, капитан-командор русского флота. Выходец из Дании. Начал плавать на кораблях с 14 лет. После приглашения на русскую службу плавал на Балтийском и Азовском флотах. С 1725 года он возглавил Первую и Вторую Камчатские экспедиции. Различными отрядами экспедиции было обследовано все северное побережье России от Архангельска до Чукотки, предприняты плавания к берегам Северной Америки, к Алеутским, Курильским островам и Японии. Витус Беринг открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем, ряд Алеутских и Командорские острова. Именем Беринга названо море в северной части Тихого океана. Он умер на обратном пути, во время зимовки на острове, носящем его имя.
В 1991 году российско-датская археологическая экспедиция нашла захоронение Беринга и пяти членов его команды. Капитан-командор был похоронен в гробу, что позволило установить принадлежность останков именно ему. В 1992 году его останки были перезахоронены в отдельной могиле, на которой установлены деревянный крест и надгробная плита с памятной надписью.

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон (Caroline Wilkinson) создала реконструкцию лица немецкого композитора XVIII века Иоганна Себастьяна Баха. Бронзовый бюст Баха с марта можно видеть в доме-музее композитора на его родине в Эйзенахе, Тюрингия, сообщает Reuters.

Реконструкция Уилкинсон, профессора университета Данди, не слишком напоминает известные портреты композитора. Впрочем, на них его изображали неизменно в парике. Голова Баха, по версии Уилкинсон, массивна, черты лица композитора крупны, у него широкий и высокий лоб, большие уши, основательный подбородок и выдающаяся нижняя губа. Директор эйзенахского музея Йорг Хансен (Joerg Hansen) в интервью Reuters сказал, что новый портрет Баха соответствует тому, что о нем писали современники: композитор был энергичен и подвижен.

Останки Баха были эксгумированы в 1894 году, а в 1908 году скульпторы впервые попытались воссоздать его облик,


Было сделано 3D-сканирование черепа. Результат был направлен в университет Данди, где мышцы и кожа были смоделированы Кэролайн Уилкинсон, профессором Craniofacial и группой ученых из Университета Данди. Используя компьютерную программу стереолитографии была восстановлена внешнось Ричарда 3.

Ри́чард III (1452-1485) — король Англии с 1483 года из династии Йорков, последний представитель мужской линии Плантагенетов на английском престоле. В битве при Босворте (1485) потерпел поражение и был убит. Один из двух королей Англии, погибших в бою


Реконструкцию лица Генриха IV, сделанную на основе найденного черепа.
Генрих (Анри) IV Великий,Генрих Наваррский, Генрих Бурбон, (1553- 1610,) — король Франции с 1589 года, основатель французской королевской династии Бурбонов

Конечно, был гений. Сообразить о таких вещах в 30-е годы…
Вот его бюсты-реконструкции внешнего облика исторических персонажей из Тимирязевского музея (сорри за блики, но снимать там приходилось чуть ли не тайком, фотосъемка теперича там строго запрещена).»

Вот так, например, выглядел Иван Грозный:

Федор Иоаннович, его сын.

Ирина Годунова, жена Федора

Елена Глинская, мать Ивана Грозного

Cофия Палеолог, бабка Ивана Грозного по отцу. От нее он унаследовал «такие характерные черты, как большой крючковатый нос и толстые губы, придававшие его лицу отталкивающее, как бы брюзгливое выражение».

Тамерлан

«Скорее всего, тело перед погребением было забальзамировано, но от сырости мумия разрушилась. Останки принадлежали крупному человеку мощного телосложения. На скелете обнаружены патологические изменения в локтевом, коленном суставах и на указательном пальце. На черепе сохранились остатки волос, усов, борода и правая бровь. Волосы были рыжего цвета с проседью. Это соответтсвует свидетельствам современников, согласно которым он был рыжебород, высок ростом, чрезвычайно силен и хром на правую ногу с сухой правой рукой после ранения.»

Шахрух и Улукбек, сын и внук Тамерлана

Летописец Нестор

Илья Муромец

«Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (для средневековья рост выше среднего). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь. Смерть наступила в возрасте около 40-55 лет. Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами.»

Андрей Боголюбский

«Скелет, предположительно считавшийся останками Боголюбского, точно идентифицировали, сравнив с описанием ран, нанесенных князю во время убийства. Герасимов при реконструкции лица обратил внимание, что череп славянского типа с примесью монголоидности, что объясняется половецкой матерью Андрея. При восстановлении Герасимов также учел срастание его шейных позвонков и придал своеобразную посадку голове»

Основе - является прикладным методом антропологии, позволяющим по внешним данным черепа, по его рельефу и структуре реконструировать портретное лицо (то есть облик) человека, которому этот череп принадлежал.

Во второй половине XIX века был открыт целый ряд стоянок первобытного человека (неандертальцев, кроманьонцев и других) с костными останками. Это побудило ученых искать способы восстановления облика древних людей. В 1877 г. немецкий анатом Шаафгаузен предпринял первую попытку воспроизведения внешнего облика человека по черепам эпохи палеолита. Спустя несколько лет швейцарский ученый Кольман совместно со скульптором Бехли разработали специальную методику исследований и создания по этим данным реконструкций. Они не ставили себе задачи портретного восстановления лица, считая что она вряд ли выполнима.

В 1910 г. анатом Сольгер по черепу неандертальца из Мустье сделал реконструкцию, далекую от истинного облика, что было вызвано популярным представлением о звероподобной внешности первобытного человека. В 1913 г. анатом Мартин сделал крайне неудачную реконструкцию неандертальца по черепу старика из Ля Шапелль-о-Сен. В результате получилась голова, совершенно не гармонирующая с общим характером черепа.

Неандертальский мальчик из Тешик-Таша (Узбекистан). Реконструкция по черепу М.Герасимова.

Тогда же профессор Иенского университета Эггелинг создал эталоны толщин покровов лица, а скульптор на основании этих опытов по тому же черепу воспроизвел лицо, совершенно не сообразуя его со специфическими особенностями неандертальского черепа и посадки головы. Это значительно исказило образ неандертальца. Наконец, американский анатом Мак Грегор в 1915-18 гг. создал реконструкции питекантропа, эоантропа, неандертальца и кроманьонца, получившие широкую популярность. Однако он отказался от попыток индивидуализации портрета, в результате чего получились условные, как бы отвлеченные образы.

Работы Эггелинга, Кольмана, Меркле, Мак Грегора и других вызвали массу критических статей, авторы которых утверждали невозможность восстановления портрета по черепу. Широкую известность получил случай, когда по антропологическим промерам одного черепа два скульптора одновременно воспроизвели два изображения, которые оказались совершенно непохожими друг на друга и на подлинник. После этого попытки воспроизвести реконструкцию практически прекратились, и на протяжении многих лет никто не ставил такой задачи.

Вклад Герасимова

Тамерлан, реконструкция Герасимова

Как ранее выяснилось, и затем подтвердилось, толщина, вид и рельеф кожных покровов на черепе, и в целом покровов связанных со скелетом, напрямую зависят от рельефа кости и её структуры. Огромный вклад в исследование этой зависимости, внес великий советский антрополог, основатель российской антропологической лаборатории портретной реконструкции М. М. Герасимов , создавший на полученных данных уникальную методику восстановления лица по черепу. За более чем половину века своего существования, методика претерпела лишь небольшие изменения и дополнения, сделанные учениками Герасимова - Лебединской, Дебец и др.

Метод восстановления лица по черепу предоставляет возможность осуществить прямое сопоставление физического типа людей прошлого и настоящего. Герасимов за свою жизнь создал целую галерею портретных реконструкций исторических лиц. Количество реконструкций исчисляется сотнями. Но первые его работы, были посвящены ископаемым людям - австралопитекам, питекантропам, неандертальцам, кроманьонцам. Среди реконструкций исторических лиц - Ярослав Мудрый , Иван Грозный , Андрей Боголюбский , а также воины бронзового века из курганов и могильников. Самой значимой в своей жизни реконструкцией Герасимов считал реконструкцию облика Тамерлана. 22 июня 1941 года, экспедиция возглавляемая Герасимовым вскрыла могилу Тамерлана.

Днями и ночами проводил Герасимов в морге свои эксперименты и замеры толщин покровов головы. Он установил, что все сделанные до него попытки измерить толщину ткани в определённой краниометрической точке, были абсолютно неверными, так как авторы замеров использовали забальзамированные или пропитанные формалином головы, или головы людей, смерть которых наступила более 2-3 часов назад. Как установил Михаил Михайлович, во всех вышеописанных случаях, ткани провисают, оплывают, и не могут быть фиксированы с точностью в определённой точке. Герасимов же работал только с головами тех людей, чья смерть наступила не позднее 2-х часов. Такие трупы очень трудно достать, поэтому сам он всегда указывал в своих работах морги, в которых с пониманием отнеслись к его необычному занятию. После долгих лет работы в морге и в краниологоческой лаборатории, он наконец вывел единый, верный алгоритм создания антропологической реконструкции.

Метод

Процесс создания скульптурной реконструкции на краниологической основе делится на следующие этапы:

  1. Анализ черепа
  2. Графическая реконструкция
  3. Скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот, обеспечивающие в дальнейшем объективное построение портрета.
  4. Завершение работы над бюстом с учётом исторических данных (костюм, причёска).

При создании портретов, угроза некоторого искажения полученного образа в результате последующих этапов работы, незначительна, так как при определении причёски, всегда учитываются наиболее яркие этнические черты, а одежда воспроизводится по данным археологии. Поэтому, портрет может быть дополнен изображением прически, одежды и украшений, если сведения о них достаточно достоверны. Воспроизведение внешнего облика лица по черепу может быть реализовано как в виде скульптурного изображения, так и в виде графического.

Анализ черепа

Forensic facial reconstruction of Alberto di Trento by Arc-Team and the 3D artist Cicero Moraes

На этапе анализа черепа выполняются основные краниометрические замеры:

Антропо-краниометрические данные:

  • Продольный указатель
  • Поперечный указатель
  • Черепной указатель. Определение вида черепа
  • Наибольшая ширина лба
  • Наименьшая ширина лба
  • Лобный указатель
  • Наибольшая ширина грушевидной апертуры
  • Высота грушевидной апертуры
  • Носовой указатель
  • Выступание глабеллы по шкале Брока
  • Ширина орбиты
  • Высота орбиты
  • Орбитный указатель
  • Отношение наим. расстояния от краёв глазниц к ширине орбиты
  • Тип профилировки орбит
  • Предположение о расе
  • Выраженность надбровных дуг
  • Выраженность глабеллы
  • Выраженность подносового шипа
  • Выраженность костной части носа (носовой ости)
  • Тип профилировки лица
  • Определение разреза глаз
  • Данные для нижней челюсти
  • Описание скуловых дуг
  • Скуловой диаметр
  • Лобно-скуловой указатель
  • Длина затылочного отверстия
  • Ширина затылочного отверстия
  • Средняя ширина лица
  • Объём мозговой коробки по формуле: 359,34+0,000365 × прод.диам × попер.диам. × ушн. высота

Затем составлется краниометрический паспорт черепа, в котором указываются пометки на черепе, краткое описание, место хранения, ответственное лицо, состояние черепа (целостность определяется по типу: cranium - целый череп с нижней челюстью, calvarium - череп без нижней челюсти, calva - черепная крышка), данные о раскопках или местонахождении и проч.

С помощью специальных схем, определяется возраст черепа - по количеству зубов, степени их стирания, порядку прорезывания, зарастания зубных ямок, сглаживания и истончения альвеолярных отростков, степени облитерации (зарастания) костных швов и др. По рельефу черепа и статистическим данным определяется пол (обычно, это самая лёгкая часть первого этапа).

Графическая реконструкция

На этапе графической реконструкции , череп фотографируется в основных проекциях (но наиболее информативен профиль) с помощью кубуса(куба)-краниофора, по фотографии или с помощью диаграфа строится профиль черепа. На схеме черепа реконструируются зубной ряд (если необходимо) нижняя челюсть (если отсутствует), височная и жевательная мышцы, глазное яблоко, губы, соответственно прикусу, нос. Известно, что если продолжить направление подносового шипа, и направление костей носа, то в месте их пересечения, будет находится кончик мягкого носа. А если зеркально отразить профиль грушевидной апертуры, относительно прямой, проведённой от окончания носовых костей до кончика подносового шипа, можно получить приблизительный контур мягкого носа.

Используя эти, и многие другие антропологические приёмы, из работ Герасимова и Лебединской, можно получить абсолютно точный контур носа. Толщину кожных покровов подбирают для каждого черепа индивидуально, отталкиваясь от таблиц составленных Герасимовым. В зависимости от пола, возраста, расы, рыхлости компактного вещества кости (указание на ожирение), или cribra orbitalia - испещрение костного вещества на внутренней верхней поверхности орбит (признак голодания и анемии), реконструируются мелкие дефекты и особенности лица.

Скульптурная реконструкция

Самый интересный и наиболее трудоёмкий - этап скульптурной реконструкции . По данным таблицы толщин покровов и корреляций Герасимова, с помощью штангенциркуля, скульптурного пластилина и тончайшего лезвия, получают столбики-маяки соответствующей высоты, толщиной около 5 мм, которые расставляются в главных, соответствующих замерам Герасимова, точках. После того, как все маячки выставленны во всех краниометрических точках, по профилю и франкфуртской горизонтали, они соединяются гребнями из того же пластилина так, чтобы не повредить высоты маяков. Поэтому, высота гребня между разными по высоте маяками должна быть неравномерной, и на одном своём конце быть равной ближайшему маяку, а на другом увеличиваться относительно другого маяка.

После чего, полностью формируются две главные линии - фронтальная и линия франкфуртского сечения, которая является экватором черепа и проходит по нижнему краю глазницы, до верхнего края ушного отверстия. Промежутки между гребнями заполняются воском или тем же пластилином. В соответствии с индивидуальными анатомическими особенностями, моделируются глазные яблоки, рассчитывается разрез глаз, моделируются веки.

Постановка уха выполняется следующим образом. Известно, что длина прямой, проведённой от глабеллы, то есть точки лежащей посередине между бровями, до подносового шипа, равна длине уха.(max.). Верхний контур уха равен по своей форме и своему положению, шву височной кости, к которому присоединяется височная мышца. Выставляется высота и контур, затем моделируется ухо. Если необходимо, протезируются или имитируются зубы, для точного определения прикуса. Профиль носа вырезается из пластилина по готовой графической реконструкции и реконструируется нос. По данным графической реконструкции, выполненной в натуральном масштабе, моделируются губы. В дальнейшем идет художественная обработка полученного образа, с учетом половых, возрастных, расовых и этнических особенностей.

Естественно, всё описанное выше, является очень сжатым, кратким изложением истории и сути этого уникального метода. Метод очень интересен, и несет в себе огромное количество тонкостей, постигнуть которые, однако, может любой желающий.

О применении компьютерной техники

Компьютер прост в использовании, но реконструкции полученные компьютерным методом крайне неточны. Но все результаты, полученные такими методами, являются приближёнными и стандартизованными в пределах стандарта, заложенного в программе. Напротив, при непосредственной работе с черепом, достигается максимальная точность подбора толщины тканей для данного рельефа. Антрополог может реконструировать такие мелкие детали, как морщины и небольшие дефекты лица, которые компьютер не в состоянии воспроизвести. Такая точность особенно важна при криминалистической экспертизе. И только при непосредственной работе с черепом, с его индивидуальным рельефом, это становится возможным.

Человек, способен видеть в каждом отдельном черепе, уникальный неповторимый образец рельефа, микрорельефа, способен различать степень рыхлости компакты кости, выраженность тех или иных её фрагментов. По таким, и схожим, на первый взгляд незначительным особенностям черепа, достигается максимальное сходство с оригиналом. Морщины, пухлость, полнота, жировые складки и наплывы, мелкие дефекты, положение бровей и форма губ - всё и многое другое, возможно реконструировать только при работе с черепом, без применения компьютера.

Российские ученые

  • Герасимов, Михаил Михайлович , Институт этнографии РАН
  • Лебединская, Галина Вячеславовна, Институт этнологии и антропологии РАН
  • Дебец, Георгий Францевич, Институт этнологии и антропологии РАН
  • Балуева, Татьяна Сергеевна, Институт этнологии и антропологии РАН
  • Веселовская, Елизавета Валентиновна, Институт этнологии и антропологии РАН

См. также

  • Кости (сериал)

Источник

  • Дмитриенко Михаил Владимирович «Антропологическая реконструкция лица на основании данных черепа». Нальчик, 2010.

Список литературы

  • Алексеев В. П. Дебец Г. Ф. « Краниометрия. Методика анропологических исследований» М., Наука, 1964.
  • Герасимов М. М. « Восстановление лица по черепу» (Современный и ископаемый человек) // Труды Института этнографии АН СССР. Нов. сер. 28, М., 1955.
  • Герасимов М. М. «Основы восстановления лица по черепу.» М., 1949.
  • Лебединская Г. В. «Реконструкция лица по черепу (методическое руководство)». М., 1998.
  • Балуева Т. С.; Веселовская Е. В.; Лебединская Г. В; Пестряков А. П.
  • «Антропологические типы древнего населения на территории СССР: По материалам антропологической реконструкции» М.,Наука 1988
  • Сборник памяти М. М. Герасимова. М., 1973 «Антропологическая реконструкция и проблемы палеоэтнографии»
  • Гинзбург В. «Элементы антропологии для медиков» Л, Медгиз 1963
  • Бунак В. В., Нестурх М. Ф., РогинскийЯ. Я., «Антропология. Краткий курс» М., 1941;
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г., «Антропология», 2 изд.,
  • Хрисанфова Е. Н., Переводчиков И. В. «Антропология.» М.: МГУ, 1991.
  • Никитюк Б. А. «Определение возраста человека по скелету и зубам», « Вопросы антропологии» вып. 3, 1960
  • Павловский О. М. « О методике фотографической документации антропологических исследований», «Вопросы антропологии» 1962 г., вып. 10

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Во второй половине XIX века был открыт целый ряд стоянок первобытного человека (неандертальцев, кроманьонцев и других) с костными останками. Это побудило ученых искать способы восстановления облика древних людей. В 1877 г. немецкий анатом Шаафгаузен предпринял первую попытку воспроизведения внешнего облика человека по черепам эпохи палеолита . Спустя несколько лет швейцарский ученый Кольман совместно со скульптором Бехли разработали специальную методику исследований и создания по этим данным реконструкций. Они не ставили себе задачи портретного восстановления лица, считая что она вряд ли выполнима [ ] .

    1. Анализ черепа
    2. Графическая реконструкция
    3. Скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот, обеспечивающие в дальнейшем объективное построение портрета.
    4. Завершение работы над бюстом с учётом исторических данных (костюм, причёска).

    При создании портретов угроза некоторого искажения полученного образа в результате последующих этапов работы незначительна, так как при определении причёски всегда учитываются наиболее яркие этнические черты, а одежда воспроизводится по данным археологии. Поэтому портрет может быть дополнен изображением прически, одежды и украшений, если сведения о них достаточно достоверны. Воспроизведение внешнего облика лица по черепу может быть реализовано как в виде скульптурного изображения, так и в виде графического.

    Анализ черепа

    На этапе анализа черепа выполняются основные краниометрические замеры.

    Антропо-краниометрические данные [ ] :

    Затем составляется краниометрический паспорт черепа, в котором указываются пометки на черепе, краткое описание, место хранения, ответственное лицо, состояние черепа (целостность определяется по типу: cranium - целый череп с нижней челюстью, calvarium - череп без нижней челюсти, calva - черепная крышка), данные о раскопках или местонахождении и проч.

    С помощью специальных схем определяется возраст черепа - по количеству зубов, степени их стирания, порядку прорезывания, зарастания зубных ямок, сглаживания и истончения альвеолярных отростков, степени облитерации (зарастания) костных швов и др. По рельефу черепа и статистическим данным определяется пол (обычно, это самая лёгкая часть первого этапа).

    Графическая реконструкция

    На этапе графической реконструкции череп фотографируется в основных проекциях (но наиболее информативен профиль) с помощью кубуса- (куба-) краниофора, по фотографии или с помощью диаграфа строится профиль черепа. На схеме черепа реконструируются зубной ряд (если необходимо), нижняя челюсть (если отсутствует), височная и жевательная мышцы, глазное яблоко, губы, соответственно прикусу, нос. Известно, что если продолжить направление подносового шипа и направление костей носа, то в месте их пересечения будет находиться кончик мягкого носа. А если зеркально отразить профиль грушевидной апертуры, относительно прямой, проведённой от окончания носовых костей до кончика подносового шипа, можно получить приблизительный контур мягкого носа [ ] .

    Используя эти и многие другие антропологические приёмы, из работ Герасимова и Лебединской можно получить абсолютно точный контур носа. Толщину кожных покровов подбирают для каждого черепа индивидуально, отталкиваясь от таблиц составленных Герасимовым. В зависимости от пола, возраста, расы, рыхлости компактного вещества кости (указание на ожирение) или cribra orbitalia - испещрение костного вещества на внутренней верхней поверхности орбит (признак голодания и анемии), реконструируются мелкие дефекты и особенности лица.

    Скульптурная реконструкция

    Самый интересный и наиболее трудоёмкий - этап скульптурной реконструкции . По данным таблицы толщин покровов и корреляций Герасимова, с помощью штангенциркуля, скульптурного пластилина и тончайшего лезвия получают столбики-маяки соответствующей высоты толщиной около 5 мм, которые расставляются в главных, соответствующих замерам М. М. Герасимова, точках. После того, как все маячки выставлены во всех краниометрических точках, по профилю и франкфуртской горизонтали они соединяются гребнями из того же пластилина так, чтобы не повредить высоты маяков. Поэтому высота гребня между разными по высоте маяками должна быть неравномерной, и на одном своём конце быть равной ближайшему маяку, а на другом - увеличиваться относительно другого маяка.

    После чего полностью формируются две главные линии - фронтальная и линия франкфуртского сечения, которая является экватором черепа и проходит по нижнему краю глазницы, до верхнего края ушного отверстия. Промежутки между гребнями заполняются воском или тем же пластилином. В соответствии с индивидуальными анатомическими особенностями моделируются глазные яблоки, рассчитывается разрез глаз, моделируются веки.

    Постановка уха выполняется следующим образом. Известно, что длина прямой, проведённой от глабеллы, то есть точки, лежащей посередине между бровями, до подносового шипа, равна длине уха.(max.). Верхний контур уха равен по своей форме и своему положению шву височной кости, к которому присоединяется височная мышца. Выставляется высота и контур, затем моделируется ухо.

    Если необходимо, протезируются или имитируются зубы для точного определения прикуса. Профиль носа вырезается из пластилина по готовой графической реконструкции и реконструируется нос. По данным графической реконструкции, выполненной в натуральном масштабе, моделируются губы. В дальнейшем идет художественная обработка полученного образа с учетом половых, возрастных, расовых и этнических особенностей.

    Компьютерные техники

    Компьютер прост в использовании, но реконструкции, полученные компьютерным методом, крайне неточны [ ] . Все результаты, полученные такими методами, являются приближёнными и стандартизованными в пределах стандарта, заложенного в программе. Напротив, при непосредственной работе с черепом достигается максимальная точность подбора толщины тканей для данного рельефа. Антрополог может реконструировать такие мелкие детали, как морщины и небольшие дефекты лица, которые компьютер не в состоянии воспроизвести. Такая точность особенно важна при криминалистической экспертизе. И только при непосредственной работе с черепом, с его индивидуальным рельефом, это становится возможным.

    Человек способен видеть в каждом отдельном черепе уникальный неповторимый образец рельефа, микрорельефа, способен различать степень рыхлости компакты кости, выраженность тех или иных её фрагментов. По таким и схожим, на первый взгляд незначительным, особенностям черепа достигается максимальное сходство с оригиналом. Морщины, пухлость, полнота, жировые складки и наплывы, мелкие дефекты, положение бровей и форма губ - всё это и многое другое возможно реконструировать только при работе с черепом, без применения компьютера.

  • Лебединская Г. В. Реконструкция лица по черепу (методическое руководство), М., 1998.
  • Никитюк Б. А. Определение возраста человека по скелету и зубам, «Вопросы антропологии», вып. 3, 1960.
  • Павловский О. М. О методике фотографической документации антропологических исследований // Вопросы антропологии, вып. 10, 1962.
  • Хрисанфова Е. Н., Переводчиков И. В. Антропология, М.: МГУ, 1991.
  • Антропологическая реконструкция и проблемы палеоэтнографии: Сборник памяти М. М. Герасимова, М., 1973.
  • Антропологические типы древнего населения на территории СССР: По материалам антропологической реконструкции, М.: Наука, 1988.
  • Making faces: using forensic and archaeological evidence, by John Prag and Richard Neave, College Station: Texas A & M University Press, 1997.