Страны Востока. Древний Восток

Главные очаги первобытных земледельческих культур находились на территории Передней Азии. Однако процесс перехода к оседлому земледелию и скотоводству шел и в других регионах мира, вплоть до Юго-Восточной Азии. Первые поселения тяготели к небольшим водоемам или таким местам, где земледелие возможно благодаря дождевому орошению и мягкой почве, возделываемой с помощью мотыги и примитивной сохи. Это было в период неолита.

На основе раннеземледельческих культур в эпоху энеолита складываются первые цивилизации. Дело, однако, не в самом появлении нового материала – меди. Медные орудия труда использовались не так уж часто и не всегда имели преимущество перед каменными. За несколько тысячелетий, отделяющих «век камня» от «века металлов», люди изменились сами – и в процессе производственной деятельности, и с приобретением социального опыта.

Первые цивилизации появились не на месте древнейших земледельческих культур, а там, где люди прежде избегали селиться, – в долинах великих рек (Нил, Евфрат). На мягких аллювиальных почвах сложилось высокоурожайное земледелие, основанное на использовании различных ирригационных систем. Относительные излишки продовольствия позволяли создавать его запасы, необходимые как гарантия выживания. В зонах искусственного орошения увеличивалась численность населения, возникали поселения раннегородского типа с плотной застройкой и укреплениями. Развивалось социальное расслоение и складывались государственные институты.

Государства образуются первоначально вокруг городов с прилегающей сельской территорией, в границах, определяемых естественно-географическими или хозяйственными условиями: между рукавами реки, вокруг магистрального оросительного канала и т. п. Таковы египетские номы и шумерские государства.

Во главе их стоит обычно наследственная знать (номархи в Египте) или жрецы – руководители общины, сконцентрированной вокруг местного храма (в Шумере). Для ранней древности характерны крупные хозяйства – царские, вельможные, храмовые. В них обычно занят зависимый люд, объединенный в трудовые отряды. Ремесленники и торговцы обслуживают такое хозяйство, действуя, к примеру, как храмовые работники или служащие царского двора. Для нужд учета была изобретена письменность – сначала пиктографическая, затем словесно-слоговая (египетская иероглифика, шумерская клинопись).

Типичным явлением были трудовые повинности, к которым привлекалась основная масса населения. Представляли их всегда как направленные на общее благо, но зачастую они сводились к обслуживанию политической элиты, которая монополизировала право говорить от имени народа. В Египте уже в начале III тысячелетия до н. э. сложилась обожествляемая власть, в Шумеро-Аккадском царстве деспотическая форма государственного устройства установилась в последней трети того же тысячелетия. «Земные боги» строили монументальные памятники в религиозных и политических целях (пирамиды в Египте, храмовые башни-зиккураты в Месопотамии).

Внешняя политика ранних государств еще напоминала войну племен или общин, предводители которых регулярно нападали на соседей главным образом не с целью завоевания территории, а для грабежа, захвата добычи. Пленных первоначально, видимо, брали редко, ибо их труд было недостаточно выгоден, а принуждать их к работе было небезопасно. Чаще уводили в плен женщин, которых можно было использовать как наложниц и в виде прислуги. Однако развитие рабства способствовало тому, что захват в чужой стране «двуногого скота» стал явлением столь же распространенным, как и «четвероногого».

Общинному типу государства соответствовал и тип религий, главным в которых было устройство празднеств с кормлением богов (жертвоприношениями) и угощением для всего коллектива. Это были религии, самую основу которых составляло строгое исполнение ритуальных церемоний, а неисполнение грозило страшными бедствиями всем. Догматику заменяла мифология. Проблема индивидуальной веры вовсе не вставала.

Ранние цивилизации существовали как разрозненные очаги в море первобытных племен. Однако надо сказать, что такие очаги уже в III тысячелетии до н. э. находились не только в долинах Нила, а также Тигра и Евфрата (Междуречье), но и в Восточном Средиземноморье, в Юго-Западном Иране (Элам), в Центральной Азии – вплоть до отдаленной Хараппы. Судьбы каждого из них складывались по-разному: одни просуществовали в течение тысячелетий, другие – лишь несколько веков, растворившись затем среди окружающих варварских племен.

Показателен пример так называемой Индской цивилизации с такими ее «мегаполисами», как Мохенджо-Даро и Хараппа, своеобразной письменностью и замечательным искусством. Она охватывала всю территорию современного Пакистана и северо-западный регион Республики Индия, а в первой половине II тысячелетия до н. э. загадочным образом погибла, утеряв все характерные черты цивилизации (городское строительство и ремесло, профессиональное искусство и письменность). Как бы ни был решен в науке вопрос о причинах ее гибели, стоит иметь в виду, что в подавляющем большинстве поселений хараппской археологической культуры не найдено знаменитых печатей и надписей, да и вообще каких-либо следов знакомства с письменностью. Высокая культура была свойственна лишь верхушке населения крупных городов. Переход от цивилизации обратно к первобытности мог быть почти незаметен для большинства населения. Ранние цивилизации кажутся весьма непрочными: тонкий налет цивилизованности отнюдь не исключает возвращение общества в первобытное состояние.

Картина понемногу меняется во II тысячелетии до н. э. Возникшее не только в Египте, но и в Вавилонии крупное государство объединило множество старых городских общин в единое целое. Территориальные общины состояли из больших патриархальных семей. Рабы довольно широко использовались в домах состоятельных людей, но положение их напоминало статус младшего члена семьи. В то же время и статус последнего бывал похож на рабский – как в отношении главы семьи, так и в отношении государственной власти. Важнейшим источником пополнения числа рабов являлся, очевидно, естественный прирост – результат сожительства рабов и рабынь (так же, как у домашнего скота). Имела место тенденция к развитию долговой кабалы, приближавшей должника к состоянию рабства. Но общинная и родственная солидарность, старинные традиции и религиозные нормы, наконец, прямое вмешательство государственной власти – все препятствовало переходу общества к этому естественному следствию социально-экономического развития.

В это время международная торговля остается все еще слишком рискованным предприятием для индивидуальной коммерческой деятельности. Поэтому она оказывается в руках крупных кланов, объединений, основанных как на общих интересах, так и на родстве, этническом происхождении (например, Канишская торговая колония в начале II тысячелетия до н. э.).

К середине данного тысячелетия начинают создаваться крупные державы, далеко выходящие за свои естественные границы – как этнические, так и географические. Целью завоевания становится уже не просто грабеж, а присоединение территории и взимание регулярной дани. Египет в эпоху XVIII династии к собственной территории прибавляет несколько обширных провинций, состоящих из зависимых городов и княжеств. Такая административная конструкция смогла просуществовать два-три века. Массивы государственных земель используются чаще всего не для организации крупных хозяйств, экономический эффект от которых сомнителен. Земли отдают в аренду, используют наемный труд. Для многих стран типична система должностных владений, при которой участок становится натуральной формой оплаты за выполняемую службу (административную, военную, жреческую).

II тысячелетие до н. э. – эпоха расцвета бронзового века. Для социальной структуры общества этого времени характерно господство аристократии. В середине тысячелетия сначала в Передней Азии, потом в Египте и в других странах – вплоть до далекого Китая – распространяется легкая боевая колесница, запряженная лошадьми. Колесница имеет и важный социальный смысл: знать выезжает на поле боя на колеснице – рядовые воины сражаются в пешем строю.

К цивилизации приобщаются новые области, далеко отстоящие от плодородных долин великих рек. Это плоскогорья и даже гористые районы, где живет редкое население – скотоводы и земледельцы, не имеющие широких пашен, но возделывающие сады и виноградники. В орбите цивилизаций оказываются такие «периферийные» области, как Малая Азия с народностями, говорившими на индоевропейских (анатолийских) языках, Верхняя Месопотамия и Сирия с западносемитским и хурритским населением (царство Митанни). Все более тесное общение между государствами Ближнего Востока создает в этом обширном регионе определенное культурное единство.

Приходит в движение лесостепная зона Юго-Восточной Европы. К концу тысячелетия миграции племен, говоривших на индоевропейских языках, начинают менять ситуацию на Среднем Востоке (Иран и Центральная Азия) и в Северной Индии. Индоиранцы (арии) имеют иные традиции, чем семитоязычные (или шире – афразийские) народы Ближнего Востока. Прежде всего, у них существует прочная социальная иерархия сословно-кастового типа. Арии ведут полукочевую жизнь, у них нет практики храмового строительства и поклонения изображениям богов. Их отношение к божествам более абстрактное, чем у древних жителей Египта или Междуречья. Если основой духовной культуры народов речных долин была письменность, то арии долгое время обходятся без нее, тщательно заучивая наизусть свои сакральные тексты (Авеста, Ригведа) и старательно оберегая их от посторонних – тех, кто не принадлежит к полноправным ариям. В процессе миграций культура индоевропейцев накладывается на различные субстраты: иранцы оказываются под большим влиянием народов Ближнего Востока с их тысячелетней историей, индоарии воспринимают наследие многочисленных первобытных племен Северной Индии и далеких потомков жителей Хараппы.

Древний Китай во II тысячелетии до н. э. продолжает развиваться в относительной изоляции. Иньское государство складывается в долине Хуанхэ. В ранней истории Китая можно назвать ряд таких черт, которые кажутся архаическими (вера в зооморфных родовых предков, человеческие жертвоприношения и т. п.). Но иероглифы на гадательных костях напоминают те, которые можно увидеть в современной газете.

В I тысячелетии до н. э. повсюду на Древнем Востоке – где раньше, где позже – наступил железный век. Широкое распространение металлических орудий труда делает менее необходимой общинную солидарность соседей и родственников. Большие семьи постепенно распадаются. Территориальная община меняет свой характер, обеспечивая помощь государству в сборе налогов и способствуя эксплуатации односельчан. Развитие индустрии железа (закалка, изготовление «стали») приводит к освоению обширных пространств, прежде мало пригодных для жизни. Изолированные очаги и зоны цивилизации все более сливаются, и теперь уже островками кажутся места расселения первобытных племен. Создаются сверхкрупные государства – мировые державы, или древние империи. Внутренний состав их, естественно, весьма пестр – по языку и этнической принадлежности, по условиям хозяйственной деятельности и образу жизни, по уровню развития цивилизации. Варварская периферия находится не только за границами империй, но и внутри этих границ («внутренняя периферия»). Правители, возглавляющие мировые державы, различными способами стремятся скрепить воедино принадлежащие им территории и навеки обеспечить власть своим потомкам. Они ведут особенно агрессивную внешнюю политику.

На Ближнем и Среднем Востоке одна мировая держава сменяет другую: Новоассирийское и Нововавилонское царства, Персидская держава Ахеменидов. Появляются новые правители и страны-лидеры, но общая тенденция развития остается неизменной. Процессы консолидации не завершаются с гибелью Персидской империи. Ей наследует держава Александра Македонского и огромные эллинистические государства (а к западу от них тогда же происходит возвышение Римской республики, захватившей все Средиземноморье). Южная Азия в III в. до н. э. впервые объединяется под властью династии Маурьев. В пределах того же столетия возникает и первая китайская империя (при династии Цинь). В начале новой эры Римская империя, Парфия, Кушанское царство и Ханьская империя делят мир от Атлантического до Тихого океана. Между разными, в том числе весьма отдаленными, частями этого мира устанавливаются регулярные связи.

На рубеже I тысячелетия до н. э. и I тысячелетия н. э. возникают синкретические культуры, соединяющие, казалось бы, несоединимое – черты совершенно разных цивилизаций. Формируются религии нового типа, в которых обрядность теряет прежнюю значимость и основное внимание уделяется догматике и этике. Рядом с традиционными жрецами появляются пророки, учителя, которые толкуют о высшей цели – спасении. Иногда это религии монотеистические, иногда – отрицающие саму фигуру бога-творца и ставящие учителя выше традиционных небожителей. Эти религии, как правило, стремятся не к сокрытию своих священных текстов от чужаков и непосвященных, а, напротив, к пропаганде, миссионерству, умножению числа последователей истинной веры. Личная, эмоциональная связь индивида с Богом для большинства этих религий представляется особенно важной. Буддизм и христианство уже в первые века нашей эры начинают завоевывать мир.

Огромная территория цивилизаций Старого Света к концу эпохи древности имеет четкие очертания – это зона, границы которой определены географическими и климатическими условиями. В северной части Евразии, в пустынях Аравии, в Тропической Африке переход к цивилизации совершается уже после окончания древности и начала новой всемирно-исторической эпохи – средневековья.

Именно они сделали новый виток, и вышли на следующую ступень развития, в котором человеческое общество стало быстро совершенствоваться во всех областях. Они определили всё последующее развитие человечества, поэтому к изучению истории Древнего мира никогда не пропадает интерес.

Так что же смогли сделать древние люди, чтобы выйти на следующий этап развития?

  1. Создали прибыльные производственные хозяйства, ввели рациональную экономику, что разительно отличается от первобытного строя, для которого характерно безвыгодное ведение хозяйства.
  2. Произошло социальное расслоение общества, появились классы бедняков и богатых (для первобытного строя характерна родовая община). Возникла частная собственность (для первобытных людей, безусловно, характерна коллективная собственность).
  3. Появился институт государства и права, социальные разногласия и споры решались на более высоком уровне по сравнению с примитивным обществом, где при выяснении отношений следовали традициям праотцов или созывали совет старейшин.
  4. Образовали города, которые стали административными, культурно-религиозными, военными центрами областей и районов. Здесь были сконцентрированы материальные, умственные ресурсы.
  5. Строили архитектурные, монументальные сооружения - в Египте, храмы в Греции, зиккураты в Месопотамии.
  6. Придумали письменность (пиктограмма, клинопись, иероглифы) с помощью которых люди могли оставлять потомкам информацию, передавать опыт и знания.

Развитие общества по сей день идёт по тому же пути, что прошли и первые цивилизации. Поэтому их опыт, знания, закономерности имеют всемирную историческую значимость.

Колыбелью древних государств были долины рек Нила, Евфрата и Тигра. Это первые крупные империи египетских фараонов, вавилонян, ассирийцев, которые сложились из маленьких общин. Подобное развитие шло и на Индостанском полуострове, и в Китае, где также сложились ранние развитые цивилизации, в низменностях рек Инда, Ганга, Хуанхэ.

Первые цивилизации создали прототип письменности, построили центры - города, образовали первые древнейшие государства, добились таких высот в культуре, архитектуре, искусстве, что и по нынешний день ими все не устают восхищаться. Через несколько столетий новые государства стали появляться за границами речных долин. Центры культур и государственности были созданы в Северной Африке, Ближнем Востоке, Азии. Весь этот многоликий мир цивилизаций и есть .

Он занимал обширную территорию, которая простиралась от Карфагена, построенного финикийцами - располагается на территории современного Туниса до государств, расположившихся на нынешних землях Японии и Китая. От Эфиопии, где селились выходцы из Сабейского царства до Кавказских гор.

На этой громадной площади образовалось множество государств, имевшие огромное значение в мировой истории, культурным наследием которых поныне восторгаются. Это Древнеегипетское царство (с одним из чудес света - пирамидами), Вавилонское государство (с дошедшими до нас законами Хаммурапи), Хеттское царство, Ассирия (воины которой владели передовыми стратегией и тактикой), царство Аккад, . Множество небольших недолговечных государств (Митанни, Урарту), финикийские города - государства, цивилизации, зародившиеся в районах Палестины и Сирии, а также Фригия, Лидийское царство.

Все эти государства существовали не в одно время. Самые первые цивилизации появились во второй половине IV века до н. э., а перестали существовать в 30–20-х годах IV века, когда войска Александра Македонского завоевали необъятные просторы древних государств, включая Персию, Малую Азию, Сирию, Египет. Одно из последствий завоевания Ближнего Востока Александром Македонским стало то, что греческая культура проникла в Египет и в Азию, это изменило ход истории. На завоёванных территориях стали образовываться эллинистические государства (Каппадокия, Пергамское царство, Вифиния, Комагена, Понтийское царство), историю которых рассматривают в разделе античной истории. На территории Средней Азии, Индии, Китая древние общества существовали до III –V вв., пока им на смену не пришёл феодальный строй. Итак, история первых цивилизаций насчитывает почти III тысячелетия.

Природные условия. Особенности экономики

Древний Восток занимал большую территорию, которая отличалась климатическими поясами, природными ресурсами. Но одни из древнейших цивилизаций образовались в благоприятных климатических условиях, в области субтропического климатического пояса, в котором очень жаркое, сухое лето с малым количеством осадков и мягкая зима. Также они имеют ещё одно сходство - все они образовались в низменностях рек с внушительными бассейнами. Эти крупные реки имели немаловажное значение в развитие первых государств - Нил (Египетское царство), Тигр, Евфрат (Шумеро - Аккадская цивилизация), Инд, Ганг, Хуанхэ. Плодородные долины, оптимальные условия для земледелия способствовали развитию хозяйственной деятельности человека.

В то же время разливы рек весной, засуха летом требовала от людей прилагать больше усилий и знаний, чтобы сделать орошаемую систему полей, построить водохранилища, проследить за уровнем воды рек, как в нильской долине или Евфрата. Либо построить плотину, укрепить берега, бороться с наводнениями, отводить лишнюю воду от полей, как в гангской долине или Хуанхэ. Одного коллектива для решения таких задач было мало, поэтому люди стали объединяться с другими общинами, что привело к образованию небольших городов, которые получили название «номовые государства».

Образование первых древних цивилизаций приходится на бронзовый век, целых два века народы не знали железа. Поэтому орудия труда из камня, меди, бронзы были малоэффективны для работы, людям приходилось налаживать совместное кооперированное сотрудничество. Что способствовало накоплению определённого опыта по земледелию, орошению, строительству.

Реки были богаты рыбами, что являлось большой подмогой в довольствие людей. В этих областях произрастало многообразие дикорастущих злаков, которые люди смогли окультурить и положить начало в выращивании таких злаковых растений, как пшеница, просо, овёс, рис, ячмень, а также хлопка, льна, винограда, чая. Разнообразие фауны позволило человеку приучить некоторые виды диких животных (коз, верблюдов, лошадей, овец, ослов) и заняться культурным скотоводством. Во многом переход народов Ближнего Востока от кочевого образа жизни к оседлому положило начало новому этапу развития.

В долинах рек всё было создано для развития земледелия, скотоводства, рыбной ловли, но они были бедны металлами (оловом, медью), которые требовались для производства орудий труда, деревом, камнем (необходимых для строительства сооружений и домов). Зато область пустынь, нагорий, гор имела это сырьё в большом количестве. И уже с IV тысячелетия до н. э. жители долин устанавливали взаимосвязь с населением горных районов (Нубия, Синай, Армянское нагорье), обменивались продуктами и сырьём. Но небольшой выпуск товаров и низкий уровень продаж приводил к грабежам, перераставшие в захватнические войны с целью изъятия сырья или прикрепления территории с сырьевыми ресурсами к государству завоевателей. Так, появились первые военные державы, владения которых не ограничивались речными долинами, но и захватывали горные и пустынные области.

Таким образом, шаг за шагом в долинах рек формировались поселения. Сначала «номовые государства», затем военные державы, обносившие свои поселения для безопасности оборонительными укреплениями. Численность народонаселения увеличивается и возникает такое понятие, как город. Город - это нечто новое для того времени. Он стал центром сосредоточения органов управления, религиозных служителей. Здесь нашли приют ремесленники, которые обслуживали не только городское население, но и ближайшую сельскохозяйственную окрестность. Здесь впервые возникает такая отрасль экономики, как перерабатывающее производство - из металлов (бронзы и меди) в большом количестве производят орудия труда, домашнюю утварь, оружие, украшения.

Социальные отношения. Община

Образование первых городов стало настоящей революцией, которая привела к тому, что общество ушло от примитивных первобытных отношений. Социальная структура стала сложнее. Это уже не та родовая община, в которой практически все равны, это ярко выраженное разделение на классы. Люди теперь различаются по знатности, богатству, влиянию. Широкое распространение получила новая форма зависимости «рабство».

Её возникновение стало возможным, и в какой-то мере необходимой на этом этапе развития общества. Хозяйственная деятельность человека приносила хорошие плоды, человек полностью смог удовлетворить свои потребности, при этом у него оставались и излишки. Это позволяло при военных действиях не убивать пленников, а забирать их с собой, превращая в рабов. С ростом производства рабочих рук стало не хватать, а прокормить ещё одного работника труда не составляла.

Основная функция раба работать на своего господина, они выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Появление класса рабов больше усложнил структуру общества, возникло деление на богатых и нищих, знатных и простолюдинов. В сельскохозяйственных районах хозяин легко мог опуститься до положения раба из-за неурожая, стихийных бедствий. Количество рабов неуклонно растёт, они пользуются спросом и постоянно поставляются из разных мест. Рабами были, прежде всего, военнопленные, также существовало наследственное рабство (дети рабов тоже становились рабами).

Появляется ещё одна прослойка - это люди, которые работают в храмах или государственных учреждениях за еду. Формально это свободные люди, имеющие семьи, но по статусу они стоят на одной ступени с рабами, это подневольные работники.

При этом государству требовались многочисленные аппараты чиновников, постоянная армия. Аппарат власти назывался государством. Верхушка власти была самостоятельной структурой, на неё не оказывало влияние общинное самоуправление. Кроме этого, необходимо было сохранить для потомков информацию о своих победах, важных событиях, успехах. Вперед выходят люди творческих профессий - литераторы, писцы, художники. Появляются философские школы. Характерной чертой древних цивилизаций является абсолютное уважение к знаниям, возникновение мифологических героев, вознесение легендарных мудрецов, живших в это время. Духовная жизнь общества была многообразна. Образование новых «прослоек» людей, профессий постепенно формируют в Древнем Востоке три основных класса.

Социальная структура общества представляет собой пирамиду. В самой вершине которой, находился класс знати. К нему относились правители, жрецы, чиновники, военные.

Значительную часть общества представляли крестьяне-общинники, а также ремесленники, торговцы, составляющие второй класс.

Класс, занимавший самый низ пирамиды - класс рабов и подневольных работников.

Внутри каждого класса было тоже расслоение по имущественной состоятельности, по правовому положению. Взять хоть класс рабов, где были и рабы-чужеземцы, которые приравнивались к вещам, они не имели никаких прав, полностью принадлежали хозяину, и вся жизнь их проходила в работе. Рабы-должники, сохранявшие свои права, и по выплате долга становились вновь свободными людьми, также было распространено патриархальное рабство в семье, когда младшие члены подчинялись безоговорочно старшему.

В классе мелких производителей выделяли свободных землевладельцев и зависимых (от долговой кабалы или аренды земли), ремесленники различались по имущественной состоятельности.

Но для Востока характерно то, что каждый класс представлял собой общину (семью, касту, секту), которая имела свои правила и законы, нормы поведения, отличавшиеся от остальных общин. Люди в них были сплочены и организованы внутри, каста обеспечивала защиту от произвола. Человек представлял себя несамостоятельной личностью, а частью коллектива.

Такая внутренняя структура облегчала государству контролировать общество, чиновнику только оставалось призвать главу касты, чтобы решить проблемы или добиться желаемого. По возникновению, касты были похожи на родовые общины первобытных людей, но по содержанию, структуре это было новое явление. Каста утратила черты родовой общины и представляла собой организацию соседей, которые контактировали между собой.

Наличие таких разных классов приводило к открытым столкновениям, в истории известны мятежи рабов, подневольных и зависимых работников, нередко возмущения возникали в господствующем классе между военными и жрецами.

Достаточно многосложное устройство общества говорит о высоком развитии народов Древнего Востока, в сопоставление с первобытными людьми. Однако темп развития Древнего Востока замедлился, экономические, политические и социальные отношения не обрели такого влияния и масштаба, как в древнегреческом и древнеримском обществах. Это связано с экономическим застоем, слабым развитие производства, небольшим разделением труда, медленным развитием технологий и техники. В обществе сохранилась коллективная форма производства, что тормозила развитие частного производства. Это связано, прежде всего, с тем, что небольшая семья или поселение не в силах было, справится с речной стихией, для строительства дамб, каналов, водохранилищ требовалось объединить усилия многих общин.

К странам Древнего Востока относятся Древний Египет, Вавилония, Древняя Индия и Древний Китай, Ассирия, т.е. территория от берегов Средиземного и Эгейского морей до Тихого океана.

В этих странах за несколько тысячелетий до н.э.

Возникли первые очаги культуры. Именно в странах Древнего Востока раньше, чем на других территориях земного шара сказалась экономическая прогрессивность рабовладельческих отношений по сравнению с первобытными (общинными) отношениями.

Быстрому экономическому развитию стран Древнего Востока способствовал теплый климат, наличие плодородных речных долин и легко обрабатываемой почвы.

Общим для развития всех стран Древнего Востока был ирригационный тип хозяйства. Каждая страна сформировалась рядом с какой-либо крупной рекой (Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Хуанхэ). Режим земледелия здесь полностью зависел от гидрорежима. Поэтому условием производства сельскохозяйственных культур было искусственное регулирования режима рек при помощи дамб и каналов для гидромелиорации (обводнения) земель.

В условиях отсутствия механизации только коллективный труд больших масс людей мог обеспечить ирригационное строительство. Ирригационное строительство форсировало политическое объединение в странах Древнего Востока. Возникающие централизованные государства, в свою очередь, активизировали это строительство, расширяло порабощение военнопленных и эксплуатацию соседних народов.

Государство, как распорядитель ирригационных работ и распорядитель воды, естественно становилось и верховным собственником всех орошаемых земель.

Распоряжение землёй осуществлялось через государственные (царские) и храмовые хозяйства. Сохранилась и крестьянская община, которая обладала правом наследственного пользования землёй за натуральную оплату, величина которой устанавливалась по биологическому, а не по амбарному урожаю1 государственными чиновниками.

Биологический урожай - это урожай до жатвы, а амбарный - после жатвы.

Государства Древнего Востока отличались высокой степенью централизации экономики, жесткой системой иерархии. Власть и собственность в них были слиты воедино, причем в отличии от последующих периодов развития экономики, основанных на частной собственности, в странах Древнего Востока богатым становился тот, кто имел власть, а не наоборот. Кроме того, абсолютная власть главы государства (фараона, царя и т.д.), освещенная религией, принимала форму восточной деспотии. Все и всё в этих странах зависело от государства - и чиновник, имевший блага пока он угоден высшей власти; и общинник, который и зерно для посева, и рабочий скот для обработки земли получая от государства на время; и ремесленник, т.к. ремесло носило централизованный характер.

Все вместе они должны были также нести и различные государственные повинности.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, её бюрократизация были связаны с важнейшей чертой восточного общества в целом - стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни.

Еще по теме Глава 6. Страны Древнего Востока:

  1. Глава 2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  2. РАЗДЕЛ І ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  3. РАЗДЕЛ 1 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  4. ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  5. ГЛАВА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ АРАБСКОГО ВОСТОКА В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ
  6. § 1.Общая характеристика условий зарождения и развития философско- правовых идей Древнего Востока

Quator . ru –студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам.

Quator . ru – Все лучшее студентам!

1. Понятие Древний Восток. Периодизация истории Древнего Востока.

Понятие ДВ – не географическое, а историко-культурное, социополитическое или цивилизационное.

История государств начинается на Востоке. Плодородные долин Нила, Тигра, Евфрата уходили своими корнями в древнейшие очаги цивилизации. Именно здесь возникли древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертание наиболее ранних модификаций человеческого общества.

Совершенный на рубеже палеолита и неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (т. н. неолитическая революция) совершили поистине революционную роль в истории человечества.

    В условиях оседлой и обеспеченной жизни новые условия сыграли важную роль в изменении всего образа жизни человека. Увеличение рождаемости (рост фертильности). Это привело к большей выживаемости детей. Рост населения привел к усилению миграции (демографическое давление).

    Производство и потенциал земледельческого населения стал настолько существенным, что появилась объективная возможность создания избыточного продукта за счет чего можно было содержать освободившихся от производства людей, которые могли выполнять административные функции и тогда на Востоке возникли первые протогосударственные формы.

Типы государств древнего востока

Древневосточная деспотия - Низменности и долины, прорезаемые и орошаемые великими реками ­(Нил, Тигр и Ефрат. Инд, Хуанхэ) - Древний Египет (От Раннего до Позднего царства), Месопотамия в период царства Аккада, III династии Ура, I аморейской династии (государство Хаммурапи), Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

Военная монархия - Безводные плоскогорья с обширными степями и равнинами (Иранское нагорье, центральные районы Малой Азии, Западный Китай) - Хеттское царство, Среднеассирийское царство.

Город-государство; олигархическая республика - Прибрежные территории, непосредственно примыкающие к морю; место пересечения важнейших торговых путей - Восточное Средиземноморье (Сирия, Финикия), Малая Азия (западная часть), Северная Индия.

Военно-административные объединения древности (мировые державы древности) - Все перечисленные - Новоассирийское царство, Нововавилонское царство, Персия

Три эпохи Древнего Востока

    IV-III тыс. до н. э. Три основных центра: Египет, Шумер, Древняя Индия. Именно здесь была создана та культура, которая предопределила развитие Востока: Письменность, архитектура. В этот период возникают первые номовые государства.

    II тыс. до н. э. – 1 треть I тыс. до н. э. Усложняется картина формирующихся очагов цивилизации: Китай. Наблюдается прогресс в С/х, используется активнее металл (медь, бронза). Расширяется торговля, усложняется картина социального развития. Появляется ростовщичество и долговая кабала. Наблюдаются социальные взрывы. Создаются обширные военно-административные державы (Ассирия). В конце периода появляется железо.

    Середина I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э. Заключительный этап истории ДВ. В это время появляются новые державы: Нововавилонское царство, Персия. В это время восточные державы устанавливают контакты с европейскими странами. Происходит дальнейшее развитие торговли, ремесла и товарно-денежных отношений. И происходит кризис традиционных форм эксплуатации.

Основным производителем материальных благ в ДВ был сам хозяин. А в Греции – раб.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих зек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулиро­вания сложного режима этих рек определи­ ла некоторые общие черты в организации производства, известное единство древне­восточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов доказало глубокую индивидуальность каждо й из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец 4-III тыся­челетие до н. э.) на Древнем Востоке сущес­твуют три основных цивилизационных центра - египетский, шумерский и древ­неиндийский. Это первые в мире циви­лизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

В Египте и Шумере первоначальной формой новых обществ были небольшие территориальные образования - так назы­ваемые «номовые» государства, которые вели между собой активную борьбу за политическую гегемонию. Постепенно раз­розненные владения объединялись в единое государство.

Во вторую эпоху (II - первая половина I тысячелетия до н. э.) картина историчес­кого развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточ­ном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месо­потамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы.

Заметные изменения происходят и в уже сложившихся в III тысячелетии до н. э. хозяйстве обществ. Некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агро­техники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных метал­лических сплавов, и в первую очередь брон­зы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются междуна­родные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях - начинается борьба за пре­обладание на торговых путях.

Создаются военно-административные державы – Ассирия. Появляется железо.

Усложняется и картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замас­кированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попыт­ки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внеш­ней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н. э., к увеличению военных столкновений. Боль­шое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализи­рованные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV-XIV вв. до н. э. разво­рачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье.

Наконец, третья эпоха (середина I ты­сячелетия до н. э.- середина I тысячелетия н. э.) - это заключительные этапы сущес­твования древневосточных обществ. В Пе­редней Азии военная Ассирийская монар­хия уступает место гегемона Новому Вави­лону и Мидии. В VI-TV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Вклю­чение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Запад­ной Индии привело к усилению междуна­родных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развива­ющейся в относительной изоляции. Торго­вые караваны пересекают центральноазиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий-буддизм. Многие государства Ближнего Востока всту­пают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате форми­руется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океана.

Развитие торговли, товарно-денежных отношений, кризис традиционных форм эксплуатации. Основной производитель материальных благ на Древнем Востоке – свободный крестьянин.

Существует 2 пути развития: Азиатский и Европейский.

Причины: Для производства в Азии нужны были усилия все общины.

Пути развития ДВх государств:

    Характеризуется существованием двух секторов экономики: государственного и общинно-частного, при преобладании государственного. Это характерно для долины Евфрата (Месопотамия, Шумер)

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

совокупность ряда стран Юж. и Вост. Азии, Сев. и Сев.-Вост. Африки в период возникновения и существования рабовладельч. формации (с сер. 4-го тыс. до н. э. - для Шумера, с кон. 4-го тыс. до н. э. - для Египта, со 2-го тыс. до н. э -для Индии и Китая) до становления феодализма в первых веках н. э. Важнейшие из культур Д. В. сложились в долинах рек, где для развития земледелия необходимо было создание сети ирригац. сооружений. В бурж. ист. науке к странам Д. В. относят лишь древние культуры Бл. Востока, исключая Китай и Индию, цивилизация к-рых оказала меньшее влияние на Запад и поэтому не считалась классической.

В ср. века Д. В. (так же, как и антич. мир) систематически не изучался. Др.-вост. языки (кроме др.-евр., санскрита и китайского) и мн. системы письменности (егип. и хеттские иероглифы, клинопись и др.) были забыты. Источниками сведений о Д. В. были Библия и древние авторы. Однако изучение Библии находилось в руках богословов (христианских и иудейских), а отрывочные и неточные сведения Геродота и др. древних авторов принимались без всякой критики. Попытки объяснения немногих известных тогда др.-егип. надписей (П. Ланглуа (16 в.), А. Кирхер (17 в.)) сводились к произвольным догадкам. Случайные сведения о древних памятниках Востока доставляли путешественники: венецианец Марко Поло (13 в.), фриулец Одорико (14 в.), испанцы А. Говеа и Г. Сильва да Фигероа (17 в.), впервые обратившие внимание на клинописные тексты, и др. В кон. 16 в. португ. автор Мендоса впервые познакомил Европу с кит. ист. традицией, а в 17 в. дат. миссионер А. Роджер - с инд. лит-рой.

Первые попытки науч. исследования проблем Д. В. в зарубежных странах были сделаны европ. бурж. учеными - Б. Спиноза (17 в.) и франц. врач Ж. Астрюк (18 в.) применили критич. метод к изучению Ветхого завета. В 18 в. были переведены на англ. язык др.-инд. законы Ману. В 1799 во время экспедиции в Египет Наполеона Бонапарта были обнаружены мн. памятники иск-ва и письменности этой страны (в т. ч. знаменитый Розеттский камень). В 1802 нем. филолог Г. Ф. Гротефенд нашел ключ к чтению перс. клинописи. В 1822 франц. ученый Ж. Ф. Шампольон дешифровал егип. иероглифику, в эти же годы англ. ученый Г. Роулинсон завершил дешифровку перс. клинописи. Он же вместе с другими учеными дешифровал в сер. 19 в. и. вавилонскую клинопись. В 1915-16 чеш. исследователь Б. Грозный интерпретировал хеттские клинописные тексты. В кон. 19 - нач. 20 вв. в пров. Хэнань были обнаружены надписи на костях животных и панцирях черепах, дешифровкой к-рых занимались Ло Чжэнь-юй, Ван Го-вэй и др. В течение 19-20 вв. раскопаны многочисленные города, храмы, гробницы в различных странах Азии и Сев. Африки. Обнаружены архивы 3-го - 1-го тыс. до н. э. и начала н. э., прочтены десятки тысяч надписей на др.-вост. языках. Объектом изучения стало прошлое малоизвестных народов (хеттов, урартов) и совершенно забытых (шумеров, митаннийцев). В связи с начавшимся превращением стран Востока в объект колониальной экспансии европ. держав складывается антинауч. теория превосходства европейцев над вост. народами (франц. ученые Р. дю Ман (17 в.), Ф. Вольней (18 в.), Ж. А. Кондорсе (18 в.)). Классич. оформление этой теории придал Г. В. Гегель в своей "Философии истории". Он объявил китайцев и индийцев неспособными к ист. развитию. Персы, финикияне, иудеи и египтяне, стоящие ближе к Европе, ставились им на ступень выше, но по сравнению с европ. народами считались менее одаренными. Изучение Д. В. в 19 в. сводилось к перечислению царей, описанию войн и придворных интриг и характеристике религ. систем. Нар. массы Востока изображались покорными и инертными. Культура каждой страны трактовалась как неизменная. Типичный представитель этого направления - нем. египтолог Г. Бругш. Значит. сдвиги наблюдались в трудах франц. востоковеда Г. Масперо ("Древняя история народов Востока", 2 изд., М., 1911), к-рый признал политич. и культурную эволюцию др.-вост. народов, впервые отмечал роль рабского труда и говорил даже о восстаниях рабов. Различные этапы в экономике, быте и культуре были установлены для Египта нем. ученым А. Эрманом (A. Erman, Aegypten und aegyptisches Leben im Alterthum, Tübingen, 1885), для Вавилонии и Ассирии - нем. ученым Б. Мейснером (В. Meissner, Babylonien und Assyrien, Bd 1-2, Hdlb., 1920-25), для Израиля - нем. ученым Ю. Вельхаузеном в 1878 ("Введение в историю Израиля", пер. с нем., СПБ, 1909). Однако эти работы носили эмпирич. характер. Причины ист. сдвигов либо оставались без объяснения, либо сводились к психологич. мотивам или к биологич. закономерности.

Наиболее типичным и последоват. идеалистич. течением был панвавилонизм, распространившийся в первые два десятилетия 20 в. (гл. представители - нем. ассириологи Г. Винклер и Ф. Делич). Это реакц. расистское течение выделяло среди восточных народов вавилонский народ, создавший якобы на заре своего развития высокую культуру, основанную на наблюдении небесных светил и развивавшуюся в зависимости от перемен в звездном небе. Культура других древних народов представлялась как механическое заимствование вавилонских образцов. Так же как в историографии Греции и Рима (см. Античность), нек-рые бурж. историки Д. В. проявляли гиперкритицизм, доходящий до полного агностицизма. Франц. египтолог Р. Вейль (R. Weill, Les Hyksôs et la restauration nationale... (опубл. в "Journal asiatique" за 1910-1913 гг.) и др. работы) объявлял вымыслом сообщения первоисточников о восстаниях трудящихся масс Египта, о вторжениях азиатов и т. д. Типичной для бурж. востоковедения являлась также идеализация вост. деспотии. Даже такой крупный амер. египтолог, как Дж. X. Брэстед ("История Египта с древнейших времен до персидского завоевания", пер. с англ., т. 1-2, М., 1915), считал справедливой захватнич. политику егип. фараонов, ассириолог А. Олмстед (А. Olmstead, History of Assyria, N. Y. - L., 1923) прославлял ассирийских царей-завоевателей и т. д.

Наряду с этими направлениями, акцентирующими внимание на политич. и культурной истории и сознательно обходящими социальные проблемы, в кон. 19 в. и особенно в 20 в. в востоковедении (так же как в изучении Греции и Рима) наблюдается реакц. течение, сторонники к-рого делают упор на изучение экономики и социальных отношений, пытаясь доказать повторяемость в ходе ист. развития одних и тех же типов производств. отношений (по циклу, т. е. кругу); гл. представитель цикличности теории - нем. историк Э. Мейер (Е. Meyer, Geschichte des Alterthums, Bd 1-5, Stuttg., 1884-1902). Интерес бурж. науки к смене обществ. форм отражает новые условия, сложившиеся в капиталистич. мире, переходящем в стадию империализма. В обстановке обострившейся класс. борьбы наиболее воинственно настроенные идеологи буржуазии стремятся противопоставить марксистской концепции развития общества по восходящей линии (при наличии временных отступлений) откровенную модернизацию древности, связанную с реакц. теорией цикличности. В странах Д. В. циклисты упорно искали барщину, оброк, ленную систему, вассальную зависимость и др. явления, свойственные феодализму, а в Греции и Риме - капиталистич. отношения. Роль рабского труда всячески снижалась и ему приписывалось второстепенное значение по сравнению с крепостным и наемным трудом.

В последние десятилетия было сделано много археол. открытий (раскопки Ура и Мари в Двуречье, гробницы Тутанхамона в Египте, Мохенджо-Даро в Индии и т. д.; общий обзор последних раскопок дал англ. ученый Г. Чайлд), филологич. и литературоведч. изысканий, важнейшие из к-рых сделаны англ. египтологом А. Гардинером, амер. шумерологом С. Н. Крамером, а также нем. шумерологами А. Деймелем, А. Пёбелем и франц. шумерологом Ф. Тюро-Данженом. Однако разрешить осн. вопросы и вскрыть специфику др.-вост. общества новейшая бурж. историография оказывается не в силах. Достижения марксистско-ленинской ист. науки вызывают различный отклик у востоковедов капиталистич. стран. Наиболее передовые из них стремятся пойти навстречу требованиям времени и в какой-то мере принять участие в разрешении социально-экономич. проблем истории Д. В. Появляются спец. работы, посвящ. рабовладению на В. (I. Mendelsohn, Slavery in the ancient Near East, N. Y., 1949; Abd el - Mohsen Bakir, Slavery in pharaonic Egypt, Le Caire, 1952), отмечаются также пережитки первобытнообщинного строя ("примитивная демократия" в работах амер. ассириолога Т. Якобсена).

Однако мн. представители бурж. науки продолжают развивать реакц. направление циклизма и игнорировать рабовладение на В. Путем различных натяжек они пытаются обнаружить на Д. В. не только феодализм, но также капитализм (бельгиец Ж. Пиренн о буржуазии в Египте, амер. ассириолог Э. А. Спайзер о частной инициативе в Месопотамии и др.) и даже "гос. социализм" (A. Moret, Histoire de l"Orient, t. 1-2, P., 1936). Другим направлением, враждебным передовой науке, является воинств. идеализм, сказывающийся в отрицании роли экономики, классов и клас. борьбы. Так, напр., зап.-герм. египтолог В. Хельк объясняет возникновение гос-ва развитием религ.-магич. верований. Мн. бурж. востоковеды вообще отказываются от постановки широких проблем и ограничиваются изложением фактов и обсуждением частных вопросов (см. "Кембриджскую древнюю историю" - The Cambridge ancient history, v. 1-12, Camb., 1923-39).

В результате крушения колониализма и освобождения ряда стран Азии и Африки изучение Д. В. все более перестает быть монополией европ. науки. Появился ряд специалистов в араб. странах и Индии. Егип. археолог М. З. Гонейм открыл неизвестную пирамиду III династии (1956), иракские ассириологи Ф. Сафар и Т. Бакир произвели ценные изыскания в Тель-Хармале (1939-48) и Эриду (1946-49). Историей культуры Финикии и Палестины занимаются сирийский исследователь Х. Худдад и ливанский историк М. Шехаб. Инд. историки Бимала Лоу, X. Райчхаудхури и мн. др. посвятили ряд исследований далекому прошлому своей страны. Однако этим работам свойственна идеализация древних царей (особенно Ашоки) и недооценка рабовладения и клас. борьбы. Марксистско-ленинскую трактовку истории Индии с древнейших времен дал Ш. Данге (S. A. Dange, India from primitive communisme to slavery, Bombay, 1949).

Очень рано интерес к странам и народам Востока проявился в России. Путешествия в Индию (А. Никитин в 15 в.), Китай (Н. Г. Спафарий и др. в 17 в.), в Египет и Переднюю Азию (А. Суханов в 17 в., В. Г. Григорович-Барский в 18 в. и др.) сопровождались изучением памятников древности. Значит. достижения рус. востоковедения относятся к 19 - нач. 20 вв. В 1908-15 М. В. Никольский издает ценнейшие шумерские и аккадские документы хоз. отчетности (этот труд сохранил свое значение до настоящего времени), а также клинописные тексты Закавказья; В. С. Голенищев знакомит ученый мир с уникальными памятниками др.-егип. лит-ры. Обобщающие труды по Др. Египту и странам Передней Азии дал акад. Б. А. Тураев. Его заслугой является признание ист. роли Востока и борьба с европоцентризмом. Б. А. Тураев создал школу рус. египтологов и ассириологов, мн. из к-рых продолжают работать в наст. время (В. В. Струве, Н. Д. Флиттнер, В. К. Шилейко и др.). Однако его концепция носила идеалистич. характер. Осн. ист. фактором объявлялась религия, и Д. В., в отличие от средневекового, рассматривался как дохристианский. Большую роль сыграли труды выдающегося рус. китаиста Н. Бичурина и рус. индологов К. А. Коссовича, И. П. Минаева и др.

В первые годы после Вел. Окт. революции востоковеды начали уделять большее внимание экономике гос-в Д. В., положению нар. масс и их борьбе. Однако многие старые представления (о феод. характере др.-вост. общества, об особом, отличном от Европы, пути развития Д. В. и др.) продолжали сохраняться. Только в 30-е гг. советское востоковедение, опираясь на марксистскую методологию, стало на путь решит. борьбы как с циклизмом, так и с теорией абсолютной обособленности вост. народов. В ходе дискуссий о социально-экономич. проблемах истории Д. В. (напр., дискуссии об "Азиатском способе производства"), проходивших на протяжении 1929-35, создавалась сов. школа изучения Д. В. В мае 1933 в ГАИМК с докладом "Проблема зарождения, развития и упадка рабовладельч. общества Др. В." выступил В. В. Струве. Основываясь на положениях К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина о социально-экономич. формациях, опираясь на широкий круг источников, он выдвинул концепцию о рабовладельч. характере др.-вост. общества. Положения В. В. Струве нашли поддержку у Ю. П. Францева, А. Б. Рановича, В. И. Авдиева, А. В. Мишулина и др. Против выступили А. И. Тюменев, Н. M. Никольский, И. М. Лурье и др., но в дальнейшем и они отказались от понимания др.-вост. общества как феодального, и тезисы В. В. Струве с нек-рыми уточнениями были приняты сов. ист. наукой. В наст. время точка зрения сов. историков на др.-вост. общество как рабовладельческое прочно аргументирована и получает новые подтверждения. Наряду с решением осн. проблемы истории др.-вост. общества о характере и местных особенностях способа произ-ва у древних народов Востока сов. наука по-новому осветила ряд др. вопросов (напр., специфику раннерабовладельч. общества на В.). Сов. ассириологи вскрыли характерные особенности землевладения в Др. Двуречье (в первую очередь труды В. В. Струве, а также И. М. Дьяконова и др.), изучили семейную общину в странах Передней Азии (Л. А. Липин, Н. Б. Янковская), гос. строй Шумера и Вавилона (В. В. Струве, И. М. Дьяконов, А. И. Тюменев и др.), а также ряд новых памятников (публикации А. П. Рифтина). Социально-экономич. отношениям Др. Египта посвящены исследования Ю. Я. Перепелкина, Н. С. Петровского, Т. Н. Савельевой, О. Д. Берлева. Формирование гос. аппарата в Египте изучено Н. M. Постовской, военная история - В. И. Авдиевым; сложные вопросы егип. филологии и грамматики - М. А. Коростовцевым и Н. С. Петровским.

Видное место в науке занимают сов. исследования по хеттологии (В. В. Иванов, И. М. Дунаевская, Э. А. Менабде, Г. А. Капанцян) и по Др. Ирану (В. В. Струве, И. М. Дьяконов и И. Г. Алиев, М. А. Дандамаев, В. И. Абаев, Э. А. Грантовский). По-новому подошли сов. исследователи к истории Др. Палестины, где выявляются элементы рабовладения и исследуется положение земледельцев- общинников, к-рых прежде принимали за крепостных (работы В. В. Струве, А. Б. Рановича и в новейшее время И. Д. Амусина, к-рому принадлежат и исследования по кумрановедению - см. Кумранские находки). Своеобразные условия рабовладельческого общества Сирии и Финикии изучаются сов. семитологами М. Л. Гельцером, И. Н. Винниковым, И. Л. Шифманом. Труды сов. специалистов по Др. Индии (Г. Ф. Ильина, Г. М. Бонгарда-Левина и др.) проливают свет на сложные вопросы варн и каст, гос. строя и т. д. Сов. китаисты Л. И. Думан, Л. В. Симоновская, Т. В. Степугина, В. А. Рубин и др. создали работы, в к-рых прослеживается специфика др.-кит. рабовладения. Характерной особенностью сов. историографии является усиленное внимание к малоизученной периферии др.-вост. мира. Сюда относится изучение Урарту (И. И. Мещанинов), Др. Нубии (И. С. Кацнельсон), юж. Аравии (Н. В. Пигулевская, А. Г. Лундин) и особенно древней истории Закавказья и Ср. Азии. Археол. открытия Б. Б. Пиотровского в Армении, Б. А. Куфтина в Грузии и С. П. Толстова в Хорезме, M. E. Масона в Нисе, лингвистич. изыскания Г. А. Меликишвили, Г. А. Капанцяна и др. по урартологии, начавшееся изучение спорных надписей Нисы (парфянский период) открывают широкие перспективы изучения памятников Д. В. на терр. нашей страны.

Большое внимание уделяется вопросам идеологии. К прежним работам по истории религии Египта и Палестины И. Г. Франк-Каменецкого прибавились исследования Ю. П. Францева, А. Б. Рановича, вскрывающие класс. сущность др.-егип. и др.-евр. верований. Егип. мифологии посвящены работы М. Э. Матье. Роль др.-вост. науки, предвосхитившей во многом достижения античности, показана В. В. Струве (по егип. математике), А. А. Вайманом (по вавилонской математике) и М. А. Коростовцевым (о письме и писцах Др. Египта). Ист. роль др.-кит. культуры изучена в трудах А. А. Петрова и Л. Д. Позднеевой. В зарубежных социалистич. странах изучение Д. В. заметно оживилось. Особенно следует отметить труды чехослов. египтологов Ф. Лексы и З. Жабы по истории лит-ры, науки и религии Др. Египта, чехословацкого ассириолога Я. Клима по соц.-экономич. истории Двуречья, польского египтолога Т. Анджеевского по лит-ре и истории религии Др. Египта. Вместе с сов. учеными кит. историки подчеркивают рабовладельч. характер др.-кит. общества. Часть кит. историков, однако, расходится в вопросе о времени возникновения и разложения рабовладельч. формации в Др. Китае. Нек-рые из них ограничивают рабовладельч. строй 2-м тыс. до н. э. (Цзянь Бо-цзань), другие датируют переход к феодализму 7-5 вв. до н. э. (Го Мо-жо и Ли Я-нун).

Науч. учреждения и органы ист. периодики по Д. В. см. в ст. Античность, Арабистика, Ассириология, Африканистика, Византиноведение, Востоковедение, Египтология, Индология, Иранистика, Семитология, Синология, Тюркология, Японоведение.

Лит.: Бузескул В. П., Открытия XIX и нач. XX вв. в обл. истории древнего мира, ч. 1, Восток, П., 1923; Тураев Б. A., Рус. наука о Древнем Востоке до 1917 г., Л., 1927; Струве В. В., Проблемы истории древнего Востока в сов. историографии, "ВДИ", 1947, No 3; Постовская Н. M., Изучение древней истории Ближнего Востока в Сов. Союзе (1917-1959 гг.), М., 1961; Библиография, в кн.: Авдиев В. И., История древнего Востока, (М.), 1953, с. 684-735; Уч. зап. Ин-та востоковедения АН СССР, т. 25, М., 1960.

Д. Г. Редер. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ДРЕВНИЙ ВОСТОК" в других словарях:

    Древний Восток историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически… … Википедия

    Древний Восток - (воспитание и обучение) Термином Д.В. принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко римской (см. Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в … Педагогический терминологический словарь

    ДРЕВНИЙ ВОСТОК И БИБЛИЯ. - Д.В. принято называть группу цивилизаций, развившихся в Вост. Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Д.В.» включает также страны Юго–Восточной Азии и Дальнего Востока). Чтобы очертить пределы переднеазиатско–египетского Д.В … Библиологический словарь

    I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. - полный - … Правители Мира

    I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ - … Правители Мира

    Принятое в историографии обозначение периода существования древних государств на Востоке (Древний Восток), в Греции и Риме (Античный мир) … Исторический словарь

    В широком смысле обозначение первого и наиболее длит. периода истории человечества от начала формирования человеч. общества (800 100 тыс. лет до н. э.) до нач. феод. формации (первые века н. э.). Это понятие охватывает 2 периода первобытное… … Советская историческая энциклопедия

    Понятие Востока, как географического целого, мы впервые встречаем у древних египтян, называвших восточные страны словом Abt, и у евреев, которые под именем Kedem объединяли все страны, лежащие к востоку от Палестины. Классические греки не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона