Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Добро не умрет, а зло пропадет

Алёна Роговая
Беседа «О добре и зле» с детьми старшей группы

Цель : Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.

Задачи :

развивать чувство удовлетворения за добрые дела ;

направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь;

воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.

Ход беседы

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости» , послушайте стихотворение :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым , доверчивым!

Пусть доброе утро – длится до вечера!

О чем мы будем говорить сегодня?

Дети : О добре .

Воспитатель : А как вы думаете, что такое добро ? Что значит творить добро ?

Рассуждения детей.

Воспитатель : Для чего нужны доброе сердце и добрая душа ?

Дети : Чтоб помогать тем, кто попал в беду.

Воспитатель : А какое сердце у злого человека?

Ответы детей.

Воспитатель : Злой помогает людям?

Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты . Это Дерево наполняет мир добром , напоминает о том, что нужно творить добро . Но с ним произошла беда. Оно завяло и перестало цвести из-за плохих, злых поступков людей. Если мы не оживим Дерево, как вы думаете, что произойдёт. Что может победить? (победит зло) .

Воспитатель : Чтобы добраться до Дерева , нам надо преодолеть препятствия.

Первое препятствие - болото.

Игра «Перейди болото» .

Правило объяснить : перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки-кочки.

Раздаю всем по три дощечки (картонки, одному не хватает.

Воспитатель : Что делать?

Воспитатель : Мы поделились кочками, это какое дело?

Дети : Доброе .

Воспитатель : Доброе дело радость приносит.

Вместе с детьми повторяем пословицу .

Воспитатель : Какие слова говорят тому, кто с тобой делится?

Дети : Вежливые, добрые слова .

Воспитатель : Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело – поделился кочкой.

Дети благодарят друга.

Следующее препятствие :

Воспитатель : Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?» (картинки-слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки) .

Ответы детей.

Следующее препятствие : «Герои сказок» .

Воспитатель : Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев?

На столе лежат картинки героев сказок.

Воспитатель : Про каких героев вы можете сказать, что они добрые ?

Дети : Золушка, Красная Шапочка, Айболит, «Заюшкина избушка» (Петух выгнал Лису, «Муха – Цокотуха» (комарик) .

Дети объясняют какие поступки совершили эти герои.

Воспитатель : А только ли добрыми бывают сказочные герои?

Ответы детей

Воспитатель : Назовите злых сказочных героев?

Дети : Злая мачеха, Волк, Бармалей, Лиса, Паук. Объясняют, какие поступки совершили герои.

Воспитатель : Разложите героев по поступкам, а помогут смайлики.

Дети раскладывают в коробки, на которых изображены смайлы с добрым и злым выражением .

Воспитатель : Добро побеждает зло , люди не зря говорят : Доброта спасет мир .

Вместе с детьми повторяем пословицы : Добро побеждает зло , Доброта спасет мир .

Воспитатель : Вот мы и добрались до дерева Доброты . (на магнитной доске висит ватман – на нем нарисовано сухое печальное дерево). Дерево печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое. Оживить его могут ваши добрые поступки , добрые дела . Какие добрые дела можете вы совершать?

Ответы детей : помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц, ухаживать за малышами и т. п.

Воспитатель : Давайте расскажем о своих добрых делах . Если вы совершаете добрые дела , значит у вас доброе сердце . Расскажите о своем добром деле , иприкрепите на дерево сердечко.

Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги.

Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или двусторонний скотч.

Воспитатель : Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело ! А сейчас присядьте на корточки, закройте глаза.

Включаю песню Кота Леопольда «Если добрый ты » .

В это время меняю дерево с сердцами на цветущее красивое дерево.

Воспитатель : Открывайте глаза, посмотрите, что произошло с деревом. Мы своими добрыми делами оживили дерево, оно расцвело и напоминает людям, что нужно творить добрые дела .

Вывод : Хорошо ли творить добро ?

Ответы детей

Воспитатель : Добрый человек добро сеет .

Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре .

Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки . Давайте построим пирамиду Доброты . Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты . Давайте вспомним добрые дела , которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее .

Публикации по теме:

Практическая беседа с детьми старшей группы «Компьютерные файлы и папки» Практическая беседа с детьми старшей группы на тему: «Компьютерные файлы и папки Задачи: Обучающие: - Закрепить понятия «Файл», «Папка»,.

Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья». МДБОУ «Детский сад № 43» Воспитатель Харламова Н. В. Цель: Формировать у детей позитивное.

Беседа с детьми 2 младшей группы «Мамочка, мамуля» Беседа «Мамочка, мамуля» Цель: -воспитывать уважение, доброе отношение и любовь к своей маме. Задачи: - развивать внимание, речь, мелкую.

Беседа с детьми средней группы «Если добрый ты» Ц е л ь: воспитание положительных черт характера, побуждение к добрым делам и поступкам. З а д а ч и: осмысление и понимание слов “доброта,.

Беседа с детьми старшей группы «Права ребёнка» Задачи: Познакомить детей с их правами. Воспитывать уважение к членам семьи. Материал: Бумага, карандаши, маска медвежонка, медведицы, лепестки.

Беседа с детьми старшей группы «Щелкунчик и мышиный король» Ольга Ермошина Беседа с детьми старшей группы " Щелкунчик и мышиный король" Цель: Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана; подготовить.

Тема классного часа «Добро и зло»

Цель : формировать важнейшие нравственные ценности: добро, уважение, любовь;

Способствовать развитию сочувствия, сопереживания;

Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.

Формирование УУД:

1.Личностные:

Учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

Учить понимать кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны; понимать значимость дружбы и доброты;

Уметь пользоваться культурой дружбы;

Соблюдать традиции дружбы в коллективе;

Быть настоящим другом.

2. Коммуникативные:

Умение общаться;

Умение работать в коллективе;

Соблюдать правила этикета.

развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе;

3. Регулятивные:

Высказывать свое мнение, предположение;

Прогнозировать предстоящую работу;

Умение вести диалог.

4. Познавательные :

Развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

На основе анализа делать выводы;

Обобщать и классифицировать по признакам;

Мотивация к познавательной деятельности.

Формирование представления детей о том, что такое доброта и каким должен быть добрый человек.

Ход мероприятия.

1.Оргмомент.

2.Определение темы мероприятия.

Послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего классного часа?

Они на свете с древних пор,

Ведут свой очень давний спор:

Кто наяву или во сне

Сильней и крепче на Земле.

«Сильнее Я» -твердит одно,

Кто служит мне, тому легко.

Я драки, ссоры поощряю,

Со мной жестокость процветает,

Дурное, вредное ценю,

Гнев, зависть, жадность я люблю.

В ответ ей скромно:

Может быть, но только Я могу любить,

Тепло, уют другим дарить,

Излишне это говорить.

Да, на проделки ты хитро,

Я побеждаю всё равно.

О чём идёт речь в этом стихотворении? (О добре и зле)

Сегодня мы будет говорить о том, к чему должен стремиться каждый человек, о добре, о добрых делах.

3.Ассоциации .

Добро и зло! Это важные слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди думают очень давно.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ДОБРО?(Весна, улыбка, солнце, мама, радость и др.)

Какие слова ассоциируются у вас со словом ЗЛО?(Горе, беда, землетрясение, несчастье и др.)

Добро и зло — извечный выбор,
Важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина
И смысл его земного века.

Несомненно, что эта тема была актуальна во все времена. Таковой она остаётся всегда. Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Коль существует на нашей планете добро и зло, люди могут творить добрые и злые дела.

Послушайте притчу о двух волках.

—Когда-то давно старый мудрец открыл своему внуку жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?

Как вы думаете, что ответил мудрец?(Ответы детей)
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Подумайте, а какого волка кормите вы и чем? (Ответы детей). Как вы считаете, а трудно ли быть добрым, надо ли учиться доброте?(Ответы детей). Да, непросто быть добрым, в этом нам помогают не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки. Именно в сказках всегда побеждает добро.

Игра «Добрый сказочный герой».

Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или зло. Если добрый.вы радостно хлопайте в ладоши, если злой, закрывайте лицо ладошками.(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса и Кот Базилио, Морозко, Мальвина, Иванушка-дурачок, Емеля, Доктор Айболит ).

Каких героев вы выбрали? Почему?(Ответы детей).

Именно эти сказочные герои выручают, помогают другим, иногда и в ущерб себе. Они стремятся к добру, к истине,красоте.

Игра «Собери пословицу». (работа в группах)

Эта мысль отражена в пословицах и поговорках.Соедините части пословиц по смыслу, объясните их значение.

1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Доброе слово и железные ворота открывает.

3.Худо тому, кто добра не делает никому .

4. Во зле жить — по миру ходить

5.Добро не лихо: бродит по миру тихо.

6.Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

(Собирают все пословицы, каждый ряд объясняет по две из них).

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово.

Какие добрые слова вы знаете? (дети отвечают хором)

Игра «Доскажи словечко»

Добрые слова не лень,

Говорить нам каждый день.

Вы, ребята,не зевайте,

Их скорее называйте.

Добрые слова не лень
Повторять мне каждый день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Повару и продавцу
С добрым утром! - я кричу.

Всем идущим на обед!
Добрый день ! -кричу я вслед.

Всех, домой спешащих к чаю.
Добрый вечер !- так встречаю.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания).

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Ситуации для оценки:

Давайте рассмотрим ситуации, с которыми вы можете встретиться каждый день.

1 группаТы даёшь списывать своему однокласснику, который без уважительной причины не подготовился к контрольной.

2 группа Твой знакомый совершил гнусный поступок, за который наказали невиновного. Ты об этом знаешь, но никому не говоришь.

3группа Твой друг постоянно грубит старшим, обижает младших. Тебе это не нравится, но ты не показываешь этого, не делаешь другу замечаний, потому, что не хочешь с ним ссориться. В конце концов, ты ведь ничего плохого сам не делаешь, а просто стоишь рядом.

Оценивание поступков.

Притча «Бабочка»

Послушайте музыкальную притчу «Бабочка».

Кто звал его «мудрец», кто - «прозорливец»,
Он жил в уединенье от людей,
Но шли к нему сомненьями делиться
Иль за советом каждый Божий день.
Он ближнего в беде спешил утешить:
Подарком или словом подбодрить,
При этом называл себя он грешным
И все гостинцы мог передарить.

А по соседству жил монах заблудший,
Который всё завидовал ему:
Никто не приходил к его лачужке,
Не спрашивал, зачем да почему.
И вот решил над ним он посмеяться:
Поймал на поле бабочку монах,
И, усмехнувшись, он спросил у старца,
Живая или мёртвая она.

Расчет был прост: коль скажет, что живая, -
То он её ладонями прижмёт,
А мёртвая - так полетит, порхая,
Когда монах ладони разомкнёт.
«Узнают все, какой он прозорливец», -
Ликуя сердцем, предвкушал монах.
А старец за монаха помолился,
И с грустью молвил: «Всё в твоих руках!»

В чём смысл этой притчи?(Ответы детей)

Всё зависит от нашего с вами выбора,какой дорогой идти по жизни, дорогой добра или зла)

Ситуация «Кукла».

У меня в руках кукла. Сегодня я разрешу вам делать то, что никогда не разрешала. Сейчас мы будем обижать её. Вспомните,как вы иногда обижаете друг друга на перемена, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая даже словом, мы причиняем боль.

Поэтому, когда мы будем говорить кукле, что она плохая, мы будем причинять ей боль, загибая края бумаги.(учащиеся выполняют задание, пока кукла не доходит до учителя).

Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она была? Что в ней изменилось и почему? (От обидных слов она вся сжалась).Я думаю, что мы очень травмировали куклу.

Можем ли мы что-то изменить? (Варианты ответов: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).Давайте попробуем сказать е что-то хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.(Говорят кукле добрые слова, учитель постепенно распрямляет её).Ребята, а сейчас посмотрите на куклу, ей уже лучше, но стала ли она такой, как была прежде? Нет.

Вывод: боль остается в душе надолго и никакие комплименты не могут её разгладить, поэтому не обижайте окружающих.

Самостоятельная работа.

Посмотрите-ка,ребята, удивительное солнце заглянуло к нам в оконце. Чтобы почувствовать его тепло, давайте украсим солнышко добрыми пожеланиями для своих одноклассников. На ладошке напишите самое доброе пожелание для своих друзей, своей семьи и прикрепите ладошки к солнышку. Пусть тёплое солнышко всегда обогревает лучиками доброты всех нас.

Итог классного часа.

Добро созидает, строит и создает: мир, спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость и хорошие отношения между людьми, в семье, с друзьями, в школе, на работе и в обществе.

Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, злобу, гнев, раздражение, духовное и нравственное уродство, плохие отношения.

Мои дела, у Бога есть в обоих чашах.
Есть добрые, но и грехов не так уж мало.
Все ошибаемся порой в стремленьях наших.
Живу я сердцем, что всегда Добро искало!

Помните, что даже если вы уже кого-то обидели словом или делом, никогда не поздно сказать: “Прости меня!”.Давай те всегда по жизни идти дорогою добра.

Исполнение песни «Дорогою добра» (поют караоке)

Ақмола облысы білім басқармасының «Ақкөл аудыны Урюпин ауылы, жетім балалар мен ата-анасының камкорлығынсыз қалған балаларға арналған №1 құрамдастырылған балалар үйі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.

Коммунальное учреждение «Комбинированный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1

село Урюпинка Аккольского района» управления образования Акмолинской области.

Нравственно-познавательная беседа

«Добро и зло. Добрые и злые дела человека».

Воспитатель: Сидоренко Р.В.

Цель: на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»; формировать у детей желание совершать добрые поступки.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами поговорим о доброте. Что такое добро? Это все хорошее, красивое, доброе: весна, солнце, улыбка, мама, воспитатель.

Что такое зло? Это что- то противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, то люди могут делать добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космос. Мы приземлились с вами на планету добра. Что мы здесь с вами увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей).

А теперь вернемся на свою планету, чтобы делать добрые дела.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных.

Кто может любить и козла и осла

Тот людям вовеки не сделает зла.

Какого же человека можно назвать добрым? Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу, бережет ее, любит зверей и птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с друзьями и взрослыми.

Вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова? Их еще называют волшебными словами (Ответы детей).

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА

Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «… » (Привет )

А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье Ей сказала: «… » (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они, Но сказал он «… » (Извини)

Трясогузка с бережка Уронила червяка,

И за угощенье рыба Ей пробулькала: «… » (Спасибо)

И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «… » (Браво)

Толстая корова Лула Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «… » (Будь здорова)

Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще надо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, в природе, на улице?

Как вы думаете, трудно быть добрым? Что для этого нужно иметь? (доброе сердце, добрую душу ). Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».

Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета

Доброта-не пряник, не конфета.

Все вы любите сказки, в них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или нет. Если добрый, то вы хлопаете в ладоши, если злой, то закрываете лицо ладошками.

Иван-царевич

Кащей Бессмертный

Золотая рыбка

Дюймовочка

Карабас Барабас

Красная Шапочка

Гуси-лебеди

Мальвина

А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

Представьте себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнце-доброта. Она необходима вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце, как вы думаете, чего на свете больше добра или зла? Может это помогут нам узнать старинные весы? На одну чашу мы будем класть зло (зависть, жадность, грубость, предательство, войну, ложь).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с добром. (дети подходят по одному, говорят о своем добром деле и кладут на весы свою капельку, приготовленную заранее мягкую игрушку). Вскоре чаша весов с добром перевешивает чашу зла.

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в речку, река в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец сказал: человек прожил не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами тоже сделаем одно доброе дело. На чистый лист каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги аппликации: дом, дерево, фигуры детей, облака, солнце и т. д.

Как мы назовем нашу картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро побеждает зло»).

Какое чувство вы испытали, когда делали добрые дела? (Делать добро очень приятно, радостно).

Наше занятие подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро-это здорово!

Тема: « Добро и зло»

Цель:

Формировать у детей представление о добре и зле;

Задачи:

    формировать этические формы поведения в обществе и при общении друг с другом;

    развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

    повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Организационный момент

Ребята, тема нашего классного часа сегодня……А, впрочем, вы сами сможете назвать тему, но чуть позже.

Послушайте стихотворение Ольги Слепенькой «Что такое добро?»

Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну. в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе?

Вы правильно догадались, что наша сегодняшняя встреча будет посвящена теме добра и зла.

Как вы думаете, что такое добро?

(ответы детей)

Доброта– это такое качество человека, которое нельзя рассмотреть, потрогать, но без которой невозможно прожить на белом свете.

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы?


– На одну чашу весов мы будем класть “зло” :

(темные фишки, которые означают: “зависть”, “предательство”, “жадность”, “грубость”, “войну”, “ложь”, “трусость”, “равнодушие”).
– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добрыми делами. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов.

(Дети говорят о своем добром деле, на чашу весов кладется белая фишка. Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

А сейчас мы с вами поиграем.

«Игра стань волшебником»

Превратите используя характеристики на слайде одну девочку в добрую, а другую в злую.

То есть давайте подберем с вами антонимы к словам.(слова противоположные по значению)

Слова:

Добро

Сострадание, терпение, любовь, забота, дружба, отзывчивость.

Зло

Трусость, жестокость, зависть, эгоизм, жадность, лень, безответственность.

Игра “Сказочные герои”.

А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки и мультфильмы. И одной из главных тем сказок и мультфильмов была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду читать вам загадки про героев, а вы, отгадав загадку, скажите злой этот герой или добрый и почему вы так считаете.

Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

(кощей бессмертный)

Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

(Доктор Айболит)

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня...

(Баба- Яга)


А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.

(Кот Леопольд)

На овчарку он похож:
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть

(волк)

«А здоровье мое не очень.

То лапы ломит,

то хвост отваливается.

А на днях я линять начал.

Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи.

Зато новая растет чистая, шелковистая,

так что лохматость у меня повысилась.

(пес Шарик)

Эта героиня хотела стать владычицей морскою и чтобы была у нее рыбка золотая на посылках

(старуха из «Золотой рыбки»)

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому я всем и каждому советую
Всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке …»

(старуха Шепокляк)

Молодцы ребята!

Вы хорошо справились с задание, а давайте сейчас поиграем еще в одну игру: « Найди пару».

На партах у вас лежат таблички «начала» и «конца» правил, вы сейчас стрелками соедините пары правильно. А после, кто выполнит, поднимает руку, и мы с вами зачитаем, что же у нас получилось.

Игра «Найди пару»

Не наступить, а уступить.

Не разорвать, а склеить.

Не забрать, а отдать.

Не кричать, а выслушать.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.

Не наступить,

а склеить

Не разорвать,

Не забрать,

а уступить

Не спрятать,

а отдать

Не кричать,

а ладонь протянуть

Не кулак показывать,

а выслушать

Молодцы! Вы все правильно справились с заданием!

Мы с вами очень часто становимся свидетелями добрых и плохих поступков людей, а иногда и сами являемся их участниками.

Ситуация 1

Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своем поступке.

Ситуация 2

Маша получила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате.

Ситуация 3

Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.

Все правильно! Молодцы.

Подведение итогов

Сейчас я вам прочитаю притчу, а вы внимательно ее послушайте и скажите какая ее главная мысль.

Притча о двух волках

"Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?


Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь."

Так какая главная мысль этой притчи?

(ответы детей)

Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно.

На этом наша беседа окончена, спасибо за внимание!

Песня « Улыбка»

Тема . Добро и зло

Задачи, расширять знания о таких качествах, как добро и зло; обучать умению вести дискуссию; провести профориентационную работу; развивать творчество; поднять проблему добротворчества; подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.

Подготовительная работа : подбор литературы по теме; задания учащимся по изучению темы; творческие задания; приглашение гостей; работа с психологом (тренинг, тест); распечатка раздаточного материала; подготовка кинофрагментов.

Участники : учащиеся; классный руководитель; гости (человек, спасший чью-то жизнь; работник уголовного розыска); лаборант ТСО.

Ход мероприятия

Мир не без добрых людей.

В начале классного часа ребята получают карточки с перечнем качеств: бережливость, благородство, гуманизм, ум, доброта, непосредственность, ответственность, справедливость, терпимость, щедрость, честолюбие, принципиальность; ребятам предлагается расставить цифры в порядке значимости для них перечисленных качеств.

Цифра перед словом «доброта» обводится кружочком (для быстрого изучения результатов классным руководителем). Все остальное используется для последующего анализа значимости нравственных качеств для учащихся класса.

Звучат стихи (в это время классный руководитель и психолог изучают результаты).

Добрые люди

Там, где судьба подводила,

Жестче косилась и злей,

Голодом, стужей морила,

Мама моя говорила:

— Мир не без добрых людей.

Думаю, словно о чуде:

В те роковые года

Сколько вас, добрые люди,

Добрых по самой по сути,

Рядом случалось всегда!

Всех обвывали метели,

Бедами равно грозя,

Но от чужой от потери

Вы отводить не умели

В сторону ваши глаза.

Жизнь меня била и мяла

И в круговерти своей

Просто дохнуть не давала,

Но разглядеть не мешала —

Мир не без добрых людей.

Как я хочу, чтоб на свете

Рядом с душою моей,

Слово не бросив на ветер,

Кто-то, хоть кто-то б отметил:

Мир не без добрых людей.

И. Ляпин

Классный руководитель . Мне приятно осознавать, что такое качество, как доброта, располагается в вашем перечне далеко не на последнем месте. С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: «Что такое — хорошо и что такое — плохо?» Хорошо и плохо — это прежде всего — добро и зло. Если говорить о них как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете отношений между людьми. Те или иные действия одних людей имеют определенную значимость для других людей: положительную или отрицательную. При этом надо отметить, что человек — существо разумное, и значит, неся добро или зло, он действует сознательно.

В чем же назначение добра в жизни человека? Для чего оно? Почему люди делают добро друг другу? Что это такое — добро?

Учащиеся:

— Добро - это особая, отличная от других форма человеческих отношений.

— При наличии добрых отношений у людей появляется духовное единение, устанавливается нравственная связь, происходит слияние положительных мыслей, лучших порывов человеческой души и конкретных добрых дел.

Классный руководитель. Вы правы, ребята, добро важно не в абстрактной форме, не на словах, а именно в своем проявлении, в конкретных делах и условиях. Какой вид помощи при этом оказывается?

Учащиеся:

— Если мы говорим о добре в моральном смысле этого слова, то значит, помощь должна оказываться бескорыстная. Обычно человек за такую помощь не ожидает никакого вознаграждения.

— В данном случае люди должны поступать так, как бы они хотели, чтобы другие люди поступали по отношению к ним.

Классный руководитель . С вопросом бескорыстия мы разобрались. А что мы понимаем под словом помощь?

Учащиеся:

Это содействие другим людям в каком-то виде деятельности.

Иногда мы поддерживаем людей в их взглядах, речах, действиях, сложных жизненных ситуациях.

Мы защищаем людей от чьих-то нападок, клеветы; выручаем их в кризисной финансовой ситуации, предлагаем свою помощь в разного рода делах.

Человек еще и спасает другого человека. Я говорю сейчас о таком виде помощи, когда спасают человеческую жизнь. Такая помощь помогает избежать трагического исхода.

Классный руководитель. Сейчас я хочу представить вам человека, который именно так и поступил. Он спас другую жизнь.

(Гость ведет свой рассказ.)

Учащийся . Должен сказать, что ты мужественный и сильный человек. Сильный — добротой своей души.

Классный руководитель . Да, ребята, доброта — это признак сильной личности. Об одних людях говорят, что они добрые (как о нашем герое), для других подбирают эпитет «добренький». Кто же они, эти «добренькие»? Как их распознать?

Учащиеся:

Добренькие бывают обычно добрыми только на словах. Они говорят и обещают много, они вам улыбаются, с ними приятно беседовать. Но куда все девается, когда дело доходит до конкретных поступков, непосредственной помощи? Такие люди находят сотню убедительных оправданий своему бездействию. Мне пришлось тоже в этом убедиться.

Добрым добренький казался,

Навязался, улыбался,

Клятвы медом поливал.

Но куда все это делось,

Когда слова дошли до дела?

Добрый человек не пустословен. Он делает добро не для звона, а для блага другого человека. И еще потому, что в нем заложено здоровое нравственное начало. А поэтому, сделав добро другому, он и себя ощущает счастливым. Не зря же говорят, что «злой плачет от зависти, а добрый — от радости». Добро — оно спокойное и немногословное. Народная мудрость гласит: «Добро — не лихо, ходит тихо».

Классный руководитель. А какие еще пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете? (Ребята говорят, комментируют.)

Учащиеся:

— Всяк добр, да не до всякого.

— Добра желаешь — добро и делай.

— Добро на худо не меняют.

— Доброе дело без награды не остается.

— Доброе смолчится, худое молвится.

— Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

— Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.

— Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

— Добрые вести прибавят чести.

— Добрые чувства — соседи любви.

— Не ищи красоты, ищи доброты.

— От твоего бобра никому нет добра.

— Добро прощай, а зло порицай.

Классный руководитель . Итак, мы остановились на порицании зла. Зло противостоит добру. Между ними идет постоянная борьба. И, к сожалению, зло нередко выходит победителем в этой борьбе. Почему же так происходит?

Учащиеся:

— Потому что для того, чтобы причинить кому-то зло, требуется меньше усилий, его совершать проще, чем добро. Делать добро - это значит прилагать усилия своего ума, души, а также усилия физические, финансовые и др. Далеко не каждому это по нраву, а значит, и не по моральным силам. Ведь самое главное в этом процессе добротворчества — это ваша душа. Если она у вас трудится постоянно (в моральном плане), если вы не загрязняете ее черными мыслями, завистью, злостью, значит, вы способны на добрые дела.

— Я интересуюсь этой темой и прочитал, что иногда возникает полемика по вопросу существования добра и зла в качестве двух полюсов моральной действительности. Доходит даже до того, что аргументируют существование добра лишь постольку, поскольку в мире существует зло.

Классный руководитель . Ребята, разве можно согласиться с тем, что добро имеет смысл только из-за существования зла? Оно, конечно, противостоит существующему злу. Но разве зло всегда обязательно для того, чтобы делать добро? Если зло исчезает, разве добро прекращает свое существование? Добро — категория нравственная. А нравственные качества человека побеждают и даже способствуют предупреждению появления возможного зла.

Учащаяся. Я согласна. Считаю, что зло не имеет права существовать для того, чтобы противопоставлять ему добро, придавать ему (добру) смысл и возвеличивать. Стоит только вспомнить о лагерях смерти и злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны. Неужели можно сказать, что людей надо было сжигать для того, чтобы потом кто-то мог делать добро оставшимся в живых? Это звучит жутко, не по-человечески.

Классный руководитель . В людях существует вера, что зло можно победить. Может быть, в будущем они научатся справляться с ним, предупреждать его, как они это делают сейчас с болезнями и некоторыми природными явлениями. В романе Ч. Лмирэджиби «Берега» есть такая мысль: «... назначение человека не только в том, чтобы победить зло, но и обратить его в добро!» Ф.М. Достоевский, всегда поднимавший в своих произведениях острые моральные проблемы (и в частности проблемы добра и зла), писал: «Люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

Учащийся. Но ведь на земле столько зла и злых людей, творящих его, что невольно начинаешь задумываться о том, каков же человек по своей природе: добрый или злой. Так какой же он, человек?

Классный руководитель . Есть три разных мнения по этому вопросу: добрый, злой, и не добрый и не злой. А как вы считаете?

Учащиеся:

— Думаю, что в людях больше зла и зависти, чем доброты. Иначе мир к XXI веку стал бы уже стабильнее и спокойнее.

— Уверена, что человек по своей природе — существо доброе. Злым его, чаще всего, делают обстоятельства.

— Считаю, что злого человека можно сравнить с больным. Ведь его гоже сжигает своего рода болезнь: зависть, неудовлетворенность, низменные желания. А если еще все это происходит на фоне успехов человека, к которому злой испытывает антипатию? В этом случае уже можно говорить о тяжелой болезни. Но гак же как здоровых людей на земле больше, чем больных, так же и добрых больше, чем злых.

Классный руководитель. Согласна с тобой в том смысле, что добрый человек является нравственно здоровым человеком, а злой — это аномалия и нравственная болезнь. Нравственность рождается вместе с человеком. Она сопровождается добром и хорошими поступками. Пранравственость можно наблюдать даже в поведении животных, значит, она имеет биологические корни. Если же люди нравственно больны, то это никак не означает, что они нравственно нездоровы уже с момента своего рождения. Незакаленные в нравственном отношении (из-за пробелов в воспитании, постоянных стрессов и других неблагоприятных жизненных обстоятельств) умы, сердца и души людей начинает разъедать злость. Случалось ли подобное с вами? Задумывались ли вы над тем, насколько вы добры?

Психолог. Все мы, конечно, разные: сочувствующие и беспощадные, готовые отдать последнее обездоленному и те, у которых снега зимой не выпросишь. К какой категории вы относите себя?

(Психолог предлагает проверить себя тестом «Добры ли вы?»)

Тест «Добры ли вы?»

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шуточки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Вы набрали больше 8 очков.

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.

Вы набрали от 4 до 8 очков.

Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков.

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Психолог. А сейчас вы можете сверить свои мысли и представления о себе как о человеке с результатами анкетирования. Так ли вы добры, как вам это казалось? Или вам еще предстоит заниматься добротворчеством, чтобы соответствовать высокому званию «человек?»

Классный руководитель . Есть такой термин «добротворчество». А что он означает применительно к нашей повседневной жизни?

Учащиеся:

Думаю, что это — работать добросовестно, заботиться о своих близких и не мешать делать то же самое другим людям. Может, кто-то скажет, что этого мало. Но я придерживаюсь иного мнения, потому что жить именно так может далеко не каждый. Так получается только у людей с доброй душой и чутким сердцем.

Некоторые люди, идя к своей цели, сметают, как говорится, все и вся на своем пути. Человек может достичь своей цели и в каком-то смысле может быть даже полезен обществу. Но ведь общество — это мы, люди. В таком случае, как насчет тех, кого он обижал, унижал, расталкивал, что называется, локтями, идя к своей цели?

— Согласен, каждый человек стремится достичь определенных благ. Разумеется, что он делает это не без корысти. Но если он добивается многого не принося другим зла, то считаю, что ему и дальше можно идти по жизни с чистой совестью.

— И еще есть категория людей, которые делают добро просто по доброте душевной. Это какая-то внутренняя потребность. Ведь человек не ожидает ни награды, ни благодарности за все сделанное. Вот оно, это проявление природной нравственности (ребята приводят примеры из жизни своих близких, друзей, знакомых).

Далее идет просмотр эпизодов художественного кинофильма «Заплати другому» об идее добротворчества американского школьника, его конкретных делах и той цепной реакции доброты, которую они вызвали. При обсуждении делается акцент на мысли о том, что некоторым людям нужна помощь для осознания необходимости сделать доброе дело или поступок. Потому что некоторые люди просто не решаются действовать. Надо помочь им осознать все положительные или отрицательные (в результате их бездействия или нерешительности) последствия своего поведения в определенных жизненных ситуациях.

После обсуждения учащиеся продолжают:

— Но зло в мире существует. И его не так мало, чтобы относиться к этому вопросу спокойно и надеяться на добрые дела и поступки добрых людей. Вот и финал этой мелодрамы печальный. Что же делать, как с ним (злом) бороться?

Классный руководитель. Л.H. Толстой говорил о непротивлении злу насилием. Он прав в том смысле, что в большинстве случаев в жизни больше нормального, чем аномального, больше доброты, чем зла. Но есть люди, которые посвящают всю свою жизнь борьбе со злом. Для некоторых это стало профессией. Вот и сегодня я хочу вас познакомить с таким человеком. Это сотрудник уголовного розыска... (Ф.И.О.).

Гость рассказывает о борьбе с преступностью как об одном из зол нашего общества, приводит примеры. Но заостряет внимание на том, что обычный человек, не профессионал, не может и не в состоянии отдавать все свои силы борьбе со злом. Иначе он будет переполнен отрицательными эмоциями, лишит себя нормальной жизни. Это совсем не означает, что не надо бороться против конкретных случаев проявления зла. А наилучшим способом является профилактика, его предотвращение (рассказывает о проводимых мерах, заостряя особое внимание на необходимости вести здоровый образ жизни).

Если ребят заинтересовал гость и его профессия, они могут задать вопросы:

— В каком плане вам труднее: материальном или моральном?

— Почему выбрали эту профессию?

— Какие качества необходимы, чтобы работать в уголовном розыске?

— Где можно этому научиться?

— На какие предметы надо больше обратить внимание?

— Как нормирован ваш рабочий день? Ведь не зря же о вас говорят, что у вас «служба — дни и ночи»?

— Какие еще трудности?

— Не возникала ли у вас мысль о перемене профессии?

Классный руководитель. Философ И.А. Ильин утверждает, что со злом надо бороться силою, т.е. применяя насильственные действия. Он прав в том смысле, что в жизни есть и такие ситуации, когда по-иному разобраться просто невозможно (например, освободительные войны). А если говорить о повседневной жизни, то надо отметить, что человек по своей натуре все-таки добр. Мы уже услышали, что бывает так, что преступление совершается и не по злому умыслу. Другое дело, что преступление — это всегда преступление и, естественно, что совершивший зло должен быть наказан.

Учащиеся:

— Хоть и не так много, но в жизни все-таки встречаются злые люди, я считаю, просто от природы. Им плохо, когда кому-то хорошо. Им хочется захватить все: деньги, славу, почести, и если бы они могли, то прихватили бы и удачу. Да в радость ли она, такая жизнь?

Он мрачен, зол, завистлив,

Не в радость все ему.

Всю славу, деньги, почесть —

Все только одному.

Но так же, как поутру

Не зря горит заря,

Разделено все в мире

Между людьми не зря.

Одни прославятся в труде,

Другим — за подвиг слава.

Таким вот равновесием

Крепка наша держава.

Распределяет жизнь добро,

Чтоб каждому в чем-то везло.

Сделай добро — сам станешь лучше.

Радость от этого получишь.

— Во многом согласна с тобой. Но ведь есть такая пословица: «За добро злом платят». Я раньше думала, что такое невозможно, пока не столкнулась с таким фактом в своей жизни (пример оглашается по желанию выступающего). Как же быть в таком случае?

Классный руководитель . Прежде всего надо учиться житейской мудрости и не расстраиваться. Каждый знает, что в жизни далеко не всегда все гладко и правильно. Не надо расстраиваться из-за того, что ты не в силах изменить. А если один человек не смог оценить по достоинству твой поступок, то это еще ничего не значит. Возможно, твоя помощь отозвалась добром в ком-то другом? Ведь не зря же в последнее время все чаще приходят к мысли, что добро — это какой-то особый вид энергии, который еще не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Это то, что мы иногда называем удачей. Мы говорим в таких случаях: «Здорово! Мне повезло!» а может, к вам просто вернулась ваша доброта?

Учащийся . Считаю, что, по крайней мере сегодня мы не имеем никакого морального права просто поговорить о добре и разойтись. Потому что одно из правил добра - это его выражение в поступке. Вот я и предлагаю закрепить наш разговор таким поступком. Добро предполагает милосердие.