Оформление перечисления после двоеточия. Правила оформления списков (перечней)

Копирайтинг

Оформление списков (перечней) в текстах

23 комментария

Регулярно сталкиваюсь с проблемой оформления списков (перечней) в текстах и оформлением статьи на сайте. Разберем, как обозначать подпункты в тексте.
Давайте разберем как оформлять перечни. После точки должна идти большая буква, если точка не только после цифры, но и заглавной буквы алфавита.

Также в списках встречаются предложения, где и точка с запятой не всегда обязательна, если членение списка происходит по одному слову.

Зачем добавлять перечни в статьи?

Роль списков в статьях объясняется структурной подачей информации. Изложение может быть как в виде пошаговой инструкции так и для описания видов, следствий, типов, характеристик.

Структура помогает роботу быстрее сканировать текст и распознавать информацию на странице с помощью данных, прописанных в подзаголовках третьего и четвертого уровня.

Как обозначать элементы списка?

Предложение перед списком и его элементы после двоеточия могут писаться в одну строку или каждый элемент перечня с новой строки. Если список многоуровневый, то удобнее его структура смотрится, если разделять элементы и каждый с новой строки.

В правилах русского языка допускается использовать абзацный отступ или вместо него букву, цифру, тире, точку.

Но для сайтов использование списков без обозначений – не допускается, потому что в коде есть правило для оформления списков: нумерованные — ol, а маркированные — ul.

Поэтому копирайтеры пишут списки, оформляя их маленькими дефисами (даже не тире), это удобно и быстро, я согласна, но это неправильно. Также встречаются списки с абзацным отступом, который в коде не будет выглядеть, как список, а просто набор не связанных между собой слов, а это минус в оптимизации текста. Нужно помнить, что пишем текст мы не в газету.

Примеры списков, которые не подходят для сайтов, но считаются правильными с точки зрения русского языка.

Пример 1. Без обозначений

SEO форумы, где находятся SEO-оптимизаторы и владельцы сайтов;

биржи контента.

Пример 2. Тире или дефис

Найти новых заказчиков на тексты можно по таким каналам:

— SEO форумы, где находятся SEO-оптимизаторы и владельцы сайтов;

— биржи контента.

У меня сразу исправляет дефис на ul, потому напишу в таком виде, чтобы понятней было.

Пример 1 и 2 – это неправильное оформление перечней для сайтов, я прошу это исправлять в статьях.

Перечни бывают простые и сложные. Будем говорить только про простые, где предусмотрен один уровень членения текста. В оформлении простых перечней используют арабские цифры, точки и маленькие буквы со скобкой. После цифр всегда ставится точка (это правило!).


Оформление перечней в статьях

Пример 3. Маркер

В зоопарке живут животные с разных уголков планеты:

  • обезьяны из Таиланда;
  • кенгуру из Австралии;
  • медведи из России.

В примере 3 маркированный список, перед ним стоит двоеточие, значит предложение и мысль заканчивается только в конце перечисленных животных. Если предложение имеет законченную мысль, то перед перечнем ставится точка.

Каждый элемент в маркированном списке начинается с маленькой (строчной) буквы и в конце можно поставить либо запятую или точку с запятой. Если элементы списка состоят из одного слова, то допускается использование только запятой, но слова не должны начинаться с большой (заглавной) буквы.
Какая ошибка у многих? Авторы после двоеточия начинают писать каждый элемент с большой буквы и в конце ставить точку с запятой.

Важно! В перечнях нельзя писать после точки с запятой заглавную букву – должна быть только маленькая.

Пример 4. Нумерация в тексте

Из каких цветов состоит радуга:

  1. Красный.
  2. Оранжевый.
  3. Желтый.
  4. Зеленый и т.д.

Это нумерованный список, где после цифры стоит точка. Нельзя следом писать элементы списка с маленькой буквы (это одна из распространенных ошибок).

Только заглавная буква и в конце ставится точка, потому что после запятой нужна маленькая буква. Все элементы списка с цифрой нужно писать с большой и в конце использовать только точку.

Пример 5. Неправильное написание после цифр

Как нельзя оформлять список для сайта:

  1. через дефис или тире;
  2. с маленькой буквы после точки;
  3. с отступом в абзаце;

Специально в этом списке не ставлю запятую, ведь следом идет точка. Если мы используем список с буквами или цифрами со скобками, то точки не ставятся и последующий текст начинается со строчной буквы.

Важно! Если в перечне используется несколько предложений, которые разделяются между собой точкой, то в конце каждого элемента списка рационально ставить точку. Такой список будет начинаться с заглавной буквы.

В примере 1 и 2 у нас элементы списка усложнены, добавлены запятые, такой перечень всегда заканчивается точкой с запятой или точкой, запятую в таких случаях ставить нельзя.


Пример 6. Низшие уровни списков

Сейчас мы рассматриваем правила оформления перечней, которые важно запомнить и использовать в своей работе:

  • копирайтерам и рерайтерам;
  • авторам своих блогов;
  • всем пишущим людям, которые сделали тексты своим источником дохода.

В примере 6 перед перечнем идет большое предложение и в конце стоит двоеточие, это означает, что нужно использовать только более низшие уровни членения с оформлением в виде маркера, маленькой буквы со скобкой (в правилах русского языка есть еще тире). Для сайтов тире не подходит, для него не прописан тег специальный.

Пример 7. Самостоятельное предложение

Для поступления в ВУЗ необходимо подавать такие документы:

  • аттестат о получении среднего образования;
  • вкладыш к аттестату. Обязательно добавить ксерокопии документов;
  • паспорт абитуриента.

В этом списке было включено самостоятельное предложение с заглавной буквы, но в этом случае предложение является частью перечня, потому в конце ставится точка с запятой. Хотя по правилам после слова «документов» должна быть точка, но тут составное предложение внутри перечня.

Частые ошибки авторов

  1. После точки пишут маленькую букву (это как раз нумерованные списки).
  2. В маркированном списке после точки с запятой пишут заглавную букву.
  3. Не согласовывают все элементы перечня по одному падежу. Например, если нужно поставить все элемента списка в родительный падеж, то именительный не должен встречаться.

Пример 8. Согласование времен

Чтобы идеально выполнить домашнее задание нужно соблюдение условий (т. е. соблюдение «кого? чего?» родительный падеж):

  • тишины в комнате;
  • книги и тетради на столе;
  • яркого света.

Когда все элементы перечня правильно согласованы, то список написан по правилам. Проблемы с согласованием начинаются, когда перечень содержит много громоздких предложений.

Иногда встречаются и совсем неудачные работы, мы разбираем на страницах некоторые статьи.
На перечни в текстах нужно обращать внимание обязательно. А если используйте списки в несколько уровней, то главными будут цифры с точкой, а вложения оформляются маленькими буквами со скобкой.

Чтобы правильно проанализировать списки, откройте Word и просмотрите варианты оформления.

Интересное:

Комментарии (23)

Работал с одним клиентом. Зашел разговор о списках. До этого, с другим заказчиком была договоренность, что в тексте на сайт желательно иметь два списка и маркированный, и нумерованный. Когда клиенту предложил этот вариант, он отрицательно к этому отнесся. Заявил, что нумерованных списков ни в коем разе не нужно. Уточнять я не стал. А жаль. Почему так? Почему для кого-то на сайте нормально видеть оба типа списков, а для кого-то предпочтительно только маркированные? Или это зависит от типа движка, на котором сайт, или типа сайта? Оба сайта коммерческие. Первый продавал услуги. Второй был интернет-магазин.

    Привет! Про ограничения не знаю, но может в магазине достаточно цифр и они будут только мешать. Тут я могла бы ответить, если бы был свой магазин и я тестировала разные варианты, а так не сталкивалась с этим.
    Кстати, в статьях для красивой структуры можно чередовать маркированный с нумерованным перечнем. Визуально информация воспринимается лучше. Особенно, если списки идут подряд и их разделяет лишь пара предложений. Че-то я написала статью, а самой читать ее тяжело, бывает даже запутываюсь. Тебе нормально было?

          Ответ справочной службы русского языка
          После абзацев — элементов перечня ставится:
          а) запятая, если абзацы-элементы очень просты;
          б) точка с запятой, если элементы не совсем просты, со знаками препинания внутри, обозначены номером-цифрой с закрывающей скобкой, строчной буквой с закрывающей скобкой;
          в) точка, если элементы обозначены номером-цифрой с точкой, прописной буквой с точкой, а также номером-цифрой с закрывающей скобкой,т. е. точке после обозначения элемента или прописной букве в начале элемента соответствует точка в конце элемента.

            Лена, а если не правилам, то мне редактор с одной маркетинговой конторы, с которой сотрудничаю, сказала: интернет не любит знаки препинания в списках. Отсюда сделал вывод. Если статья, знаки препинания нужны, если текст для лендинга, то просто перечисление списком без знаков. Еще мне попеняли за знаки препинания в списках для текстов рассылок. Редактор — автор со стажем и практическим опытом. Ей верю на 95%.

              Если редактор советует писать не по правилам русского языка даже в рассылках, Олег, ну, я не знаю, как ты можешь этому верить. 🙂 Это спорно, просто они так хотят, писать не по правилам. Это их личные заморочки, а русский язык превыше заморочек редактора агентства. Есть правила, они для всех одинаковы, остальное — отсебятина.

                Я ведь сказал, что поверил на 95%. Потом ко мне пришли «бюрошники» с заказом на тему высоковольтная энергетика. Очень дорогой заказ. Мы хорошо работали и спорили, и все получилось довольно плодотворно. Так вот я задал им этот вопрос. И ты знаешь они подтвердили, что знаки препинания в тексте обязательны в любом. А вот про лендинг они мне так путного ничего и не сказали. Вот я и думаю, что как ставил их, так и буду делать. А по возможности использовать нумерованные списки, чтобы оканчивались точкой, а не точкой с запятой.

    Однородные члены предложения, не соединенные союзами, разделяются запятыми: Холодом, пустотой, нежилым духом встречает дом (Сол.); Впереди цветение вишенья, рябины, одуванчиков, шиповника, ландышей... (Сол.); Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив (Пауст.); Щербатова рассказывала о своем детстве, о Днепре, о том , как у них в усадьбе оживали весной высохшие, старые ивы (Пауст.); Разглядывая его [Давыдова], я вспомнил о Пржевальском о , старинных исследователях Гоби и Сахары, о генералах , потерявших в песках многотысячные армии, обо всей детской романтике , какой была насыщена пустыня в мои школьные годы (Пауст.); Сейчас ей хотелось запомнить на всю жизнь этот городок , гостиный двор с желтыми облупившимися сводами, голубей на базаре, зеленую вывеску трактира «Чай да сахар!», каждую щепку на горбатой мостовой (Пауст.). Если последний член перечня присоединяется союзом и , то запятая перед ним не ставится: Он [ветер] приносит холод, ясность и некоторую пустоту всего тела (Пауст.); На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки, цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожников, колокольчиков, лютиков и десятков других цветущих трав (Пауст.).

    Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, разделяются запятыми: Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв, а только разрывающая сердце нежность (Пауст.); После разлуки с Лермонтовым она не могла смотреть ни на степь, ни на людей, ни на попутные села и города (Пауст.).

    Не разделяются запятой однородные члены предложения, скрепленные одиночными соединительными и разделительными союзами: Теплоход стал поперек реки и дал течению развернуть его вниз по ходу (Расп.); Поддержит он Уздечкина или не поддержит? (Пан.). При наличии противительного союза запятая ставится: Он поймал взгляд Листопада, но не остановился (Пан.).

    При различных комбинациях союзного и бессоюзного сочетания однородных членов предложения соблюдается правило - если однородных членов больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени (Гонч.); Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне (Ч.). При наличии только двух однородных членов запятая обычно не ставится (даже если союз и повторяется дважды), особенно если их сочетание представляет собой смысловое единство: И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом (П.). Если же особо подчеркивается раздельность однородных членов предложения, то запятая ставится: Все напоминало об осе­ни: и желтые листья, и туманы по утрам .

    При двукратном повторении других союзов, кроме и , запятая ставится всегда: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь (М. Г.); Он готов был поверить, что приехал сюда не вовремя - или слишком поздно, или рано (Расп.); Из большой комнаты в "номерах", занятой офицерами, доно­сились то дружный хохот, то рыдающие стоны гитары и нестройное пение (Пауст.); Они [лампы] лишь подсвечи­вали то стены пещерного зала, то наиболее красивый сталагмит (Сол.).

    При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз и дей­ствует локально, только внутри групп): Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде (Фед.); Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий (Гейч.); Книги по геогра­фии и туристские справочники, друзья и случайные знако­мые твердили нам, что Ропотамо - один из самых краси­вых и диких уголков Болгарии (Сол.).

    Примечание. В предложениях с однородными члена­ми и союзами при них возможно употребление одних и тех же союзов, по поставленных на разном основании (меж­ду разными членами предложения или их группами). В таком случае при расстановке знаков препинания учитыва­ются эти разные позиции союзов: ...Везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли ее, что она хорошая, ми­лая, редкая (Ч.) - в этом предложении союзы и нельзя считать повторяющимися, так как они объединяют разные члены предложения (весело и дружелюбно, встречали и уверяли ); это одиночные союзы, объединяющие; пары раз­ных членов предложения. В примере ...Никто больше не нарушал тишину протоков и рек, не обрывал блесной хо­лодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем луч­ше всего восторгаться без слов (Пауст.) первое и объеди­няет зависимые от слова тишину словоформы протоков и рек , второе и замыкает ряд однородных сказуемых (не на­рушал, не обрывал и не восторгался ).

    Однородные члены предложения, объединенные попарно, могут входить в другие, более крупные группы, в свою очередь имеющие союзы. Запятые в таких группах ставятся с учетом всего сложного единства в целом, например учитыва­ются противопоставительные отношения между группами однородных членов предложения: Отец Христофор, держа широкополый цилиндр, кому-то кланялся и улыбался не мягко и умилительно, как всегда, а почтительно и натя­нуто, что очень не шло к его лицу (Ч.). Учитывается и разный уровень соединительных отношений: В них [лавоч­ках] найдешь и коленкор для саванов и деготь, и леденцы и буру для истребления тараканов, - но не отыщешь ничего свежего, горячего, ничего здорового! (М. Г.) - здесь, с одной стороны, объединяются словоформы коленкор и де­готь, леденцы и буру , а с другой - эти группы, уже на правах единых блоков, составляют группу, объединенную по­вторяющимся союзом и ; запятая при такой комбинации фик­сирует членение первого уровня.

    Примечание. Могут быть и другие блоки однородных чле­нов предложения, не столько структурные, сколько семанти­ческие, когда группа образуется на основе смыслового един­ства: Письмо было холодное; она со слезами несколько раз перечитывала его и мяла и комкала, но оно не стало теплее от этого, а только взмокло (М. Г.) - члены предложения и мяла и комкала как единое целое, образованное в результате сходства семантики, соединяются со сказуемым перечитывала совершенно иного семантического плана, именно поэтому за­пятая здесь не ставится и союзы и рассматриваются как каче­ственно неоднозначные: первое и соединяет сказуемое перечи­тывала и сочетание мяла и комкала , второе и оказалось внут­ри сочетания.

    При однородных членах предложения, кроме одиноч­ных или повторяющихся союзов, могут употребляться пар­ные союзы, которые членятся на две части, располагающиеся при каждом члене предложения: не столько... сколько, как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не то чтобы... а (но), насколько... настолько . Запятая ста­вится всегда перед второй частью таких союзов: Грин любил не столько море, сколько выдуманные им морские по­бережья... (Пауст.); Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно (Гонч.); Гово­рят, что летом Созополь наводняют курортники, то есть не то чтобы курортники, а отдыхающие, приехавшие провести отпуск у Черного моря (Сол.); Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна (Кав.).

    Между однородными членами предложения (или их группами) может ставиться точка с запятой, особенно если есть внутренние выделения: Оказывается, существуют тонкости. Надо, чтобы костер был, во-первых, бездымен; во-вторых, не очень жарок, а в-третьих, в полном безветрии (Сол.). Необходимость точки с запятой усиливается, если члены предложения распространены: И те и другие его уважали за его отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллингтоном у Людовика-Филиппа; за то, что он всюду возил с собой настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами; за то, что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал... (Т.).

    Между однородными членами предложения может ставиться и тире - при пропуске противительного союза: Зоя ветрена не от заурядности и испорченности - от одиночества, безысходной тоски по настоящей любви (газ.); Не небесам чужой отчизны - я песни родине слагал (Н.); при резком и неожиданном переходе от одного действия или состояния к другому (обычно при обозначении сказуемым быстрой смены действий или неожиданного результата): Попадаются ему шлагбаумы - и надолго задерживают его (Влад.); Прошуршал какой-то бумагой на столе - газету, что ли, свернул, встал и вышел из купе (Шукш.).

    Однородные члены предложения, соединенные без союзов, разделяются тире, если они образуют градационные ряды. Чаще всего это наблюдается в заголовочных конструкциях: Слово - дело - результат (газ.); Педагог - коллектив - личность (Сухомлинский); Пьеса - издательство - сцена (газ.).

    Однородные члены предложения и различные их комбинации могут парцеллироваться, и тогда используется знак точка: А потом были длинные жаркие месяцы, ветер с невысоких гор под Ставрополем, пахнущий бессмертниками, серебряный венец Кавказских гор, схватки у лесных завалов с чеченцами, визг пуль. Пятигорск , чужие люди, с которыми надо было держать себя, как с друзьями. И снова мимолетный Петербург и Кавказ , желтые вершины Дагестана и тот же любимый и спасительный Пятигорск. Короткий покой , широкие замыслы и стихи, легкие и взлетающие к небу, как облака над вершинами гор. И дуэль. И последнее , что он заметил на земле, - одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял (Пауст.).

    При наличии обобщающих слов при рядах однородных членов предложения знаки препинания зависят от места обобщающих слов по отношению к перечислительному ряду.

    Если обобщающие слова предшествуют перечислению, то после них ставится двоеточие: В приемном пункте их было трое, три женщины : одна на приемке белья, другая на выдаче, третья на выписке квитанций и получении денег (Рыб.); Рыбак-подледник бывает разный : рыбак-пенсионер, рыбак-рабочий и служащий, рыбак-военный, рыбак-министр, так сказать, государственный деятель, рыбак-интеллигент (Сол.); О нем писали много и все по-разному : то с восторгом, доходящим до поклонения, то с недоумением, а то с издевкой (газ.); В этом рассказе вы найдете почти всё, о чем я упоминал выше : сухие дубовые листья, седого астронома, гул канонады, Сервантеса, людей, непоколебимо верящих в победу гуманизма, горную овчарку, ночной полет и многое другое (Пауст.); Точно по включении волшебного тока, врываются звуки : голоса, говорящие вместе, треск расколотого ореха, полушаг небрежно переданных щипцов (Наб.).

    Обобщающие слова, заключающие перечислительный ряд, отделяются тире: Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают - всё это было медное (Пауст.); Художники Архипов и Малявин, скульптор Голубкина - все из этих рязанских мест (Пауст.); И эти поездки, и наши с ней разговоры - всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской (Бек.); И то, что в первый раз я увидел настоящего матерого лося, и то, что впервые придется губить огромное живое существо, и то, что это было красиво, как он шел через заиндевевший лес, - всё это заставило меня потерять понапрасну три или четыре секунды (Сол.); Теплый дощатый дом, окруженный сухим бурьяном, длинные дни, гром редких выстрелов по диким уткам, пять ящиков с книгами (из них был прочитан только один) - всё это осталось позади, скрытое черной водой (Пауст.).

    Двоеточие после обобщающих слов перед перечислением однородных членов и тире после перечисления ставятся, когда перечислением предложение не заканчивается, в том числе и тогда, когда после перечисления повторяется обобщающее слово: Повсюду : в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах - происходили шумные разговоры (Гарш.); Всё : быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обиде, вопрос девушки о платье, которое надо изготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия - всё болезненно раздражало рану, казалось оскорблением (Л. Т.); Всё : и подлунные холмы, и темно-красные клеверные поля, и влажные лесные тропинки, и закатное пышное небо - весь окружающий меня мир казался мне прекрасным (Сол.). То же при вхождении однородных членов в одну из частей сложного предложения: В несколько минут он мог нарисовать всё, что угодно : человеческую фигуру, животных, деревья, здания - всё выходило у него характерно и живо (Бек.).

    Примечание . В речи деловой и отчасти научной двоеточие может ставиться перед перечислением и без обобщающего слова: На собрании присутствовали: студенты, аспиранты, преподаватели .

    В художественном и публицистическом текстах такой знак препинания крайне редок. Он возможен лишь в тексте с вкраплением элементов научной речи с целью предупреждения о последующем перечислении: Как свидетельствует полистовая «вкладная надпись» на книге, сделанная после смерти Ибрагима Ганнибала, она каким-то чудом очутилась в... Опочке у местного священника Петра Погонялова. Но главное чудо не в этом, а в том, что в кожаной обложке книги теперешним владельцем ее недавно были обнаружены двадцать шесть писем и других подлинных документов А.П. Ганнибала! Среди них: «Эестракт [сжатое изложение. - С. Г.] о состоянии Псковской крепости в 1724 году», письмо 1756 года, адресованное опочецкой помещице Василисе Евстигнеевне Богдановой, которую он величает своей благодетельницей, и ответное письмо Абраму Петровичу о покупке у нее для Петровского «девяти крестьян мужеска и женска полу из сельца Брюхова» (Гейч.); ср.: Великие гуманисты того времени подняли голос против турок. В защиту болгар выступили Виктор Гюго, Чарлз Дарвин, Оскар Уайльд, Лев Толстой, Федор Достоевский, Д.И. Менделеев, В.М. Гаршин, В.В. Верещагин (Сол.).

    Однородные члены предложения могут отделяться от обобщающего слова знаком тире (вместо обычного в таком случае двоеточия), если они выполняют функцию приложения со значением уточнения: Поэтому после него [дождя] начинают буйно лезть грибы - липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки (Пауст.).

    Если однородные члены находятся в середине предложения и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, тире ставится с двух сторон: Всё, что могло приглушить звуки, - ковры, портьеры и мягкую мебель - Григ давно убрал из дома (Пауст.); Всем - и Родину, и обоим Лычковым, и Володьке - вспоминаются белые лошади, маленькие пони, фейерверки, лодка с фонарями (Ч.); Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий (Пауст.). (Однородные члены предложения выступают как вставка.)

    Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире сказалась и на оформлении однородных членов предложения с обобщающими словами: в современной практике печати тире часто ставится и после обобщающих слов: К полудню над тусклой водой началось далекое нагромождение Баку - серых гор, серого неба, серых домов, покрытых заплатами яркого, но тоже серого солнечного света (Пауст.). Такое употребление знака можно признать допустимым: На эту карту нанесены все приметы - сухая сосна у дороги, межевой столб, заросли бересклета, муравьиная куча, снова низинка, где всегда цветут незабудки, а за ней сосна с вырезанной на коре буквой «о» - озеро (Пауст.); Мне пригодилось всё - и псковское детство, окрашенное бессознательным стремлением понять и почувствовать духовный мир старшего поколения, и московское отрочество, когда, срываясь и оступаясь, я все же не переставал прислушиваться к голосам, доносившимся из этого заветного мира (Кав.); Вдоль фигуры [на странице книги] тщательно перечислены все названия философского камня - великий магистериум, красный лев, единственная тинктура, жизненный эликсир (Кав.); Всё волновало тогда его ум - и луга, и нивы, и лес, и рощи, в «часовне ветхой бури шум, старушки чудное преданье» (Гейч.); Сейчас мы исследуем так называемые вызванные магнитные поля мозга, т.е. его магнитный ответ на предъявленный человеку раздражитель - звук, вспышка света, слабый электрический ток (журн.); Доказано, что, исследуя слабые физические поля организма - магнитное, электрическое, тепловое, акустическое, радиоизлучение, - можно получать интересную информацию (журн.); Все эти слова - и окоем, и стожары, и льзя, и глагол «сентябрит» (о первых осенних холодах) - я услышал в обыденной речи от старика с совершенной детской душой, истового труженика и бедняка, но не по бедности, а потому, что он довольствовался в своей жизни самым малым, от одинокого крестьянина села Солотчи... (Пауст.); Люся всё забыла - и воскресники по весне, когда заготавливали дрова, и поля, где работала, и завалившегося Игреньку, и случай у черемухового куста, и многое-многое другое, - что было еще раньше, забыла совсем, до пустоты (Расп.); Во время ненастья начинаешь ценить простые земные блага - теплую избу, огонь в русской печи, писк самовара, сухую солому на полу, застланную грубым рядном для ночлега, усыпительный шум дождя по крыше и сладкую дремоту (Пауст.); ...Я ищу встречи со всем, что было связано с Блоком , - с людьми, обстановкой, петербургским пейзажем (Пауст.); Там жили люди, коричневые от солнца , - золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины, веселые и нежные, как дети, но прежде всего - моряки (Пауст.); В гостинице пахло XVII веком - ладаном, хлебом, кожами (Пауст.); Всё, что схватывает глаз , - лес, барка, рядки березок - выросло за ночь, вытянулось вверх и помолодело (Лип.); Мы пошли гулять, и я стал рассказывать Вале обо всём сразу - арабский разряд, университет, «серапиона» (Кав.); И куда всё так скоро ушло - и беспросветная бесконечная тьма в небе, и дождь, и ночные тревоги, и страхи, - нельзя было представить (Расп.); Это в конце концов почувствовал и Митяй и отстал от него. Саню же всё в это яркое утро приводило в восторг - и то, как обрывались с кедра и шлепались о шалаш капли дождя; и то, как умиротворенно и грустно, вызывая какую-то непонятную сладость в груди, затихал костер; и ту, как дурманяще и терпко пахла после дождя лесная земля; как все больше и больше выбеливалась низина, куда им предстояло идти; и даже то, как неожиданно дурноголосо, напугав их, закричала над головами кедровка (Расп.).

Однородные определения разделяются запятой, неоднородные - не разделяются. Определения могут быть однородными или неоднородными в зависимости от их семантики, места расположения и способа выражения.

    Определения-прилагательные, обозначающие разные признаки предмета, не являются однородными: Большие стеклянные двери были распахнуты настежь (Кав.) - обозначение размера и материала; Бывшая елисеевска я столовая была отделана фресками (Кав.) - обозначение временного признака и признака принадлежности; Толстая черновая тетрадь, в которую я записывал планы и черновые наброски, была уложена на дно чемодана (Кав.) - обозначение размера и предназначения; В моем архиве нашлась желтенькая школьная тетрадка, написанная беглым почерком (Кав.) - обозначение цвета и предназначения; Леса, наискось освещенные солнцем, казались ему грудами легкой медной руды - обозначение веса и материала; Известный и отважнейший наш путешественник Карелин дал мне о Кара-Бугазе весьма нелестную письменную аттестацию (Пауст.) - обозначение оценки и формы; На дне Хотца лежат черные мореные дубы (Пауст.) - обозначение цвета и способа выделки; К чаю бригадирша подала тягучее вишневое варенье (Пауст.) - обозначение свойства и материала предмета; Из коридора вышли на узкую каменную заднюю лестницу (Дост.) - обозначение формы, материала и расположения предмета.

    Примечание . Как правило, в качестве неоднородных выступают определения, выраженные сочетанием качественного и относительного прилагательных (они и обозначают разные признаки): За церковью блестел на солнце мелкий глинистый пруд (Бун.). Как неоднородные могут быть охарактеризованы и определения, выраженные качественными прилагательными разных семантических классов: Вот на землю стали падать холодные крупные капли (М. Г.).

    Определения, обозначающие признаки одинаковые, но относящиеся к разным предметам, однородны: Талантливый студент, владевший пятью языками и чувствовавший себя во французской, испанской, немецкой литературах как дома, он смело пользовался своими знаниями (Кав.).

    Однородны определения, которые выражают схожие признаки одного предмета, т.е. характеризуют предмет с одной стороны: В зеркале появился самоуверенный, самодовольный мальчик (Кав.); Это был скучный, утомительный день (Кав.); Лена устроила ее в просторной, пустой комнате (Кав.); Зима сперва раскачивалась нехотя, как в прошлом году, потом ворвалась неожиданно, с резким, холодным ветром (Кав.). Схожесть признаков может проявиться на основе некоторого обобщения значений, например, по линии оценочности: И в эту минуту сдержанный, мягкий, вежливый Зощенко вдруг сказал мне с раздражением: - Нельзя лезть в литературу, толкаясь локтями (Кав.).

    Условия контекста могут сблизить определения на основе единства ощущений, передаваемых ими (осязания, вкуса и т.д.): В ясное, теплое утро, в конце мая, в Обручаново к здешнему кузнецу Родиону Петрову привели перековать двух лошадей (Ч.); Блаженством была прохладная, свежая, вкусная вода , мягко скатывающаяся с плеч (Кав.).

    Вхождение в синонимические отношения явно обнаруживается у художественных определений, когда то или иное прилагательное употребляется не в прямом значении: Был май, - славный, веселый май! (М. Г.); Вдали он уже вырос в сплошной, широкий звук, похожий на трение громадной щеткой по сухой земле (М. Г.); Я пожал протянутую мне большую, черствую руку (Шол.); Жестокая, студеная весна налившиеся почки убивает (Ахм.). Синонимичность, и тем самым однородность, определений подчеркивается присоединением одного из них сочинительным союзом и : В них [песнях] преобладали тяжелые, унылые и безнадежные ноты (М. Г.); Такой мизерный, серенький и лживый чиж ! (М. Г.); Утомленные, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям (М. Г.).

    Определения-прилагательные могут сочетаться с определениями-причастиями или причастными оборотами. Постановка запятой зависит в этом случае от местоположения причастного оборота. Если причастный оборот стоит на втором месте (как бы разрывает тесную связь прилагательного и существительного), то между определениями ставится запятая: Роща слушала и ощущала нечто хорошее и сильное, это ощущение наполняло ее теплом и светом, и даже старые, серыми лишаями покрытые ветви деревьев зашептали о прошлых днях (М. Г.); Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр (Шол.); На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою (Шол.); Весной, как только обогреется воздух, а с ним и наш деревенский, закрытый на зиму, промороженный за долгие зимние месяцы дом, мы переезжаем в деревню (Сол.); Солнце приобретает тусклый, несколько серебрящийся цвет (Пауст.). (Ср. иное расположение определений: серыми лишаями покрытые старые ветви; местами пересыхающая летом небольшая речушка; поросшая ольхами заболоченная пойма; видавший виды старенький «виллис»; закрытый на зиму деревенский дом; промороженный за долгие зимние месяцы деревенский дом .) Таким образом, причастный оборот, стоящий перед определением-прилагательным, относится к следующему за ним сочетанию определения-прилагательного и определяемого слова: Каждый раз появлялась и снова тонула в кромешном мраке припавшая к широким балкам степная станица (Пауст.); В одну из ночей в начале апреля сорок третьего залитые талыми водами пойменные луга между Севским и Юрасовым хутором, затем далее к Сенному (как видите, даже название села говорило о том, чем богато и примечательно место) отражали холодное сияние луны, пырявшей в бегущих редких облаках... (Пауст.); Сергей увидел плавающие в воздухе белые листки тетради (Вороб.).

    Примечание . Если причастный оборот приобретает уточнительный оттенок значения, он, располагаясь между определением-прилагательным и определяемым словом, обособляется: Брат не отрывал от ее лица голубых, теперь словно лучащихся, огромных глаз (ср.: ... голубых, теперь словно лучащихся глаз ).

    Запятая ставится при сочетании согласованных и несогласованных определений (несогласованное определение помещается во второй позиции): Между тем в приземистой, с коричневыми стенами зимовке Клюшиных действительно горела пока слегка увернутая семилинейная лампа (Бел.); Она сняла со стола толстую, с бахромой скатерть и постелила другую, белую (Нил.).

    Определения, стоящие после определяемого слова, независимо от их значения, выступают в качестве однородных: в постпозиции каждое из определений снабжается самостоятельным логическим ударением: Слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко (Бун.).

    Примечание 1 . Если данные определения не тесно связаны по смыслу с определяемым словом, то они одновременно становятся и обособленными, о чем свидетельствует естественная пауза после определяемого слова: Блестел на солнце пруд, мелкий, глинистый ; На землю стали падать капли, холодные, крупные ; Построили дом, красивый, двухэтажный .

    Примечание 2 . Запятыми не разделяются постпозитивные определения в терминологических сочетаниях: астра ранняя махровая , пшеница озимая морозостойкая . Кроме того, иногда не разделяются запятыми постпозитивные определения в ритмизированной (поэтической) речи: И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу (Бл.).

    Определения, связанные пояснительными отношениями, разделяются запятыми, хотя они и неоднородны, так как второе из них раскрывает содержание первого: Он... осторожно ступал по блистающей проволоке с новым, свежим чувством восторга (Гран.) - здесь новый в значении "свежий"; без запятой, т.е. при снятии пояснительных отношений, окажется новый смысл: "было уже «свежее чувство восторга» и появилось новое" (логическое ударение одно: новое свежее чувство, но новое, свежее чувство); - Приюти сиротку, - вступил третий, новый голос (М. Г.) - определение новый поясняет определение третий; Нет у природы более талантливых и менее талантливых произведений. Делить на те и другие их можно только с нашей, человеческой точки зрения (Сол.); На каждом семинаре была своя, особенная атмосфера (Кав.); Заметив, что на нем легкий бархатный пиджак, он подумал и велел подать себе другой, суконный сюртук (Дост.) .

    В зависимости от значения приложения, не соединенные союзами, могут быть однородными и неоднородными. Приложения, стоящие перед определяемым словом и обозначающие близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны, являются однородными и разделяются запятыми: лауреат Нобелевской премии, академик А.Д. Сахаров - почетные звания; доктор филологических наук, профессор С.И. Радциг - ученая степень и звание; обладатель Кубка мира, чемпион Европы - спортивные звания; олимпийский чемпион, обладатель «золотого пояса» чемпиона Европы, один из самых техничных боксеров, кандидат технических наук, профессор - перечисление разных званий.

    Если приложения обозначают разные признаки предмета, характеризуют его с разных сторон, то они неоднородны и запятыми не разделяются: первый заместитель министра обороны генерал армии - должность и воинское звание; главный конструктор проектного института по строительному машиностроению для сборного железобетона инженер - должность и профессия; генеральный директор производственного объединения кандидат технических наук - должность и ученая степень.

    При сочетании однородных и неоднородных приложений соответственно расставляются и знаки препинания: заведующий межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики доктор педагогических наук, профессор; заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, двукратная обладательница Кубка мира студентка Института физкультуры; заслуженный мастер спорта, абсолютный чемпион мира студент Института физкультуры .

    Приложения, стоящие после определяемого слова, независимо от передаваемого ими значения (каждое из них имеет логическое ударение) разделяются запятыми, к тому же они обязательно обособляются: Людмила Пахомова , заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, неоднократная чемпионка мира и Европы, тренер; Н.В. Никитин , доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР, автор проекта Останкинской телевизионной башни; С.П. Королев , конструктор первых ракетно-космических систем, основоположник практической космонавтики, академик .


Перечни оформляются по общим правилам:
  1. римские цифры употребляются без скобок. После римских цифр ставится точка, а первое слово пишется с прописной буквы;
  2. после строчных букв (которые употребляются только со скобкой) и арабских цифр со скобками точка не ставится и первое слово пишется со строчной буквы;
  3. в конце рубрики, вводимой строчной буквой или арабской цифрой со скобкой, ставится точка с запятой (кроме последней).
Перечень может оформляться внутри абзаца. Перед перечислением в таком случае ставится двоеточие, используются строчные буквы или арабские цифры (с закрывающей скобкой). Первое слово в перечне пишется со строчной буквы, каждое положение отделяется друг от друга точкой с запятой. Например:
Почти каждая из тем сочинений может оказаться: а) исторической: Историзм прозы А. С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»); Человек и его время в прозе А. И. Солженицына; б) этической: Нравственная проблематика в «школьной» прозе последних лет; в) публицистической: Война как трагедия народа в современной русской прозе; г) философской: Проблема добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Перечень может оформляться и путем абзацного членения. В этих случаях могут использоваться арабские цифры без скобок (после которых ставится точка), первое слово пишется с прописной буквы, а в конце ставится необходимый знак препинания (точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак). Например:
Культура речи
  1. Речевая культура. Речевой этикет.
  2. Языковые нормы.
  3. Точность речи.
  4. Логичность речи.
  5. Основные черты информационной речи.
  6. Чистота речи.
  7. Речь, призывающая к действию.
  8. Выразительность речи.
  9. Убеждающая речь.
  10. Уместность речи.
  11. Стили русского литературного языка.
Если перечень одноступенчатый, то он может оформляться несколькими способами.
  1. способ
Фраза, которая вводит перечень, является конструкцией, продолжающей рубрики. После нее ставится двоеточие, пункты перечня сопровождаются ограничительным тире, начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой:
Основные части сочинения-отзыва:
  • мнение автора сочинения о прочитанном;
  • краткая характеристика произведения литературы (без подробного пересказа);
  • вывод: почему понравилось (не понравилось) данное произведение (или творчество конкретного писателя).
  1. способ
Фраза, вводящая перечень, является или законченным предложением, или конструкцией, которую продолжают рубрики. После нее ставится двоеточие; для нумерации используются либо строчные буквы русского алфавита, либо арабские цифры с закрывающей скобкой. Пункты перечня начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой:
Чтобы сочинение было написано успешно необходимы:
  1. хорошее знание текста художественных произведений;
  2. знание литературно-критических работ, посвященных этим произведениям;
  3. знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
  4. знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми течениями;
  5. умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества;
  6. владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
  7. умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
  8. наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
  9. владение языковой и стилистической грамотностью.
III способ
Предложение, вводящее перечень, - завершенное, однако в нем часто присутствуют слова, требующие уточнения: некоторые, разные, следующие и т. п. Для нумерации обычно используются арабские цифры с точкой. Пункты перечня начинаются с прописной буквы:
В простейшем виде сочинение должно освещать следующие вопросы:
  1. Автор, название книги, кем издана, где, год издания.
  2. Краткие сведения о писателе (необязательно).
  3. О чем говорится в книге (кратко).
  4. Главная мысль произведения.
  5. Главные герои. Кто из героев больше всего понравился (не понравился) и почему.
  6. Какими достоинствами или недостатками, по вашему мнению, обладает эта книга?
  7. Советуете ли прочитать книгу другим? Что дает вам чтение этой книги?
Если перечню необходимо двухступенчатое абзацное членение, то на практике применяются два варианта: 1) сначала используют римские цифры, а затем арабские (без скобки);
  1. сначала используются арабские цифры (без скобки), а затем буквы русского алфавита (со скобкой).
  1. вариант
План к теме типа «Роль портретной характеристики...»
  1. Портретная характеристика как один из главных художественных приемов в литературном произведении.
  2. Объем темы.
  3. Творческий метод (реалистическое или романтическое порт- ретирование), используемый писателем.
  4. Портретные характеристики (или характеристика) образов (образа) и их функции.
  1. Прямое портретирование (описание внешности человека).
  2. Косвенная характеристика (через деталь: одежда, интерьер, животные, образ жизни, черты характера и др.).
  1. Значение и роль портретной характеристики для раскрытия главной идеи произведения. Как портрет помогает понять психологию и поступки героев.
  1. вариант
Анализ пейзажа
  1. Пейзаж как художественный прием.
  2. Функции пейзажа в художественном произведении:
а) дополнительное средство характеристики героя;
б) социально-историческая характеристика;
в) фон, декорация;
г) для характеристики психологического состояния героя;
д) философская;
е) символическре значение;
ж) композиционное значение;
з) как внесценический персонаж, действующее лицо.
При необходимости трехступенчатого членения перечня сначала используются римские цифры, потом арабские (без скобок), затем буквы русского алфавита или ограничительное тире.
План сравнительной характеристики героев
  1. Вступление. Проблематика и идейная направленность произведения.
  2. Образы, помогающие раскрыть главную идею произведения. Противопоставление образов.
  1. На каком основании можно сравнить образы:
а) по половому признаку (все темы типа «Женские образы...»);
б) по сходству черт характера (положительных или отрицательных);
в) по социальному положению (дворянство, купечество, «маленький человек», чиновничество, босяки, люмпены);
г) по роду занятий (помещик, крестьянин, студент, солдат, рабочий, офицер и т. п.);
д) по национальному признаку;
е) по мировоззрению;
ж) по принадлежности к одному и тому же поколению, эпохе.
  1. Что отличает их друг от друга (отличия могут быть проведены по тем же пунктам).
  2. В чем смысл сравнения образов (либо противопоставление, либо взаимодополнение).
  3. Значение образов для развития действия произведения.
  4. Характеристика образов друг друга (если есть).
  5. Как автор относится к этим героям (авторская оценка образов).
  1. Роль и значение сравниваемых образов для раскрытия главной идеи произведения.

Ошибки в оформлениях списков не так бросаются в глаза, как грамматические или стилистические, но лучше не делать их вообще. Предлагаем краткий ликбез по использованию этих структурных элементов текста.

Оформление списков по «Справочнику издателя и автора»

Варианты и правила оформления перечней в тексте подробно изложены в «Справочнике издателя и автора» Аркадия Мильчина и Людмилы Чельцовой.

Выделение элементов в списках

Арабские цифры со скобкой. Используем, если список состоит из большого числа элементов или является частью сложного буквенного списка.

По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи:

1) повествование,
2) описание,
3) рассуждение.

Строчные буквы со скобкой. Используем, если в тексте уже есть списки с цифровым обозначением элементов.

В зависимости от цели высказывания выделяют три вида предложений:

а) повествовательные,
б) вопросительные,
в) побудительные.

Типографские знаки (черточки, ромбики, буллиты и т. д.). Используем, если в тексте уже есть цифровые и буквенные списки. Особенность таких списков - в них можно менять порядок перечисляемых элементов без потери смысла.

Экранизации произведений Островского постсоветского периода:

  • На бойком месте (1998),
  • Дикарка (2001),
  • Анна (2005),
  • Снегурочка (2006),
  • Без вины виноватые (2008).

Многоуровневые перечни

Мильчин и Чельцова предлагают следующую схему обозначения элементов по старшинству: римские цифры с точкой → арабские цифры с точкой → строчные буквы со скобкой.

Выбор способа обозначения абзацев перечня определяется:

I. Объемом и структурой абзацев
1. Если абзацы велики, состоят из самостоятельных предложений, рекомендуются
а) цифры-номера с точкой,
б) прописные буквы с точкой.

В нормативно-технических документах допускается другой вариант оформления многоуровневых списков: арабские цифры с точками → строчные буквы со скобкой → знак длинного тире (-)

1.2.1. На согласование и введение документа в действие заказчику должны представляться:

а) когда документ издает разработчик:
- лист утверждения подлинника (2 экз.);
- копия документа (1 экз.).

Знаки препинания в конце фразы перед списком

Двоеточие. Если список разъясняет предшествующую ему фразу или выступает логическим ее продолжением.

Витамин А благотворно воздействует на кожу:

  • ускоряет клеточный метаболизм;
  • защищает от действия свободных радикалов;
  • способствует удержанию влаги в клетках.

Точка. Во всех остальных случаях.

Знаки препинания в конце пунктов списка

Запятая или точка с запятой. Если перечисляемые элементы состоят из одного слова или короткой фразы:

Методы коррекции фигуры:

а) массажи;
б) обертывания;

Точка. Если элементы списка состоят из одной или нескольких длинных фраз со знаками препинания:

Такие акции очень выгодны для продавца:

  1. Вероятность, что клиент не уйдет из магазина с пустыми руками, повышается. Такие предложения отлично стимулируют продажи.
  2. «Эльдорадо» проводит акции не только за свой счет. В большинстве случаев половину затрат берет на себя поставщик.
  3. Банковские организации платят магазину за возможность кредитовать клиентов в торговой точке. Иногда банки отстегивают процент за каждый оформленный кредит.

Как оформляют списки в интернет-изданиях

«Справочник издателя и автора» определяет общие нормы оформления перечней и для печатных, и для интернет-публикаций. Но это не значит, что он является абсолютным авторитетом для всех. Большинство крупных порталов руководствуются не справочником Мильчина, а собственной редполитикой.

Часто для обозначения перечисляемых элементов используются не цифры и буквы, а буллиты - маркеры списков. Такой вариант оформления можно увидеть в блоге Текстерры , на Vc.ru и на Котиках :

Буллиты на TexTerra

Буллиты на Vc.ru

Буллиты на Madcats

В блоге Модульбанка для выделения перечисляемых элементов используют абзацный отступ:

В публикациях Тинькофф-Журнала можно увидеть нумерованные списки без скобок:

В том же Тинькофф-Журнале есть список, маркерами которого выступают эмодзи-какашки:

На портале госуслуг списки оформляются через длинное тире:

В Интернет-магазине «Мосигра» элементы перечня выделяются маркерами и пишутся с большой буквы, но через точку с запятой:

Редполитика Content.Guru предусматривает два варианта оформления списков: нумерованные для инструкций и последовательных действий и маркированные для всего остального.

Если элементы списка - сложные предложения или несколько предложений, в конце каждого мы ставим точку. Если это отдельные слова или короткие фразы, обходимся вообще без знаков препинания. Примеры обоих таких списков можно увидеть в статье «Как написать текст на главную страницу сайта».

Эти советы помогут сделать списки более аккуратными и простыми для чтения.

У элементов списка должны совпадать род, число и падеж.

Если перечень завершается конструкциями «и так далее», «и тому подобное», либо их сокращенными обозначениями («и др.», «и т. д.», «и т. п.»), они не выступают новым пунктом списка, а пишутся в конце последнего пункта.

Если для оформления списка используются заглавные буквы, пункты начинаются тоже с заглавных, если прописные со скобками - с прописных.

Все списки в тексте (а еще лучше - на сайте) должны быть оформлены по одним и тем же правилам. Если ранее вы писали перечни с большой буквы и без знаков препинания, придерживайтесь этого стиля оформления и дальше. Оформление элементов внутри списка тоже не должно «скакать». Если в конце одного элемента стоит точка, другого - запятая, потом снова точка, такие списки смотрятся неаккуратно. Используйте единый стандарт оформления для всех перечней.


Что в итоге

    «Справочник издателя и автора » - самый популярный сборник правил оформления списков. Но это не канон, вы не обязаны ему следовать.

    Оформляйте списки так, как вам удобно. Разные издания и сайты оформляют списки по-разному. В качестве маркеров можно использовать даже эмодзи - если вы знаете, что вашу аудиторию это не смутит.

    Согласуйте род число и падеж элементов списка, чтобы он выглядел аккуратно.

    Не создавайте отдельную строку для фраз: «и так далее», «и тому подобное» - они пишутся в последнем элементе списка.

    Придерживайтесь одного варианта оформления списков внутри статьи. Если вы сначала будете использовать буллиты, потом тире, а потом римские цифры - читатели могут запутаться.

    Не меняйте оформление внутри списка - если после первого элемента стоит запятая, после второго не может быть точки с запятой.

Двоеточие

§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то*, а именно ), например:

      Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.

Гоголь

      Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.

Л. Толстой

      Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.

С. Аксаков

2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

      Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

Пушкин

      Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.

Л. Толстой

      Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

Лермонтов

б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

Некрасов

      Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.

Белинский

§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

      И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.

А. Н. Толстой

      Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез...

Лермонтов

      Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею...

Лермонтов

      Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Пушкин

      Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

Н. Островский

Но (без оттенка предупреждения):

      Слышу, земля задрожала.

Некрасов

§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

      Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».

Пушкин

      По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»

Пушкин

      А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»

Чехов

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

    Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
    Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
    Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
    Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

* Комментарий редакции портала

Дефисное написание составного союза как-т о (в значении "а именно") следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.

Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические - работают нормально ».

Раздельное написание составного союза как то позволяет отличить его на письме от местоименного наречия ка к-то .