Психодиагностика примеры заключений. Принципы написания психодиагностического заключения

По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое.

Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место положительные сдвиги.

Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:

  • клиническая практика – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;
  • экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент;
  • школьная практика – определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.

Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго.

  • А. Общая часть заключения
    1. Основные паспортные данные ребенка.
    2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
    3. Наиболее важные анамнестические данные.
    4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
    5. Сформированность регуляторных функций.
    6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).
    7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
    8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
  • Б. Специальная часть
    1. Психологический диагноз.
    2. Вероятностный прогноз развития.
    3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. В этой части раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала и т.д. Желательно по мере возможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.

Только при условии, что все специалисты полностью осведомлены об особенностях развития ребенка и используют эти знания в своей работе, можно построить действительно эффективную коррекционно-развивающую работу, основанную на целостном интегративном подходе. Однако «открытость» информации о ребенке должна быть подчинена деонтологическому принципу ее неразглашения, учитывая интересы ребенка и его близких.

Психологическое заключение и комплексный клинико-психологический диагноз состояния являются «дефинициями внутреннего пользования». Варианты комплексного (коллегиального) заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются в соответствии с принятыми рекомендациями. Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи. В связи с ее особой важностью рассмотрим эту часть подробнее.

Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.

Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.

Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. При этом ему следует творчески истолковывать симптомы. Начало научного знания - в точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении а не в накоплении только лабораторных данных, подчеркивает позднее К. Роджерс.

Единственно научный путь построения психологического диагноза – квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей. Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой – установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.

Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза.

Клинический (нозологический) диагноз требует констатации, описания и сведения к той или иной диагностической формуле выявляемых у ребенка симптомов, которые структурируются в определенном синдроме. Клинический диагноз основной практической целью ставит оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментозно-терапевтических схем. Задача комплексной психолого-педагогической коррекции выявляемых у ребенка дефицитов и искажений развития определяет роль клинического диагноза как первичного, ориентировочного, приблизительного знания, если, конечно, он не рассматривается лишь как средство селекции (И.А. Коробейников).

Оказание необходимой ребенку с отклонениями или нарушениями развития помощи во многом выходит за границы чисто врачебной компетенции, поэтому в клинической психологии и психиатрии вводится понятие функционального диагноза. Согласно В.В. Ковалеву, это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакции личности на болезнь, преморбидного (доболезненного) состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни. Специалистами практически единодушно подчеркивается неразрывная связь функционального и клинического диагнозов, отражающая единство биологического и социального в диагностике.

Если диагноз понимается как прежде всего основа оказания реальной помощи ребенку, то говорят о динамическом соотношении нозологического и функционального диагноза, определяемого, с одной стороны, спецификой и выраженностью психических расстройств (клиническая составляющая), с другой – характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологическая составляющая). В случаях, квалифицируемых как резидуальные состояния, например психическое недоразвитие, функциональный диагноз является ведущим, так как только на его основе возможна своевременная и полноценная коррекция нарушений развития ребенка.

Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».

В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз – это формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности.

Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:

  • оценки их актуального состояния,
  • прогноза дальнейшего развития,
  • разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.

Таким образом, предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза – необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния (А.Ф. Ануфриев).

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

  1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
  2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
  3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.

Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.

В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.

Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

Вконтакте

Год издания и номер журнала:

Психологическое тестирование рассматривается в англоязычной литературе как основа, либо как важная составная часть оценки (аssessment) (Whiston, 2009, Watkins, Campbell, 2000), которая в свою очередь является интегральной частью консультирования. Традиционно в качестве главной и практически единственной функцией оценки рассматривается получение информации для последующей работы консультанта/психотерапевта.

В последние годы наметилась тенденция сближения процессов оценки и консультирования, более того, такой подход рассматривается как средство вывода оценки из кризиса; терапевтические изменения выдвигаются в качестве основной цели оценки (Finn, Tonsager, 1997). Появился специальный термин «терапевтическая оценка» (Therapeutic Assessment), которая рассматривается как форма полуструктурированной беседы, в которой в сотрудничестве с клиентом, психологическое тестирование используется в качестве основы краткосрочной гуманистически ориентированной психотерапии (Finn, Tonsager, 2002). В русскоязычной литературе также рассматривается возможность сближения процессов тестирования и психологического консультирования (Соломин, 1999).

Продолжая данную тенденцию, мы будем пользоваться принятыми в русскоязычной литературе терминами «психодиагностика» и «психодиагностическое обследование». «Психодиагностика» – более широкое, чем «тестирование», понятие; оно дает возможность включить в сферу нашего рассмотрения не только тесты, но и экспертные (клинические) методики, которые могут эффективно использоваться для решения задач психологического консультирования (Барлас, 2003).

В данной статье мы рассмотрим на отечественном материале возможности и преимущества, а также ограничения, которые создаются при подходе к психодиагностике как своеобразной форме психологического консультирования; также мы приведем некоторые методические рекомендации по использованию психотерапевтического потенциала психодиагностического обследования.

1. Запрос в консультировании и психодиагностике: различия и их последствия

В современном российском обществе постепенно формируется представление о том, кто такие психологи и в каких ситуациях к ним стоит обращаться. Клиент психолога-консультанта как правило самостоятельно формулирует запрос, с которым он пришел, и в большей или меньшей степени, но имеет мотивацию для совместной работы.

Иная ситуация отмечается при психодиагностическом обследовании, где в большинстве случаев испытуемый (клиент) не имеет собственного запроса на психологическое тестирование. Как правило, испытуемые либо попадают на психодиагностическое обследование по инициативе третьих лиц (представитель службы персонала организации, где он работает, школьный учитель, лечащий врач и др.), либо проведение обследования инициирует психолог в рамках проводимого консультирования (психотерапии).

Случаи, когда клиент самостоятельно формулирует запрос на психодиагностическое обследование (тестирование), по нашим данным, достаточно редки и единичны, за исключением запросов, связанных с выбором профессии/ образования, где клиенты обычно ожидают именно тестирования. Однако и в этом случае, как правило, речь идет о тестировании подростков и юношей (гораздо реже с запросом на тестирование, связанным с развитием карьеры, обращаются взрослые), инициатива которого в большей или меньшей степени исходит не от них самих, а от их родителей, поэтому данный запрос может считаться самостоятельным лишь с оговорками.

Отсутствие самостоятельного запроса приводит к тому, что испытуемые в меньшей степени, чем при психологическом консультировании, мотивированы на работу по самоизменению, что уменьшает вероятность серьезного терапевтического эффекта. Однако существует ряд факторов, которые могут частично компенсировать дефицит мотивации.

Психодиагностическое обследование соответствует мотивации самопознания, достаточно значимой для многих; предложение «протестироваться», как правило, встречается с интересом, при условии, что у клиента отсутствует предварительное негативное отношение к тестированию (из-за предшествующего отрицательного опыта, опасения, что результаты будут иметь нежелательные последствия и пр.)

Работа испытуемого в процессе выполнения тестов и методик, даже без последующего обсуждения, способствует углублению интереса к своему внутреннему миру, к самопознанию; у испытуемого возникают вопросы, которые потом могут обсуждаться в беседе с психологом.

Если испытуемый проходит обследование не по собственной инициативе, имеет смысл перед началом обследования спросить, что он хотел бы узнать о себе, какую информацию получить. Далеко не все способны дать ответ, но даже попытки ответа запускают работу по самоанализу и самопознанию, увеличивая эффективность обследования.

Как и в психологическом консультировании, явный запрос испытуемого часто не отражает его глубинных проблем, хотя сам факт обращения к психологу (а иногда и согласия на обследование по инициативе третьих лиц) может служить индикатором того, что такие проблемы актуальны.

Пример 1. (Для понимания ситуации необходимо учесть, что события происходили несколько лет назад, и ни у одного из действующих лиц не было мобильных телефонов).

Женщина, связавшись с психологом по телефону, попросила провести тестирование ее 15-летнего сына с целью дать рекомендации по выбору специализированного класса (технического или гуманитарного). Психолог назначил подростку встречу, тот получил от матери записку с адресом и выехал из дома. Проехав часть пути, он выяснил, что забыл записку дома. Вместо того, чтобы вернуться или позвонить остававшейся дома бабушке, мальчик решил искать место, где работал психолог, по памяти. Безуспешно пытаясь найти организацию сначала на юго-западе Москвы, затем на северо-востоке, он потратил на поиски четыре часа и вернулся домой.

Вечером мать позвонила психологу и извинившись, попросила назначить другое время для ее сына, заверив, что теперь он обязательно доедет до психолога. В ходе беседы с матерью по телефону психолог предположил, что поведение подростка может указывать на проблемы, существующие в отношениях между матерью и сыном, и в итоге порекомендовал обратиться к семейному психологу. Мать поблагодарила его и больше не настаивала на тестировании сына.

Следует учитывать, что далеко не всегда в рамках психодиагностического обследования целесообразна работа с проблемами более глубокого уровня, нежели предполагает явный запрос, даже если на основании результатов обследования психолог может предположить, в чем они заключаются.

Пример 2 (Воробьева, 2010). Испытуемая Ольга, 28 лет, менеджер. Запрос связан с составлением прогноза карьерного развития, выделением факторов, способствующих и препятствующих карьерному росту. В ходе тестирования было выявлено и представлено испытуемой противоречие между характером запроса и особенностями жизненной ситуации испытуемой (она одновременно работала и училась, при этом тратила много времени на дорогу, что вызывало напряжение в семье) с одной стороны, и низким местом работы в системе ценностей испытуемой, при приоритете ценностей межличностных отношений, с другой. Обдумав полученную информацию, испытуемая пришла к выводу, что при наличии у нее стремления к профессиональному и карьерному росту, «ситуация обстоит таким образом, что, во-первых, мои внутренние противоречия не позволяют мне на данный момент двигаться в направлении карьерного роста, а во-вторых, предприятие, на котором я работаю, не предполагает моего дальнейшего продвижения…. Сегодня моей задачей является получение новых знаний и совершенствование профессиональных навыков в условиях сложившейся ситуации».

В течение года после обследования Ольга разошлась с мужем, уволилась с работы по собственному желанию и некоторое время не работала.

2. Психодиагностическое заключение для клиента как вариант психологического консультирования

Рекомендации и требования, касающиеся заключения для испытуемого по результатам психодиагностического обследования, часто достаточно противоречивы и не содержат внятных указаний на способы преодолеть эти противоречия. С одной стороны, испытуемые имеют право на достоверную информацию о результатах психодиагностического обследования, с другой – сообщение этой информации не должно наносить вреда испытуемому. При этом очевидно, что при психодиагностическом обследовании нередко выявляется информация, потенциально травматичная для испытуемого (например, о низком уровне интеллекта). Сообщать ли такую информацию и если да, то в какой форме, неясно. Также не может вызвать возражений тезис о том, что информация должна сопровождаться объяснениями, адекватными уровню знаний испытуемого, и учитывать его эмоциональное состояние; однако рекомендации о том, как именно нужно давать подобные объяснения и учитывать состояние, весьма расплывчаты и неопределенны. Среди специалистов нет согласия даже по более простому вопросу: должно ли заключение для испытуемого быть устным или письменным.

Многие из подобных вопросов и противоречий могу быть разрешены, если мы будем руководствоваться тезисом о том, что заключение для испытуемого по результатам психодиагностического обследования – это «особая форма психотерапевтического сообщения» (Тобиас, 2003) и следовательно при его проведении следует руководствоваться принципами и правилами психологического консультирования и психотерапии. Если немного изменить терминологию, то станет понятно, что вопросы, на которые трудно найти ответы в рамках психодиагностики, достаточно разработаны в психологическом консультировании (Алешина, 1999; Кочюнас, 1999).

Так, если считать заключение вариантом консультирования, станет очевидно, что устный вариант в подавляющем большинстве случаев является предпочтительнее, чем письменный (вряд ли консультант будет рассматривать вариант письменного консультирования, если возможно очное). Если мы будем рассматривать информацию психодиагностического заключения как вариант интерпретации, то станет понятно, что далеко не вся информация может быть донесена до испытуемого/ клиента (интерпретация может быть дана, лишь если она уместна и может быть принята клиентом). При этом до начала взаимодействия с испытуемым невозможно точно предвидеть его реакцию на сообщаемую информацию и следовательно неясно, какую часть этой информации можно будет донести до испытуемого. Поэтому сообщение результатов обследования должно быть гибким; психолог должен быть готов изменить содержание результатов в зависимости от реакции испытуемого в ходе беседы.

При обсуждении информации, которая может затрагивать достаточно серьезные личностные проблемы и конфликты, уместно использовать техники вопроса и «мягкой» конфронтации (Ягнюк, 2000). Вопрос дает возможность не представлять подобную информацию как непререкаемую истину, но скорее как одну из возможностей. К примеру: «Результаты теста показывают, что вы….. Что вы по этому поводу думаете?».

При психодиагностическом обследовании достаточно часто выявляются противоречия, которые могут отражать реальные конфликты и проблемы в жизни испытуемого. Техника «мягкой» конфронтации позволяет представить имеющееся в результатах обследования противоречие без развернутой интерпретации, предоставив испытуемому возможность самостоятельно дать интерпретацию, или задуматься над проблемой, или же обесценить результаты, используя психологические защиты. В последнем случае скорее всего последующая интерпретация противоречия психологом нецелесообразна. Так, в примере 2 события, происшедшие в жизни испытуемой после проведения психодиагностического обследования, показали, что сделанные ею интерпретации скорее всего были неполными, однако при однократном обследовании достижение более глубокого уровня осознания ситуации, вряд ли было возможным.

Таким образом, если представить психодиагностическое заключения для испытуемого/клиента как вариант психологического консультирования, то можно предложить следующие рекомендации по его проведению

При сообщении испытуемому результатов обследования следует руководствоваться теми же принципами, что и при проведении психологического консультирования; в частности, следует воздерживаться от действий и сообщений, от которых психолог воздерживается при проведении консультирования.

Заключение должно быть устным

Заключение должно строиться как диалог

Полнота сообщаемой испытуемому информации определяется в процессе беседы.

При проведении беседы желательно использовать принципы деноминализации, контекстуализации и позитивной реинтерпретации (см. Соломин, 1999):

1) Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих особенности испытуемого, из существительных или прилагательных в глаголы (к примеру, вместо «вы – экстраверт» можно сказать «вы обычно легко и свободно общаетесь»). Принцип помогает избежать восприятия информации психолога как «диагноза».

2) Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности (вместо «вы испытываете трудности в общении - «вы испытываете трудности, общаясь с незнакомыми людьми, или в большой компании, где вы на виду»). Принцип помогает избежать представления о том, что трудности, связанные с особенностями испытуемого, являются всеобъемлющими и подстерегают его всегда и везде.

3) Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения (вместо «вы не можете сосредоточиться, когда вокруг шумно» - «для работы вам нужна тишина»). Принцип позволяет избежать представления об ограниченных возможностях клиента и фатальном отсутствии у него тех или иных качеств.

Вместе с тем, беседа по результатам психодиагностического обследования существенно отличается от большинства других форм консультирования. Эти различия сводятся к следующему.

Как правило испытуемый/клиент ориентирован на единственную встречу

Мотивация испытуемого зависит от цели психодиагностического обследования, но он достаточно редко готов к серьезной работе по самоизменению.

Испытуемый, воспринимая тесты как источник объективной информации, в большей степени ориентирован на некритичное принятие сведений о себе и на четкие рекомендации, что следует учитывать при построении беседы.

Учитывая некоторое противоречие между ожиданиями испытуемого (получение рекомендаций) и нежелательностью представления рекомендаций при психологическом консультировании, вопрос о рекомендациях по результатам психодиагностического обследования следует рассмотреть отдельно.

3. О рекомендациях по результатам психодиагностического обследования

Учитывая общность психологического консультирования и беседы по результатам психодиагностического обследования, можно выделить следующие желательные особенности рекомендаций.

Пример 3. Наташа, 18 лет, учащаяся колледжа, жительница небольшого города; запрос связан с выбором профессии. Окончила художественную школу, учителя рекомендовали дальнейшее обучение в художественном училище, однако в городе, где жила Наташа, такого училища не было, а родители отказались отпускать 15-летнюю девушку в другой город. Наташа поступила в колледж, причем ни она, ни ее мама при проведении психодиагностического обследования не смогли ответить на вопрос, по какой специальности обучается девушка.

При обсуждении результатов психологического тестирования психологом в числе других возможных специальностей были предложены ландшафтный дизайнер и дизайнер интерьеров. Эти предложения были с приняты с большим интересом, поскольку соответствовали склонностям испытуемой. Возможность работать по этим специальностям ей самой в голову не приходила.

Если испытуемый очевидно ориентирован на получение рекомендаций, то желательно предоставить ему рекомендации, даже если психолог расценивает готовность клиента к их выполнению как низкую, с целью избежать выраженного разочарования и негативной оценки психодиагностического обследования в целом; в подобных случаях рекомендации следует формулировать в как можно более общем виде.

Если есть такая возможность, беседу следует завершить, сообщив о том, что испытуемый может при желании вновь обратиться к психологу для повторного обсуждения результатов, частичного или полного повторения обследования или за психологической помощью. Эта возможность нередко оказывается востребованной.

Пример 4. Дарья, 37 лет, разведена, двое детей. Ведет активный образ жизни, успешно работает (незадолго до обследования получила повышение), производит впечатление общительного, открытого, доброжелательного человека. Аллергик, болеет астмой.

При обследовании было найдено противоречие между позитивной самооценкой, отсутствием явных признаков психологического неблагополучия с одной стороны и усталостью, страхом перед будущим, которые были выявлены с помощью проективных методов. При обсуждении результатов была предложена психотерапия, что вызвало удивление, однако клиентка обещала «подумать». Через год обратилась с просьбой найти ей психотерапевта. За этот год с ее слов ухудшилось состояние здоровья, появилось разочарование в людях, Дарья «устала казаться успешной и веселой».

1. Обсуждение результатов обследования в контексте жизненных ситуаций. Иными словами, используя принцип контекстуализации, желательно рассмотреть совместно с испытуемым, как именно будут проявляться психологические особенности, выявленные в результате обследования, и какие последствия они могут иметь. К примеру, если психолог скажет тревожному испытуемому о том, что у него высокий уровень тревожности, то скорее всего это приведет лишь к усилению тревоги. Однако можно сосредоточить обсуждение на ситуациях, в которых наиболее часто возникает тревога – как правило, это ситуации неопределенности, принятия решений и пр. Можно обсудить, есть ли возможность избежать таких ситуаций, как подготовиться к ним, оптимальные способы поведения в них (учитывая присущую испытуемому высокую тревожность) и пр.

2. Рекомендации по оптимизации образа жизни: режим дня, физические упражнения, занятия спортом, житейские способы снятия напряжения, немедикаментозные средства оптимизации психофизиологического состояния. Подобные рекомендации уместны при наличии признаков тревоги, переутомления, неблагоприятного физического состояния. Выбор конкретных средств проводится в беседе с испытуемым, с учетом его возможностей и предпочтений. Данный уровень не предполагает воздействие на возможные причины неблагоприятного состояния; рекомендации уместны как в тех случаях, когда психолог сочтет это нецелесообразным (например, в силу недостаточной мотивации клиента), так и в дополнение к рекомендациям других уровней.

3. Самообразование: чтение книг по психологической проблематике, овладение психотехниками. Как правило, подобные рекомендации стоит давать, если психолог может дать названия подходящих книг или иных источников информации.

4. Групповая или индивидуальная психологическая помощь. Желательно предлагать ее, если психолог может либо сам провести соответствующую работу, либо рекомендовать специалиста.

Отдельно (вне уровней) мы рассмотрим вопрос о рекомендациях, связанных с жизненными изменениями (профессиональными, семейными, личными, материальными и пр). С одной стороны, подобные рекомендации находятся в противоречии с принципами психологического консультирования. С другой стороны, их необходимость иногда в явном виде следует из задач психодиагностического обследования, например, профориентационное тестирование предполагает, что психолог рекомендует круг профессий, подходящих для испытуемого. Нам представляется, что подобные рекомендации уместны, если их давать с учетом принципов, изложенных в начале данного раздела, оставляя принятие решения за испытуемым.

Пример 5. Ольга, 29 лет (ее данные рассматривались в примере 2, повторное исследование проходило через полтора года после рассмотренного ранее). При диагностике по методике неоконченных предложений выявлены признаки неблагополучия в отношениях с матерью. В ходе последующей беседы Ольга отметила, что в ее отношениях с матерью отсутствует то чуткое понимание, которое должно быть между матерью и дочерью. Данная проблема существует с самого детства, и всю жизнь Ольга пытается ее разрешить.

Также было отмечено, что, несмотря на то, что Ольга придает отношениям в семье большое значение, вместе с тем ни в завершении предложений, ни в комментариях в ходе последующей беседы ребенку клиентки не отводилась сколько-нибудь значимая роль. В беседе с испытуемой было сделано предположение, что существует угроза перенесения модели отношений с матерью испытуемой на отношении Ольги со своим ребенком. Недостаток любви и внимания со стороны матери, который Ольга неоднократно фиксировала в ходе исследования, возможно, повторяется теперь и в ее отношениях с дочерью.

Через некоторое время Ольга забрала свою семилетнюю дочь от родителей бывшего мужа, с которыми девочка проживала до этого.

4. Терапевтическая эффективность психодиагностики и ее ограничения

Эффективность психодиагностических процедур, сопоставимая по эффективности с психотерапевтическим воздействием, в последнее время считается важным аспектом диагностики и оценки. Показано, что обратная связь по результатам тестирования является более эффективной (уменьшение симптоматики дистресса, увеличение самооценки), чем сессия поддерживающей психотерапии такой же продолжительности, причем позитивный эффект сохранялся в течение двухнедельного срока (Finn, Tonsager, 1992). Выделяются следующие виды позитивных эффектов, которые оказывает беседа по результатам диагностики (Finn, Butcher, 1991)

Повышение самооценки

Уменьшение одиночества и чувства изолированности

Увеличение надежд

Уменьшение симптоматики

Улучшение понимания себя

Увеличение мотивации к получению психологической помощи и к более активному участию в психотерапии, если она уже проводится.

По нашим данным, по результатам проведения психодиагностического обследования с последующей беседой отмечается ряд положительных эффектов (по данным катамнеза, от 4 месяцев до двух лет после проведения обследования)

1. Выраженные изменения к лучшему жизненной ситуации. Случаи, когда причинная связь между обследованием и происшедшими изменениями очевидна, достаточно редки. Однако происшедшие в результате психодиагностического обследования изменения могут быть столь разительны, что могут оцениваться как «самая удачная и элегантная психотерапия, которую я когда-либо совершал» (Corsini, 1984). Приведенный им пример удивителен еще и тем, что заключение психолога по результатам тестирования состояло всего из одной фразы (о высоком IQ), которая изменила жизнь человека. Интерпретация испытуемым (заключенным в тюрьме) этой фразы «вызвала полнейшее изменение в представлении о себе и привела к изменениям в поведении и в его чувствах относительно себя самого и окружающих».

Приведем в чем-то сходный пример на российском материале. Интересно, что в нем также идет речь об изменениях, происшедших после того, как в результате тестирования были получены данные о высоком интеллекте.

Пример 6. Елена, 28 лет, старшая медсестра хирургического отделения больницы. Школу окончила с серебряной медалью, мечтала стать врачом-хирургом, однако не продолжила образование после медицинского училища из-за рождения детей. Руководство больницы неоднократно предлагало Елене поступать учиться, но она отказывалась, считая, что "поезд ушел, мозгов не хватит". В отделении, где она работала, проводилось психологическое тестирование интеллекта. Перед выполнением теста сомневалась в своих возможностях: "Какой интеллект, были мозги да усохли". Елене показала по тесту интеллекта результат, существенно превышающий средний результат врачей, После ознакомления с собственным результатом, а также со средними данными по тесту в различных профессиональных группах у Елены "словно крылья выросли": появилась вера в свои способности. Через несколько месяцев после тестирования успешно сдала экзамены в медицинский институт.

Достаточно часто в катамнезе после психодиагностического обследования встречаются упоминания явных изменений к лучшему жизненной ситуации – уменьшение конфликтов в семье, улучшение межличностных отношений, служебные успехи и пр. – однако достаточных оснований для того, чтобы считать эти изменения следствием проделанной совместно с психологом работы как правило нет, хотя и исключать такую возможность не стоит.

Пример 7. Екатерина, 25 лет, мастер по маникюру. Окончила 2 курса технического вуза, ушла, работала продавцом в разных местах. Больше года не задерживалась на рабочем месте, т.к. не устраивала заработная плата. Нынешняя работа нравится, но заработок также не устраивает. Не замужем, живёт у молодого человека, от которого периодически уходит. Не знает, как дальше строить свою жизнь - возобновить ли учёбу в институте, поступить в другое учебное заведение; не знает, кем бы ей хотелось работать.

По результатам обследования были даны рекомендации не продолжать обучение в техническом вузе; среди профессий, которые соответствуют склонностям и индивидуальным особенностям Екатерины, была названа профессия продавца-консультанта.

Катамнез через 10 месяцев. Работает в сетевом магазине по продаже мобильных телефонов. Работа нравится, заработная плата устраивает. Начальство ценит Екатерину как работника, она переведена в лучший магазин сети, что положительно сказывается на заработке. В личной жизни также произошли изменения: рассталась с предыдущим молодым человеком, встречается с новым. Хочет учиться, но пока не располагает средствами и временем на обучение.

2. Принятие решений на основе результатов психодиагностического обследования. Примером может служить решение испытуемой забрать ребенка от родителей мужа (пример 5). Чаще по результатам психодиагностики принимается решение обратиться за психологической помощью, а также решения, с профессиональным выбором – смена работы, поступление в учебное заведение и т.п.

Гораздо чаще, чем принятие новых решений на основе полученной при психодиагностическом обследовании информации и ее обсуждения с психологом, результатом проведенной работы является укрепление уверенности в решении, фактически принятом еще до обследования, но в котором клиент сомневался, или выбор из нескольких вариантов решения. В частности, в случае, рассмотренном в примере 7, клиентка, которая находилась перед обследованием в ситуации неопределенности, после обследования сменила место работы, вернувшись к одной из профессий, опыт работы по которой она уже имела.

3. Повышение самооценки (словами испытуемых, «укрепление веры в себя», «повышение уверенности в себе») отмечается большинством испытуемых в качестве результата психодиагностического обследования и является по нашим данным наиболее выраженным эффектом обследования.

Таким образом, по нашим данным, в качестве основных позитивных эффектов психодиагностического обследования с последующим обсуждением можно отметить повышение самооценки, принятие решений и (или) выбор одного из нескольких решений по результатам обследования, а также позитивные жизненные изменения. По нашему мнению, основными факторами, определяющими эффективность психодиагностического обследования, причем в некоторых случаях бОльшую, чем психологического консультирования аналогичной продолжительности, являются:

Самоанализ, который происходит в процессе ответов на вопросы психодиагностического обследования и дает возможность задуматься над темами и проблемами, над которыми клиент раньше не думал, получить ценную информацию даже без обсуждения результатов

Наглядность информации, получаемая в результате психодиагностического обследования, ее представление в виде чисел, графиков и пр., возможность сравнить свои результаты со статистической нормой.

Объективность тестов: их результаты часто воспринимаются испытуемыми как более значимая и достоверная информация, чем слова психолога.

Пример 8 является отражением этой тенденции, доведенной до крайности. Анатолий, 56 лет, рабочий, а также его жена выполнили методику диагностики ценностных ориентаций по Рокичу. Методика не предполагала количественной обработки результатов. В последующем обсуждении сопоставлялись ценности супругов, проводилась интерпретация их сходства и различий.

После проведенной беседы Анатолий воскликнул: «Надо же как точно компьютер все выдал!» Он подумал, что результаты вводились в компьютер, обрабатывались помощью специальных программ, и компьютер выдал результат.

Вместе с тем, следует признать, что психодиагностическое обследование как правило предполагает единственную встречу с психологом по результатам обследования, в ходе которой у клиента обычно отсутствует осознанная мотивация к самоизменению: он настроен скорее на получение информации и (или) рекомендаций. Поэтому в большинстве случаев психодиагностическое обследование не может привести к выраженным изменениям. Опыт показывает, что из заключения по результатам обследования испытуемый в первую очередь воспринимает ту информацию, которая не противоречит его Я-концепции и соответствует его жизненным планам. В противном случае информация не воспринимается адекватно и (или) искажается.

Пример 9. Антон, 15 лет, ученик 9 класса физико-математического лицея. Хочет стать предпринимателем, родители считают, что сыну лучше поступить в престижный технический вуз, с которым связан лицей. При психодиагностическом обследовании были выявлен ряд характеристик, способствующих успешности в инженерно-технических дисциплинах, но не в деятельности предпринимателя. Информация об этих характеристиках была доведена до Антона, однако, учитывая противоречия с планами подростка, рекомендации по выбору профессии в явном виде сделаны не были.

Катамнез через полгода. Высоко оценивает результаты обследования, уделяет больше внимания учебе в школе, утвердился в своих планах стать предпринимателем.

Пример 10. (Кононова, Шмелев, 2010). Испытуемая Д. проходила профориентационное тестирование. В заключении было написано: «Вы не очень общительны… предпочитаете уединение активному взаимодействию с людьми». 4 года спустя учится в Академии туризма как сама захотела, выбранная профессия категорически не нравится, так как «требует много общения». На вопрос, что ей было рекомендовано при тестировании, отвечает, что ей рекомендовали общение с людьми.

Таким образом, психодиагностическое обследование с последующей беседой по его результатом обладает большим психокоррекционным и психотерапевтическим потенциалом, который может быть реализован при четком понимании возможностей и ограничений обследования, а также при реализации в беседе с клиентом/испытуемым основных принципов психологического консультирования.

Примечания:

При написании статьи использованы данные курсовых работ по психодиагностике, выполненные студентами ИППиП, которым автор выражает искреннюю признательность.

Литература:

  • Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. М.: Класс, 1999.
  • Барлас Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы. Психологическая диагностика, 2003, №2.
  • Воробьева И.В. Роль мотивационно-потребностной сферы в развитии карьеры менеджера: психодиагностический подход. Дипломная работа. – Институт Практической психологии и психоанализа, 2010.
  • Кононова В.Н., Шмелев А.Г. «ДДО» и «Профориентатор»: преемственность отечественных профориентационных методик. - Вестник Московского университета. Серия Психология, 2010, №2.
  • Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.
  • Соломин И.Л. Психологическое тестирование и консультирование. Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999.
  • Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. – М.: Класс, 2003.
  • Ягнюк К.В. Анатомия терапевтического вмешательства: типология техник. Журнал практической психологии и психоанализа, №3, 2000.
  • Corsini R.J. (Ed.), Current psychotherapies. Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers, 1984.
  • Finn S.E. & Butcher J. N. Clinical objective personality assessment. In M. Hersen, A. E. Kazdin, & A. S. Bellack (Eds.), The clinical psychology handbook (2nd ed.; pp. 362-373). NY: Pergamon Press, 1991.
  • Finn S.E. & Tonsager M.E. Therapeutic effects of providing MMPI-2 test feedback to college students awaiting therapy. Psychological Assessment, 1992, 4, 278-287.
  • Finn S.E. & Tonsager M.E. Information-gathering and therapeutic models of assessment: Complementary paradigms.Psychological Assessment, 1997, 9, 374-385
  • Finn S.E. & Tonsager M.E. How Therapeutic Assessment became humanistic. The Humanistic Psychologist, 2002, 30, 10-22.
  • Watkins C.E. & Campbell V.L. Testing and assessment in counseling practice. Taylor & Francis, 2000.
  • Whiston S.С. Principles and Applications of Assessment in Counseling . 3-rd edition, Cengage Learning, 2009.

Специалист АНО «Региональный Медико-Правовой Центр» в области детской психологии провел психологическое освидетельствование несовершеннолетнего и заключил, что присутствует у ФИО высокий уровень развития познавательных процессов и тревожности, в связи с чем эмоционально тяжело переживает факт раздельного проживания родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического освидетельствования

Фамилия Имя Отчество «__» месяц 20** года рождения

Проведено на основании ч 1, 2 ст.23 ФЗ «О психологической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», по обращению ФИО, законного представителя ФИО, с просьбой оценить ее психологическое состояние.

Дата проведения: «__» месяц 2014 года 16.00 до 18.00

Место проведения: г. Москва, ул. Генерала Белова, д. 26, офис 920

По результатам проведенного освидетельствования, психологом составлено заключение специалиста.

На разрешение освидетельствования поставлены вопросы:

  1. Определить уровень и особенности развития ФИО.
  2. Определить опосредованное отношение ФИО к каждому из членов семьи.
  3. Может ли оказать негативное влияние на психическое развитие освидетельствуемого ФИО визуальное восприятие регулярного общения ФИО с ФИО в семейной обстановке при отсутствии ФИО?
  4. Может ли оказать негативное влияние на психическое развитие освидетельствуемого ФИО визуальное восприятие личных *** отношений ФИО с ФИО?
  5. Отразится ли негативным образом на психологическом состоянии освидетельствуемого ФИО визуальное восприятие личных *** отношений ФИО с ФИО?

Список использованной литературы:

  1. 1. Закон РФ от 02.07.1992 №3185-1 (ред. от 21.11.2011) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  2. 2. Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления: В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания.
  3. 3. Холлик М., Коннели К. Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии.
  4. 4. Б.С. Волков, Н.В. Волкова.Детская психология. От рождения до школы. СПб,2006

Соответственно запросу была разработана диагностическая программа психологического освидетельствования, с использованием системы диагностических психологических методик и процедур, которые позволили бы минимизировать риск неточного решения относительно вопроса, поставленного на разрешение специалисту законного представителем ФИО, ФИО.

Специалист, проводивший психологическое освидетельствование:

ФИО – кандидат психологических наук, детский психолог, семейный системный терапевт.

Цель психологического освидетельствования:

Исследования особенностей развития ФИО, особенностей состояния эмоциональной сферы, опосредованного отношения к членам семьи.

Задачи:

1. Определить опосредованное отношение и привязанность ФИО к матери и отцу

2. Определить особенности развития ФИО.

3. Определить особенности эмоциональной сферы ФИО, наличие психологических травм.

Методы:

  • Первичная беседа по сбору анамнеза
  • Тестирование
  • Наблюдение
  • Проективные методы
  • Клиническая беседа с ФИО

Структура психологического исследования:

1 этап (подготовительный)

На данном этапе осуществлялся сбор сведений об исследуемом.

На основании материла дела и полученных данных была выработана стратегия последующего исследования, которая предполагала подбор методик, а также определение последовательности их предъявления, в соответствии с возрастными особенностями испытуемого и поставленными задачами.

2 этап (диагностический – психологическое освидетельствование):

Второй этап (проведение исследования) включал предъявление батареи методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий предшествовала четкая инструкция. Во время выполнения заданий психолог наблюдал за поведением и вел точную запись своих наблюдений. Этап завершился представлением полученных результатов в виде, который задается типом методик.

3 этап (подготовка заключения):

На третьем этапе психологического освидетельствования была проведена подготовка заключения по его результатам: обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об обратившемся в контексте поставленных задач исследования.

методики, предлагаемые Фамилия Имя Отчество.

№ п/п

Название методики

Цель использования

1. Тест « Рисунок семьи» Позволяет выяснить эмоциональное состояние ФИО, его отношение к семье; дает возможность оценить особенности восприятия и переживания ФИО этих отношений
2. Социометрическая проба «День рождение» М. Панфиловой Позволяет исследовать отношение ФИО к взрослым и детям.
3. Социометрический опросник (для детей). М.Панфиловой Направлена на исследование эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, особенностей реализации потребности в общении.
4.
Позволяет провести диагностику эмоциональных процессов. Позволяет диагностировать количество и особенности содержания страхов у детей. 5. Тест тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен) Позволяет определить уровень ситуативной тревожности. 6. Методика Павловой Н.Н.,Л.Г.Руденко Позволяет определить развитие психических процессов у детей дошкольного возраста.

Заключение специалиста по результатам психологического освидетельствования:

В ходе психологического освидетельствования были получены следующие результаты:

1. Тест « Рисунок семьи»

ФИО находится в положительном эмоциональном состоянии, общительная. Начинает самостоятельно рассказывать о себе, много улыбается.

На рисунке присутствуют: (перечисление совпадает и последовательностью рисования) сам, мама и папа. Рисунок расположен по центру, большого размера. Фигуры крупные, яркие. В рисунке использует только один цвет. Для ФИО характерно восприятие семьи как нуклеарной (*)

Анализ структуры рисунка семьи позволяет выделить значимых взрослых для ФИО: это мать и отец. В процессе рисования ФИО очень старается нарисовать маму, украшает одежду мамы и свою одинаковыми аксессуарами. ФИО с мамой держаться за руки. Потом рисует папу, украшает одежду галстуком. Проявляет заинтересованность в качестве полученного результата, очень старается, чтобы получилось красиво. Межперсональные связи крепкие, люди нарисованы близко друг к другу. Главный и наиболее значимый взрослый – это мама и отец. Мама эмоционально ближе к ФИО.

В беседе к рисунку выявляется еще большее расширение семьи (только за счет родственников). Самыми любимы членами семьи являются мама и папа.

В дополнительных ответах на вопросы беседы по рисунку и ситуации в семье выявляется повышенная тревожность ФИО. Девочка упоминает наличие «ФИО»(**) у мамы и что «ФИО теперь не ее»(**) что приводит ФИО в состояние высокой тревожности и уныния. В этом моменте возникает сильная невротизация (ФИО закусывает губы, глаза наполняются слезами).

Таким образом, можно отметить об эмоциональной близости с матерью и отцом у ФИО, состояние эмоциональной тревожности и невротизации при упоминании чужих людей, попадающих в близкое окружение.

2. Социометрическая проба «День рождение»

Анализ проведенной методики позволяет сказать, что у ФИО развито желание общаться в широком кругу. Среди людей, которым ФИО отдает эмоциональное предпочтение в общении, присутствуют как родственники (мама, папа и бабушка), друзья из коллектива и руководитель. Самые значимые люди для ФИО – подруги и друзья. Мама и папа располагаются ФИО вместе.

На сегодняшний день значимая среда общения – это и семья, и друзья.

3. Социометрический опросник.

Анализ полученных результатов позволяет говорить о высокой реализации потребности в общении посредством близких людей: мама, папа и бабушка Л**, а так же друзей. Самую высокую значимость в реализации потребности в общении имеют друзья и мама, также папа и бабушка принимают активное участие в жизнедеятельности ФИО. Доминанта в общении отводится друзьям. Референтная группа состоит из двух частей: с одной стороны это взрослые родственники, с другой стороны подруги и друзья.

4. Тест «Страхи в домиках»

У ФИО выявлено наличие 13 страхов из 29, заданных методикой. Полученные результаты говорят о наличие возрастных страхов – страх смерти, страх смерти родителей, крови, высоты, неожиданных звуков, темноты… Количество страхов превышает нормативное количество по выборке детей данного возраста.

5. Тест Тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен)

Девочка имеет средне — высокий уровень тревожности. Делает эмоционально – отрицательный выбор в ситуациях, несущих негатив или угрозу, так же выбирает отрицательной эмоцией ситуации нейтрального характера.

6. Диагностика умственного развития ребенка по комплексу диагностических методик Павловой Н.Н., Л.Г.Руденко

ФИО находится в положительном эмоциональном состоянии, настроении радостное — много улыбается и разговаривает, не капризничает. Знает правила, которые регулируют отношения людей, ориентируется на нравственные нормы. Умеет делать самостоятельный выбор, проявляет самостоятельность, настойчива в своих желаниях. В процессе совместной деятельности принимает помощь чужого взрослого, очень быстро переносит новый навык в самостоятельную деятельность. Ознакомление с окружающей средой имеет высоко выраженный познавательный характер. Наглядно-действенное и наглядно – образное мышление развито в соответствии с возрастом.

Методика Павловой

Протокол обследования

Фамилия, имя пациента Фамилия Имя Отчество

Дата рождения «__» месяц 20**

Дата обследования «__» месяц 2014

Возраст на момент обследования ** года **месяцев

Субътест 1 . Коробка форм

Субътест 2. Покажи и назови

Субътест 3. Разборка и складывание матрешки

Субътест 4. Разрезные картинки

Субътест 5. 8 предметов (память)

Субътест 6. Лабиринты

Субътест 7. Найди такую же картинку

Субътест 8. Найди домик для картинки

Субътест 9. На что похоже?

ФИО называет 7 ассоциаций 1

15 баллов – высокий уровень развития психических процессов

Таким образом, эмоционально-социальное развитие (контактное отношение, навыки поведения), познавательное развитие, развитие речи: понимание речи и активный уровень речи имеют высокий уровень развития.

Выводы:

В ходе освидетельствования уФИО 20** г.р. было выявлено наличие высокого уровня развития познавательных процессов, высокий уровень тревожности и наличие возрастных страхов. Количество страхов превышает нормы, соответствующие выборке детей данного возраста. (ОТВЕТ НА 1 ВОПРОС)

Эмоционально близкие люди для ФИО это мать и отец. Значимость матери выше для ФИО по сравнению с отцом. В представлении ФИО у ребенка должны быть оба родителя (и мать, и отец). Эта социально принятая норма очень важна для ФИО. (ОТВЕТ НА 2 ВОПРОС)

ФИО эмоционально тяжело переживает факт раздельного проживания родителей, высокого уровня тревожность и невротизация присутствует при упоминании ФИО в жизни ФИО. Исследования отечественных психологов говорят о том, что именно дети от 3 до 6 лет испытывают тяжелое эмоциональное потрясение из-за нарушения стабильной ситуации развития. Становятся высоко тревожными и не уверены в своих силах. (ОТВЕТ НА ВОПРОС №3).

В целях сохранности эмоциональной сферы ФИО не представляется возможным провести исследование, позволяющее дать ответы на вопрос 4 и 5.

(*) семья , состоящая из родителей и детей.

(**) высказывания ФИО

Психолог _____________________

кандидат психологических наук, доцент

В нашем правозащитном центре "Покров" вы можете получить заключение психолога по самым разным вопросам:

в ситуации развода, агрессии другого родителя, при конфликте в садике или школе.

Такое заключение может быть использовано в суде и других организациях в качестве доказательства.

  • В связи с изложенным мы публикуем о бразец психологического заключения в отношении ребенка 7-ми лет, который может быть полезен как родителям так и специалистам (конфиденциальная информация изменена или скрыта).

Первичное психологическое заключение

На приеме ребенок Кинова Мария (обследуемая) с матерью Екатериной. Обследование проводилось в форме беседы и тестирования, в два приема, общее время обследования составило 2 часа. Беседа и тестирование проводились в кабинете психолога.

Дата проведения беседы??2016 г., дата проведения тестирования??.2016 г.

1. Биографические данные

ФИО Кинова Мария Сергеевна

Дата рождения??? года рождения.

Отец Кинов Сергей Сергеевич (47 лет, высшее образование, инженер).

Мать Кинова Екатерина Александровна (46 лет, высшее образование, инженер).

Сестер, братьев нет.

В настоящее время проживают совместно мать Екатерина и дочь Мария, с отцом ребенка не живут 8 месяцев, часто приходит для помощи по дому и с ребенком бабушка (мать Екатерины) Иванова Елена Егоровна.

Отец регулярно навещает Марию.

Образование:

Мария посещала детский сад с 2-х лет (проявляла протестные реакции, много плакала и болела). В настоящее время посещает 1 класс школы, танцевальную студию, бассейн.

2. Повод для обследования

К психологу обратилась мать ребенка. Поводом послужила конфликтная ситуация развода в семье родителей, возросшая тревожность ребенка. Перед специалистом поставлены следующие задачи:

Оценить отношение ребенка к ситуации развода, к матери, к отцу и прояснить влияние поведения отца (отец может посадить девочку на колени, целовать ее в губы, а также проявляет агрессию);

Выявить уровень тревожности девочки в настоящее время, и разработать рекомендации для психологического оздоровления и поддержки ребенка.

3. Краткие сведения из истории развития ребенка

На момент обследования девочке 7 лет. Беременность у матери протекала хорошо. Родилась доношенной в срок, роды длительные, завершились кесаревым сечением. До года девочка практически не болела, развитие соответствовало возрасту, без особенностей. После наступления возраста 3-х лет наблюдалась у невролога, диагнозы «гиперактивность», «невроз», «энурез».

Родилась в браке, проживала с отцом и матерью в 3-х комнатной квартире.

Через год после рождения Маши у матери диагностировали тяжелое заболевание (диагноз и характер заболевания не описываю согласно пожеланию матери). В возрасте с 1,5 до 3 лет ребенка ее матери Екатерине проводили длительное лечение. В связи с этими обстоятельствами воспитанием дочери Маши занималась бабушка по материнской линии – Иванова Елена Егоровна.

Маша, со слов матери, особых проблем в воспитании не доставляла, однако с 3-х лет начала проявлять активность и непослушание, агрессивную позицию в отстаивании своих желаний.

Согласно заполненным анкетам, по отношению к дочери обоими родителями применяются физические наказания.

Среди проблем с дочерью Екатерина указывает также боли в животе, запоры, кусание ногтей, бруксизм, навязчивая мастурбация, воровство, раздражительность и плаксивость.

По поводу отношений с дочерью Екатерина пояснила, что они напряженные, и дочь может назвать ее «дурой», сказать «ты ноль», «ты уродина», отказаться выполнять разумные требования. Также со слов матери, девочка может ее, Екатерину, ударить, а Екатерина может ударить в ответ, и тогда получается «драка».

Екатерина полагает, что это связано с тем, что девочка научилась этому у отца или у ее матери (бабушки Маши).

С отцом у ребенка отношения хорошие, как утверждает мать, однако наблюдаются эпизоды, когда девочка жалуется на давление отца, когда тот делает с ней уроки, или отказывается говорить с ним по телефону при звонке отца.

Мать описывает характер дочери так: «Целеустремленная, любит и чувствует людей, плаксивая, имеет лидерские качества, любит командовать, хочет получать все, что пожелала». На вопрос, чем дочь похожа на нее, отвечает «неуверенностью в себе, тревожностью», а также «жизнелюбием». На вопрос, чем дочь походит на отца, ответила «стремится все доводить до конца».

8 месяцев назад муж переехал на отдельную квартиру. С этого времени родители Маши вместе не проживают.

В квартире, где проживает сейчас Маша с матерью, 3 комнаты, у Маши имеется своя комната и кровать, выделена игровая зона. В комнате девочки спит мама.

С отцом Маша видится часто; со слов матери, он приходит к ним домой, играет с Машей, делает с дочкой уроки, читает ей, забирает ее с собой, отвозит ее на занятия в бассейн и к невропатологу.

Возросшую тревожность дочери мать связывает в основном с ситуацией ухода мужа и отца Маши из дома, напряженными отношениями и разводом.

Проведена анамнестическая беседа с матерью, в ходе которой были записаны необходимые биографические и другие сведения, а также за ребенком и отношениями мать-ребенок произведено наблюдение.

Также в отсутствие матери были проведены психологические тесты с ребенком: «рисунок семьи», тестирование в виде «неоконченных сказок», тестирование САТ, проведен опрос по отношениям с отцом и матерью, наблюдение в ходе игровой деятельности ребенка.

5. Полученные психологические данные и результаты

При первом впечатлении ребенок приветлив: девочка улыбается, здоровается. Адекватно реагирует на общение с незнакомым человеком. Далее проявляет повышенную активность, задает специалисту вопросы, привлекает к себе внимание, знакомится с кабинетом.

На замечания матери реагирует избегающее, с улыбкой, без выражения агрессии, с попыткой продолжать делать выбранное действие. После уговоров матери и выдачи сладостей Маша спокойно отпускает мать из кабинета психолога и демонстрирует готовность к сотрудничеству.

Девочка социально адаптирована в пределах возрастной нормы, легко устанавливает контакт. В начале беседы охотно подчиняется правилам, высказанным доброжелательным тоном. Отвечает на вопросы охотно, однако стремится или переключить внимание на игровую деятельность или играть одновременно.

В незнакомом помещении ведет себя свободно, творчески исследуя его в установленных границах. Движения демонстрирует спонтанные, часто неловкие, иногда хаотичные, резкие. В контакте со специалистом заинтересована.

Несмотря на признаки гиперактивности (двигательную расторможенность, возбуждение), Маша сохраняет устойчивое внимание при недолгом личном обращении – пока длится речь, обращенная лично к ней, или пока она думает над вопросом и отвечает на него. Когда в ходе беседы контакт с ней прерывается, быстро переключает внимание.

Соответственно, можно сделать вывод об избирательности внимания, связанной с объемом личной заинтересованности в объекте внимания. Для ее возраста способность к концентрации внимания представляется адекватной, при условии одновременной игровой деятельности. Проявления способности Маши удерживать внимание при условии запрета на игру не исследовались, такой задачи перед специалистом не стояло.

Маша во время беседы проявляет разные чувства: гнев, радость, грусть, страх и вину, различая их интеллектуально. Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены, разнообразны. Выражение лица также подвижно, как и тело. С эмоциями справляется, речь логически обоснована.

В ответах на вопросы Маша в основном осознает свои желания и опасения. При этом она говорит об обеспокоенности только ситуацией развода в семье. Она не упоминает о друзьях или занятиях в школе или кружках, ее не интересует ничего, кроме мамы и папы. Указанное, а также выбор игрушек, сделанный Машей и характер ее игры в кабинете психолога, позволяет говорить о ранней фиксации на оральной стадии развития психики и заметном стрессогенном влиянии ситуации развода.

В целом складывается впечатление, что незрелость ее личности усиливает эффект травматизации ситуацией развода и реакцией матери на это. Маша упоминает в разное время и в ответах на разные вопросы, что «мама плачет», «мама кричит», «мама ругает папу, а папа не может слушать и уходит». В ходе беседы на фоне игровой деятельности Маша комментирует, что родители разводятся из-за нее, утверждает, что боится, если они разойдутся. В ответах на вопросы о ситуации Машу заметно беспокоит чувство вины, страх потерять родителей как пару. Повышение стресса усматривается в вовлечении Маши в отношения между взрослыми, при лавировании между мнениями отца и матери.

Способность к вербализации чувств согласуется с возрастной нормой. Маша изъясняется короткими предложениями, говорит часто с выражением, темп речи быстро меняется от замедленного до возбужденного и обратно.

Специалистом в начале первой беседы были озвучены правила поведения в кабинете: нельзя ломать вещи и игрушки, нельзя ничего выносить, нельзя нападать на психолога (как и психологу нельзя нападать на Машу); и можно брать и использовать все игрушки, карандаши и бумагу, подушки и пр. вещи. Соблюдая правила поведения в кабинете, Маша, тем не менее, неоднократно просит что-то забрать с собой. Тон просьбы хныкающий, требовательный и снова жалостливый. Когда девочка просит подарить ту или иную вещь и получает отказ и напоминание и сожаление о принятых правилах, она всякий раз выражает сожаление о невозможности получить желаемое.

Это говорит нам о сложности соблюдать и выдерживать все озвученные границы, о привычке получать свое путем повторения просьб и об опыте девочки, что правила можно сдвинуть, если несколько раз попросить или настоять на своем. Также мы можем рассматривать это как призыв ребенка получить от специалиста больше, чем две диагностических сессии и запрос на поддержку, которую можно «унести с собой».

По просьбе специалиста Маша участвует в выполнении заданий, отвечает на вопросы, выполнила рисунок. Проявляет способность к выбору используемых материалов, учитывает свои предпочтения в цветовой гамме карандашей. Осуществляемая деятельность целенаправленна, логична.

Предложенный рисунок семьи выполняет охотно, уточняя – «Можно ли нарисовать только маму». Получив ответ специалиста, что это ее рисунок и она может рисовать как хочет, рисует мамино лицо во весь лист.

Такой выбор может означать переживание ребенком собственной незначимости по сравнению с восприятием личности матери, отсутствие контакта с собственной личностью и нарушение раннего контакта с матерью (в возрасте до 6 мес.). Последнее согласуется в признаками фиксации на оральной стадии в целом, замеченными в ходе тестирования.

Также в ходе обследования была использована методика детского апперцептивного теста (CAT по Л. Беллак), который предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Исследование проводилось в игровой форме. Маше выборочно были предъявлены картинки с просьбой рассказать о том, что на них происходит. Результаты рассказов были проинтерпретированы.

Например, на картинке 2 «Медведи, перетягивающие канат», где изображен один медведь, тянущий канат в одну сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону, - ребенок идентифицирует себя с фигурой, которая сотрудничает с матерью.

Это выглядит как серьезная борьба, сопровождающаяся страхом для Маши, однако по поводу расстановки сил она поясняет, что у двоих слабых – мамы и Маши – много сил вместе, и они перетянут канат и победят папу.

По поводу картинки 3 «Лев с трубкой», где изображен лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, а в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе: Маша пренебрежительно поясняет, что Лев злой и настойчивый, и он как король, но он только вообразил себя королем. На самом деле он не король, а только воображает. По поводу мышки девочка говорит, что та очень добрая, и боится, как бы Лев ее не съел. Мы можем предположить, что Лев представляется отцовской фигурой, при этом агрессивной, и потому ее требуется побыстрее развенчать. Выраженное сочувствие к фигуре мышки говорит нам об идентификации девочки скорее с мышкой, что говорит о переживании ею своей беззащитности и страха, а также незначимости – Лев не замечает мышку.

При этом важно отметить, что в целом идентификация с конкретным героем представляется для Маши затруднительной.

Приведем также наблюдения в связи с работой с картинкой 7 «Разъяренный тигр и обезьяна». На ней изображены тигр с обнаженными клыками и когтями, прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух. Здесь Маша демонстрирует свои страхи, говоря о том, что тигр охотится за надоевшими ему обезьянами. - «Он не хотел играть с обезьяной, а она просила, и теперь он хочет ее разодрать. Ей не убежать, он ее поймает». При рассказе становится очевидной степень напряжения ребенка, что аналогично напряжению из тестирования с помощью неоконченной сказки, где Маша рассказывает о преследующем монстре (далее описано).

Заметно, что Маша не привыкла, что родители спокойно и свободно могут играть с ней. Согласно анкете, Маша не умеет играть. Нарушение игровой способности в возрасте 7 лет говорит нам о серьезных сложностях в психическом развитии ребенка и травматизации.

И комментарий по поводу картинки 8 «Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой», где две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. И одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

Маша при описании этой картинки говорит о том, что на переднем плане «бабушка выговаривает что-то сынку, чтобы он не бегал. А он слушается». На заднем плане сидят мама и папа, и шепчутся о своем». В данном случае мы можем заметить, что девочка, идентифицируясь с «сынком» - с ребенком, помещает себя внутри семьи рядом с бабушкой, воспринимая ее делающей выговор, подавляющей фигурой. Причем заметно, что перепутаны роли – бабушка выговаривает не внуку (внучку), но ребенку (сынку).

Так мы видим, что Маша бессознательно не очень понимает, чья она дочь – своей матери или своей бабушки. С этим частично связаны и агрессивные эпизоды нападения Маши на мать – ей необходимо убедиться, что она дочь своей матери, и та сможет за себя (а, значит, и за дочь) постоять.

Это подтверждается элементами анкеты, где в графе описания своего характера мать переходит на описание характера Маши (мать путает себя и ребенка), что подчеркивает межпоколенческую перепутанность - «бабушка воспитывает Машу, хотя не воспитывала меня» - так говорит об этом Екатерина, мать Маши.

Машино убеждение, что сзади родители шепчутся о своем, может говорить как о том, что Маше нет места среди родительской пары, так и о желании видеть мать и отца вместе в связи с травмирующим разводом.

Также во второй день обследования с девочкой проводилось тестирование в игровой форме «Неоконченная сказка».

Нами была использована сказка «Отъезд».

Цель: позволяет определить отношение ребенка к знакомым ему людям, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»

Маша сообщила, что далеко уехал дядя Федор из мультика Простоквашино. Такое высказывание ребенка может говорить о том, что актуального конфликта с близкими людьми, который при этом можно проявить в предложенной обстановке, у нее не наблюдается.

Мы также можем задуматься о том, кто этот «дядя Федор», может ли он быть отцом, который несет в себе угрожающую часть для слияния с матерью.

В ходе тестирования была также использована сказка «Новость».

Цель: рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родные могут не подозревать. «Одна девочка возвращается с прогулки, и мама ей говорит: «Наконец-то ты пришла. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ей мама?»

Маша отреагировала сообщением, что мама скажет, что девочка должна остаться одна дома, а мама уйти в магазин. И девочке страшно. Данный вариант ответа говорит о нарушении доверия у Маши к матери, и негативных ожиданиях от нее в виде оставления в одиночестве.

Также Маше была рассказана неоконченная сказка «Страх», целью которой является выявление наличия страхов у ребенка. «Одна девочка как-то раз сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего она боится?» Маша сказала, что девочка боится, потому что она заснула и ей приснился ужасный сон. Как будто спал монстр, а девочка его разбудила. И она скорее проснулась, а монстр сказал «постой, девочка», а она уже открыла глаза. Данный вариант ответа говорит о том, что Маша находится в напряжении, и не ощущает себя в безопасности.

Спасающей фигуры в этой истории не наблюдается, что подчеркивает, что Маша не воспринимает родителей или бабушку, как гарантов своей безопасности. Это может быть связано как с ранней фиксацией на оральной стадии развития (около 2-х месяцев) – а именно, с нарушением процесса формирования базового доверия к миру в ранних отношениях с матерью, так и с ситуацией развода и агрессивным поведением родителей по отношению друг к другу и к ребенку.

Также этот вариант ответа указывает на повышенную тревожность Маши, связанную именно с актуальной ситуацией – девочка из рассказа едва успела спастись.

6. Выводы

Выводами первичного психологического заключения согласно поставленным задачам исследования являются:

У девочки наблюдается повышенная тревожность и гиперактивность (двигательная расторможенность и моторная неловкость), отсутствие базового доверия к миру, недифференцированная агрессия, страхи и чувство вины по поводу ситуации развода.

Выявлена незрелость психического развития ребенка (при сохранности интеллекта), фиксация на ранних стадиях формирования психики, что затрудняет возрастную и социальную адаптацию к новым задачам (школа, установление дружеских социальных связей, сепарация от матери).

К матери выявлено отношение по типу слияния (ребенок не способен опираться на мать, как на сильного взрослого и фрустрирован этим, при этом девочка не ощущает границ между собственной личностью и образом матери, а фигуру матери бессознательно путает с фигурой бабушки) – что дополнительно свидетельствует о незрелости психики.

К отцу выявлено амбивалентное отношение – девочка испытывает к нему и любовь и страх, что предположительно связано как с реальной агрессией отца, так и с опасным образом мужского, презентуемым матерью. Информация о сексуально-окрашенном поведении отца либо абьюзе не нашла своего подтверждения в заданных рамках исследования, что не исключает указанного.

Страхи и тревога ребенка связаны как с ситуацией развода, когда родители демонстрируют агрессию друг к другу, втягивая в конфликт ребенка, так и с особенностями развития. Мир девочки под угрозой, а ее чувства никто не называет и не может разделить, и без помощи взрослых ей трудно справляться с текущей ситуацией.

Причиной указанных сложностей является не только текущий семейный конфликт, но и сложившийся в ходе роста и развития ребенка климат внутри семьи и отношения, а также недостаточно развитая способность семьи устанавливать и выдерживать межличностные границы, и организовывать диалог.

1. Разрешение конфликта родителей с помощью соответствующих специалистов, достижение взаимного согласия по ситуации развода, сообщение ребенку о достигнутом согласии, демонстрация родителями взаимного уважения.

2. Установление договоренностей по поводу правил в семье, касающихся Марии, и одинаковое соблюдение правил всеми членами семьи, в том числе и бабушкой, участвующей в воспитании Марии. В случае, если с бабушкой договориться не удастся, рекомендована помощь спокойной и устойчивой няни, готовой выполнять общие правила семьи.

3. Также обоим родителям вместе необходимо в спокойной обстановке простыми словами рассказать дочери о том, что означает развод, что родители навсегда останутся ее родителями, хотя их отношения как мужчины и женщины завершены. Марии важно знать, с кем она останется жить, а также как и когда она будет видеться с другим родителем, и быть уверенной, что отношения ее родителей как мужчины и женщины – ее, как ребенка, не касаются.

4. Коррекция воспитательных приемов, применяемых родителями. Устранение насилия в отношении к ребенку или другим членам семьи. Повышение способности к уважительному диалогу. Отказ от вовлечения ребенка в отношения родителей и других взрослых между собой.

5. Устранение перевозбуждения ребенка - а именно, обеспечение сна девочки в отдельной комнате без присутствия взрослых, отказ от совместного сна или нахождения в постели с любым из родителей, отказ отца от поцелуев дочери в губы, и прочих эротизированных действий со стороны взрослых, пояснение для Марии, что ее тело принадлежит ей и никто не вправе ее трогать или обнимать, если она не хочет. Исключением являются случаи экстренной медпомощи.

6. Рекомендован курс психологического консультирования родителя, с кем проживает ребенок либо обоих родителей – по возможности. Возможной целью может стать прояснение межличностных границ внутри семьи, прояснение чувств друг друга и нахождение новых способов их выражения, одновременно с повышением способности выносить тяжелые чувства, и поддерживать ребенка в таких переживаниях.

7. Рекомендована длительная психокоррекционная работа с девочкой согласно выявленным потребностям психики. Возможной целью может стать развитие психического аппарата до возрастной нормы, снятие соматических симптомов и тревоги, перечисленных ранее, повышение адаптации к школьным нагрузкам и установление дружеских контактов и связей вне дома.

Составил: Психолог Правозащитного Центра «Покров» ___________